Семантика жертвы

DOI: 10.33917/es-2.188.2023.132-135

Статья посвящена осмыслению места феноменов жертвы и жертвоприношений в истории мировой культуры и в социокультурных практиках от зарождения до современного состояния. Изучены основные социокультурные паттерны жертвы и их связки с другими культурными универсалиями — игрой, мифом, обрядами перехода, этнической ментальностью. Проанализированы социокультурные функции феноменов жертвы в процессах смены технологической укладности в Новое и Новейшее время и в современном сетевом обществе. Сделан вывод о том, что связка жертвы, игры, мифа и героического начала есть универсальный регулирующий, синтезирующий и продвигающий переходный фактор. Этот фактор в антропосфере запускает процесс появления в ней особой структуры самоподдержания и саморазвития, иначе — социокультурного матрикса (инварианта, гомеорезиса), важнейшего элемента устойчивости в условиях любого кризиса и любого перехода.

Источники:

1. Попович А.И. Жертва ≪живая≫ и ≪мертвая≫. Топос и разночтения книжности Древней Руси XI–XIV веков // Летняя школа по русской литературе. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2019. Т. 15. № 2–3. С. 115–135.

2. Жертвоприношение: Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней / Отв. ред. Л.И. Акимова. М.: Языки русской культуры, 2000. 534 с.

3. Что подразумевается под жертвоприношением в Новом Завете? [Электронный ресурс] // Энциклопедия Genon. URL: https://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=65ee0002-0700-4d2f-bc00-ecd322acf36e.

4. Агамбен Д. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Европа, 2011.

5. Китай. Язык, образование, бизнес. Статья ≪Жертва≫. 2004.

Победа жизни над смертью. Коллекция фоторепортера Гражданской войны и голода в Поволжье Николая Хорикова

DOI: 10.33917/es-2.188.2023.136-141

В статье рассмотрены работы самарского фотографа Николая Самоновича Хорикова, внесшего значимый вклад в сохранение истории такого масштабного бедствия, как голод, постигший Самарскую губернию в период Гражданской войны. Основной акцент сделан не на выстраивании политики памяти вокруг нечеловеческих страданий, перенесенных народом, а на опыте преодоления этой величайшей гуманитарной катастрофы. Представлены основные вехи жизни Н.С. Хорикова, проанализированы визуальные источники — серия фотографий, сделанных фотографом в 1930-е годы для публикации в центральных средствах массовой информации.

Victory of Life over Death. Collection of Nikolay Khorikov, a Photojournalist of the Civil War and Famine in the Volga Region

О совершенствовании нормативно-правового обеспечения стратегического планирования и управления в сфере науки и технологий: проблемы и решения

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.5-18

В статье рассмотрены особенности различных национальных систем стратегического планирования и управления и подход к совершенствованию такой системы в условиях становления в России новой модели управления сферой науки и технологий; сформулированы проблемы реализации Закона № 172-ФЗ и предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения стратегического планирования и управления в сфере науки и технологий.

Источники:

1. Глазьев С. Ю.  Теоретические основы стратегического планирования и управления // Инновации. 2020. №2 (256). С.14-23.

2. Комков Н.И. Развитие программно-целевого управления в СССР и России. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-programmno-tselevogo-upravleniya-v-sssr-i-rossii

3. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

4. Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития Российской Федерации (с изм. от 09.07.1999). – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

5. Указ Президента РФ №144 от 15 февраля 2021 г. «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

6. Указ Президента РФ от 15 марта 2021 г. № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

7. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

8. Ленчук Е. Б., Филатов В. И. Стратегическое планирование – путь к устойчивому развитию экономики России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. № 11 (4). С. 35–47.

Технологический суверенитет: решения на макроэкономическом и отраслевом уровне

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.19-33

Рассматривается задача обеспечения технологического суверенитета в российской экономике. Цель исследования сводится к выявлению особенностей технологического развития и оценке технологического суверенитета на отраслевом и макроэкономическом уровне управления.  Методологию составляет теория технологических изменений, сравнительный и эмпирический, структурный анализ. Общим результатом применения данных подходов являются предложения на макроэкономическом уровне и для отраслевой политики, способствующие повышению технологической независимости государства. Обеспечение технологического суверенитета сводится не только к замещению импорта технологий, но и что важнее – к реанимации отечественной технологической базы. Особый акцент необходимо сделать на преодолении сложившихся и ставших хроническими проблем технологического развития российской экономики. К ним следует отнести: псевдоэффект технологического дуализма, низкую чувствительность технологичности к инвестициям в новые технологии, низкую долю экономики знаний и неэффективную структуру технологических укладов. Увеличение нормы накопления основного капитала и доведение ее до нормы сбережений выступает фальшь целью, поскольку значение для долгосрочного роста имеет структура распределения инвестиций, а не их доля, то есть, объем. Меры по финансовой независимости, предлагаемые на макроуровне, будут детерминировать решение задачи по технологическому суверенитету, но предлагаемые рецепты весьма обтекаемы, не конкретны и не решают проблемы суверенного финансового развития, поскольку размещение финансовых ресурсов во внешних инструментах, применение прежней политики  таргетирования и бюджетного правила  сохраняются, как и монетарная политика сдерживания роста. Названные условия будут сдерживать решение задачи по обеспечению технологического суверенитета в России.

Анализ уровня информационного развития стран с использованием прикладного инструментария

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.34-47

В статье рассматриваются отдельные аспекты анализа уровня информационного развития стран с помощью индексов цифрового развития. Предложен методический подход к оценке уровня цифровизации. Акцент сделан на оценку уровня и динамики показателей, характеризующих технологическое развитие стран в области цифровизации, на примере международного индекса глобальной связи GCI, разработанного компанией Huawei. В рамках исследования были рассмотрены значения индекса GCI, технологических показателей цифровизации, входящих в индекс GCI, ранг страны по индексу GCI и значения показателя Валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения за период 2015 – 2020 гг. Для наглядного представления динамики данных и реализации сравнительного анализа разработана интерактивная информационная панель. Для обработки данных и проведения анализа использовалось российское программное обеспечение – аналитическая платформа Loginom.

Источники:

1. Константинова Л. А., Крамаренко И. В. Анализ подходов к оценке цифрового неравенства систем образования // Микроэкономика». 2020. №1 (90). С. 32-49.

2. Рейтинг стран по уровню сетевой готовности. Данные индекса NRI и его составляющие. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/networked-readiness-index

3. Данные индекса GCI и его составляющие. URL: https://www.huawei.com/minisite/gci/en/country-rankings.html

4. Данные всемирного банка по ВВП на душу населения. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.PP.CD?locale=ru&locations=null

5. Колоколов А. Заставьте данные говорить: Как сделать бизнес-дашборд в Excel. Руководство по визуализации данных. М.: Издательство «Альпина ПРО», 2023. 244 с. ISBN 978-5-206-00079-5.

6. Паклин Н. Б. Бизнес-аналитики: от данных к знаниям [Текст]: учебное пособие / Н. Паклин, В. Орешков. – 2-е изд., доп. и перераб. Питер, 2010. 701 с.: ил., табл.; ISBN 978-5-49807-751-2.

Формирование имиджа компании – разработчика компьютерных игр и защита репутационных рисков

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.48-56

В современных условиях стремительно развивающиеся технологические новшества являются важнейшим ресурсом распространения информации о компании. Способность компьютерных игр влиять на общественное сознание сразу была учтена компаниями-разработчиками, поскольку может отлично выступать и инструментом продвижения продукции других отраслей народного хозяйства. Потенциальные возможности логических компьютерных игр, способствующих восприятию стереотипов через игровые образы, должны шире использоваться в образовательном процессе.

Источники:

1. Индустрия компьютерных игр. URL: https://dcenter.hse.ru/data/2020/07/27/1599127653/Индустрия%20компьютерных%20игр-2020.pdf

2. Егорова Е. А. Гейм-дизайн и концепция Й. Хёйзинги: Взгляд на CYBERPUNK 2077 сквозь призму игровой теории // Гуманитарный вестник. 2021. №6 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymdizayn-i-kontseptsiya-y-hyoyzingi-vzglyad-na-cyberpunk-2077-skvoz-prizmu-igrovoy-teorii

3. Кара-Мурза С. Г. Манипулирование сознанием. М.: Родина, 2022. 432 с.

4. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие. Москва: Аспект Пресс, 2002. 223 с.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Российская газета, № 50, 15.03.2005; Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, 2005.

6. Приказ Минфина России от 27.12.2007 г. № 153н (ред. от 16.05.2016 г.) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» // Российская газета, № 22, 2008.

7. Беляева Е. Ю. Управление процессом формирования деловой репутации российских компаний: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Финансовая акад. при Правительстве РФ. Москва, 2006. 223 с.

8. Быкова Ю. Н. Деловая репутация как критерий финансовой устойчивости компаний: дис. … канд. экон. наук: 08.00.10 / Российский государственный социальный университет. Москва, 2008. 155 с.

Современные инструменты регулирования инвестиций в недвижимость

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.57-63

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска решения проблемных вопросов формирования приоритетных инструментов регулирования инвестиций в недвижимость.  Изучен опыт, факты и исследования ученых и практиков применения механизмов инвестирования на рынке недвижимости от теоретических подходов до прикладных идей их моделирования.  Предложена систематизация современных инструментов инвестирования в недвижимость, раскрыты преимущества и недостатки, дана оценка перспективы их применения на рынке недвижимости.

Modern instruments for regulating real estate investments

Принципы корпоративной этики менеджеров промышленных и сервисных предприятий

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.64-71

В статье рассмотрены принципы (кодекса) корпоративной этики менеджеров промышленных и сервисных предприятий в современных социально-экономических условиях. В значительной части современных компаний применяются так называемые корпоративные кодексы, то есть правила и убеждения, которых придерживаются все члены фирмы. Правила, разработанные в таких кодексах, повышают эффективность организации, способствуют первичному формированию репутации фирмы, обозначают базовые правила в отношениях с конкурентами и потребителями, а также формируют корпоративный дух работников компании. Рассмотрены отраслевые примеры из российской экономики, на примере ПАО «Сбербанк» или ПАО «МТС», а также из европейских и американских секторов экономики на примере крупнейшего итальянского молочного концерна «Parmalat» и американского энергогиганта «Enron». Среди особых принципов менеджмента на промышленных и сервисных предприятиях, было выделено пять следующих принципов: опора на факты, принцип обязательного упоминания цены, недопустимость использования образов, порочащих конкурентов, принцип полного информирования о товаре, а также отсутствие серьезных отличий между рекламируемым образом товара и его реальной сущностью, доступной потребителям.

Источники:

1. Алябьева Е.М. Теоретико-методические аспекты корпоративной культуры организации // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2016. № 10. С. 49-52.

2. Алябьева Е. М. Типология корпоративных культур организации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2015. № 3 (41). С. 145-149.

3. Атанасова А.А. Формирование корпоративной социальной ответственности в ивенткомпании // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 6-1 (51). С. 57-60.