Ответственность против «натаскивания»
Финансовая академия является одним из известнейших российских вузов, дающих экономическое образование. Отвечая на вопросы нашего издания, Михаил Абдурахманович Эскиндаров, ректор академии, подробно рассказывает о стратегии развития возглавляемого им учебного заведения.
Михаил Эскиндаров
Ответственность против "натаскивания"
"Экономические стратегии", №04-2007, стр. 102-105
Финансовая академия при Правительстве РФ является одним из известнейших российских вузов, дающих экономическое образование. Отвечая на вопросы нашего издания, Михаил Абдурахманович Эскиндаров, ректор академии, подробно рассказывает о стратегии развития возглавляемого им учебного заведения. |
Расскажите, пожалуйста, о себе. Когда Вы стали ректором Финансовой академии?
Я был избран ректором академии 22 сентября 2006 г. и через месяц утвержден в этой должности. Окончив в 1976 г. этот вуз, я проработал в нем свыше 30 лет, пройдя все ступени, характерные для профессорско-преподавательского состава.
В 1992 г. меня назначили проректором по учебной работе, в 2001 г. – первым проректором, а затем избрали ректором. Я доктор экономических наук, профессор, область моих научных интересов – корпоративное управление.
Какое место занимает Финакадемия среди других вузов страны? Как она позиционируется среди схожих по профилю учебных заведений?
Коренные преобразования в жизни общества, развитие рыночных отношений отразились на системе образования в том смысле, что существенно выросло количество экономических вузов, почти во всех технических и многих других учебных заведениях появились экономические факультеты. С большинством экономических вузов Финакадемия тесно сотрудничает, но у нее свое традиционное направление – финансы, денежное обращение и кредит. Интерес абитуриентов к академии высок, каждый год конкурс на различные специальности колеблется от 6 до 9 человек на место.
В 1992 г. наш вуз стал Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации. Этот высокий статус является свидетельством признания заслуг учебного заведения, занимающегося подготовкой финансистов-экономистов для современной рыночной экономики, и в то же время задает планку требований к качеству подготовки студентов и уровню научных исследований. Вот уже на протяжении 20 лет Финансовая академия возглавляет Всероссийское учебно-методическое объединение по группе экономических специальностей, в которое входит свыше 700 российских государственных и негосударственных вузов. В нашем УМО разрабатываются государственные образовательные стандарты по экономическим специальностям для всех вузов страны.
В чем выражается новый подход к подготовке финансистов-экономистов?
Происходящая сейчас модернизация образовательной системы России направлена на обеспечение универсальности, фундаментальности образования и высокой профессиональной компетентности выпускников. В работе со студентами мы исходим из того, что профессиональная компетентность финансиста-экономиста – это интегральная характеристика выпускника, сочетающая в себе не только усвоенные знания и навыки, но и умение использовать их в самых разных ситуациях, возникающих в высокодинамичной инновационной экономике, в деятельности финансово-банковской сферы.
Расскажите, пожалуйста, о стратегии развития Финакадемии.
В соответствии с поставленными задачами по совершенствованию подготовки финансистов-экономистов разработана и принята стратегия развития Финакадемии до 2012 г. В ее основу положен переход на инновационную систему образования. Избранная стратегия направлена на решение следующих основных задач:
- развитие научных направлений и школ, обеспечивающих разработку механизма финансовой поддержки инноваций;
- формирование эффективной модели взаимодействия образовательных учреждений, бизнеса и государства, направленной на развитие инновационного потенциала как реального и финансово-банковского секторов экономики, так и финансово-экономического образования;
- подготовка и реализация образовательных программ, нацеленных на формирование у финансистов способностей генерировать новые идеи для создания конкурентных финансовых продуктов, технологий и инструментов;
- формирование единого информационного пространства, многоуровневой, территориально распределенной научно-образовательной системы Финакадемии.
Мы понимаем, что в современной быстро меняющейся обстановке наша стратегия будет претерпевать определенные изменения. Например, уже сегодня в нее необходимо внести коррективы в связи с переходом на Болонскую систему, а также в связи с ориентацией экономики на средне- и долгосрочное экономическое и финансовое планирование.
Каковы возможности и роль научно-преподавательского состава в реализации избранной стратегии, в превращении академии в инновационный исследовательский центр?
Основу творческого потенциала любого вуза составляет его профессорско-преподавательский состав. В Финакадемии сформировалась ведущая в области финансов и банковского дела научная школа, представленная крупными учеными с мировыми именами. В настоящее время из 800 преподавателей 160 – это доктора наук и профессора, заслуженные деятели науки России. У нас работают действительные члены и члены-корреспонденты РАН. Мобильность преподавательского сообщества, его готовность решать проблемы подготовки финансистов-экономистов в жестких условиях, характерных для современной экономики, обусловлена еще и тем, что в академии широко практикуется привлечение к проведению занятий высококвалифицированных практиков. В их числе – ответственные работники Минфина, Банка России, Счетной палаты, Федеральной налоговой службы и других финансово-экономических структур. Таким образом, работодатели принимают непосредственное участие в формировании кадрового потенциала финансово-банковской сферы, экономической элиты. Возможности Финакадемии адекватно отвечать на вызовы времени повышаются благодаря формированию базовых кафедр, созданных при участии органов государственной власти, Российской академии наук, ведущих российских корпораций и банков. В настоящее время важной проблемой для нас является подготовка и удержание преподавательских кадров, так как спрос на квалифицированных молодых финансистов-экономистов очень высок.
Основная сфера приложения усилий коллектива – студент. Что нового в работе со студентами?
Пожалуй, ведущее направление в стратегии инновационной системы образования – это изменение стиля и методов работы со студентами. Мы должны решить триединую задачу: повышение качества образования, экономия времени, развитие познавательных способностей обучаемых и навыков самостоятельной работы. Одним из важных средств решения поставленной задачи является внедрение в процесс обучения мультимедийной и другой информационной техники. Ректорат проводит большую работу по разработке разумной методики насыщения занятий мультимедийной техникой, изучает и рекомендует к использованию опыт кафедр, добившихся успеха в этом направлении. Довольно большой и ответственный участок работы кафедр – ужесточение требований к организации самостоятельной работы учащихся и повышение ответственности студентов за результаты учебы. Большое значение в работе со студентами придается развитию самостоятельности. Мы стараемся избегать излишнего "натаскивания", сокращаем объем лекционных материалов, особенно по тем курсам, где есть учебники. Опытные лекторы применяют интерактивные и диалоговые методы чтения курсов, некоторые кафедры практикуют проведение семинаров по темам, которые студенты отрабатывали самостоятельно. Усилия ректората и кафедр по развитию познавательных способностей студентов и их самостоятельности в овладении знаниями тем более необходимы, что мы готовимся к переходу на индивидуально ориентированные формы обучения. Для финансистов-экономистов очень важно развитие предпринимательского потенциала. В Финакадемии организованы и действуют Студенческий центр открытого предпринимательства и другие звенья, позволяющие повысить уровень практической ориентации выпускников.
В рамках принятой стратегии мы приступили к формированию бизнес-инкубатора, где будут решаться две основные задачи:
- формирование у наиболее перспективной части аспирантов и студентов навыков работы в бизнес-сообществе, умения создавать и открывать бизнес-структуры финансово-банковского профиля (коммерческие и инвестиционные банки, институты финансового рынка, компании и организации реального сектора экономики);
- создание банков новых идей и новых технологий в области формирования финансового продукта, оказания консультативной помощи малым фирмам по экономическим и правовым вопросам. Бизнес-инкубатор Финакадемии будет взаимодействовать с рядом московских и региональных вузов.
Какое место в стратегии развития Финакадемии занимает Болонская декларация?
Принятие Правительством Российской Федерации 9 марта 2007 г. решения о переходе на многоуровневую систему подготовки кадров для национальной экономики переводит в практическую плоскость вопросы реализации положений, вытекающих из присоединения России к Болонскому процессу. Вхождение в общероссийское образовательное пространство дает нам возможность готовить кадры, более приспособленные к условиям динамичной экономики, жесткой конкурентной среды, так как реализация компетентностного подхода к обучению повышает практическую готовность выпускников к изменениям. Их отличает мобильность и способность пополнять свои знания в зависимости от обстановки. Конкретные проблемы, вытекающие из присоединения нашей страны к Болонскому процессу, были рассмотрены на Международной конференции "Формирование инновационной системы финансово-экономического образования", состоявшейся в Финансовой академии 21-23 марта 2007 г. В ее работе участвовали преподаватели 500 учебных заведений Российской Федерации, готовящих кадры финансистов-экономистов, а также ученые из США, Франции, Италии, Канады и других стран. Участники конференции пришли к выводу, что предстоит большая работа по решению целого ряда вопросов, и прежде всего таких, как выбор студентом траектории обучения и учебных дисциплин (в дополнение к базовым); истолкование системы зачетных единиц; практическая организация модульного обучения; создание новых государственных образовательных стандартов.
Готова ли Финакадемия к переходу на ЕГЭ?
Мы абсолютно согласны с тем, что ЕГЭ повышает качество школьного образования и расширяет доступность высшего образования. Вместе с тем наряду с ЕГЭ должны использоваться и олимпиады, и специальные творческие конкурсы. Академия готова перейти в указанные сроки на отбор абитуриентов в соответствии с ЕГЭ.
Какие бизнес-программы фигурируют в стратегии развития академии?
Цель бизнес-образования – подготовка кадров для работы в области делового администрирования, решения задач предпринимательской деятельности. В со-временном бизнесе важное место занимают финансово-банковские аспекты, поэтому велик спрос на получение бизнес-образования в Финакадемии, где большое внимание уделяется самому важному в наше время атрибуту предпринимательской деятельности – инновационной активности. Бизнес-образование необходимо и широкому кругу государственных служащих, непосредственно занятых в сфере администрирования взаимоотношений государства и делового сообщества. Ежегодно тысячи слушателей системы бизнес-образования получают в Финакадемии современные практические знания по управлению аудиторскими фирмами, финансово-банковскими и страховыми компаниями, учету и анализу экономической деятельности.
В процессе обучения широко используется международный опыт организации и ведения бизнеса. Так, в 2006 г. по международной программе "МВА-финансы" прошли обучение специалисты ОАО "РАО "ЕЭС России"". В конце прошедшего года создана Международная школа бизнеса, которая совместно с учеными Германии будет реализовывать бизнес-программы, включая МВА-банковский менеджмент. В соответствии с Распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в рамках государственного заказа в 2006 г. закончили бизнес-курс более 33 000 человек.
Расскажите, пожалуйста, о международных связях академии. Влияют ли они на повышение эффективности образовательного процесса, подготовку специалистов мирового уровня?
Международные связи академии в условиях образования единого мирового образовательного и научного пространства приобретают особое значение. Одна из задач стратегии вуза – обеспечение подготовки специалистов мирового уровня для финансово-банковской сферы. Ее невозможно решить без активного сотрудничества в сфере образования и науки, изучения опыта работы зарубежных коллег. Академия активно развивает сотрудничество с партнерами в 50 странах. Особенно тесные контакты налажены с вузами Великобритании, Германии, Италии, Канады, Нидерландов, США, Франции, Болгарии, Польши. В академии обучаются иностранные учащиеся из 42 стран мира. В последнее время наряду с организацией современных научных конференций и симпозиумов активно развивается такая форма сотрудничества, как разработка и реализация совместных с зарубежными партнерами образовательных программ, вводится практика получения "двойных дипломов".
Насколько востребованы выпускники Финакадемии?
По востребованности выпускников Финакадемия неизменно входит в первую десятку вузов России.
Нашим читателям интересно было бы узнать о научной деятельности академии.
Важнейшими направлениями научной работы в новых условиях являются:
- исследование финансовой составляющей инновационной деятельности, разработка инструментов финансовой поддержки инновации;
- совершенствование существующей нормативно-законодательной базы, разработка методологических и прикладных вопросов, связанных с финансовой поддержкой инноваций, формирование ориентированной на инновационное развитие финансовой, налоговой и внешнеэкономической политики на средне- и долгосрочную перспективу.
Общий годовой объем научного продукта, реализуемого академией (учебники, учебно-методическая литература и т.п., а также исследования по проектам и договорам), в денежном выражении составляет около 150 млн руб. Важной чертой проводимых научных исследований сегодня является их международный характер. Так, создается Международный центр стратегических экономических исследований и проектов, в котором будет действовать 8 научных проектов, планируется привлечение к исследованиям международного характера перспективных аспирантов и студентов.
Какую роль Финансовая академия играет в решении проблем регионального развития?
Академия – это крупный научно-методический центр. Свой опыт работы она передает региональным звеньям, занятым подготовкой финансистов-экономистов.
В соответствии с Уставом Финакадемии в ее структуру включены 11 финансово-экономических колледжей, расположенных на территории России и действующих на правах филиалов, и 4 представительства. Формирование региональных звеньев Финакадемии позволило создать условия для выравнивания образовательного уровня, развития финансовой грамотности на территории Российской Федерации, а также повысить уровень подготовки финансово-экономических кадров в регионах. Конечно, региональным звеньям Финакадемии предстоит многое сделать как по линии развития материально-технической базы обучения, так и в сфере совершенствования качества подготовки выпускников.
Какова роль Финакадемии в формировании необходимого уровня финансовой грамотности населения?
В связи с расширением самостоятельности граждан в принятии экономических решений финансовая грамотность играет все возрастающую роль в достижении экономической стабильности страны в целом. Дело осложняется тем, что проводимые экономические преобразования пока не вошли прочно в сознание человека. Пока что в обществе отмечается устойчивое недоверие к финансово-экономическим мерам государства. Понимая, что нашей непосредственной обязанностью является повышение финансовой грамотности населения, мы помогли создать Национальный фонд содействия финансовой грамотности населения. Академия возглавила органы управления фондом. Профессорско-преподавательский состав приступил к разработке популярной финансово-экономической литературы для населения. Но мы признаем, что работа в этом направлении предстоит очень большая.
Насколько, на Ваш взгляд, Финакадемия соответствует критериям, предъявляемым к вузам, при определении уровня стратегичности?
Мы знаем, что в журнале "Экономические стратегии" регулярно публикуются номинации и рейтинги наиболее стратегичных компаний, куда включаются и вузы. Скажу честно: мы уже достигли определенного, достаточно высокого уровня стратегичности, но нам необходимо уточнить стратегию развития академии.