Глобальная перезагрузка социокультурного тренда России: от «классического» к «новому» евразийству
DOI: 10.33917/es-1.193.2024.86-89
Выявляется динамика евразийской концепции, которая рассматривается как базовая стратегия позитивного развития России предвидимого будущего. Автор показывает, что на протяжении последнего столетия национальная евразийская модель трансформировалась в процессе актуальных социально-экономических и политико-идеологических установок.
Классическое евразийство рассматривает Россию как особую географическую и социокультурную цивилизацию, объединяющую западные (западноевропейские) и восточные (азиатские) стереотипы. Доказывается, что в процессе развития СССР и становления «новой» России реализовывалась теория евразийства с западноевропейским трендом.
С конца второй декады ХХI в. для преодоления последствий антироссийских санкций в РФ стимулируется национальная стратегия евразийства с восточной (азиатской) направленностью. Однако к середине ХХI в. при реализации концептуальной модели евразийства Россия вернется, как предполагается в статье, к классической стратегии, основанной на балансе вестернизационных и ориенталистских представлений.
Источники:
1. Блехер Л.И., Любарский Г.Ю. Главный русский спор: от западников и славянофилов до глобализма и Нового Средневековья. М.: Академический проект, 2003. 608 с.
2. Чумаков А.Н. «Философский пароход». 100 лет без покаяния:
Монография. М.: Проспект, 2022. 456 с.
3. Заложных Ю.С. Славянофилы и неославянофилы: проблема содержания категорий в духовной практике российского общества // Философия и культура. 2013. № 9. C. 1212–1216.
4. Бердяев Н.А. Евразийцы. Русское национальное самосознание и «евразийство» М.: T8, 2018.
5. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения / Под ред. П.Н. Савицкого, П.П. Сувчинского, Н.С. Трубецкого, Г.В. Флоровского. София, 1921.