Особенности учета институциональных факторов в процессе формирования развития национальной экономики
Автор доказывает, что институциональные ограничения, устанавливаемые государством, устраняясь от жесткой регламентации институциональности субъектов всех уровней, корректируют выбор стратегических альтернатив его деятельности в рамках общенациональной стратегии.
Элеонора МАТЮГИНА
Особенности учета институциональных факторов в процессе формирования стратегии развития национальной экономики
"Экономические стратегии", №02-2007, стр. 198-200
|
Матюгина Элеонора Григорьевна – доцент Томского государственного архитектурно-строительного университета. |
Организация хозяйственной деятельности, направленная на удовлетворение эволюционирующей совокупности потребностей, на определенном уровне развития производительных сил инициирует возникновение и последующее развитие (обострение) противоречий экономических взаимодействий в процессе поддержания условий жизнедеятельности общества. Например, "экологический след" США, стран Европы, Японии, Индии и Китая составляет от 200 до 600%, т.е. указанные страны используют 75% биоемкости Земли, а на долю всех остальных стран приходится лишь 25%. В настоящее время глобальный экологический след превышает
глобальную биоемкость на 20% (1).
Это обусловливает выявление и последующую корректировку совокупности правил хозяйствования, трансформирует подходы субъектов к организации собственной деятельности в рамках установленных ограничений. Например, Американский институт бумаги (American Paper Institute) в 1995 г. переработал около 36 млн т бумажных отходов – 40% всей бумаги, потребляемой в США. Компания Arco вложила 2 млрд долл. в производство неэтилированного бензина и предотвратила выброс в атмосферу 318 т загрязняющих веществ в день; Seventh Generation наряду с выделением места в каталогах вносит на образовательные цели 1% прибыли. В Южной Калифорнии выделено 6300 акров земли для "зоны развития рынка переработанных материалов" с предоставлением предприятиям льгот по налогообложению, кредитованию (2).
Таким образом, речь идет о настоятельности формирования адекватной стратегии упорядочения хозяйственных взаимодействий, понимаемой как институционализация и как ответная реакция хозяйствующих субъектов. Подобная стратегия проявляется в реализации комплекса мер, позволяющих наилучшим образом соответствовать институциональным ограничениям. Институционализация хозяйствования трактуется как деятельность по организации и поддержанию правил вовлечения в хозяйственный оборот всех видов ресурсов, эволюционирующих по мере развития производительных сил общества.
Существует мнение о следующей ориентации институциональных стратегий хозяйствования (3):
- ориентация на доминирование критериев социально-экономической эффективности при определении направлений вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот. Так, история становления энергетической политики различных стран свидетельствует, что при доступности коммерческих энергоресурсов приоритеты ее смещаются с эффективности затрат на поддержание безопасности энергоснабжения как условия обеспечения благосостояния общества (4);
- ориентация на наличие развернутого свода норм и правил, регламентирующих технические и геологические аспекты освоения и использования ресурсов. В Законе РФ "О недрах" сформированы основные принципы законодательства о недропользовании и намечены механизмы вовлечения минерально-сырьевых ресурсов в хозяйственный оборот; изменения 2004 г. обозначили приоритет федерального управления недропользованием (5);
- ориентация на формирование разветвленной системы процедур, обеспечивающих решение проблемы общественного выбора и объединяющих представителей власти, недропользователей и общественные организации. Например, в 2000 г. неправительственная организация Rainforest Action Network предложила крупнейшему банковскому холдингу Citigroup проводить "зеленую" политику при кредитовании, затем к акции присоединились Bank of America и JP Morgan Chase, имеющие активы в размере 4 трлн долл. JP Morgan Chase требует обязательной экологической экспертизы проектов стоимостью более 50 млн долл. (6);
- ориентация на превалирование норм гражданского права при регулировании отношений между государством и недропользователем. В эколого-экономическом аспекте данная деятельность трактуется как "обеспечение экологической безопасности" общества и категориально закреплена Конституцией РФ (ст. 72), международными актами и иными нормативными правовыми актами. Так, Закон об охране окружающей среды предусматривает право каждого гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями (ст. 11), и призван способствовать обеспечению экологической безопасности мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия (7).
При этом необходимо соблюдение требований непрерывности и динамичности развития данного процесса, что порождает возникновение новых и трансформацию существующих методов регулирования хозяйствования, изменение их соотношения. Так, в эколого-экономической сфере первичными являются административные методы регулирования, характеризуемые отсутствием стимулов к соблюдению установленных нормативов воздействия на состояние среды обитания. Данный недостаток компенсируется посредством использования экономических методов регулирования, которые по мере перехода к постиндустриальному этапу развития дополняются культурными, социальными, статусными мотиваторами, ориентированными на становление рутины хозяйствования преимущественно под воздействием неформальных институтов. Повышение заинтересованности субъектов в минимизации техногенного давления на среду обитания обеспечивалось интеграцией инструментов, используемых в рамках административного и экономического методов. В США ужесточение экологических стандартов негативного воздействия сопровождалось участием государства в финансировании мероприятий – практиковалась выдача субсидий (до 10-15% от общей стоимости очистного оборудования), строительство за счет средств городских и районных бюджетов очистных сооружений; освобождение от уплаты налога на прибыль, реинвестируемую в экологическую технику и технологию (8).
Стратегия институционализации, ориентированная на установление приоритета эндогенных факторов в развитии стереотипов поведения субъектов, требует инвестиций в развитие образования, воспитания, корректировку морально-нравственных ценностей (особенностью реализации вложений является пролонгирование результата на будущие периоды). Реализация стратегии одновременно предполагает в текущем периоде вложение средств в становление мониторинговой, информационной систем, способствующих формированию общественного мнения, становлению культуры потребления благ. Критерием эффективности реализации институциональной стратегии является процесс самоинституционализации, характеризующийся инициативным опережающим соответствием параметров хозяйствования субъекта институциональным ограничениям. Это позволяет говорить о выработке субъектами стратегии приспособления их деятельности к состоянию хозяйственной среды, аттестуемой как стратегия институциональности. В зависимости от направленности воздействия можно выделить тесно взаимосвязанные институциональность собственно субъекта, институциональность отношений и институциональность среды хозяйствования.
Направленность стратегии институционализации во многом предопределена сложившейся иерархией потребностей и последующей эволюцией на основании представления субъектов о рациональности их деятельности. В результате трансформируются общественные отношения производства и распределения благ, характеристики самих благ, допускается изменение их товарной формы. В эколого-экономическом аспекте возможна классификация благ по признаку соответствия институциональным ограничениям как экологических, предполагающих отсутствие негативного воздействия производства на состояние среды обитания, и экологизованных, характеризуемых ростом композитности свойств благ посредством включения проэкологической составляющей в процесс хозяйствования. Так, к 2050 г. мировое потребление нефти может превысить 200 млн баррелей в сутки, однако маловероятно, что добыча нефти достигнет хотя бы половины этой величины, прежде чем начнет снижаться. Поэтому перспективным является использование возобновляемых источников энергии – в Китае сосредоточено 75% мощности солнечных водонагревателей, обслуживающих 35 млн жилых домов и обеспечивающих 10% требуемого объема горячего водоснабжения; Индия занимает четвертое место в мире и первое среди развивающихся стран по уровню развития ветроэнергетики (9).
Процессы трансформации свойств благ сопровождаются изменением структуры национального хозяйства – становлением и развитием дополнительных сегментов, предоставляющих субъектам инструментарий соответствия институциональным ограничениям и инициирующих формирование дополнительной институциональной стратегии в отношении эволюции сегмента. В Канаде данный сегмент получил название "зеленый рынок", в создании которого участвует государство посредством организации служб контроля состояния объектов окружающей природной среды, экологического мониторинга и геоинформационных служб (10).
В странах ЕС существует более 10 тыс. фирм, связанных с экологическим предпринимательством. Германия, где действуют наиболее жесткие экологические стандарты, увеличила долю экспорта экологических товаров (10,8 млрд долл. из 27 млрд долл.), несмотря на ослабление позиций на рынке промышленной продукции в целом. На эту страну приходится 43% экологических патентов на товары, получившие международное признание (11).
Новый сегмент объединяет субъектов хозяйства, для которых характерна дифференциация подходов к стратегии институциональности – государство, выполняющее общественно необходимые функции; хозяйствующие субъекты, преследующие цель – поддержание целесообразности функционирования при соответствии параметров институциональности существующим регламентациям. Причем равно возможна инициация специфических ограничений "сверху вниз", проявляющаяся в директивном характере принимаемых государством мер, и "снизу вверх", когда хозяйствующий субъект задает некий эталон организации деятельности, распространяющийся на все сообщество. В последнем случае необходимо наличие эффективной системы мониторинга и системы передачи информации, обмена опытом, создания предпринимательских союзов, ассоциаций. Например, в рамках соглашения НАФТА (North American Free Trade Agreement) создана Комиссия по экологическому сотрудничеству, цель которой – организация экологического сотрудничества США, Канады и Мексики. С этой целью создан специальный фонд (North American Fund for Environmental Cooperation), используемый преимущественно для финансирования грантов, направленных на экологическую стабилизацию (12).
Таким образом, институциональные ограничения, устанавливаемые государством, устраняясь от жесткой регламентации институциональности субъектов всех уровней, корректируют выбор стратегических альтернатив его деятельности в рамках общенациональной стратегии.
Литература
1. Суэтин А. 2006 год: мир сегодня и завтра // Вопросы экономики. 2006. № 4, с. 94.
2. Прокоп М. Экономика и охрана окружающей среды // США: экономика, политика, идеология. 1997. № 2, с. 118-121.
3. Крюков В. Анализ развития системы недропользования (о необходимости ужесточения институциональных условий) // Вопросы экономики. 2006. № 1, с. 87-102.
4. Фрай К. Экология или энергетическая безопасность – что важнее? // Вопросы экономики. 2006. № 4, с. 105.
5. Крюков В. Анализ развития системы недропользования (о необходимости ужесточения институциональных условий) // Вопросы экономики. 2006. № 1, с. 90.
6. Байдаков С.Л. Становление и направления развития правовых основ обеспечения экологической безопасности // Экономика природопользования: обзор. информ. /
ВИНИТИ. 2001. № 5, с. 121-122.
7. Суэтин А. 2006 год: мир сегодня и завтра // Вопросы экономики. 2006. № 4, с. 103.
8. Бромберг Ф. Охрана среды: экономические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 7, с. 130-132.
9. Суэтин А. 2006 год: мир сегодня и завтра // Вопросы экономики. 2006. № 4, с. 93.
10. Шапырина О.А. Экологическая безопасность в промышленности – некоторые аспекты подхода Канады // США: экономика, политика, идеология. 1998. № 8, с. 117-118.
11. Грин П. Защита природы в США: Рост протекционизма // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 1, с. 108.
12. Соколов В.И. Канада и международное экологическое сотрудничество // США: экономика, политика, идеология. 2000. № 7, с. 120.