Отличная репутация — результат успеха
Одним из основных направлений деятельности страховой компании РОСНО является добровольное медицинское страхование. В то же время, одна из «дочек» РОСНО — «РОСНО МС» — специализируется на обязательном медицинском страховании. Услуги, предоставляемые обладателям полисов ДМС в РОСНО — одни из лучших на этом рынке, а о качестве услуг по полисам ОМС известно каждому жителю России. Каково мнение главы РОСНО Леонида Меламеда о результатах и перспективах социальной реформы? Какие задачи стоят сегодня перед компанией? Заместитель главного редактора «ЭС» Ольга Бардова беседует с уже знакомым нашим читателям генеральным директором компании РОСНО Леонидом Адольфовичем Меламедом.
Леонид Меламед
Отличная репутация – результат успеха
"Экономические стратегии", №7-2005, стр. 96-99
Одним из основных направлений деятельности страховой компании РОСНО является добровольное медицинское страхование. В то же время одна из "дочек" РОСНО – "РОСНО МС" – специализируется на обязательном медицинском страховании. Услуги, предоставляемые обладателям полисов ДМС в РОСНО – одни из лучших на этом рынке, а о качестве услуг по полисам ОМС известно каждому жителю России. Каково мнение главы РОСНО Леонида Меламеда о результатах и перспективах социальной реформы? Какие задачи стоят сегодня перед компанией? Заместитель главного редактора "ЭС" Ольга Бардова беседует с уже знакомым нашим читателям генеральным директором компании РОСНО Леонидом Адольфовичем Меламедом. |
Мы сейчас готовим спецвыпуск, посвященный фармацевтическому рынку. Поскольку эта тематика, безусловно, тесно связана со здравоохранением, я бы хотела уточнить, что Вы думаете о состоянии системы обязательного медицинского страхования. От каких рисков оно страхует?
Я считаю, что система обязательного медицинского страхования в том виде, в каком она сложилась сегодня, не выполняет тех задач, которые перед ней ставились. Ее необходимо реформировать, причем чем быстрее, тем лучше. К счастью, подобную точку зрения разделяет и Минздравсоцразвития, и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, во всяком случае, об этом не раз говорилось. К сожалению, я пока не знаю, в каком именно направлении пойдет реформа и когда она начнется, но констатация того факта, что существующая система неэффективна, уже имела место.
Вся проблема в том, что страховщик в этой системе не несет никаких рисков. Просто собираются взносы в виде налогов с работодателей или платежей из бюджета за неработающее население. Эти деньги перераспределяются между лечебными учреждениями, работающими с застрахованными на данной территории, пропорционально объему оказанной медицинской помощи. При этом страховые компании оставляют себе некую комиссию за услуги по перераспределению и контролю качества оказанной помощи. Соответственно, комиссионерами являются Фонд обязательного медицинского страхования и страховщики ОМС. Таким образом, эти структуры не слишком заинтересованы в том, чтобы реализовать основные цели ОМС как структурного элемента системы здравоохранения. Прежде всего они должны были решать задачу увеличения объема оказанной населению медицинской помощи и улучшения ее качества, а через это – роста продолжительности и качества жизни людей. Кроме того, система должна способствовать оптимизации расходов на здравоохранение, с тем чтобы деньги тратились в экономически обусловленных размерах для достижения вышеуказанных целей. Система ОМС на сегодняшний день по разным причинам не решает ни одной из этих задач, за исключением, может быть, вопросов, связанных с контролем качества медицинской помощи.
То есть медицинский полис – это цветная бумажка, которая, по сути, не несет никакой нагрузки?
Эта бумажка имеет вполне конкретную нагрузку – без нее человека вообще не будут лечить. Исключение составляют заболевания, требующие немедленного врачебного вмешательства. Полис обеспечивает контакт рядового гражданина с медицинской системой. Его экономическая суть заключается в том, что он гарантирует пациенту получение бесплатной медицинской помощи, а лечебному учреждению – что эта работа будет оплачена из резервов системы ОМС. Но при этом риски несет не страховщик, а государство.
Нередко случается так, что пожилой человек, имея на руках полис обязательного медицинского страхования, который гарантирует бесплатное медицинское обслуживание, не получает помощи. Больницы предпочитают не брать больных стариков, чаще всего аргументируя отказ тем, что нет мест. Что делать в этом случае?
На полисе обязательного медицинского страхования РОСНО стоит штамп компании с телефонами, по которым можно позвонить на круглосуточный пульт и потребовать от компании, чтобы она организовала лечение застрахованного лица либо на месте, либо в областном центре. Компания точно знает, как убедить ЛПУ выполнить свои обязанности или как немедленно перевести больного в другое ЛПУ.
Получается, что каждый из нас должен носить при себе все документы. А если человек находится в бессознательном состоянии, что тогда?
В таком случае должна сработать государственная система здравоохранения, обычная 03, а потом уже родственники и страховая компания разберутся и помогут. Было бы странно утверждать, что каждый из нас в любой ситуации должен иметь при себе полис ОМС или даже полис добровольного медицинского страхования, хотя это очень удобная пластиковая карточка.
Вы сказали, что обязательное медицинское страхование в том виде, в каком оно существует сейчас, не выполняет своих задач…
Необходимы перемены, которые сделают его крайне важным и нужным, эффективным инструментом охраны здоровья населения. Другого пути, кроме как модернизировать систему ОМС, просто нет. В медицинской среде популярна идея отказа от обязательного медицинского страхования. Все будет как при советской власти: главный врач получит деньги от местного органа исполнительной власти и сам разделит их между врачами поликлиники или больницы. При этом больной по-прежнему останется один на один со своими проблемами, помочь ему организовать лечение и отследить, чтобы оно было качественным, будет некому. Страховые компании нужны пациентам. Страховые компании не нужны медикам – это же постоянная головная боль. Страховщики требуют отчитаться за каждого больного, за каждую оказанную услугу. Они, с точки зрения врачей, отвлекают от работы.
Да, есть такое мнение. Говорят, что в одном регионе страховая компания, не буду называть какая, стала финансировать местное здравоохранение. При этом под контролем страховщиков с врачами заключили трудовые контракты, существенно ущемляющие их права.
Такого не должно быть ни в одном регионе России. Функция страховой компании – защита прав застрахованных на получение качественной бесплатной медицинской помощи. Страховые компании не могут контролировать трудовые контракты, этим занимаются администрации лечебных учреждений или региональные органы управления здравоохранением.
Вот уже четыре года в Воронежской области идет эксперимент в рамках реформы здравоохранения. В результате в огромном регионе из 32 поликлиник осталось 8. Кроме того, сократили число койко-мест, круглосуточный стационар превратили в дневной. Здравоохранение здесь находится на грани выживания.
Странно – у нас в Воронежской области работает дочерняя компания, мы хорошо знаем, как много внимания администрация области уделяет вопросам здравоохранения. Поэтому такая оценка реформирования удивляет. Вообще, даже неудача в каком-то конкретном регионе с какой-то конкретной идеей не означает того, что надо отказаться от более жизнеспособной и единственно возможной модели реализации всех тех задач, о которых я сказал ранее. Если десять детей в классе не справились с таблицей умножения, это не значит, что нужно менять таблицу умножения. Следует лучше учить детей. Другое дело, что у нас много любителей заниматься разного рода экспериментами.
Мне нравится система формирования правительства в таких странах, как Израиль или Германия. Там министры – не профессионалы, а политики, умные люди с хорошим образованием, высоким IQ, опытом управления. У нас бы сказали: как же так, министр здравоохранения – и не врач?! Есть специалисты в той или иной области, которые готовят детально проработанные решения. Прежде чем принять проект, правительство отдает его на суд общественности. При этом любой самый сложный вопрос излагается в такой форме, что суть дела легко может понять непрофессионал. Население знает, за что оно голосует. Стратегически и нам надо двигаться в этом направлении. У нас здравоохранением всегда руководили врачи – исключение составляет министр М.Ю. Зурабов, – которые говорили примерно так: не вмешивайтесь, мы, как профессионалы, сами разберемся, как Вас лечить. А ведь каждому человеку имеет смысл знать, как его будут лечить, как будут платить за его лечение и кому. Потому что, когда он приходит к врачу, тот, к сожалению, часто не стесняется сказать, что у него маленькая зарплата и что если пациент не заплатит, то и лечить его будут соответствующим образом.
Получается, что именно добровольное медицинское страхование избавит нас от необходимости давать взятки врачам?
Надо реформировать обязательное медицинское страхование и вообще систему здравоохранения, тогда никто не будет брать взятки. А место для ДМС всегда останется, потому что это страхование, которое позволяет людям получать медицинскую помощь либо в более комфортных условиях, либо у специалистов более высокого ранга. Наконец, те заболевания, на которые не распространяются государственные гарантии в системе ОМС, покрываются системой добровольного страхования. Но лечение не может быть для богатых хорошим, а для бедных – плохим. Система обязательного медицинского страхования должна гарантировать такое же качество оказания помощи, как и система добровольного страхования, потому что не бывает "осетрины второй свежести". Если этого не происходит, значит, система неэффективна, и каждый из нас должен требовать ее изменения, потому что наша жизнь, жизнь наших близких и родных зависит от нее.
Покрывает ли ДМС сложные операции?
Все зависит от категории полиса, от того, сколько Вы захотели или смогли потратить на страховку. Она может покрывать сто болезней, а может и две. В ДМС есть полисы самых разных категорий. В принципе, чем дороже страховка, тем больше болезней она покрывает.
Почему так получилось, что в этом году страховщики оказались в стороне от реформы социальной сферы, особенно в той ее части, которая касается обеспечения льготными лекарствами? Какой Вам представляется роль страховых компаний в этом процессе?
О том, почему страховщики остались в стороне, надо спросить Минздрав. Есть постановление Правительства, в котором черным по белому прописаны страховые компании как организации, на которые возлагается контроль эффективности использования бюджетных средств. Потом выяснилось, что контролировать силами страховщиков ничего не нужно.
Но ведь выбрали пять фармацевтических компаний, которые взяли на себя все риски…
Какие риски? В чем они заключаются? Им выделили деньги, они предоставили медикаменты. А страховщики должны были следить, чтобы тратили на тех, на кого нужно, столько, сколько нужно, и чтобы цены и объем помощи были адекватными.
По последним статистическим данным, 42% из 14 миллионов льготников предпочитают взять 350 рублей и отказаться от льгот.
Они возьмут деньги, а через год скажут, что им нужны медикаменты, что у них нет денег, обвинят Ельцина и Горбачева в разбазаривании народного достояния, и кому-то надо будет эти медикаменты покупать. Мне не нравится идея выдавать деньги вместо медикаментов. Я, вообще-то, по натуре либерал, а либеральный подход именно в этом и заключается: дайте людям деньги, пусть покупают что хотят. Но в такой постсоциалистической стране, как Россия, эта самодеятельность приведет к новым расходам. Люди возьмут 350 рублей, а потом им понадобятся деньги на медикаменты. Если цены на энергоносители и дальше будут такими же высокими, средства найдутся.
А если они упадут?
Расскажите, пожалуйста, о программе "ДМС-Миллион".
Это новая программа, предназначенная как для водителей, так и для пассажиров. Она подразумевает, что в случае аварии страховая компания окажет обладателю полиса "ДМС-Миллион" комплексную, в том числе экстренную, медицинскую помощь на сумму в миллион рублей.
Сколько стоит эта программа?
Стоимость полиса символическая – 1350 руб., и застрахован может быть любой человек в возрасте от 3 до 65 лет.
Что ждет российский страховой рынок в случае либерализации цен на ОСАГО и когда это может произойти?
Либерализация неизбежна, и это общеизвестно. Важно, при каких обстоятельствах она произойдет. Мы, РОСНО, об этом заговорили, как только появилась идея автогражданки. Если до начала либерализации все компании, которые имеют лицензии на ОСАГО, станут платежеспособными, будут соответствовать новым требованиям к качеству активов, то она пройдет гладко. В некоторых регионах тарифы немного повысятся, в некоторых – понизятся. Полагаю, что если провести либерализацию сегодня, то произойдет резкое снижение тарифов на ОСАГО. В результате не все компании смогут выполнить свои обязательства, осуществить выплаты по всем страховым случаям, как бы им этого ни хотелось. Если страховому надзору и РСА удастся успешно завершить ту работу, которую они сейчас проводят, то либерализацию тарифов можно будет осуществить в ближайшие три года.
В 2005 г. рост страхового рынка составил 26%. А что Вы можете сказать о компании РОСНО?
По итогам девяти месяцев мы опережаем этот рост более чем в два раза.
Какая из краткосрочная задач, стоящих сейчас перед РОСНО, представляется Вам наиболее приоритетной?
Это созданная в РОСНО программа, которая нацелена на дальнейшее улучшение качества обслуживания клиентов. Не могу сказать, что у нас недостаточно внимательны к клиенту, но, безусловно, нам есть что улучшать. Поэтому в РОСНО организован специальный департамент качества обслуживания, существует система измерения этого качества, основанная на опросах клиентов в соответствии с определенными шкалами и критериями. Я считаю, что это основная задача на ближайшее время.
Деловая репутация компании РОСНО – это "побочный продукт" успешной деятельности или ключевой момент ее стратегии?
И то и другое. В нашем деле без хорошей репутации успех невозможен. С другой стороны, безупречная репутация – это результат успеха.