Антагонизм в подходе к анализу осуществления иностранных инвестиций в стратегические общества

DOI: 10.33917/es-1.187.2023.122-129

Современная модель привлечения иностранных инвестиций требует переосмысления с позиции достижения целей развития объектов инвестирования. В статье исследуется взаимосвязь институциональных основ осуществления иностранных инвестиций в стратегические общества с процессами развития таких обществ. Автор приводит данные о наличии некоторых изъянов в институциональных основах, а также выявляет крайне незначительную исследовательскую активность в отношении исследуемого вопроса. В работе использовались такие общенаучные и специальные методы, как наукометрический метод, метод анализа текста, метод ретроспективного анализа, аналитические методы и метод системного анализа. Эмпирические материалы исследования представлены открытыми аналитическими докладами ФАС РФ, Конференции ООН по торговле и развитию. Выявлены недостатки и сформированы направления модернизации институциональных основ осуществления иностранных инвестиций в стратегические общества.

 
Источники: 
 
1. Коварда В.В., Рогов Р.А. Исследование основных проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику России [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. 2019. № 1. URL: https://esj.today/PDF/07ECVN119.pdf.

2. Жуков П.Е., Расулова Г.М. Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию на современном этапе [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. 2020. № 4. URL: https://esj.today/PDF/17ECVN420.pdf.

3. Мамедов Т.Н. Роль прямых иностранных инвестиций в экономическом сотрудничестве стран СНГ // Современная Европа. 2020. № 3(96). С. 188–195.

4. Деятельность подкомиссии по выдаче разрешений [Электронный ресурс] // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81/

5. Законопроект № 1101162-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [Электронный ресурс] // Государственная дума Федерального собрания РФ.
URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1101162-7#bh_histras.

6. Президент России подписал закон, который защитит российскую рыбодобывающую отрасль от контроля со стороны недобросовестных иностранных инвесторов [Электронный ресурс] // ФАС РФ. URL: https://fas.gov.ru/news/31362.

Механизмы разработки программ диверсификации военного производства на базе использования методов имитационного моделирования

DOI: 10.33917/es-1.187.2023.130-142

Основной целью настоящей работы является выработка теоретико-методологических положений для обоснования стратегических решений в области формирования (в условиях диверсификации военного производства и импортозамещения) планов выпуска высокотехнологичной гражданской продукции предприятиями отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

В работе рассмотрены и решены следующие вопросы:

1) проведен сравнительный анализ специфических особенностей организации производства военной продукции;

2) даны предложения по ассортименту высокотехнологичной гражданской продукции, которая может производиться в условиях диверсификации военного производства предприятиями ОПК;

3) доказана целесообразность использования имитационного моделирования при формировании и обосновании программ диверсификации военного производства;

4) сформулированы и обоснованы основополагающие принципы построения

имитационных моделей;

5) разработаны последовательность, порядок, методы и процедуры формирования среднесрочных и годовых планов экономического и социального развития диверсифицируемых предприятий ОПК в условиях диверсификации военного производства.

Научная новизна настоящей работы заключается в первую очередь в качественной оценке влияния изменения внешних

факторов на результаты и показатели деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий), проведенной с использованием имитационного моделирования как рабочего инструментария.

Источники: 
 
1. Братухин А.Г., Дмитриев О.Н., Ковальков Ю.А. Потенциал конверсии. М.: Машиностроение, 1992. 453 с.

2. Братухин А.Г., Куличков Е.Н., Калачанов В.Д. Конверсия авиакосмического комплекса России. М.: Машиностроение, 1994. 272 с.

3. Братухин А.Г., Калачанов В.Д., Яковлев С.П. Диверсификация российского авиационного промышленного комплекса. М.: МАИ, 1999. 131 с.

Подходы к выбору приоритетов в научно-технической сфере

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.5-22

В статье обобщен опыт решения задачи выбора приоритетных направлений развития науки, технологии и техники в СССР и России; обсуждаются подходы к выбору указанных приоритетов в условиях становления новой модели управления сферой науки и технологий; предложена процедура выбора приоритетов, ориентированная на согласование целей развития науки и технологий с национальными целями развития государства.

Источники:

1.     Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ). URL: consultant.ru›document/cons_doc_LAW_157978/

2.     Макаров В. Л., Львов Д.С. и др. Приоритетные направления научно-технического прогресса СССР и пути их реализации (Препринт). М.: ЦЭМИ АН СССР, 1991. 65 с.

3.     Голиченко О.Г., Оболенская Л.В., Зудина А.Б. Модель выбора приоритетов науки и техники и критических технологий // Наука в России: современное состояние и стратегия возрождения. М.: Логос, 2004. Сер.: Научные доклады. Вып. 2.

4.     Инновационные приоритеты государства / Под ред. А. А. Дынкина и Н. И. Ивановой. М.: Наука, 2005. 274 с.

5.     Миндели Л.Э., Остапюк С.Ф., Фетисов В.П. Прогноз и приоритеты фундаментальной науки России. М.: ИПРАН РАН, 2019. 312 с.

6.     Шепелев Г.В. О приоритетах научно технологического развития // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2 №3. С. 16-36.

7.     Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

8.     Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

Концептуальный подход к формированию стратегии управления энергопотреблением природного газа на промышленном предприятии

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.23-28

В настоящее время весьма актуальным является направление формирования стратегии управления потреблением природного газа на промышленном предприятии, так как природный газ играет важную роль в топливно-энергетическом балансе и является универсальным и экологически чистым энергетическим ресурсом.

Проведение исследований авторов базировалось на системном анализе и синтезе показателей потребления природного газа промышленным предприятием на современном этапе развития. Предложен концептуальный подход к формированию стратегии управления потреблением природного газа промышленным предприятием, который позволяет оценивать эффективность формирования стратегии потребления природного газа, и дает возможность рассматривать не только достигнутые технико-экономические показатели и отклонения от запланированных, но и способы устранения этих отклонений.

Источники:

1. Aaker D. Strategic market management / Per. from English. ed. S.G. Bozhuk. St. Petersburg: Piter, 2011. 496 p.

2. Abdul Leyla. How Denmark Paved the Way to Energy Security. The Wall Street Journal. 2007. April 18. International Energy Agency Energy Data, Energy Balance Database.

3. Raju Navi. Lean Innovation: Smart Cost Technologies: [translated from English]. Moscow: Olimp – Business, 2018. 416 p.

4. Kirshina I.A. Formation of the mechanism of strategic management of natural gas consumption by industrial enterprises. Microeconomics. 2022;3:12-20. (In Russ.).

5. Koksharov V.A., Kirshina I.A. Conceptual approach to the formation of a strategy for the effective use of natural gas by an industrial enterprise. Bulletin of the Perm University. Ser. «Economy». 2020;15(4):587-606. (In Russ.).

6. Maksimov V. Each production has the potential to improve efficiency. Energorynok. 2010; 04(76):77-78. (In Russ.).

7. Nikiforov G.V., Zaslavets B.I. Energy saving at metallurgical enterprises. MSTU, 2000. 126 p.

8. Anufriev V.P. Ecological and economic assessment of the rational use of energy resources in the Kyoto Protocol system: diss. … Dr. Econ. Sciences / Anufriev Valery Pavlovich. Novosibirsk, 2006. 314 p.

9. Anufriev V.P. Energy efficiency is a complex problem. Academy of Energy. 2009;5 (31):36-40. (In Russ.).

10. Belyaev L.S. World energy: state, problems, prospects. M.: ID «Energy», 2007. 664 p.

Институциональные основы формирования стоимости современного бизнеса: категориальный аппарат исследования проблемного поля

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.29-35

В статье анализируются разные исследовательские алгоритмы изучения институциональных основ процесса формирования стоимости современного бизнеса. Автор акцентирует внимание на проблеме неупорядоченности категорий данного направления экономической мысли. В научной и нормативно-правовой литературе при описании экономических явлений и процессов, связанных с понятием «стоимость», используется ряд категорий (цена, стоимость, себестоимость, затраты, экономическая ценность), которые часто используются как синонимы. Неточность и неопределенность категориального аппарата в рамках изучаемого вопроса связаны с институциональными моментами.

1. Коуз Р. Фирма, рынок и право [пер. с англ.: Б. Пинскер]. Москва: Фонд Либеральная миссия: Новое изд-во, 2007. 221 с. ISBN 978-5-98379-087-2.

2.     Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация: [пер. с англ.]; [Науч. ред. и вступ. ст. В. С. Катькало]. СПб.: Лениздат, 1996. 702 с. ISBN 5-289-01816-6.

3.     Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. перс. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и научн. ред. Б.З. Мильнера. Москва: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с. ISBN 5-88581-006-0.

4.     Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. пер. с англ. К. Мартынова, Н. Эдельмана. Москва: Изд. дом Гос. ун-та – Высш. шк. экономики, 2010. 253 с. ISBN 978-5-7598-0754-4.

5.     Словарь современной экономической теории Макмиллана / Общая ред. Д.У. Пирса; пер. с англ. Москва: ИНФРА-М, 1997. 608 с. ISBN 5-86225-453-6.

6.     Словарь финансово-экономических терминов / А.В. Шаркова, А.А. Килячков, Е.В. Маркина и др.; под общ. ред. М. А. Эскиндарова. – 3-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. 1168 с. ISBN 978-5-394-02995-0.

Предпосылки и цели развития мелкобуржуазного сектора экономики в России

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.36-45

В статье определяются предпосылки проведения нескольких буржуазных реформ в XIX в. на территории Российской империи, а также разделение буржуазии как класса собственников средств производства, то есть капитала, на три группы – мелкую, среднюю и крупную. Исходя из принятого 07 мая 2018 г. Указа президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» делается вывод, что национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и включающий соответствующие цели и критерии их достижения, ориентированы на возрождение мелкой буржуазии как собственников капитала.

Анализ пяти целей этого национального проекта и критериев их достижения показал ожидаемую (планируемую) ежегодную динамику развития этого сектора экономики до 2024 г. Сопоставление объемов финансирования соответствующих пяти федеральных проектов, входящих в состав исследуемого национального проекта, из трех источников финансирования – государственного федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов (регионов) РФ, внебюджетных фондов, позволило выделить наиболее приоритетные по объемам финансирования федеральные проекты.

Проанализировав структуры производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими и индивидуальными хозяйствами населения авторы выявили достаточно четкое разделение секторов производства между этими двумя категориями хозяйств.

 
1. 2024 года: Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г. (ред. от 21.07.2020). – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

2.   Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв.  Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальны проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16). URL: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf

Стратегические траектории развития промышленного комплекса Республики Таджикистан

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.46-51

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска решения проблемных вопросов формирования приоритетных стратегических ориентиров развития предприятий промышленного комплекса Республики Таджикистан. Определена необходимость поиска путей формирования и реализации приоритетных стратегических ориентиров развития предприятий промышленного комплекса Республики Таджикистан, в том числе за счет наращивания инновационного потенциала. Предложена систематизация приоритетных стратегических ориентиров экономического развития промышленного комплекса республики, отражающая взаимосвязь с целевыми ориентирами достижения стратегических и национальных задач развития промышленности Таджикистана.

1. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. Душанбе, 2016. 88 с. URL: https://www.mewr.tj/wp-content/uploads/files/National%20Development%20Strategy-2030_ru.pdf

2. Юденко М.Н., Воронина Е.В., Михайлова М.В. Модели и сценарии развития социально-экономических систем // Микроэкономика. 2021.  № 4. С. 5-11.

3. Стратегия инновационного развития Республики Таджикистан на период до 2020 года. URL: https://ncpi.tj/wp-content/uploads/2020/02/руси.pdf

4. Ардзинов В.Д., Чепаченко Н.В., Леонтьев А.А. Прорывные технологии: новые ориентиры развития экономики и общества //Экономика и управление. 2020. 26(11).  С.1227-1235. URL: https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-11-1227-1235

5. Rostov W. W.  The stages of economic growth //Economic History. Review. 1959. 12(1). pp. 1-16.

6. Кочетков С.В.  Инновационный потенциал промышленного предприятия: монография. СПб.: СПбГУЭФ, 2011. 248 с.

7. Юденко М.Н., Гончарова М.С., Гоибов К.А. Роль производственного потенциала в формировании инвестиционной привлекательности региона // Вестник факультета Управления. 2019. № 6. С.82-88.

Государственные программы и проекты стимулирования ведущих компаний ЕС по использованию возобновляемых источников энергии, водорода и рециклингу твердых бытовых отходов

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.52-60

В данной статье проведен аналитический обзор государственных программ и проектов стимулирования ведущих компаний ЕС по использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ), водорода и рециклингу твердых бытовых отходов (ТБО) в условиях экономических санкций. Установлено, что федеральное правительство Германии, как ведущей страны ЕС, в рамках стимулирования использования ВИЭ запустило серию государственных и государственно-частных (с привлечением крупных инвесторов) проектов и программ финансирования, которые нацелены на частные домохозяйства, а также муниципалитеты и компании.  Проанализированы 7 крупнейших проектов и программ по использованию возобновляемых источников энергии и водорода, также проанализированы 6 крупнейших проектов и программ по рециклингу ТБО.  Установлено, что возобновляемые источники энергии стали играть важную роль в структуре энергобаланса всего Европейского союза, никак не уступая ископаемым видам топлива.

1.              Алексеев А.Е., Новицкий И.Ю., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Шестов А.В. Международная глобализация и трансформация понятия энергетической безопасности. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 2.           

2.              Алексеев А.Е., Новицкий И.Ю., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Дадугин М.В. Энергетическая безопасность в Европейском Союзе: проблемы «зависимости» и развития. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 3.

3.              Вукович Н.А., Полянская О.А. Биоэнергетика как драйвер развития зеленой экономики в России. Beneficium. 2020. № 4 (37). С. 4-10.

4.              Новицкий И.Ю., Алексеев А.Е., Пшава Т.С., Женжебир В.Н., Шестов А.В. Энергетическая безопасность как фактор международного развития. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 69.

Экономические аспекты рационального недропользования

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.61-66

Предусмотренные Законом РФ «О недрах» требования к рациональному недропользованию не выполняют свою природоохранную роль. Введение отдельных мер экономического воздействия на нарушителей законодательства Российской Федерации о недрах не охватывает основной перечень требований закона.  Предложено уточнить перечень нарушений и усилить ответственность за нарушение законодательства и возмещение убытков. Приводится методологическое обоснование оценки фактов нарушений.

Источники:

1. Мелехин Е.С. Организационно-правовые вопросы регулирования недропользования на современном этапе // Нефть, Газ, Право. 2013. № 2. С. 13-17.

2. Мелехин Е.С. Формирование современной социально-экономической системы рационального недропользования// Маркшейдерия и недропользование. 2015. № 4. С. 19-22.

3. Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». URL: www.consultant.ru

4. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 564 «Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах». URL: www.consultant.ru

5. Мелехин Е.С., Омаров Г.З. Об экономическом стимулировании рационального недропользования //Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2018. № 1. С .44-47.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

Эколого-экономические аспекты использования в России природного газа в качестве энергоносителя

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.67-73

Учитывая значительные запасы и ресурсы природного газа потенциал развития экономики России на современном этапе должен базироваться преимущественно на газовой составляющей топливно-энергетического баланса. В статье проведен анализ состояния воспроизводства запасов газа в России и его рационального использования.  Рассмотрены основные направления развития рынка газомоторного топлива, обоснованы экономические и экологические перспективы использования в качестве газомоторного топлива компримированного и сжиженного природного газа.

Источники:
1. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2019 году». М.: МПР России, 2020. 494 с.

2. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2020 году». М.: МПР России, 2021. 569 с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 321 «Развитие энергетики». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2020 № 221 «Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики» в редакции от 18.10.2022 № 1855». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 2352 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие энергетики». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

6.  Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 831-р (ред. от 22.02.2019) «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2020 № 669 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».