Отпет ли последний романс?

Номер 5-6. Сухой остаток

Рейтинг 100 наиболее стратегичных компаний России по состоянию на сентябрь 2006 года.

Материал подготовлен центром рейтингов и сертификации Института
экономических стратегий при участии О.В. Немковой и А.М. Пасечника.
Отпет ли последний романс?

“Экономические стратегии”, №5-6-2006, стр. 36-49

Будьте внимательны, чтобы не попасть
в колесо чьей-либо фортуны.
Станислав Ежи Лец

За буем стабильности…

Сегодня Россия имеет устойчивый положительный платежный баланс и бездефицитный государственный бюджет, по уровню золотовалютных резервов делит третье-четвертое место с Тайванем (позиции между странами-“соседями” в “табели о рангах” могут меняться в краткосрочный период, табл.1). Хотя эти показатели – результат благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, международный авторитет нашей страны как добросовестного заемщика продолжает расти. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило рейтинги Российской Федерации в иностранной и национальной валютах с ВВВ до ВВВ+. Прогноз по обоим классификаторам установлен “стабильный”. Одновременно повышен краткосрочный рейтинг обязательств РФ с F3 до F2. Потолок для рейтингов страны повышен с ВВВ до ВВВ+.


Бюро медвежьих услуг?

Спустя восемь лет после финансового кризиса 1998 г. Россия погасила задолженность Парижскому клубу кредиторов. 21 августа 2006 г. российские обязательства перед всеми 17 государствами – членами Клуба в сумме 21,6 млрд долл. были погашены в полном объеме. В пресс-службе Минфина задолженность перед Парижским клубом классифицировали как “наиболее крупную, политически значимую и сложно управляемую категорию государственного внешнего долга”. Весьма отрадно констатировать, что Россия более не является страной – дебитором Клуба. Общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах за период до 2020 г. превысит 12,0 млрд долл. В период профицита казны и слабой денежной политики государства в части распоряжения свободными средствами досрочное погашение долга – вполне разумный шаг. Однако усредненная процентная ставка Парижского клуба – 7% годовых – гораздо ниже не только чем стоимость кредитных ресурсов на внутреннем рынке России для экономических игроков, но и чем ставки по кредитам Лондонского клуба кредиторов. Объяснить здесь логику действий государства можно лишь тем, что с “парижскими кредиторами” коммуникации оказалось построить проще, чем с “лондонскими” – частным фондом.

Власти, рассуждая об успехах экономики и о конвертируемости рубля, все-таки не решились держать “общероссийскую заначку” в рублях. Так, в конце июля Минфин РФ официально объявил о начале операций по размещению средств Стабфонда (2 трлн руб.) в иностранные активы. Согласно ранее утвержденной структуре, 45% из них будут зачислены на счет казначейства в Банке России в долларах США, 45% – в евро, 10% – в фунтах стерлингов. Выбранная пропорция перевода рублевого эквивалента в евро и доллары позволяет максимально диверсифицировать риски, так как биржевая пара евро / доллар всегда находится в противофазе.


О синдроме “очищения” и дедолларизации

Центробанк совместно с Федеральной службой по финансовому мониторингу в пылу борьбы с отмыванием “грязных” денег и легализацией доходов, полученных преступным путем, продолжает отзывать лицензии на право кредитно-финансовой деятельности. Таким образом, сохраняется тенденция последовательного сокращения числа кредитных и коммерческих банковских организаций в РФ: подсчитано, что за последние два года их количество уменьшилось более чем на сто. Вдобавок ЦБ решил взяться непосредственно за банкиров. Выступая на сентябрьском банковском форуме в Сочи, первый зампред ЦБ А.А. Козлов (убит в Москве 13 сентября, ведется следствие) предложил запретить банкирам, которых уличили в отмывании денег, заниматься банковским бизнесом: “Участвовал в отмывании – запрет на профессию. Может, и пожизненный. В наших банках таким не место. Они позорят банковскую систему”. Симптоматично и то, что Сбербанк прекратил выдачу валютных кредитов, но продолжает скупать доллары. Некоторые финансовые эксперты связывают данное обстоятельство с предстоящей продажей части золотовалютных запасов страны. Хотя запрет на кредитование в валюте – скорее всего, временная мера, но и в этом случае она остается беспрецедентной. “Я не знаю примеров, чтобы банки вводили такие ограничения”, – удивляется руководитель департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев, – такие шаги трудно объяснить”. Аналитик “Тройки Диалог” Эндрю Кили не исключает, что действия Сбербанка связаны с укреплением рубля, в результате которого кредитование в долларах становится невыгодным.

Хозяин земли Русской, отзовись!

В большинстве регионов страны завершилась Всероссийская сельскохозяйственная перепись – мера хоть и затратная (5,5 млрд руб.), но необходимая, поскольку на сегодняшний день никто не имеет точного представления о реальных основных фондах АПК. Пока официальная информация обнародована не была, но уже есть любопытные предварительные данные: выяснилось, что фермеры и крестьяне, которые живут за счет натурального хозяйства, не доверяют властям и переписчикам и занижают реальную площадь своей земли, поголовье скота, птицы и т.д., опасаясь новых налогов и каких-либо санкций. Вскрылось немало шокирующих фактов: например, в хлебородной Ростовской области 150 тыс. га пахотной земли не нашли ни своих арендаторов, ни собственников (!) – и попросту пустуют. В целом сейчас в стране насчитывается около 200 млн га сельхозугодий. Количество же землевладельцев пока не превышает 1% от всех землепользователей. В то же время для успешного развития АПК этот показатель должен быть не менее 60%. Если основные сырьевые рынки страны давно поделены и освоены, переживают процессы зрелой капитализации, агропромышленный комплекс до сих пор на распутье: с одной стороны, он незаслуженно забыт и запущен, а с другой – имеет колоссальный потенциал роста. Точкой отсчета динамичного развития отрасли должна стать грамотная концептуальная программа поддержки сельхозсектора федеральным центром. Ведь масштабная культивация российских угодий сегодня – это стратегически важная грань в экономической геометрии страны завтра. Логично предположить, что правительственная комиссия, уже утвердившая финансирование нескольких проектов (профиль которых – транспортная инфраструктура и строительство новых производств) из Инвестиционного фонда РФ, выделит средства и для реализации сельскохозяйственных программ.

По дороге в Европу

Традиционное осеннее увеличение спроса на топливо не в силах сдержать даже договоренность власти и нефтяников о “заморозке” цен на бензин. Похоже, соглашение стремительно утрачивает свой потенциал, подчиняясь закону рынка. По словам главы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ Г.О. Грефа, темпы роста цен на нефтепродукты за июль и первую половину августа составили 4,3%. Упорядочить и стабилизировать внутренний рынок горючего позволит открытие Биржи нефтепродуктов РФ, которая начнет функционировать, по заверению министра, до конца 2006 г. Тогда, сказал глава МЭРТ, Правительство “будет вправе потребовать от нефтяников той динамики цен, о которой мы договаривались”.

Тем не менее сегодня ситуация с потребительскими ценами на бензин в России остается сложной и неопределенной. Власть противостоит бизнесу, но жесткого регулирования явно недостает. Послабления в этом вопросе со стороны государства и лоббистские старания хозяев нефтяных скважин не исключают того, что постепенно мы вплотную приблизимся к европейским ценам – более 2 евро за 1 л.

Сделать качественный детальный анализ промышленно-сырьевых отраслей российской экономики, игроков транспортной инфраструктуры страны и сектора финансовых услуг, системы образования позволит собственный метод классификации компаний по уровню их стратегичности. Рейтинг стратегичности (РС), или стратегический профиль (СП) компании, формируется Институтом экономических стратегий на базе британско-российской метамодели стратегического управления. Алгоритм расчета базируется на энниаграмме – девятифакторном модуле, узлы которого составляют блоки “Цели”, “Возможности”, “Результаты” (см. рис. 2 и информацию на сайте www.inesnet.ru/activity/ratings). В терминологии требований стандартов ИСО-9000 этот подход относится к моделям совершенства и методологически согласован со стандартами менеджмента качества третьего поколения, учитывающими требования международной финансовой отчетности, инвестиционных стандартов FT-146 и семейства стандартов ISO-9000. Информационная база составления РС (СП) имеет девятиуровневую структуру – от первоначальных оценок на основе открытой информации и далее, с учетом собственной информации компании, до полновесных аудиторских заключений о качестве стратегического управления организацией.

Рисунок 2. Группировка факторов энниаграммы


 

Компании

Клуб монополий
Падение лайнера Ту-154 “Пулковских авиалиний” под Донецком – это еще одно свидетельство системности происходящих в стране авиакатастроф. Необходима срочная тотальная техническая инспекция всех воздушных судов. Ликвидация единой государственной авиамонополии и появление десятков мелких перевозчиков привели к дестабилизации ситуации: потерян некогда жесточайший контроль над техническим состоянием авиапарка страны. Для сравнения: статистика катастроф на РЖД – транспортной монополии, оставшейся с перестроечных времен в собственности государства и сохранившей свою целостность, – в несколько раз ниже, жертвы единичны (см. табл. 2). Внештатные ситуации на железной дороге, несмотря на износ подвижного состава, по-прежнему, что отрадно, крайне редки.
Хорошая репутация “Российских железных дорог” (РС-2К; 1) не в последнюю очередь способствовала тому, что компания успешно прошла начальный отборочный этап тендера на строительство магистрали “Север – Юг” в Саудовской Аравии. По масштабу привлекаемых инвестиций этот проект – фаворит на Ближнем Востоке. Его стоимость превысит 2 млрд долл. (протяженность 2400 км). Участие российской монополии в реализации замыслов аравийских шейхов – ее первое “международное испытание” на прочность. Таким образом, рейтинг стратегичности компании повышается за счет усиления блока “Цели” (по узлам “Выбор стратегии” и “Целеполагание”) и перспективы роста потенциала узла “Финансы” (при условии окончательной победы в тендере).

“Аэрофлот” (РС-13К), в отличие от РЖД, напротив, сосредоточился на профильных приобретениях внутри страны. Стремление крупнейшего российского авиаперевозчика получить госпакеты акций конкурентов находит все большую поддержку у чиновников. Росимущество и Минтранс предлагают передать “Аэрофлоту” блокпакет авиакомпании “Сибирь”. Само руководство “Аэрофлота” еще в феврале попросило у государства госпакеты акций пяти крупных авиакомпаний – “Пулково”, ГТК “Россия”, “Дальавиа” (100% у государства), “Владивостокавиа”, KrasAir (51%) и “Сибири” (25,5%) – в обмен на дополнительные акции национального перевозчика. Росимущество поддержало эту идею и предложило Минтрансу подумать о передаче в капитал “Аэрофлота” всех принадлежащих государству акций авиакомпаний. По заявлениям гендиректора “Аэрофлота” В.М. Окулова, “все госпакеты конкурентов не нужны, интересны, прежде всего Дальний Восток и перевозчики в этом регионе – “Дальавиа” и “Владивостокавиа””. “Несомненно, “Сибирь” – крупный и интересный актив, – отмечает заместитель гендиректора “Аэрофлота” Л.С. Кошляков, – но блокпакет акций вряд ли позволит влиять на управление “Сибирью”, а “билет на войну” с сильным менеджментом этой компании “Аэрофлоту” ни к чему”. Однако от акций “Сибири” национальный перевозчик вряд ли откажется, учитывая стабильные позиции конкурента на фронте внутренних авиаперевозок и завидный уровень капитализации.

В целом – рост потенциала узла “Целеполагание”; в преддверии грядущего успеха в консолидации отрасли авиаперевозок ожидается прорыв по блоку “Возможности” (узлы “Сети”, “Ресурсы”).
Прочны позиции “Аэрофлота” и на фондовом рынке. Собственные бумаги перевозчика-лидера подчинены возрастающему тренду, видимо благодаря перспективам возможной приватизации компании уже на следующий год (о чем заявлял на заседании Правительства глава МЭРТ Г.О. Греф). По словам министра, в плане приватизации на 2007 г. 1600 предприятий. “Есть несколько ключевых бюджетообразующих объектов, которые могут быть приватизированы для обеспечения плана приватизации, “Аэрофлот” тоже нужно выводить из перечня стратегических предприятий”, – заключил Греф. По ожиданиям Правительства, в предстоящем году совокупные поступления от приватизации в федеральный бюджет должны превысить 41 млрд руб. При переходе компании от государственной к частной форме владения на первом этапе традиционно вырастут риски акционеров. Однако по завершении “переходного этапа” вполне вероятно повышение инвестиционной привлекательности “Аэрофлота”. Новый менеджмент и реорганизация – предвестники перемен к лучшему. Это усиливает узел “Адаптация” (степень интеграции компании в рынок) при стабильности узла “Бизнес-среда”.

Лестница в небо для ВТБ

Тем временем Внешторгбанк (ВТБ; РС-1К), один из лидеров российской банковской системы, уходит в “небо”, причем европейское. За лето финансовый гигант скупил на открытом рынке более 4% акций европейской аэрокосмической корпорации European Aeronautic, Defense & Space Co. (EADS), потратив около 1 млрд долл. EADS, зарегистрированная в Амстердаме, владеет 80% акций производителя авиалайнеров Airbus. В планах голландского гиганта – довести свое присутствие в Airbus до 100%. В начале лета рыночная капитализация EADS снизилась на 26%, после того как Airbus объявил о полугодовой отсрочке поставок заказчикам пассажирских авиалайнеров А-380, сославшись на “производственные трудности”. Чистая прибыль EADS во втором квартале упала на 9,4% – до 527 млн евро (по данным агентства Bloomberg). Однако стоит отметить, что потеря в капитализации EADS, скорее всего, краткосрочна, и в целом это весьма стратегичный актив, особенно если учесть факт почти полного отсутствия конкурентов у европейского производителя воздушных судов (кроме американского Boeing, у которого попросту физически не хватит мощностей, перехвати он заказы Airbus). ВТБ явно не прогадал, купив акции EADS в тот момент, когда они находились в рыночной яме. Примечательно, что EADS с декабря 2005 г. владеет 10-процентным пакетом перспективного российского холдинга “Иркут”, работающего в авиатехнической отрасли. Упрочнение блока “Цели”, особенно по узлу “Целеполагание” и “Выбор стратегии”. Кроме того, есть основания полагать, что Россия стремится попасть в состав совета директоров европейского концерна, поскольку он связан с НАТО и американскими военными силами – здесь просматривается политический аспект “необычного” приобретения, учитывая, что почти 100-процентный акционер ВТБ – Правительство РФ. Несмотря на успех банка во внешней экспансии, возможные политические интриги могут препятствовать усилению узла “Бизнес-среда”.

Морские стихии

Бурлят бизнес-процессы и в водной стихии. “Совкомфлот” (РС-92К) и “Новошип”, победив в конкурсном отборе, на паритетных началах совершили первую в истории России покупку зарубежного пароходства – испанской компании Marpetrol. Точная стоимость сделки не разглашается, разнятся и оценки экспертов – от 50 до 100 млн долл. Marpetrol владеет и оперирует флотом из 12 современных танкеров-химовозов дедвейтом от 5 тыс. до 20 тыс. т. Суммарный дедвейт парка судов компании – 130 тыс. т. Средний возраст танкеров – 4,4 года, все они двухкорпусные. Для дуэта российских компаний – это незначительное приобретение с позиций финансов, однако весьма важно то, что куплен входной билет на европейский рынок и задан старт для диверсификации бизнеса – в сторону перевозок химических грузов. Еще одним “за” в сделке можно считать устойчивое состояние Marpetrol. По инициативе Правительства грядет новое корпоративное переустройство упомянутых российских морперевозчиков энергоносителей: не за горами объединение “Совкомфлота” и “Новошипа”, а точнее – превращение последнего в дочернее предприятие. Став “дочкой” “Совкомфлота”, “Новошип” выиграет как минимум от большей оперативности нового акционера по сравнению с государством, ведь “для принятия решений больше не понадобятся многочисленные согласования и директивы”, считает президент “Новошипа” С.А. Терехин. Чиновники договорятся в конце этого – начале следующего года, уверен директор аналитического департамента “Антанта-Капитал” Д.И. Матафонов. Ранее предполагалось простое “равновесное” объединение игроков, но схема не устраивала, прежде всего, администрацию Краснодарского края, которая опасалась потерять крупного налогоплательщика. Теперь к процедуре “удочерения” готовы все. В результате ожидаемая совокупная капитализация “Совкомфлота” приблизится к 4 млрд долл. Компания станет третьим по величине морским перевозчиком нефти и нефтепродуктов в мире. Таким образом, очевиден рост потенциала блока “Возможности” по узлам “Ресурсы” и “Сети”, а также усиление узла “Целеполагание”.

Когда нефтяники плачут

Как ни парадоксально, укрепление рубля приносит ощутимые потери нефтяному сектору. Несмотря на благоприятную ценовую конъюнктуру для российской нефти на внешних рынках сбыта, “Сургутнефтегаз” (РС-15К) – крупнейший игрок отрасли – умудряется показывать удручающие для инвесторов результаты. Так, за последние полгода, ввиду снижения курса доллара, компания потеряла около 1 млрд долл. В этот период, согласно опубликованной отчетности по РСБУ, ее выручка выросла на 37% (до 266,5 млрд руб.), прибыль от продаж – на 36% (до 85,3 млрд руб.), а чистая прибыль сократилась на 9% (до 47,8 млрд руб.). Рост выручки компания объясняет увеличением объемов добычи и переработки нефти и высокими мировыми ценами на топливо. Чистая прибыль же, наоборот, снизилась из-за роста ее внереализационных расходов. Этот показатель у “Сургутнефтегаза” возрос в 4,5 раза – до 26,8 млрд руб. (?1 млрд долл.) по сравнению с первым полугодием 2005 г. В этой статье компания отражает расходы, не связанные с ее основной деятельностью. Фактор падения прибыли “Сургутнефтегаз” объясняет снижением курса доллара. Маловероятно, что можно столько потерять на курсовой разнице, отмечает представитель крупной нефтегазовой компании.

К примеру, на чистой прибыли “Лукойла” в первом полугодии курсовая разница не отразилась. “Наша функциональная валюта – рубль, к тому же контракты в компании заключаются в пяти валютах”, – объясняет представитель компании Г.А. Красовский. Но если допустить, что у “Сургутнефтегаза” 12-15 млрд долл. активов номинируется в долларах (сумму активов в валюте компания не раскрывает), то такая потеря возможна. Эксперты констатируют, что размер потерь огромен даже для нефтяной компании, часть выручки которой номинирована в долларах, и допускают, что часть этих средств компания потратила на выкуп собственных акций. Явное ослабление узла “Финансы”. А отсутствие упреждающих действий по сохранению средств и четкой стратегии управления валютными активами влекут за собой ослабление узла “Целеполагание”.

“Отличился” и другой нефтяной гигант – ТНК-ВP (РС-28К), – став рекордсменом среди российских нефтяных холдингов по числу неработающих скважин. За эти и другие недостатки в работе министр природных ресурсов Ю.П. Трутнев пригрозил компании отзывом лицензий на недропользование. В ТНК-ВР такую ситуацию объясняют истощенностью значительной части ее месторождений, но обещают исправиться. По данным системы комплексного мониторинга МПР (лицензионных соглашений, карты районирования территории России по расположению месторождений полезных ископаемых, а также системы учета эксплуатационных скважин), на сегодняшний день объем бездействующих эксплуатационных скважин составляет 15% (37 200) от их общего числа (248 000). При этом в собственности государства находится 25% этого фонда и 75% – у недропользователей. Наибольшее число бездействующих объектов приходится на участки недр, предоставленные в пользование компании ТНК-ВР – 30%. В сокращении этого показателя МПР видит существенный резерв нефтедобычи. Как отметил глава Росприроднадзора С.И. Сай, снижение числа бездействующих эксплуатационных скважин до нормативного уровня (не более 10% от действующего фонда) увеличит годовое производство нефти в стране на 30 млн т (6,4% от уровня 2005 г.). Также система обнаружила отклонения от объемов отбора нефти на ряде объектов ТНК-BP. По мнению министра, есть все основания обсудить деятельность компании на комиссии по отзыву лицензий. В оправдание сама компания приводит следующий довод: с момента основания ТНК-BP реализуется программа перевода простаивающих скважин в фонд действующих, но сделать это не всегда возможно (а порой нецелесообразно) из-за высокой степени истощенности отдельных месторождений. Явные “потери” по блоку “Результаты” (узлы “Бизнес-среда” и “Реализация”). “Назидания” МПР наверняка ускорят антикризисные действия менеджмента концерна. Сохранение потенциала узла “Адаптация”.

Создавая “ультрасети”…

Лидер российского сотового ритейла “Евросеть” (РС-87К) приобрела сеть салонов связи “Ультра”, входящую в десятку крупнейших российских дистрибьюторов мобильных услуг связи. Однако бренд “Ультра” не исчезнет с рынка: материнская компания намерена использовать его для продажи цифровой техники. “Евросеть” выполнит условие продавцов – бренд и фирменный стиль “Ультры” сохранятся, а ключевые позиции останутся за нынешними менеджерами. По словам бывшего президента “Ультры” Т.А. Аминджанова, он и его коллеги продолжат работу на руководящих постах и в совете директоров “Ультры”. “Евросеть” совершила покупку не ради расширения сети: ей нужен бренд для работы в премиальном сегменте рынка, и “Ультра” оказалась лучшим вариантом, считает Аминджанов.
Глава “Евросети” Е.А. Чичваркин полагает, что “Ультра” – выгодный вариант для продвижения на рынке сложной цифровой техники. В ближайшее время в салонах “Ультры” начнут продаваться фотоаппараты, CD и MP3-плейеры, смартфоны, коммуникаторы и ноутбуки. До конца года “Евросеть” намерена увеличить число салонов “дочки” до 300, причем они появятся и в новых регионах, включая Москву. Данная консолидация провоцирует бурный рост по блоку “Возможности” (особенно узлы “Сети” и “Ресурсы”). Учитывая стратегическое планирование компании, нацеленное на освоение новых сегментов рынка, можно констатировать рост потенциала узла “Целеполагание”. Однако сохранение бренда приобретенной компании рассеивает мощь узла “Результаты”, вследствие чего могут не оправдаться намеченные “Евросетью” ожидания по показателям сбыта. С точки зрения бизнеса в данном случае все-таки предпочтительней традиционная стратегия использования единого бренда “Евросеть”.

Завершая хронику событий нескольких прошедших месяцев, нельзя не отметить повсеместную отраслевую экспансию российских компаний: покупаются и поглощаются внешние конкуренты с известными именами. А это уже индикатор зрелости отечественного бизнеса. Стало “тесно” не только сырьевым монстрам российской экономики – ударными темпами развивается сфера услуг, а именно транспортные монополии и финансовые институты, входящие в стратегический костяк страны. В рассматриваемый период средний суммарный индекс стратегичности компаний-участников ТОП-100, по данным на начало сентября, составил 72,4 балла. Тормозом стремительного роста индекса, помимо сезонного затишья, по-прежнему является отсутствие у ведущих добывающих компаний внятных долгосрочных планов и сберегающих стратегий, нацеленных на сохранение природных богатств России.

Примечание
1. РС – рейтинг стратегичности; место, занимаемое компанией (К) в рейтин-ге 100 наиболее стратегичных компаний.


Действующие лица: рейтинг «100 наиболее стратегичных компаний» (сентябрь 2006 г.) Выпуск 5-6 (47-48)/2006

Положение

Компания

Общий  уровень стратегичности

Рейтинговый статус

Изменение по сравнению с августом 2006 г.

Прогноз динамики стратегичности

сентябрь 2006 г.

август 2006 г.

1

2

Внешторгбанк ДЛ-05

88,0

AAA

0,2

2

3

«Российские железные дороги» ДЛ-04

87,9

AAA

0,3

3

1

«Газпром»[1] ДЛ-00

87,6

AAA

0,4

4

4

«Базовый элемент»[2]

87,5

AAA

5

7

Новолипецкий металлургический комбинат

87,4

AAA

0,5

6

6

«Северсталь-Групп» [3]ДЛ-00

87,1

AAA

7

8

«Интеррос»[4]

87,0

AAA

0,2

8

5

«Рособоронэкспорт»

86,6

AAA

0,6

9

10

«ЕвразХолдинг»[5]

86,2

AAA

0,1

10

12

НК «Лукойл» ДЛ-00

85,9

AAA

0,4

11

11

Сбербанк России ДЛ-00

85,7

AAA

12

9

РАО «ЕЭС России»

85,5

AAA

0,7

13

16

«Аэрофлот»

84,8

AAA

0,3

14

18

«Росэнергоатом» ДЛ-02

84,7

AAA

0,5

15

13

НК «Сургутнефтегаз»

84,6

AAA

0,8

16

17

РОСНО ДЛ-04

84,5

AAA

0,1

17

14

АФК «Система» [6]ДЛ-04

84,1

AAB

0,9

18

22

«Трансаэро»

83,4

AAA

2,4

19

15

НК «Роснефть»

83,3

AAB

1,6

20

23

«Каскол»

81,9

AAA

1,0

21

19

«Альфа-Групп» [7]ДЛ-01

81,3

AAB

1,2

22

26

НПК «Иркут» ДЛ-03

81,2

ABA

0,9

23

20

ФК «УРАЛСИБ» [8]ДЛ-04

80,8

AAB

1,3

24

21

АХК «Сухой»[9] ДЛ-03

80,7

AAB

1,2

25

25

«Концерн “Sitronics» ДЛ-04

80,6

AAB

26

33

АК «Алмазы России – Саха» ДЛ-00

80,2

ABB

1,6

27

27

«Балтика»

79,7

AAB

28

28

«ТНК-BP» ДЛ-00

79,6

AAB

29

36

«СУАЛ-Холдинг»

79,5

ABB

2,8

30

30

«Росгосстрах»

79,3

AAA

31

24

ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК

79,2

BBB

1,5

32

29

Российская академия наук

78,2

ABB

1,3

33

32

«МегаФон» ДЛ-02

78,0

ABB

0,8

34

34

«Ингосстрах»

77,7

ABA

35

35

Магнитогорский металлургический комбинат

77,4

ABB

36

31

ТВЭЛ[10]

77,2

BBB

1,9

37

42

МГУ им. М.В. Ломоносова

76,5

AAA

1,0

38

38

Объединенная металлургическая компания[11]

76,3

BBB

39

39

ИСТ ЛАЙН ДЛ-03

76,1

BAB

40

40

РФЯЦ-ВНИИТФ

76,0

ABB

41

37

Банк Москвы

75,9

BBB

0,7

42

47

«Перекресток»

75,5

ABB

1,8

43

43

«Волга-Днепр» ДЛ-04

75,4

BBB

44

41

«Тройка Диалог» ДЛ-00

75,1

BBB

0,5

45

45

«Тактическое ракетное вооружение»

74,9

BBB

46

46

«Вимм-Билль-Данн»

74,0

BBB

47

44

«Космическая связь» ДЛ-01

73,7

BBB

1,6

48

48

Группа РЕСО

73,6

BBB

49

59

Академия народного хозяйства при Правительстве РФ

73,5

AAA

2,5

50

50

ВГТРК

73,2

AAB

51

54

«Связьинвест»[12]

73,0

AAB

1,3

52

55

РКК «Энергия» ДЛ-00

72,3

BBB

0,7

53

53

НПО «Сатурн» ДЛ-04

72,2

BBB

54

49

«Алмаз-Антей»

72,1

BBB

1,3

55

52

Стальная группа «Мечел» ДЛ-03

71,7

ABB

0,6

56

58

«Пятерочка»

71,4

ABA

0,3

57

57

«РосБизнесКонсалтинг»

71,2

BBB

58

51

«Райффайзенбанк Австрия» ДЛ-05

71,0

ABB

2,0

59

56

Международный Промышленный Банк ДЛ-02

70,9

BBB

0,6

60

61

Инвестиционный банк «ТРАСТ»

70,7

BBB

0,3

61

60

«Интеко» ДЛ-04

70,4

BBB

0,4

62

62

Государственная Третьяковская галерея

70,3

ABB

63

63

СУЭК

68,0

ABB

64

68

Московский институт теплотехники

67,8

BBB

1,5

65

64

ГКНПЦ им М.В. Хруничева ДЛ-01

67,7

BCB

0,1

66

66

«МОК-Центр» ДЛ-04

66,8

ABB

67

67

«Уралвагонзавод» ДЛ-05

66,7

ABB

68

70

Аптечная сеть «36,6»

65,8

AAA

0,5

69

65

«АвтоВАЗ» ДЛ-05

65,4

BBB

2,2

70

71

Группа «ПИК»

65,3

ABB

0,1

71

107

Санкт-Петербургский государственный университет

65,1

ААА

10,0

72

73

«Русснефть» ДЛ-05

64,9

ABB

0,2

73

72

«РОССИЙСКАЯ ОЦЕНКА»

64,6

ABB

0,2

74

79

Международный образовательный центр EF English First ДЛ-05

64,5

AAA

2,0

75

87

Государственный университет управления

63,8

ABA

3,8

76

76

«Государственный Эрмитаж»

63,5

BBB

77

69

«Транснефть»

63,3

BBB

2,5

78

86

«Амтел»

63,2

ABB

3,3

79

83

«АКРОН»

62,1

BBB

1,3

80

103

Государственный университет – Высшая школа экономики

62,0

ABB

5,9

81

80

АПК «Черкизовский»

61,6

BBB

0,1

82

85

«УГМК-Холдинг»

61,5

BBB

1,2

83

88

«Илим Палп Энтерпрайз»[13]

61,2

ABB

1,3

84

77

Казанский вертолетный завод

60,8

BBB

2,4

85

75

МГИМО

60,7

ABB

3,1

86

91

«ВСМПО-Ависма»

60,2

BBB

1,3

87

102

«Евросеть»

60,0

BBB

3,6

88

89

«НОВАТЭК»

59,8

BBB

0,5

89

84

«ЕвроХим»

59,7

BBC

0,9

90

82

«Атомстройэкспорт»

59,5

CBB

1,4

91

81

Группа «Разгуляй»

59,4

BBC

2,1

92

101

«Совкомфлот»

59,3

BBB

2,7

93

93

Группа компаний «ТатИнК» ДЛ-05

58,5

BCB

94

97

«Уралкалий»

58,3

BCC

1,2

95

90

«Аэрокосмическое оборудование»

58,0

BCC

1,1

96

111

«Водоканал Санкт-Петербурга»

57,9

BBB

5,7

97

98

МИФИ (ГУ)

57,7

ABB

0,7

98

104

«Гарс Телеком»

57,0

ABB

1,0

99

96

«Татнефть»

56,8

BCB

0,4

100

100

«Русьхлеб»

56,7

BBC

  Индекс стратегичности «ТОР-100» (по сравнению с августом 2006 г.)

0,01

Вниманию читателей. Текущие рейтинги 100 наиболее стратегичных компаний России можно посмотреть на сайте Института экономических стратегий /activity/ratings, а также на сайте РИА «РосБизнесКонсалтинг» http://rating.rbc.ru/

ДЛЛауреаты ежегодной программы «Действующие лица века» за период с 2000 по 2005 г. по одной из номинаций: «Компания года», «Прорыв года», «Форвард регионов», «Инокомпания года», «Фиаско года».

____________________

[1] Включая «Сибнефть», «Газпромбанк» и др.
[2] Включая «Русский алюминий», «РусПромАвто» и др.
[3] Включая «Северстальмаш», «Северсталь-авто» и др.
[4] Включая «Норильский никель» ДЛ-00, Росбанк, «Силовые машины», «Агрос» ДЛ-02 и др.
[5] Включая НТМК, ЗСМТК и др.
[6] Включая МТС ДЛ-00, МБРР, МГТС, «Систему Телеком» и др.
[7] Включая «ВымпелКом» ДЛ-00, «Альфа-Банк» ДЛ-04, «АльфаСтрахование» и др.
[8] Включая ИБГ «НИКойл», СГ «УралСиб» и др.
[9] Включая КнААПО им. Ю.А. Гагарина, ТАНТК им. Г.М. Бериева и др.
[10] Включая «Машиностроительный завод», НЗХК и др.
[11] Включая Выксунский металлургический завод, АТЗ и др.
[12] Включая «Ростелеком», «Северо-Западный Телеком» и др.
[13] Включая «Котласский ЦБК» и др.

Следить за новостями ИНЭС: