Остов сокровищ
Рейтинг наиболее стратегичных страховых компаний России.
Материал подготовлен центром рейтингов и сертификации Института
экономических стратегий при участии О.В.Немковой и А.М. Пасечника.
Остов сокровищ
"Экономические стратегии", №3-2007, стр. 104-109
Я никогда не думаю о будущем. Оно наступает достаточно быстро.
Альберт Эйнштейн
Макроэкономические показатели страхового рынка РФ в 2007 г. продолжают положительную динамику нескольких последних лет. Растет роль отрасли в структуре государственного капитала нашего государства. Бурно развиваются основные направления инвестиционной деятельности страховщиков – финансовые вложения в дочерние и зависимые предприятия, долговые ценные бумаги, займы сторонним организациям, акции и депозитные вклады. Уровень покрытия инвестиционными активами страховых резервов (отражает степень покрытия страховых обязательств компании за счет инвестиционных ресурсов и денежных средств) сегодня весьма высок: платежеспособность страховой отрасли РФ позволяет увеличить сбор премий в несколько раз, сохранив при этом прежнюю рисковую составляющую для потребителей.
Важно понимать, что свободные денежные средства страховщиков являются серьезным источником инвестиций в национальную экономику.
Сегодня доля ежегодных страховых премий в ВВП развитых мировых держав по разным оценкам составляют в среднем от 10 до 15%: в США – около 9%, в Великобритании – 12,5%, в Тайване – свыше 14%. В России пока этот показатель не превышает 2,5%, однако доля активов отечественных страховых организаций в ВВП продолжает тенденцию роста.
Центр рейтингов и сертификации Института экономических стратегий в рамках ежегодного спецвыпуска журнала "ЭС" по страховому делу, ставшего уже традиционным, подготовил спектральный анализ услуг страхования, составив рейтинг 50 наиболее стратегичных страховых компаний. Для полноты анализа мы прилагаем развернутые интервью с менеджерами ведущих игроков отрасли, приводим мнения авторитетных экспертов и профессионалов: генерального директора компании РОСНО Ханнеса Шарипутры Чопры, генерального директора ООО "СК "Согласие"" И.В. Жука и ряда других руководителей.
Кроме того, Вашему вниманию предлагается аналитическая статья, предоставленная специалистами Коммуникационной группы "АМСКОМ", характеризующая основные тенденции современного российского страхового рынка.
Макроэкономические индикаторы
По итогам 2006 г. объем российского страхового рынка превысил 610 млрд руб., что соответствует 23-процентному росту по сравнению с 2005 г. Динамика весьма позитивная, хотя на мировом страховом рынке доля отечественных страховщиков ничтожно мала и пока не превышает 0,5-0,6%.
В последние годы развитие страхового рынка России определяют общеэкономические факторы консолидации капиталов, стимулирующие рост платежеспособности и как следствие повышение спроса на классическое страхование. В связи с эффективной деятельностью надзорных органов и ужесточением санкций наблюдается сокращение "псевдостраховых" операций на рынке. Под влиянием упомянутых тенденций объем страхового рынка России в период с 2001 по 2006 г. вырос более чем в 2,2 раза (табл. 1).
Таблица 1. Ключевые показатели российского рынка страхования
Источник: Федеральная служба страхового надзора.
Рост совокупной страховой премии продолжается за счет увеличения сборов по ОМС и страхованию ответственности. В результате за последние 5 лет кардинально изменилась структура рынка: доля страхования жизни сократилась с 51% в 2001 г. до 3% в 2006 г. Доля обязательного страхования возросла с 15 до 43% соответственно. В этом году тенденция сохраняется, но значительных структурных изменений не произошло: доля страхования жизни не превышает 3%; доля ОМС увеличилась до 32%, и на сегодняшний день более половины страховых выплат проводится именно по ОМС. Общий коэффициент выплат (соотношение совокупных выплат и премий) по итогам 2006 г. составил 57,8%, что свидетельствует о довольно высокой рентабельности отрасли. Глава ФССН И.В. Ломакин-Румянцев отмечает, что "на рынке продолжается формирование структуры лидеров и внутри этой группы возможны изменения". По его словам, первая сотня компаний собирает почти 90% поступлений. Согласно прогнозу руководителя ФССН, в 2007 г. совокупный объем страховой премии вплотную приблизится к рубежу 800 млрд руб.
Капитализация и концентрация рынка
На 31 декабря 2006 г. в едином государственном реестре субъектов страхового дела были зарегистрированы 918 страховых организаций. За 2006 г. количество страховщиков на рынке сократилось более чем на 150, а в 2005 г. – на 205 компаний.
По итогам 9 месяцев минувшего года количество перестраховщиков сократилось на 21%: до 309 компаний – профессиональных перестраховщиков (осуществляющих исключительно перестрахование) стало меньше на 34% – 27 компаний. Тенденция сокращения численности компаний сохраняется с 2003 г. и связана с ужесточением (повышением) требований контролирующих органов к минимальному уставному капиталу.
В отличие от банковского сектора после завершения процесса реорганизации бывших государственных страховых организаций – "Госстраха" и "Ингосстраха" – присутствие государства в страховом секторе незначительно. Наибольшая доля страховых организаций (более 60%) – это общества с ограниченной ответственностью; закрытые и открытые акционерные общества составляют 20% и 16% соответственно. Менее 1% страховых организаций представлены унитарными предприятиями.
При уменьшении числа страховых организаций сохраняется тенденция роста совокупного уставного капитала (рис. 1). Осуществление первого этапа повышения требований к минимальному уставному капиталу страховщиков в 2004 г. привел к двукратному увеличению совокупного уставного капитала (с 77,8 млрд руб. в 2003 г. до 146,5 млрд руб. в 2004 г.).
Рисунок 1. Динамика роста совокупного уставного капитала страховых организаций: июль 2001 г. — сентябрь 2006 г.
В 2005-2006 гг. последовала незначительная инерционная коррекция – увеличение до 147,3 млрд руб. и по итогам 9 месяцев 2006 г. – до 149,6 млрд руб. соответственно. Такая динамика обусловлена тем, что в июне 2006 г. начался второй этап повышения требований к размеру минимального уставного капитала. Уставный капитал страховых организаций после 30 июня 2006 г. должен быть сформирован в размере не менее двух третей минимального размера уставного капитала, предусмотренного ст. 25 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации". В соответствии с ней для проведения страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и (или) имущественного страхования предусмотрен минимальный размер уставного капитала в 30 млн руб., для проведения страхования жизни – в 40 млн руб. и для осуществления перестрахования – в 80 млн руб.
Комплексно охарактеризовать основных фигурантов страхового дела, их потенциал, динамику, эффективность бизнес-процессов позволяет рейтинг стратегичности (РС; 1), или стратегический профиль (СП) компании, основанный на британско-российской метамодели стратегического управления. Алгоритм данного расчета базируется на энниаграмме – девятифакторной модели, узлы которой составляют блоки "Цели", "Возможности", "Результаты".
Компании
ОАО "РОСНО" (РС-1С; 1) в 2007 г. планирует сохранить лидирующие позиции на рынке классического страхования, имея долю рынка в 6,8%. Об этом в конце мая на пресс-конференции в Тюмени сообщил заместитель гендиректора компании М.Б. Чернин. "На текущий год РОСНО ставит задачу сохранить свое положение в тройке лидеров классического страхования, а затем в ближайшие годы мы ставим целью догнать ближайших конкурентов и выйти на вторую позицию", – заявил он. По итогам 2006 г. РОСНО занимает третье место по классическим видам страхования, уступая "Росгосстраху" (12,5% рынка) и "Ингосстраху" (9,2% рынка). Соотношение долей основных игроков сегмента сейчас относительно стабильно и в среднесрочной перспективе существенных изменений не прогнозируется. Сосредоточение усилий на глобальном конкурентном превосходстве усиливает узел "Целеполагание".
По данным компании, ее региональный страховой портфель в 2006 г. вырос по сравнению с показателем 2005 г. в 2 раза – до 225 млн долл. "Такого темпа развития на российском рынке не было ни у одного из крупных федеральных конкурентов", – подчеркнул Чернин. До конца года РОСНО планирует довести региональный страховой портфель с 34 до 40%.
Доля страхования автотранспорта, включая ОСАГО и КАСКО, в страховом портфеле РОСНО в 2006 г. составила 42% против 30% в 2005 г. Объем премий по этим видам страхования за указанный период вырос почти в 2 раза и в абсолютном выражении превысил 330 млн долл. Кроме того, в страховом портфеле компании доля страхования физических лиц достигла 37%. Приобретенная "инерция" от сборов по автострахованию в симбиозе с устойчивыми региональными позициями позволяет компании рассчитывать на достижение плановых показателей к концу года – укрепление блока "Результаты" по узлам "Реализация стратегии" и "Адаптация".
Для СК "Согласие" (РС-7С) прошедший 2006 г. ознаменовался значительным увеличением темпов роста в сельскохозяйственном страховании. Рост числа заключенных договоров страхования сельхозрисков продолжился и в I квартале 2007 г. Только в одном из хозяйств Ростовской области СК "Согласие" застраховала стадо стельных коров общей стоимостью свыше 25 млн руб. Одна из крупнейших птицефабрик Вологодской области предпочла полис компании на случай гибели или вынужденного убоя поголовья птицы, так как страховой защитой покрываются все риски птицеводов, включая птичий грипп и болезнь Ньюкасла. Сумма ответственности составила более 100 млн руб. В Тверской области компания застраховала по полному перечню рисков поголовье пушных зверей (более 8,5 тыс. голов).
Увеличению спроса на страховые услуги в сельском хозяйстве способствует реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Следуя тенденции, "Согласие" предложило линейку новых страховых продуктов, специально адаптированных под государственную программу. Сегодня компания является одним из ведущих страховщиков-участников федерального проекта "Развитие АПК" и активно взаимодействует с генеральными финансовыми институтами АПК России – "Россельхозбанком", "Сбербанком России", "Росагролизингом". Стратегическое партнерство с перечисленными объединениями и непосредственное участие в национальном проекте укрепляет блоки "Результаты" (по узлам "Бизнес-среда" и "Реализация") и "Цели" (по узлам "Целеполагание" и "Выбор стратегии").
СК "Согласие" (прежнее название – "Интеррос-Согласие") учреждена в 1993 г., осуществляет более 90 видов страхования и перестраховочную деятельность. Уставный капитал – 1,3 млрд руб. Региональная сеть насчитывает 170 структурных подразделений, работающих во всех федеральных округах России. По данным ФССН, за 2006 г. компания собрала премий на сумму 10,85 млрд руб. и выплатила 3,41 млрд руб. возмещения.
Страховое общество "РЕСО-Гарантия" (РС-5С) – крупнейшая страховая компания России – в конце мая объявила о намерении провести первичное публичное предложение обыкновенных акций. Согласно пресс-релизу страховщика, в рамках IPO "РЕСО-Гарантия" будет предложено до 6,2 млн обыкновенных акций, которые составляют примерно 20% уставного капитала (что соответствует 3,1 млрд руб.). Размещаемый пакет принадлежит RESO Holding Limited, крупнейшими бенефициарными акционерами которой являются С.Э. и Н.Э. Саркисовы (они же – основатели страховщика). Совместные глобальные координаторы размещения ценных бумаг компании и совместные букраннеры – Deutsche Bank, Dresdner Kleinwort и Morgan Stanley.
На сегодняшний день акции "РЕСО-Гарантии" уже прошли листинг и допущены к торгам в котировальных списках "В" Фондовой биржи РТС и Фондовой биржи ММВБ. Однако пока конкретные сроки размещения (начала road show) не раскрываются, судя по всему, они будут зависеть от состояния рынка. Компания также не планирует проводить дополнительную эмиссию бумаг в рамках предстоящего публичного предложения. Финансовые ресурсы, которые РЕСО намерена привлечь в ходе IPO, акционеры планируют направить на развитие других видов бизнеса.
"РЕСО-Гарантия" занимает лидирующие позиции на рынках автострахования, страхования имущества юридических лиц и добровольного медицинского страхования. Компания также предлагает широкий спектр продуктов в области страхования имущества физических лиц, страхования от несчастных случаев, туристического и ипотечного страхования. Полисами компании сегодня владеют более 2 млн клиентов, а сеть реализации продуктов и услуг насчитывает свыше 18 тыс. страховых агентов и более 800 точек продаж. Обращает на себя внимание динамика чистой прибыли РЕСО: согласно отчету чистая прибыль компании за I квартал 2007 г. составила 1,296 млрд руб. против 159,92 млн руб. за I квартал 2006 г. Такие "подвижки" в сальдо усиливают узел "Финансы". В середине мая ЕБРР купил 10% акций компании "РЕСО-Гарантия" за 150 млн долл. (около 48,5 долл. за акцию). Однако следует учитывать, что ЕБРР является "статусным" акционером, само партнерство с которым способно укрепить инвестиционную привлекательность компании-продавца, поэтому в цену акций мог быть заложен некоторый демпинг. Этот фактор говорит в пользу успешного проведения IPO. Как итог – рост потенциала узла "Финансы" и укрепление блока "Результаты" по узлам "Бизнес-среда" и "Реализация стратегии". По словам С.Э. Саркисова, вхождение ЕБРР они расценивают как знак веры в перспективы развития "РЕСО-Гарантия" и российского страхового рынка в целом.
Вместе с тем наплыва страховщиков на биржу вслед за "РЕСО-Гарантия" едва ли стоит ожидать. Это связано как с высоким уровнем затрат, на которые должны пойти акционеры компаний для проведения IPO, так и с неготовностью практически всех страховщиков "раскрыться" в рамках подготовки к этому процессу. Затраты на проведение IPO, по оценкам экспертов, составляют не менее 7-10% от стоимости выпуска.
Национальная Страховая Группа (НСГ; РС-19С) получила престижную награду российского страхового рынка в номинации "Управленческий проект года" за внедрение информационной системы SAP for Insurance: 22 мая состоялась церемония награждения ежегодной российской премией в области страхования "Золотая Саламандра".
НСГ первой среди российских страховщиков объявила о внедрении отраслевого решения SAP. В рамках этого проекта НСГ рационализирует управление как финансовым блоком сборов и выплат, так и персоналом. Кроме этого, будет интегрировано решение для стратегического планирования и бюджетирования. Менеджмент компании рассматривает IT-инвестиции как вклад в будущее. По словам председателя правления НСГ Е.В. Павленко, "низкий уровень автоматизации – это ахиллесова пята российских страховщиков, это поле, где мы можем проиграть иностранцам". Создание информационной системы на базе SAP даст НСГ определенные конкурентные преимущества – группа сможет предложить клиентам оптимальные страховые продукты, а также неизменно высокое качество и оперативность обслуживания. Оптимизация бизнес-процессов позволит снизить издержки администрирования, упростить и сделать более оперативной систему принятия управленческих решений – укрепление блока "Цели" по узлу "Целеполагание" и блока "Результаты" по узлам "Адаптация" и "Бизнес-среда". Стоит заметить, что совершенствование IT-решений сегодня особенно актуально для крупных компаний страхового сегмента – эволюция подвела их к фазе равномерного комплексного развития розничного и корпоративного направлений бизнеса, а также к необходимости расширения регионального присутствия.
Рисунок 2. Динамика профиля стратегичности «Национальной страховой группы» (РС-ВВВ; ОУС(2)-69,2)
По данным Росстрахнадзора, в 2006 г. НСГ собрала 4,76 млрд руб. премии, выплатила 800 млн руб. страхового возмещения. Она имеет лицензии на 59 видов страхования, в том числе жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, различных видов ответственности (в частности ОСАГО), коммерческих рисков.
Резюме: опасения ложны
Доля иностранного капитала на российском рынке страхования хотя и возрастает начиная с 2003 г., но до настоящего времени остается невысокой – около 8,5%. Установленная страховым законодательством на уровне 25% предельно допустимая квота на прямые зарубежные интервенции, выбрана примерно на треть. Однако в свете последних тенденций, по мнению экспертов, за ближайшие 2-3 года внешнее присутствие в страховом сегменте достигнет точки насыщения. Сегодня иностранцы рассматривают все возможные предложения о продаже от российских страховых компаний. Последнее подтверждение – крупная покупка по завышенной, по мнению большинства аналитиков, цене немецкой Allianz российской компании "Прогресс-Гарант". Не смутило иностранцев даже проблемное прошлое компании (связь с "Менатепом", ЮКОСом). Президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль объяснил логику сделки отсутствием альтернатив: "Пока крупные компании не продаются и ему [Allianz] пришлось довольствоваться средним игроком". Нынешняя конъюнктурная ситуация способствует повышению цен на российские страховые активы и подстегивает на них ажиотажный спрос – это связано в первую очередь с огромным потенциалом роста рынка: набирает обороты ипотека, автокредитование – они идут в связке с имущественным страхованием, страхованием жизни.
Поглощения остаются приоритетным способом выхода на российский рынок зарубежных отраслевых игроков. Однако полномасштабная экспансия нашему рынку все-таки не грозит – мощные отечественные группы, помимо того что защищены властью (участие иностранного присутствия юридически лимитировано государством), могут противопоставить западным конкурентам внутренние слияния. С учетом разнонаправленных тенденций – сделок M&A с одной стороны и создания иностранных дочек и специализированных life-дочек с другой – можно сделать вывод о том, что в ближайшей перспективе (несколько лет) на рынке останется не более 500 страховых компаний.
Примечания
1. РС – рейтинг стратегичности; место, занимаемое компанией (К) в рейтинге 50 наиболее стратегичных страховых компаний.
2. ОУС – общий уровень стратегичности.
Рейтинг 50 наиболее стратегичных страховых компаний России (по итогам 2006 года). Выпуск № 3 (53) 2007
Положение
|
Компания
|
Общий уровень стратегичности
|
Рейтинговый статус
|
Изменение по сравнению с итогами 2005 г.
|
Прогноз динамики стратегичности
|
|
2007 г.
|
2006 г.
|
|||||
1 |
1 |
РОСНО* |
84,5 |
AAA |
0,2 |
|
2 |
2 |
«Росгосстрах»* |
80,3 |
AAA |
0,6 |
|
3 |
3 |
«Ингосстрах»* |
79,6 |
AAA |
1,9 |
|
4 |
4 |
«РЕСО-Гарантия»* |
75,5 |
AAB |
||
5 |
5 |
«Капиталъ-Страхование» |
75,3 |
ABA |
0,3 |
|
6 |
8 |
«МАКС» |
74,9 |
AAB |
1,2 |
|
7 |
7 |
«Согласие»* |
73,8 |
BAA |
||
8 |
6 |
«Ренессанс Страхование» |
73,7 |
AAB |
0,2 |
|
9 |
13 |
«СОГАЗ» |
73,6 |
ABA |
0,6 |
|
10 |
9 |
«АльфаСтрахование» * |
73,5 |
AAB |
||
11 |
10 |
«НАСТА» |
72,9 |
ABA |
0,4 |
|
12 |
16 |
«Россия» |
72,8 |
ABA |
1,5 |
|
13 |
14 |
«УралСиб»* |
72,6 |
ABA |
0,4 |
|
14 |
12 |
«Стандарт-Резерв» |
72,0 |
BAB |
0,9 |
|
15 |
17 |
«Спасские ворота» |
71,7 |
AAB |
0,7 |
|
16 |
11 |
Страховой дом «ВСК»* |
71,4 |
BAA |
1,7 |
|
17 |
15 |
РАСО |
70,9 |
AAB |
0,7 |
|
18 |
19 |
«Русский мир» |
70,7 |
ABA |
0,7 |
|
19 |
27 |
«Национальная страховая группа» |
69,2 |
BBB |
5,2 |
|
20 |
18 |
«Энергогарант»* |
69,1 |
BAA |
1,7 |
|
21 |
29 |
«Югория» |
69,0 |
ABA |
5,3 |
|
22 |
22 |
«АВИКОС-АФЕС» |
68,9 |
ABB |
||
23 |
26 |
«Русский страховой центр» |
66,7 |
ABA |
2,4 |
|
24 |
21 |
«Московская страховая компания» |
66,0 |
ABB |
3,3 |
|
25 |
25 |
«РУКСО» |
64,5 |
ABB |
||
26 |
23 |
«Сургутнефтегаз» |
64,3 |
ABB |
3,5 |
|
27 |
24 |
«AIG Россия» |
64,2 |
ABB |
2,7 |
|
28 |
33 |
«ЖАСО» |
64,0 |
BBB |
1,0 |
|
29 |
20 |
«Гута-Страхование»* |
63,7 |
BAB |
6,0 |
|
30 |
30 |
Cтраховая группа «Прогресс» |
63,5 |
BBB |
||
31 |
31 |
«Шексна» |
63,4 |
BBB |
||
32 |
28 |
«Москва Ре» |
63,2 |
ABB |
0,7 |
|
33 |
34 |
«Русские страховые традиции» |
63,0 |
BBB |
0,3 |
|
34 |
38 |
«Авива» |
62,8 |
BAA |
2,5 |
|
35 |
37 |
«Пари» |
62,7 |
ABB |
0,4 |
|
36 |
36 |
«Русская страховая компания» |
62,4 |
BBB |
||
37 |
41 |
«Межрегионгарант» |
62,1 |
ABA |
3,8 |
|
38 |
52 |
«Скандинавия» |
61,8 |
ABA |
6,3 |
|
39 |
43 |
«Цюрих-Русь» |
61,2 |
ABA |
3,2 |
|
40 |
44 |
«Оранта» |
58,3 |
BBB |
0,6 |
|
41 |
59 |
«Первая страховая компания» |
58,1 |
ABB |
6,8 |
|
42 |
32 |
«Рекон» |
57,7 |
BBC |
5,6 |
|
43 |
48 |
«Гефест» |
57,5 |
BBB |
0,7 |
|
44 |
39 |
«Жива» |
57,3 |
BBB |
2,4 |
|
45 |
40 |
«Регионгарант» |
57,2 |
BBB |
2,3 |
|
46 |
60 |
«Городская страховая компания» |
56,9 |
BBB |
6,0 |
|
47 |
49 |
«Межотраслевой страховой центр» |
56,7 |
BCB |
0,7 |
|
48 |
42 |
«Чулпан» |
56,2 |
BCB |
2,0 |
|
49 |
50 |
«Основа» |
56,0 |
BCB |
0,3 |
|
50 |
53 |
«НАСКО» |
55,7 |
BBB |
0,5 |
* Компании, входящие непосредственно или в составе холдингов в группу 100 наиболее стратегичных компаний России (базовый рейтинг).