Организация стратегического управления научно-технологическим развитием

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.72-77

В условиях нарастания технологического отставания Российской Федерации от развитых стран, ограничения развития научных исследований и разработок из-за сужения возможностей научной кооперации, снижения доступа к мировым научно-техническим достижениям и научному оборудованию, а также низкого спроса государственного и предпринимательского сектора экономики на научную, научно-техническую и инновационную продукцию существенно возрастает роль стратегического управления научно-технологическим развитием, нацеленного на повышение роли науки в воспроизводственных процессах, обеспечение оптимального выбора приоритетных направлений науки, технологий и техники, концентрации имеющегося научно-технического и инновационного потенциала для их реализации в сжатые сроки.

В статье проанализирована действующая система государственного стратегического управления научно-технологическим развитием, даны рекомендации по ее совершенствованию с ориентацией на конечный результат научной, научно-технической и инновационной деятельности путем обеспечения целостности и непрерывности инновационных процессов.

 
Источники:
 
1. Наука. Технологии. Инновации: 2023: Краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 102 с.

2. Миндели Л.Э., Остапюк С.Ф., Фетисов В.П. Государственное управление научно-технической деятельностью в России: состояние и перспективы. М.: Институт проблем развития науки РАН, 2018. 108 с.

3. Остапюк С.Ф., Фетисов В.П. О совершенствовании модели стратегического управления в сфере науки и технологий // Микроэкономика. 2022. № 6. С. 5–18.

4. Черешнев В.А., Тодосийчук А.В. Наука в России: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Российской академии наук. 2022. Т. 92. № 3. С. 201–212.

5. Тодосийчук А.В. Условия и факторы научно-технологического и инновационного развития экономики // Вестник Российской академии наук. 2023. Т. 93. № 3. С. 237–245.

Япония-2040: диалектика трансгуманизма и общество будущего

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.78-93

Проведенный анализ сути, содержания и форм сценарного состояния Японии в 2040 г., отраженных в 11-м Научно-техническом прогнозе NISTEP 2019 г., выявил ряд концептуальных диалектических противоречий. Они сводятся к вопросу о допустимости и целесообразности изменения природы человека ради обеспечения его благополучного, безопасного, наполненного смыслом и счастливого существования. Предлагается к дискуссии вывод о неизбежности трансгуманизации человечества в масштабах отдельной страны (Японии) и всего мира, учитывая характер стоящих перед ним больших вызовов. Отмечается возможность удержания их исторического развития в условно-гуманистическом русле, учитывая акцент социальных реформ в Японии, отраженных в 6-м Базовом плане научно-технического и инновационного развития страны, на построении общества наиболее полной реализации и использования интеллектуального потенциала человека.

 
Источники:
 
1. The 10th Science and Technology Foresight Scenario Planning from the Viewpoint of Globalization. Summary Report [Электронный ресурс]. Science and Technology Foresight Center, National Institute of Science and Technology Policy (NISTEP), Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (MEXT). September, 2015. URL: https://nistep.repo.nii.ac.jp/records/4491

2. Report on the 5th Science and Technology Basic Plan [Электронный ресурс]. Council on Science, Technology and Innovation. Cabinet office, Government of Japan. December 18, 2015. URL:

https://www8.cao.go.jp/cstp/kihonkeikaku/5basicplan_en.pdf

3. Toward Realization of the New Economy and Society — Reform of the Economy and Society by Deepening of the “Society 5.0” — Outline [Электронный ресурс]. Keidanren (Japan Business Federation). April 19, 2016. URL: https://www.keidanren.or.jp/en/policy/2016/029_outline.pdf

4. Мамедьяров З.А. Дорога к «Обществу 5.0» [Электронный ресурс]. Эксперт. 2018. № 44. URL: https://expert.ru/expert/2018/44/doroga-k-obschestvu-5_0/?ysclid=llm6l4drah852037971

5. Уэмура Н.М. «Общество 5.0» — взгляд Mitsubishi Electric [Электронный ресурс]. Экономические стратегии. 2017. № 4. С. 122–131. URL: https://www.inesnet.ru/wp-content/mag_archive/2017_04/es2017-04-122-131_Uemura_Noritsugu.pdf

6. Mitsubishi Electric представила платформу e-F@ctory российским компаниям [Электронный ресурс]. ООО «Мицубиси Электрик (РУС)». 2017. 20 июля. URL:https://ru.mitsubishielectric.com/ru/news/releases/local/2017/0720-a/pdf/170720-a_local_ru_ru.pdf

Архитектурный инжиниринг гибридных моделей, включающих цифровые двойники и машинное обучение

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.94-99

В современном инжиниринге сложных технических систем [1] начали применяться цифровые двойники и системы искусственного интеллекта, при этом данные подсистемы имеют свои методы и инструменты системного, математического и компьютерного моделирования. Отсутствие нормализованного подхода к объединению данных разрозненных подсистем в единую систему приводит к методологии «штучной» сборки или созданию уникальных цифровых моделей и интеллектуальных систем, что затрудняет дальнейшее их преобразование в более сложные как технические, так и интеллектуальные системы. В связи с этим актуальным становится поиск типовой формы представления таких подсистем в единую систему наравне с задачей развития методологии унифицированного проектирования и производства интеллектуальных систем на основе применения модельно-ориентированного системного инжиниринга [2–4]. В работе называются и систематизируются методы и приемы таких разработок, демонстрируется типовой подход нормализованного представления платформы моделей разных подсистем, имеющих изначально свои методы и инструменты представления; описываются результаты нормализованной политики построения платформы моделей из различных подсистем для антропоморфного робота и космических аппаратов. В рамках представленного примера позиционированы дополняющие друг друга методы цифрового мультифизического моделирования, цифровых двойников и машинного обучения.

 
Источники:
 
1. Романов А.А. Прикладной системный инжиниринг. М.: ФИЗ-МАТЛИТ, 2015.

2. Кондратьев В.В. Модельно-ориентированный системный инжиниринг 2.0. М.: МФТИ, 2021.

3. Гаричев С.Н., Горбачев Р.А., Давыденко Е.В., Джапаров Б.А., Кондратьев В.В. Модельно-ориентированный инжиниринг физико-технических, информационных и интеллектуальных систем // Труды МФТИ. 2022. Т. 14. № 2.

Когнитивный коллективный конвергентный инжиниринг. Часть I

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.100-109

Дан анализ принципиальных проблем цивилизационного транзита с цифровой трансформацией Индустрии 4.0, сформированы требования к методологии и технологиям пересборки трансдисциплинарного инженерного знания.

Предложены альтернативные решения и контринтуитивные подходы трансформации реиндустриализации на основе инновационных технологий когнитивного коллективного конвергентного инжиниринга — К3-инжиниринга, графо-центричных платформ цифрогенеза, инструментов, моделей и систем коллективного интеллектуального труда.

Предлагаемый Россией новый глобальный тренд — закрывающие технологии К3-инжиниринга, которые имеютколоссальный общественно-политический ресурс обеспечения национального суверенитета и лидерства с потенциалом глобального технологического присоединения.

 
Источники:
 
1. Кутин В.Н. Поэма «Дары Творца (коммутативный идемпотентный моноид)». 2023.

2. Кутин В.Н., Хохлова М.Н. Эпик фейл цифровой трансформации БигТеха. Где ключ к левел ап? [Электронный ресурс]. Экономические стратегии. 2022. № 4. С. 46–55. DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.184.2022.46-55

3. Кутин В.Н., Хохлова М.Н. Как айтишники «обувают» промышленников. А у вас какая коллекция ППО [Электронный ресурс]. ГиперГрафГрупп, 2022. URL: https://www.gipergraf.ru/kakajtishniki-obuvayut-promyshlenniko

4. Ма Хуатэн. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики. М.: Интеллектуальная литература, 2019.

Разработка региональной стратегии на основе принципов устойчивого развития на примере Камчатского края

DOI: 10.33917/es-5.192.2023.110-119

Цель исследования — научно обосновать и проиллюстрировать применение методики оценки и планирования устойчивого регионального развития на примере Камчатского края. Автор анализирует опыт стратегического планирования регионального развития за последние 10 лет, оценивает текущее социально-экономическое положение Камчатского края, а также ключевые отрасли, социальную сферу и инфраструктуру региона. В исследовании обращается внимание на экологические риски и предлагаются методические подходы к оценке перспектив устойчивого развития, основанные на анализе динамики общего благосостояния и финансовой устойчивости региона.

Рассмотрены социальные и экономические факторы, влияющие на устойчивое развитие, а также представлены практические рекомендации для разработки стратегий устойчивого развития региона. Исследование может быть полезным для практиков и исследователей в области регионального развития, способствуя улучшению стратегического планирования в Камчатском крае и схожих регионах.

 
Источники:
 
1. Бобылев С.Н. Устойчивое развитие: парадигма для будущего // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. №. 3. С. 107–113.

2. Маковецкий М.Ю. Развитие подходов к интерпретации концепции устойчивого развития // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2022. № 2(41). С. 81–88.

3. Трацевская Л.Ф., Лебедева Е.Н. Современная парадигма устойчивого развития: формирование и сущность // Право. Экономика. Психология. 2019. № 1. С. 44–48.

4. Алферова Т.В. Становление концепции устойчивого развития: региональный аспект // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 1. С. 252–263.

5. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Садыкова А.М. Устойчивое развитие региональных экономических систем: теоретический аспект // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 2(36). С. 60–71.

Рейтинг не умаляет деловую репутацию компании

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.120-125

Рассматриваются правовые особенности и последствия составления рейтинга компаний. Может возникнуть ситуация, когда компания, входящая в рейтинг, недовольна своим положением. Хозяйствующий субъект считает, что занимает строку ниже, чем конкурент, и это занижает достигнутые компанией профессиональные результаты. В таком случае компания может инициировать процесс судопроизводства на предмет того, что сведения в рейтинге не соответствуют действительности и порочат ее деловую репутацию. Автор аргументирует, что рейтинговая оценка является выражением субъективного мнения составителей рейтинга и не может умалять деловую репутацию.

Источники:
 
1. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: сло­варь современной экономической науки. М.: Дело, 2003. 488 с.

2. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляцион­ного суда от 8 октября 2009 г. по делу № А76-2371/2009 [Элек­тронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2011 г. по делу № А40-37334/11-27-323 [Элек­тронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 24 июля 2023 г.) // Собра­ние законодательства РФ. 1994. № 32.

5. Определение Высшего арбитражного суда РФ от 15 декабря 2008 г. № 16321/08 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон­сультант Плюс».

6. Постановление Европейского суда по правам челове­ка от 8 июля 1986 г. по делу «Лингенс против Австрии» (жалоба № 9815/82) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

7. Постановление Европейского суда по правам человека от 21 июля 2005 г. по делу «Гринберг против Российской Федера­ции» (жалоба № 23472/03) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

8. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о за­щите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного суда РФ 16 марта 2016 г.) // Бюллетень Верховного суда РФ. 2016. № 10.

Некоторые аспекты построения рейтингов и оценки их качества

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.126-131

В современном мире инструментальной компонентой, обеспечивающей анализ, прогноз и поддержку принятия управленческих решений как на макро-, так и на микро- и мезоуровне стали рейтинги. Возрастающая интенсивность потоков и объемов информации, ее многомерный характер, разнообразие форматов ее представления и коммуникаций для передачи в условиях возрастания сложности экономических и социальных явлений и процессов создали мощный спрос на рейтинги в бизнесе, финансово-инвестиционной сфере и в стратегическом управлении, и на государственном уровне. Это объясняется тем, что рейтинги являются независимыми, беспристрастными, методологически обоснованными и позволяют на базе широкого спектра метрик дать оценку конкурентоспособности стран, регионов, отраслей, компаний. С учетом рейтингов формируются последующие инвестиционные решения ключевых экономических игроков.

Источники:
 
1. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. 4-е изд. М: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с.

2. Технологии рейтингов [Электронный ресурс]. Консалтинговая группа MD. URL: http://md-consulting.ru/articles/html/article19.html

3. Handbook on Constructing Composite Indicators: methodology and user guide [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/sdd/42495745.pdf

4. 2023 Index of Economic Freedom [Электронный ресурс]. URL: https://www.heritage.org/index/

5. Economic Freedom [Электронный ресурс]. Fraser Institute.

URL: https://www.fraserinstitute.org/studies/economic-freedom

6. The Global AI Index [Электронный ресурс]. Tortoise. URL: https://www.tortoisemedia.com/intelligence/global-ai/

7. AI Index [Электронный ресурс]. Stanford University. URL: https://aiindex.stanford.edu/report/

8. Агеев А.И., Золотарева О.А., Золотарев В.А. Россия в глобальном мире искусственного интеллекта: оценка по мировым рейтингам [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2022. № 2(182). С. 20–31. DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.182.2022.20-31

9. Доклады о развитии человеческого потенциала [Электронный ресурс]. UNDP. URL: http://hdr.undp.org/en

Сетевое планирование как метод оптимизации процессов переналадки

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.132-137

Производственные потери при переналадке наиболее объемны и критичны для производств с непрерывным циклом.

В статье рассматриваются вопросы оптимизации технологических процессов на примере процесса смены выпускаемого ассортимента на одной производственной линии непрерывного производства. Предлагается вариант оптимизации временного цикла технологической карты операций с применением методов сетевого планирования. Показана эффективность оптимизации как отдельного процесса переналадки на участке, так и всего комплекса работ по смене ассортимента. Процесс оптимизации временных затрат на смену ассортимента является предшественником внедрения техник бережливого производства, но не противоречит их параллельному внедрению. Не неся в себе финансовых затрат, оптимизация технологических карт методами сетевого планирования имеет значительное преимущество для внедрения.

Источники:
 
1. Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» [Электронный ресурс]. URL: https://xn—b1aedfedwqbdfbnzkf0oe.xn—p1ai/

2. Елагина В.Б., Царева Г.Р. Применение картирования потока создания ценности как инструмента бережливого производства // Электронный научный журнал «Век качества». 2021. № 3. С. 94–107.

3. Паршин И.А. Основные понятия и принципы бережливого производства // Инновации и инвестиции. 2020. № 6. С. 130–132.

4. Сафронова К.О., Цвиркунов Д.И. Исследование уровня зрелости применения бережливого производства на российских предприятиях // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2020. № 2.

5. Буснюк Н.Н. Разновидности задачи сетевого планирования, некоторые методы их решения и алгоритмические оценки // Труды БГТУ. Серия 3. 2019. № 2. С. 101–104.

6. Щеклеин В.С., Чоракаев О.Э. Подход к математическому моделированию производства на авиастроительном предприятии на основе развития метода сетевого планирования управления // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 4(3). С. 874–877.

Управление брендом как составляющая стратегии развития товара

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.138-143

Рассмотрены вопросы формирования и реализации стратегии управления брендом, раскрываются основные этапы ее формирования, а также определены критерии эффективных рекламных коммуникаций.

 
Источники:
 
1. Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. М.: Гранд-Фаир, 2004. 624 с.

2. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. СПб.: Бизнес-пресса, 2001. 380 с.

3. Домнин В.Н. Брендинг. М.: ЮРАЙТ, 2020. 494 с.

4. Дэй Д. Стратегический маркетинг. М.: Эксмо-Пресс, 2003. 640 с.

5. Чернатони Л., Макдональд М. Брендинг. Как создать мощный бренд. М.: Юнити-Дана, 2006. 560 с.

Формирование инновационных механизмов экономического развития России

DOI: 10.33917/mic-5.112.2023.5-15

В современных условиях экономическое развитие страны должно базироваться на инновационной основе, обеспечивающей переход на новый технико-технологический уровень и импортозамещение высокотехнологичной продукции. В статье рассмотрен организационно-экономических механизм совершенствования технико-технологического уровня производства высококачественной продукции и предложен алгоритм его реализации, предусматривающий анализ и оперативное принятие решений при отклонении или не достижении, требуемых на данный момент времени решений, мероприятий по созданию и выпуску инновационной продукции. На базе предложенного механизма возможно учесть направления организационно-институционального и технико-технологического плана, что позволит увеличить темпы роста промышленного производства и ВВП Российской Федерации.

Источники:

 1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/
2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/
3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». URL: // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/
4. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34237/
5. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ 3 января 2014 г.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157978/
6. Шепелев Г.В. О приоритетах научно-технологического развития // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т.2 № 3. С 16 -36.
7. Остапюк С.Ф., Фетисов В.П., Остапюк И.С. Подходы к выбору приоритетов в научно-технической сфере // Микроэкономика. 2023. № 1. С. 5 -22. https:doi.org/10.33917/mic-1.108.2023.5-22.
8. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». RL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22630/
9. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/
10. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69932/
11. Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре Сколково». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105168/
12. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221172/
13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/
14. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/
15. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 1172 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137901/
17. Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2019 г. №773 «О критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции» (вместе с «Требованиями к критериям отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, а также порядок их установления»). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326971/
18. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. № 2204 «О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372290/
19. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358738/
20. Указ Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47651
21. Указ Президента РФ от 18 марта 2022 г. № 126 (ред. от 23.11.2022) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411944/
22. Федеральный закон от 04 марта 2022 г. № 30-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139994/
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 337 «Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202203110015?index=2
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 06 марта 2022 г. № 296 «О внесении изменений в Правила отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики». URL: http://publication.pravo.gov.ru›Document…0001202203070003
25. Федеральный закон от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru›Document…0001202203080001
26. Указ Президента РФ от 31 марта 2022 г. № 172 (ред. от 30.12.2022) «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413296/
27. Указ Президента РФ от 04 мая 2022 г. № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416361/
28. Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2022 г. № 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/
29. Указ Президента Российской Федерации от 05 мая 2022 г. № 95. «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012022030500 6
30. Ромашова Ю.А. Пути снижения себестоимости на предприятиях в нефтегазовой отрасли / Ю. А. Ромашова, Ю. Е. Ахметшина, П. Ю. Компанеец; науч. рук. О. В. Пожарницкая // Проблемы геологии и освоения недр: труды XX Международного симпозиума имени академика М.А. Усова студентов и молодых ученых, посвященного 120-летию со дня основания Томского политехнического университета, Томск, 4-8 апреля 2016 г.: в 2 т. Томск: Изд-во ТПУ, 2016. Т. 2. С. 1080-1081. URL: https://earchive.tpu.ru/handle/11683/32218
31. Пельменёва А.А. Оценка влияния качества нефтегазового оборудования на экономическую эффективность деятельности компании //Управление качеством в нефтегазовом комплексе (УКАНГ). 2013. № 3. С.23-26.
32. Пельменёва А.А., Федоров С.А. Совершенствование подходов к оценке научно-технических решений в нефтегазовом комплексе Российской Федерации //Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. ВНИИОЭНГ. 2017. №12. С. 45-53.
33. Шабанова Д.Н., Нелина В.В. Современные тенденции управления качеством проектов в нефтегазовой отрасли // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2022. №6 (210). С. 18-24. DOI:10.33285/1999-6942-2022-6(210)-18-24.
34. Макарова Е.Д. Инновационные проекты глобальной трансформации энергопространства // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2022. №6 (210). С.12-17. DOI:10.33285/1999-6942-2022-6(210)-12-17.