Организационно-экономические и технологические аспекты переработки твердых бытовых отходов в электроэнергию в ведущих странах Европейского союза

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.74-84

В данной статье исследованы организационно-экономические и технологические аспекты переработки ТБО в электроэнергию в ведущих странах ЕС в условиях экономических санкций. Были рассмотрены вопросы использования и применения зарубежного, в частности немецкого опыта в сфере государственного стимулирования компаний по использованию в энергетическом секторе возобновляемых источников энергии и переработке твердых бытовых отходов. Установлено, что за последние три десятилетия снизилось потребление в топливно-энергетическом комплексе Германии бурого угля с 21 до 8%, каменного угля с 15 до 8% и использование атомной энергии снизилось с 11 до 6%, а потребление газа возросло с 11 до 25%. Выявлено, что за последние несколько лет Германия является лидером в Евросоюзе по переработке ТБО и доля возврата мусора в экономический оборот в Германии составляет 66%, в то время как в странах ЕС в среднем этот показатель не превышает 46%. В том числе, в Германии отходы электронной промышленности утилизируются на 100%, а макулатура, картон и стекло перерабатывается более, чем на 85%. Проанализирована немецкая технология переработки ТБО, которая позволяет максимально эффективно использовать органические отходы для производства возобновляемых источников энергии, в том числе биогаза и удобрений для сельского хозяйства.

 
Источники:
 
1. Алексеев А.Е., Новицкий И.Ю., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Шестов А.В. Международная глобализация и трансформация понятия энергетической безопасности. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 2.     

2.     Алексеев А.Е., Новицкий И.Ю., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Дадугин М.В. Энергетическая безопасность в Европейском Союзе: проблемы «зависимости» и развития. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 3.

3.     Бондаренко А.М., Качанова Л.С., Челбин С.М. Технологические основы процесса производства гуминовых органоминеральных удобрений. Дальневосточный аграрный вестник. 2022. Т. 16. № 4. С. 93-99.

Направления развития российского туристического рынка на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.85-92

В научной статье представлены направления развития конкурентного рынка сферы услуг на примере туристских услуг Республики Татарстан. Отражена специфика рынка, обозначены ключевые задачи, представлен рейтинг наиболее востребованных бизнес-идей (стартапов) в регионе.

 
Источники:

1. Заруцкая В.С. Развитие туристического рынка России: проблемы и потенциал // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. №1. С.21-38.

2. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

3. Рагимханов А.В. Эффект синергии в исследовании конкурентоспособности предприятий на примере субъектов туристской дестинации Республики Татарстан / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 4. С. 80-85.

Некоторые аспекты организационной и финансово-хозяйственной деятельности стационара

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.93-100

В статье проанализирована деятельность многопрофильного стационара в период до и после введения противоковидных мероприятий. Дана оценка эффективности коечного фонда. Представлены отдельные показатели финансово-хозяйственной деятельности: основные показатели структуры баланса, формирование основного дохода, анализ уровня заработной платы.

 
Источники:
 
1. Сергеева Н.М. Оценка экономической деятельности медицинской организации // Региональный вестник. 2020. № 2(41). С. 95-97.

2. Яшина Н.И. Совершенствование управления финансами государственных учреждений здравоохранения / Н.И. Яшина, Е.А. Хансуварова, К.С. Яшин // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 5(452). С. 85-98.

3. Проблемы организации стационарной медицинской помощи и подходы к ее модернизации / Л.В. Руголь, И.М. Сон, В.И. Стародубов, Л.И. Меньшикова // Социальные аспекты здоровья населения. 2020. Т. 66. № 1. С. 1. Doi 10.21045/2071-5021-2020-66-1-1.

4. Чернышева Е.Н. Анализ внешней среды медицинской организации на примере ГАУЗ «Брянская областная больница № 1» / Е.Н. Чернышева, А.В. Фомина, Е.П. Макарова // Горизонты экономики. 2019. № 1(47). С. 45-54.

5. Ахмедуев А.Ш. Проблемы развития и императивы реформирования здравоохранения в России и регионах // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. №8(377). С. 1529-1546.

6. Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=249617 

7. Приказ МЗ РФ от 19 марта 2020 г. N 198н «О временном порядке организации работы медицинских организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой короновирусной инфекции COVID-19». URL:  https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73669697/

Три главных социально-экономических вызова, стоящих перед Россией, и 15 ответных шагов

За 30 лет нам не удалось создать развитую рыночную систему, социальное государство, обеспечить достойный уровень жизни подавляющей части населения. К тому же мы подорвали сохранность народа. Вместо естественного прироста населения за счет превышения рождаемости над смертностью, как это было в послевоенный период в советское время, мы имеем демографический кризис, когда смертность превышает рождаемость, идет депопуляция населения и сокращается его численность, которая уже на 3 млн человек меньше, чем в советской России, а без учета присоединения Крыма — на 5,5 млн человек.

Причина всего этого в том, что в существующей системе не создан двигатель социально-экономического развития и она не способна к устойчивому социально-экономическому росту. Сформированная за это время система государственно-олигархического капитализма с неразвитым рынком и отсталой социальной сферой пребывает в стагнации, переживает кризисы, с трудом осуществляя простое воспроизводство и с каждым годом все больше отставая от научно-технологического и социально-экономического уровня развитых стран мира и передовых развивающихся стран во главе с Китаем.

Следовало бы осуществить коренное преобразование социально-экономической системы страны — нужно провести крупные реформы, чтобы перейти к современной высокоразвитой рыночной системе с социальным государством, которое позволит нам сначала встать вровень с развитыми странами мира, а затем войти в лидирующую группу.

Построение модели прогноза курса валют на долгосрочном и краткосрочном горизонтах

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.186.2022.16-25

Прогнозирование обменной динамики рубля представляется объективно необходимым для формирования как среднесрочной финансовой стратегии отраслевых корпораций, так и общего стратегического курса на занятие лидерских позиций в отраслях делового интереса, в том числе с использованием новых финансовых инструментов, новых рынков и в целом системы стратегического планирования социально-экономического развития России. Однако в сегодняшних реалиях, по мнению большинства экспертов, с которым нельзя не согласиться, задача прогнозирования оценивается как чрезвычайно трудная и усложняющаяся тем, что запущенные кризисы непредсказуемы и характеризуются различной природой (пандемический и геополитический кризисы, расширение торговых войн и санкций). В данных условиях, когда неопределенность нарастает чрезмерно, важно обратиться к накопленному опыту: проанализировать, насколько имеющиеся модели могут быть пригодны для перспективных оценок в сложившейся конъюнктуре.

Источники:

1. Куранов Г.О. Методические вопросы краткосрочной оценки и прогноза макроэкономических показателей // Вопросы статистики. 2018. № 25(2). С. 3–24.

2. Френкель А.А., Волкова Н.Н., Сурков А.А., Романюк Э.И. Сравнительный анализ модифицированных методов Грейнджера — Раманатхана и Бейтса — Грейнджера для построения объединенного прогноза динамики экономических показателей // Вопросы статистики. 2019. № 26(8). С. 14–27.

3. Широв А.А. Макроструктурный анализ и прогнозирование в современных условиях развития экономики // Проблемы прогнозирования. 2022. № 5. С. 43–57.

4. Дмитриева М.В., Суетин С.Н. Моделирование динамики равновесных валютных курсов // Вестник КИГИТ. 2012. № 12–2(30). С. 061–064.

Как финансировать новые госрасходы: возможные механизмы в условиях санкций

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.186.2022.26-29

Санкции против РФ способствовали формированию принципиально новых условий функционирования российской экономики. Это ставит новые задачи, для решения которых требуется повышение государственных расходов. Представляется, что у российских регуляторов есть неиспользованные механизмы, применение которых обеспечит экономику новыми деньгами, не осложняя при этом положение других отраслей. В статье предложены механизмы, которые выдвигают на первый план внутренние источники формирования ликвидности для экономики. В условиях санкций они также повышают независимость денежно-кредитной политики от внешних ограничений.

Источники:

1. Комментарий Банка России по операциям на рынке государственного долга [Электронный ресурс] // Bank of Russia. 2022. 18 марта. URL: http://www.cbr.ru/eng/press/event/?id=12763.

2. ЦБ РФ // Обзор рисков финансовых рынков. 2022. № 2–3(60–61). Февраль-март.

3. Банк России. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов: Проект от 11 августа 2022 г. [Электронный ресурс] // Банк России. С. 24–25. URL: https://cbr.ru/about_br/publ/ondkp/on_2023_2025/

4. Ершов М.В. Какая экономическая политика нужна России в условиях санкций? // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 37–53.

Итоги развития мобилизационной экономики России в январе — сентябре 2022 г.: борьба за государственный суверенитет

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.186.2022.30-35

Рассматривается изменение конъюнктурного индекса «Экономических стратегий» (КИЭС) за девять месяцев 2022 г. Оценивается вклад показателей спроса и предложения в КИЭС. Проводится анализ промышленного производства.

Источники:

1. Социально-экономическое положение России в январе — сентябре 2022 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-09-2022.pdf.

2. Френкель А.А., Тихомиров Б.И., Сурков А.А. Январь — май 2022 года: Россия в условиях торможения социально-экономического развития [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2022. Т. 24. № 4. С. 90–95. DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.184.2022.90-95.

3. Информация о совещании Президента РФ с членами Правительства РФ 16 ноября 2022 г. в режиме видеоконференции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69847.

4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. 2022. 28 сентября 2022 г. URL: https://economy.gov.ru/material/file/ea2fd3ce38f2e28d51c312acf2be0917/prognoz_socialno_ekonom_razvitiya_rf_2023-2025.pdf.

5. Информация о Пленарном заседании Петербургского международного экономического форума с участием Президента РФ 17 июня 2022 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: kremlin.ru/events/president/news/68669.

Национальная сила стран мира: оценка и прогноз

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.186.2022.38-51

Данная работа продолжает проведенное ранее исследование по моделированию и оценке национальной силы стран мира. Этот интегральный показатель является наиболее информативным и популярным в мире индикатором, характеризующим совокупный потенциал конкретной страны и одновременно позволяющим сравнивать уровень ее мощи и социально-экономического развития с аналогичными показателями других государств. В свое время расчеты национальной силы осуществляли известные политические деятели, такие как стратег в области внешней политики и директор (с 1975 по 2013 г.) главного управления военных оценок министерства обороны США Эндрю Маршал [1], основатель направления политического реализма Николас Джон Спикмэн [2], один из ведущих экспертов США по вопросам внешней политики Ганс Моргентау [3], основатель теории неореализма Кеннет Нил Уолтц [4], автор теории наступательного реализма Джон Миршаймер [5] и другие. К настоящему моменту разработано несколько десятков методик оценивания национальной силы, первая из которых была предложена в 1741 г. В статье мы сначала рассмотрим наиболее известные зарубежные результаты, а затем представим собственные. На наш взгляд, важно производить расчеты интегрального показателя национальной силы на постоянной основе, а также сравнивать потенциал нашей страны с альтернативными оценками аналитических центров геополитических оппонентов.

Источники:

1. Marshall A.W. A Program to Improve Analytic Methods related to Strategic Forces // Policy Sciences. 1982. No. 15(1). P. 47–50. DOI: 10.1007/BF00143367.

2. Spykman N.J. America’s Strategy in World Politics: The United States and the Balance of Power (1942; reprint, Hamden, CT: Archon Books, 1970).

3. Morgenthau H.J. Politics among Nations: The Struggle for Power and Peace, 2nd edition. New York: Alfred A. Knopf, 1954.

Качественно новая инфраструктурная матрица России как территории безопасного солидарного развития. Новая внешнеполитическая парадигма

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.186.2022.52-65

«Мир больше никогда не станет прежним», — утверждает подавляющее большинство социально активных россиян, имея в виду под «прежним миром» планетарное сообщество до 24 февраля 2022 г. При этом судьбоносными задачами для России объявляются максимально быстрые, кардинальные, безошибочно на перспективу спроектированные трансформации всех российских систем жизнеобеспечения и ускоренной модернизации. Важнейшей из них, по мнению авторов статьи, является логистический проект, предложенный в 2006 г. академиками РАН В.А. Садовничим и Г.В. Осиповым, который в новой редакции представлен в статье как «Единая Евразия — Транссиб 2.0». Базируется он на концепции пространственной экономики, которую составляют транснациональные мегапроекты, успешно реализованные за последние 70 лет. «Единая Евразия — Транссиб 2.0» на начальной стадии предназначен для преодоления попыток Европы и США осуществить транспортную блокаду Российской Федерации. Такая блокада могла бы помешать развитию нашей страны, что привело бы к снижению жизненного уровня населения и, как предполагают недруги России, коррозии народного единства и консолидации масс с властными структурами после начала военной операции по освобождению Донбасса. В дальнейшем, после успешного решения собственно российских транспортных проблем, предлагаемый логистический проект может успешно развиваться как трансконтинентальный, связывающий разные регионы мира по новым перспективным в экономическом и политическом плане векторам и направлениям. В частности, речь может идти о сопряжении с китайским логистическим коридором «Шелковый путь», для противоборства которому на июньском саммите G7 в Южной Баварии странами «золотого миллиарда» было предложено выделить беспрецедентные инвестиции в 600 млрд долл.