Конкурентоспособность российского рынка туристических услуг: от теории к практике

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.39-44

В научной статье представлен анализ российского конкурентного рынка туристических услуг, классифицированы перспективные направления внутренних видов туризма, а также определена стратегия развития российского выездного (въездного) туризма.

Источники:

1. Официальные данные Федерального агентства по туризму. URL: https://tourism.gov.ru

2. Жуковская И.В. Современные методы исследования понятий «туризм» и «туристическая услуга»: от теории к практике // Микроэкономика. 2022. № 3. С. 38-45.

3. Шаматов И.К. Исследование рынка платных слуг мезо экономического уровня в контексте экономической нестабильности / И.К. Шаматов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2021. № 6. С. 78-82.

4. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Антироссийские санкции как фактор воздействия на социально-экономическое положение страны

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.33-38

В настоящей статье рассматриваются антироссийский санкции, введенные с 2014 г. по настоящее время. На основе открытых данных и данных статистики Росстата анализируется динамика инфляции и реальных располагаемых доходов населения. Делаются выводы о бесперспективности антироссийских санкций, и в основном не достижении поставленных инициаторами целей.

Источники:

1. Сухарев О.С. Экономическая атака на Россию и политика противодействия // Экономические стратегии. 2022. № 2. С. 40-47.

2. Политика санкций: цели, стратегии, инструменты: хрестоматия. Издание 2-е, переработанное и дополненное / [сост. И.Н. Тимофеев, В.А. Морозов, Ю.С. Тимофеева]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2020.  452 с.

3. Глазьев С.Ю. Об Украине, мерах реагирования на санкции и формировании эффективной системы управления российской экономикой. URL: https://glazev.ru/articles/165-interv-ju/100822-ob-ukraine-merakh-reagirovanija-na-sanktsii-i-formirovanii-jeffektivnoy-sistemy-upravlenija-rossiyskoy-jekonomikoy 

4. Путин подписал указ об ответе на санкции. URL: https://www.rbc.ru/politics/28/02/2022/621cecc89a79478c36273570 

5. И нам, и вам: какие последствия ждут ЕС из-за санкций против России. URL: https://iz.ru/1299635/roza-almakunova/i-nam-i-vam-kakie-posledstviia-zhdut-es-iz-za-sanktcii-protiv-rossii 

6. Россия: каково реальное влияние санкций на экономику? URL: https://www.rbc.ru/economics/28/10/2019/5db1a76a9a794744a5d6e13a

Оценка финансового потенциала и политики управления корпоративными активами АО «РУСАЛ УРАЛ»

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.24-33

В данной статье проведена оценка финансового потенциала и политики управления корпоративными активами АО «РУСАЛ УРАЛ» в условиях экономических санкций. Установлено, что на АО «РУСАЛ УРАЛ» сочетаются агрессивная политика управления текущими активами и агрессивный тип политики управления текущими пассивами. Таким образом, комплексную политику оперативного управления можно также охарактеризовать как агрессивную. АО «РУСАЛ УРАЛ» практически по всем составляющим финансового потенциала корпорации (ФПК) имеет низкие оценки, следовательно, ему можно присвоить низкий уровень ФПК. Таким образом, корпорация не является финансово стабильной. Для того, чтобы улучшить финансовое положение корпорации, увеличить его устойчивость и платежеспособность можно сменить политику управления текущими пассивами с агрессивной на умеренную, т.е. снизить долю краткосрочных кредитов в общей сумме пассивов.

Источники:

1. Безпалов В.В. Механизм реструктуризации системы управления промышленным предприятием. Издательство: КноРус. Москва, 2013. 169 с.

2. Ксенофонтова Х.З., Филатов В.В., Мишаков В.Ю., Нечаев Б.П., Осинская Т.В., Панов С.А. Трансформация структуры знаний руководителей промышленной компании – источник развития их новых компетенций: региональный аспект. Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2020. № 4 (388). С. 157-164.

3. Филатов В.В., Дорофеев А.Ю., Деева В.А., Князев В.В., Кобулов Б.А., Кобиашвили Н.А., Мухина Т.Н., Паластина И.П., Руденко О.Е., Осинская Т.В. Теоретические основы проектирования систем менеджмента производственных предприятий в условиях экономической нестабильности. Москва, 2008.

4. Филатов В.В., Алексеев А.Е., Шленов Ю.В., Воробьёв Д.И., Дорофеев А.Ю., Долгова В.Н., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Фадеев А.С., Фёдоров Б.К., Шестов А.В. Машиностроительный комплекс РФ: отраслевые, региональные и стратегические аспекты развития. Курск, 2017.

Анализ потребительского восприятия в пространстве имиджеобразующих факторов. Часть 1 Позиции в сравнении с идеалом

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.5-23

Рассмотрены принципы анализа потребительского восприятия рыночных объектов (товаров, торговых марок, фирм) в имиджеобразующем пространстве с акцентом на корректность применения методов и интерпретации результатов (в части сравнения воспринимаемых позиций с потребительскими идеалами). Предложен подход к анализу, основанный на выявлении факторов, которые определяют рыночные процессы, и построении образов реальных товаров/ торговых марок/ фирм в восприятии представителей целевой группы. Обсуждаются вопросы продвижения товара/ торговой марки/ фирмы на основе анализа потребительского восприятия. Приведены примеры решения с использованием представленного подхода практических задач выявления факторов восприятия товаров/ торговых марок/ фирм, построения их образов в пространстве потребительского отношения, анализа конфигурации образов в сравнении с идеалом, разработки стратегии и существенных деталей продвижения.

Источники:

1. Айвазян С.А., Бухштабер В.М., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности. М.: Финансы и статистика, 1989. 607 с.

2. Закускин С.В. Анализ рациональных предпочтений в имиджеобразующем пространстве // Микроэкономика. 2022. №1. С.40-54.

3. Закускин С.В. Анализ потребительских идеалов в имиджеобразующем пространстве: построение идеальных образов // Микроэкономика. 2021. №3. С.22-31.

4. Закускин С.В. Анализ потребительских идеалов в пространстве имиджеобразующих факторов: постановка задачи и выявление факторов // Микроэкономика. 2021. № 2. С.19-31.

5. Закускин С.В. Учет коммерческой привлекательности при сегментации целевой группы // Креативная экономика. 2021. Том 15. № 2.

Моделирование последствий ядерного удара

DOI: 10.33917/es-4.184.2022.6-16

Риски нарастания международной напряженности резко обострили возможность ядерного конфликта. Основные геополитические игроки на международной арене фактически признали возможным и даже целесообразным применение ядерного оружия. В этих условиях крайне актуализировалась потребность моделирования последствий ядерного удара для подготовки к чрезвычайным ситуациям критического характера. В статье анализируется зарубежный опыт использования для этого цифровых симуляторов. Изложены российские взгляды на применение в этих целях агентных методов имитационного моделирования при анализе невоенных (гражданских) аспектов последствий ядерного удара.

Источники:

1. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л. Подготовка системы государственного управления России к сверхкритическим ситуациям природного и техногенного характера // Проблемы управления безопасностью сложных систем: Материалы XXIX Международной научно-практической конференции. Москва, 15 декабря 2021 г. М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. С. 99–103.

2. Агеев А.И., Бочкарев О.И., Грабчак Е.П., Логинов Е.Л. Сетецентрическая система повышенной живучести управления энергетикой России в сложнопрогнозируемых критических условиях [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2021. Т. 23. № 3 (177). С. 6–17. DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.6-17.

3. Моисеев Н.Н., Александров В.В., Тарко А.М. Человек и биосфера: Опыт системного анализа и эксперименты с моделями. М.: Наука, 1985. 271 с.

4. Ядерная зима и ее компьютерное моделирование в 80-х [Электронный ресурс] // Хабр. 2022. 28 мая. URL: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/668256/

5. Turco R.P., Toon O.B., Ackerman T.P., Pollack J.B., Sagan C. Nuclear winter: Global consequences of multiple nuclear explosions, 1984.

6. Кокошин А.А., Арбатов А.Г., Васильев А.А. Ядерное оружие и стратегическая стабильность (статья первая) // США: Экономика, политика, идеология. 1987. № 9. С. 3.

О санкциях и валютном курсе

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.184.2022.17-21

В статье подчеркивается, что заморозка российских золотовалютных резервов ранее точно прогнозировалась российскими экспертами. Обращается внимание на то, что ослабление курса рубля было одной из целей санкционного воздействия на российскую экономику со стороны западных стран. Очевидно, что прямо обратное — недопущение его обесценения и превращение рубля в устойчивую крепкую валюту — является антисанкционной мерой. При высокой зависимости российской экономики от импорта, а также в условиях, когда требуется поиск альтернативных путей для импорта (в первую очередь, для инвестиционного), что приведет к его удорожанию с соответствующими последствиями, избыточное ослабление курса может негативно сказаться на экономическом развитии, особенно в долгосрочном периоде. Кроме того, крайне важно обеспечение стабильности валютного курса.

Делается вывод, что стабильный и необесценивающийся рубль заложит основу для последовательного развития бизнеса, а также расширит возможности для применения рубля во внешнеторговых расчетах. Это особенно актуально в условиях ограничений по применению ведущих валют во внешней торговле.

Источники:

1. Ершов М.В. Санкции против РФ: механизмы нейтрализации // Экономические стратегии. 2017. № 7. С. 46–51.

2. Байден оговорился, заявив, что доллар стоит 200 рублей [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2022. 26 марта. URL: https://ria.ru/20220326/bayden-1780271172.html.

3. Санкции США против ЦБ и Минфина перекроют доступ к резервам для поддержки рубля [Электронный ресурс] // Интерфакс. 2022. 28 февраля. URL: https://www.interfax.ru/business/825191.

4. Банк России. О чем говорят тренды [Электронный ресурс] // BCS Express. 2022. 22 апреля. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/bank-rossii-o-chem-govoriat-trendy.

Быть или не быть в XXI веке человечеству?!

Науку, аналитиков, экспертов и СМИ часто роднит одно: беззаветная любовь к апокалиптическим и катастрофическим сценариям развития. И это понятно. Страх — основной базовый инстинкт человека разумного, который сразу же отключает способность думать. Ведь если бы древний человек думал, кто на него напал: саблезубый тигр или полярный волк, то нас с вами бы не было.

Ошибка Урфина Джюса, или Некоторые замечания о страновом имидже

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.184.2022.28-35

В предлагаемом материале автор обращает внимание на то, что в условиях вынужденных репутационных потерь последнего времени для России крайне актуальной становится проблема формирования привлекательного национального имиджа. Автор рассматривает положение России с точки зрения национального имиджа по сравнению с рядом зарубежных государств. На основе подходов основоположника теоретического странового брендинга Саймона Анхольта автор производит обзор состояния дел в различных сферах отечественной жизни и приходит к выводу, что наиболее перспективными направлениями формирования нового позитивного имиджа России являются сфера культуры и туристическая индустрия.

Источники:

1. Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York: Basic Books, 1990.

2. Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs Group, 2004.

3. Русские в Америке. Книга судеб / Сост. В. Левин. Минск, Смоленск, 1996. С. 190.

4. Kotler Ph., Haider D.H., Rein I.J. Marketing Places: Attracting Investment, Industry, and Tourism to Cities, States and Nations. Free

Press, 1993.

5. Ward S.V., Ward S. Selling Places: The Marketing and Promotion of Towns and Cities. 1850–2000. Taylor & Francis, 1998.

6. Anholt S. Places: Identity, Image and Reputation. London: Palgrave Macmillan, 2009.

7. Germany maintains top “nation brand” ranking, Canada and Japan

overtake the UK to round out the top three [Электронный ресурс] // Ipsos. URL: https://www.ipsos.com/en/nation-brands-index-2021.

8. The Good Country Index [Сайт]. URL: https://index.goodcountry.org/

9. The Good Country Equation: How We Can Repair the World in One Generation. Berrett-Koehler, 2020.

10. Саймон Анхольт: Проблема России в том, что ее считают обузой [Электронный ресурс] // SNOB. URL: https://snob.ru/selected/entry/56182/

11. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Определение основных причин, сдерживающих научное развитие в Российской Федерации: оценка научной  инфраструктуры, достаточность мотивационных мер, обеспечение привлекательности работы ведущих ученых» [Электронный ресурс] // FGOSVO. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/Work_materials_disscusion/sp.pdf.

Кузнец истории

Революционер, солдат, мечтатель, страстный борец за справедливость, дальновидный мыслитель и пламенный трибун, человек, не только кардинально изменивший судьбу своего народа, но и создавший новую эпоху и изменивший мир — все это легендарный команданте Фидель Кастро.