Моделирование влияния производственных факторов на эмиссию углекислого газа по секторам экономической деятельности

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.29-41

Решение климатических проблем, сопровождающееся разработкой и внедрением механизмов углеродного регулирования на международных рынках, предопределяет необходимость снижения углеродоемкости российской экономики в целях сохранения ее конкурентоспособности. В статье на базе данных официальной статистики анализируется влияние производственных факторов на совокупные выбросы СО2 в России. При проведении исследования была выдвинута гипотеза о том, что улучшение производственных факторов будет способствовать снижению выбросов СО2. Для ее проверки было проведено моделирование на основе панельных данных. Особое внимание было уделено проблеме эмиссии СО2 по секторам экономической деятельности.

Источники:

1. Глава Минэкономразвития Решетников: Россия продолжит курс на декарбонизацию. – Российская газета. URL: https://rg.ru/2023/01/25/reshetnikov-rossiia-prodolzhit-kurs-na-dekarbonizaciiu.html

2.Почему надежды на нефть и газ больше нет и что делать России. – интервью с И. Башмаковым. URL: https://plus-one.ru/economy/2023/02/22/pochemu-nadezhdy-na-neft-i-gaz-bolshe-net-i-chto-delat-rossii

3.Эксперты оценили траты России на борьбу с выбросами углерода при санкциях. URL: https://www.rbc.ru/economics/07/02/2023/63e0facd9a79474b9ad80886

4.Глава РСПП призвал пересмотреть «западный» подход к проблемам климата. URL: https://www.rbc.ru/economics/17/02/2023/63ef549b9a794761544d52fe

5.Bai J., Jakeman A. J., McAleer M. Estimation and discrimination of alternative air pollution models. Ecological Modeling. 1992. Vol. 64. pp. 89–124.

6.Grossman G., Krueger A. Economic growth and the environment. The Quarterly Journal of Economics. 1995. Vol. 110. pp. 353–377.

7.Selden T. M., Song D. Environmental quality and development: is there a Kuznets curve for air pollution emissions? Journal of Environmental Economics and management. 1994. Т. 27. No 2. pp. 147–162.

8.Lean H. H., Smyth R. Multivariate Granger causality between electricity generation, exports, prices and GDP in Malaysia. Energy. 2010. Т. 35. No 9. pp. 3640–3648.

9.Saboori B., Sulaiman J., Mohd S. Economic growth and CO2 emissions in Malaysia: a cointegration analysis of the environmental Kuznets curve. Energy policy. 2012. Т. 51. pp. 184–191.

Антисанкционная политика промышленного предприятия как элемент антикризисной стратегии

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.42-50

Антисанкционная политика в настоящее время может являться частью стратегического планирования деятельности российской компании, суть которой состоит в совокупности мероприятий, направленных на изменение поведения в периоды спадов, устойчивого снижения финансовых показателей, угрозы банкротства с целью финансового оздоровления. В статье оценено влияние санкционной политики в отношении РФ на промышленность в 2022 г., выявлены отрасли производств с наибольшим снижением индекса производства и внутренние факторы, способствующие выраженным кризисным явлениям в данных отраслях, перечислены основные негативные проявления санкций. Исследовано «проблемное поле», с которым столкнулась компания производитель оборудования для электроэнергетики, перечислены предпринимаемые антисанкционные, антикризисные мероприятия и трудности возникшие в ходе их реализации. Определены возможные пути преодоления кризисных явлений.

1. О промышленном производстве в январе-феврале 2023 года. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/47_29-03-2023.html

2. О ситуации в промышленности в апреле-мае 2022. Комментарии о государстве и бизнесе. Центр развития НИУ ВШЭ. № 424. 20 мая 2022 г. С. 1-13. URL: https://dcenter.hse.ru/mon/71896859/627261690.html

3. Афанасьев А.А. Об оценке влияния международных санкций на условиях функционирования отечественной промышленности. Экономические отношения. 2022. Том 12. №2. С.179-194.

4. Афонцев С.А. Политика и экономика торговых войн. Журнал НЭА. 2020. №1 (45). С. 193–198.

5. Ахмадеев А.М. Опыт Ирана в инновации предприятий и экономики в условиях экономических санкций. 2022. № 4(42). С. 107-114.

6. Барковский А.Н. Последствия западных санкций и ответных санкций РФ / А.Н. Барковский, С.С. Алабян, О.В. Морозенкова. Российский внешнеэкономический вестник. – 2015. – № 9. – С. 3-7.

Актуальные проблемы цифровизации компаний на примере промышленного сектора

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.51-55

Обобщено понятие «цифрового двойника» как инструмента построения стратегического планирования для промышленного сектора. Обосновано применение лидерских «моделей» в стратегическом планировании, отражены этапы эволюции и этапы построения «цифрового двойника» в производстве.

Источники:

1. Андреев Ю.С., Царев М.В. Цифровые двойники в промышленности: история развития, классификация, сценарии развития. Экономика и управление. Санкт-Петербург, 2019. С. 45-46.

2. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения. Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

3. Минева О.К., Губанова А.В. Цифровая трансформация как инструмент развития конкурентоспособности промышленных предприятий. Креативная экономика. 2020. № 6. С. 17-18.

4. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Анализ системы корпоративного управления российской государственной холдинговой компании атомной промышленности

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.56-68

На основе транзактного анализа рассмотрена модель взаимообусловленности трех основных категорий корпоративного управления ГК «Росатом».  Проанализировав структур управления акционерным обществом и учитывая стремление ГК «Росатом» к максимизации прибыли акционеров, определено, что ГК «Росатом» создана в соответствии с англосаксонской моделью корпоративного управления. Одной из проблем корпоративного управления является то, что в принципах компании, закрепленных в Кодексе делового поведения и деловой этики ГК «Росатом», отсутствует элемент инноваций, а миссия компании слабо его отражает, несмотря на «программу инновационного развития». Проблема несовпадения принципов в такой крупной корпорации, как ГК «Росатом», естественно, в какой-то момент может оказать негативное влияние на внутреннюю среду. Предлагается, в целях оптимизации процессов корпоративного управления и ускорения принятия управленческих решений осуществить воспроизводство комплексной автоматизированной базы данных по структуре корпоративной собственности организаций ГК «Росатом» в атомной отрасли.

Источники:

1. Астахов В.В. Ключевые факторы увеличения конкурентоспособности наукоемкого предприятия атомной отрасли. Проблемы теории и практики управления. 2019. № 5. С. 59-67.

2. Безпалов В.В., Сизова Д.А. Обеспечение экономической безопасности энергетической сферы в условиях ограничений. Промышленность: экономика, управление, технологии. 2022. Т. 1. № 3-4 (3). С. 45-58.

3. Бойко А.А. Влияние пандемии Covid-19 на глобальное состояние атомной отрасли в долгосрочной перспективе и перспективы ГК «Росатом». Геоэкономика энергетики. 2021. Т. 13. № 1. С. 88-99.

О переносе экспорта российских нефти и газа из Европы в Азию

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.69-72

Дан анализ существенных изменений в экспорте энергоресурсов из России с учетом рецессии экономики в мире и теплой зимы в Европе в сравнении с 2022 г. Отмечено, что в 2023 г. произошло резкое изменение экспортных потоков нефти и газа из Европы в Азию (Китай и Индия), после введения ЕС потолка цен на российскую нефть. Европа переключилась на уголь для электростанций и покупку более дорогого СПГ из США вместо российского газа.

Источники:

1.Новак А. Энергетическая политика России: разворот на Восток // Энергетическая политика, 08 июня 2023. URL: https://energypolicy.ru/energeticheskaya-politika-rossii-razvorot-na-vostok/business/2023/14/08/

2.Нефтяной рынок, ОПЕК+, новые рынки и газификация // Neftegaz.RU. URL: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/780860-neftyanoy-rynok-opek-novye-rynki-i-gazifikatsiya-a-novak-oboznachil-energeticheskie-perspektivy-ross/

Устойчивое развитие человеческого капитала как основа инновационных преобразований экономики России

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.73-81

Рассматривается устойчивое развитие человеческого капитала как основа научно-технологических преобразований экономики России. Значимость изучения указанной проблемы обусловлена тем, что инновационное развитие, обеспечение технологической безопасности государства, напрямую зависит от людей, призванных решать эту задачу, от уровня человеческого капитала, носителем которого они являются. Цель исследования – оценка взаимосвязи инновационной деятельности и уровня человеческого капитала, исследование состояния основных компонент человеческого капитала, выявление проблем и возможных путей их решения. В ходе исследования использовались общетеоретические методы: анализ, синтез, индукция и дедукция. Анализ показал, что глобальные лидеры в области инноваций занимают прочные позиции и по уровню человеческого капитала, при чем данная тенденция характерна и для российских регионов. Исследование обозначило наличие ряда проблем в развитии основных компонент человеческого каптала, что в определенной мере обусловлено снижением расходов федерального бюджета на основные сферы, напрямую связанные с развитием человеческого капитала. Предлагается возможное решение обозначенных проблем посредством разработки и принятия комплексной государственной программы формирования и развития человеческого капитала.

1. Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447895/

2. Глобальный инновационный индекс 2022. URL: https://globalstocks.ru/wp-content/uploads/2022/10/wipo-pub-2000-2022-exec-ru-global-innovation-index-2022-15th-edition.pdf

3. Рейтинг регионов по научно-технологическому развитию – итоги 2021 года. URL: https://riarating.ru/infografika/20221024/630231634.html

Состояние системы здравоохранения в регионах Арктической зоны Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.82-93

Исследуется состояние системы здравоохранения в регионах Арктической зоны Российской Федерации на основе анализа уровня обеспеченности населения объектами и кадрами здравоохранения, судя по таким удельным показателям ежегодной государственной статистической отчетности как численность врачей всех специальностей и среднего медицинского персонала, нагрузка на работников сферы здравоохранения, численность среднего медицинского персонала на одного врача, численность населения на одну больничную койку, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, заболеваемость населения с диагнозом, установленным впервые в жизни. Также проведено ранжирование основных классов болезней по показателю, характеризующему численность заболевших. Приведена динамика изменения этих удельных показателей с 2005 по 2021 гг., которая позволила выявить тенденции к росту или снижению количественных значений рассматриваемых показателей.

Источники:

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL:  https://base.garant.ru/71937200/?ysclid=lh2cbnzrin605918553

2. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). URL:  https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72085920/?ysclid=lh2ccn30aw778061929

3. Гасанова Ю.Н., Безденежных А.А. Качество жизни и здоровье человека в современном мире. Наука–2020. 2021. №7 (52). С.142-145.

4. Измайлова М. Секреты долголетия: почему в России увеличилась продолжительность жизни. Профиль. 18.04.2023. URL:  https://profile.ru/society/sekrety-dolgoletiya-pochemu-v-rossii-uvelichilas-prodolzhitelnost-zhizni-1298365/?ysclid=lh2c7o2uhh212037911

Исторический обзор проведения особых мероприятий в контексте обеспечения национальной безопасности государства

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.94-102

Представлен теоретический обзор отечественного опыта противодействия угрозам, изобилующего различными формами реализации в виде проведения военных действий, контртеррористических и иных специальных операций, которые направлены на укрепление национальной безопасности страны и защиты национальных, геополитических, стратегических и экономических интересов от террористических и иных недружественных угроз потенциальных государств-противников нашей страны. Отмечена взаимосвязь проведения специальных операций с введением на территории России режимов чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения и контртеррористической операции. Предложено определение понятию «специальная военная операция». Определены роль обеспечения экономической безопасности как приоритета национальной безопасности государства и формирования патриотических принципов воспитания новых поколений для укрепления страны.

Источники:

1. Конституция Российской Федерации: утв. 12.12.1993 № 343-ФКЗ; ред. от 01.07.2020 № 11-ФКЗ. СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

2.О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ; ред. от 29.05.2023. СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

3.О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ; ред. от 03.07.2016. СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

4.О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ; ред. от 14.04.2023. СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

5.О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021). СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

Формирование механизма регулирования процессов ценообразования в современной экономике

DOI: 10.33917/es-1.187.2023.136-143

Формулируются предложения и рекомендации по формированию адаптивных механизмов регулирования процессов ценообразования как элемента единой комплексной системы государственного управления экономикой и обеспечения сбалансированного развития регионов Российской Федерации. Предлагается создание системы мониторинга процессов ценообразования, формирование ценового (тарифного) фонда на основе функционирования указанной системы, модернизация структуры элементов управления процессами ценообразования и, как правовое основание для их реализации, разработка проекта федерального закона о ценах и процессах ценообразования, который закрепит указанные направления формирования механизма регулирования процессов ценообразования в правовом поле.

Источники:

1. Философия экономики. Антология / Под ред. Дэниела Хаусмана; Пер. с англ. М.: Изд-во Института Гайдара, 2012. 502 с.

2. Яременко Ю.В. Экономические беседы. Запись С.А. Белановского. М.: Центр исследований и статистики науки, 1998. 343 с.

3. Россия в цифрах. 2020: Краткий стат. сб. / Росстат. M., 550 с.

4. Перевышин Ю.Н., Синельников-Мурылев С.Г., Скроботов А.А., Трунин П.В. Анализ региональной дифференциации цен. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2018. 72 с.

5. Ступникова А.В. Пространственные реакции цен на рынках овощей на ограничения внешней торговли // Пространственная экономика. 2018. № 1. С. 117–137.

6. Ступникова А.В. Динамика уровня пространственной дифференциации цен на продовольственные товары в РФ в 2013–2018 гг. // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2019. № 2(58). С. 1–15.

7. Яркин Е.В., Долматов И.А., Панова М.А. и др. Тарифная политика в Российской Федерации в отраслях коммунальной сферы: приоритеты, проблемы, перспектива: Доклад к XXI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва, 2020 г. / И.А. Долматов (рук. авт. кол.); НИУ «Высшая школа экономики». М.: ИД Высшей школы экономики, 2020. 174 с.