Основные направления инвестиционной политики государства и реформирования финансовой системы России
Автор формулирует 7 основных принципах, на которых должна базироваться новая финансовая система России, которая, в свою очередь, станет залогом эффективной инвестиционной политики.
Екатерина Попова
Основные направления инвестиционной политики государства и реформирования финансовой системы России
"Экономические стратегии", №04-2007, стр. 30-32
Попова Екатерина Витальевна — помощник руководителя Администрации Президента Российской Федерации, действительный государственный советник 2-го класса, к.э.н. |
Инвестиционная государственная политика должна формироваться с учетом возможного падения цен на нефть, которое неизбежно приведет к снижению притока валютной выручки в страну и повлечет за собой следующие последствия:
- снижение темпов роста золотовалютных резервов и Стабилизационного фонда;
- изменение ситуации на валютном рынке и возможное ослабление курса рубля;
- сокращение сальдо счета текущих операций в результате снижения стоимостного объема экспорта, ведущее к изменениям в платежном балансе в целом (рост заимствований государства и частного сектора);
- снижение объемов инвестирования в экономику (при условии неизменности денежно-кредитной политики), связанное с сокращением прибыли компаний и доходной базы бюджета. Так, в настоящее время, согласно проекту Федерального бюджета на 2007 г., доля НДПИ и таможенных пошлин в доходах бюджета составляет 50,1%, а доля налога на прибыль – 8,3%; при этом отношение инвестиций в основной капитал к ВВП в 2005 г. составило 15,8% и с 2001 г. снижалось.
В 2003-2005 гг. реальные темпы роста инвестиций в основной капитал составляли 110,7-113,6%, однако в связи со снижением уровня доходов и прибыли в ближайшие годы они могут снизиться до 109-110%. Кроме того, в настоящее время уровень инвестиций в основной капитал по отношению к ВВП явно недостаточен для активного экономического роста (не связанного с благоприятной ценовой конъюнктурой на сырьевых рынках) и модернизации экономики. Для осуществления успешного технического перевооружения, как показывает практика и опыт ряда развитых стран, доля инвестиций в основной капитал в ВВП должна составлять 20-25% и выше. Именно такое соотношение инвестиций и потребления обеспечило успешное решение задач экономического роста и развития во многих развитых странах мира (таких, например, как Япония и Южная Корея, где на протяжении более чем двух десятков лет до середины 1990-х гг. отношение инвестиций в основной капитал к ВВП поддерживалось на уровне 30-40% вследствие активной поддержки государства).
Масштабные задачи по развитию российской экономики формируют значительные требования к финансовому обеспечению экономического роста. При этом очевидно, что собственных источников накопления в большинстве отраслей российской экономики недостаточно. С другой стороны, для решения поставленных задач недостаточно и возможностей финансового сектора российской экономики. Обеспечение трансформации сбережений в инвестиции – главная функция финансовой системы государства (коммерческих банков и финансовых рынков). В России данный процесс осуществляется неэффективно.
По разным оценкам, около 30% российской экономики находится в тени, а финансовые потоки обслуживаются преимущественно наличными средствами, которые не выступают в виде организованных форм денежных сбережений, что могло бы служить дополнительным источником для инвестиций и наращивания кредитной активности банков. Тревожным выглядит и факт сокращения нормы сбережений населения в банковском секторе в связи с бурным ростом потребления и кредитной нагрузки на население.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость создания новой парадигмы развития российской экономики, основанной на реализации ряда мероприятий по развитию финансовой системы России, способной поддержать инвестиционный рост в экономике.
В целях осуществления эффективной инвестиционной государственной политики необходимо создать финансовую систему, которая базировалась бы на следующих основных принципах:
1. Наличие крупных универсальных финансовых учреждений, способных в полной мере удовлетворить масштабные кредитные и инвестиционные потребности ведущих российских предприятий и организаций.
2. Способность кредитных учреждений брать на себя крупные кредитные и инвестиционные риски. Российская финансовая система, и в первую очередь банковский сектор, должна стать инвестиционно ориентированной, постепенно смещаясь от традиционных кредитно-депозитных продуктов.
3. Развитие системы сбережений, наличие в финансовой системе "длинных" ресурсов для удовлетворения финансовых потребностей предприятий и организаций на долговременной основе. Недостаток долгосрочных ресурсов в российской финансовой системе во многом связан с неразвитостью страхового бизнеса и современной системы пенсионного обеспечения. Поэтому задачу развития страхового и пенсионного секторов финансового рынка необходимо рассматривать как важнейший элемент повышения эффективности финансовой системы страны, ее денежно-кредитной политики. Для роста спроса на страховые услуги, а также вложений в негосударственные пенсионные фонды необходим рост доверия к этим институтам и популяризация данных финансовых услуг среди предприятий и организаций нефинансового сектора и населения.
4. Достаточно острым является вопрос о превращении фондового рынка страны в активный инструмент привлечения инвестиций в нефинансовый сектор. Одним из слабо используемых на сегодняшний день резервов этого финансового института является сегмент, связанный с выпуском и котированием производных ценных бумаг (отношение объема рынка вторичных ценных бумаг к соответствующему показателю рынка первичных ценных бумаг в России далеко от оптимального и составляет примерно 1:3, хотя в большинстве развитых стран это соотношение гораздо больше). Тем не менее развитие рынка производных финансовых инструментов не только содействовало бы развитию фондового рынка, но и способствовало снижению уровня рисковости проводимых операций за счет диверсификации портфеля ценных бумаг, а также распространения инструментов, институтов (хеджевых фондов) и механизмов хеджирования рисков. Помимо этого, рынок деривативов выполняет еще одну немаловажную функцию в развитой экономике – служит косвенным индикатором курсовой и процентной политики.
5. Российская финансовая система должна обладать способностью предлагать финансовые услуги, по объему и качеству сопоставимые с услугами, предлагаемыми современными мировыми финансовыми институтами. При этом в российской банковской системе должны выделиться банки, специализирующиеся на деятельности в различных сегментах экономики, финансировании крупных предприятий-игроков, государства, предоставлении инвестиционных и розничных услуг.
6. Реализация задачи повышения конкурентоспособности отечественного банковского сектора предполагает, что в российской банковской системе должны появиться мощные транснациональные банки, обслуживающие межстрановые внешнеторговые и капитальные потоки. Создание сети крупных банков и их филиалов будет дополнительно способствовать продвижению российских компаний на мировые товарные и финансовые рынки. При этом развитие самих крупнейших российских банков будет постепенно смещаться в область так называемых "финансовых супермаркетов", которым будет свойственна не только собственно банковская деятельность, но и предоставление различного рода сопутствующих услуг и финансовых консультаций по вопросам организации бизнеса.
7. Одной из важнейших задач российской банковской системы является активное развитие "вширь", т.е. создание обширной сети региональных отделений и филиалов. О неразвитости российской банковской системы в настоящее время свидетельствует такой показатель, как плотность банковской сети, который в России в 100 и более раз ниже, чем в Европе и США.
Для реализации перечисленных задач, являющихся залогом обеспечения мощного инвестиционного роста, российский банковский финансовый рынок должен пройти стадию укрупнения и консолидации. Рост и усложнение хозяйственных связей показывает, что на данном этапе развития отечественной экономики доминантой развития российской банковской системы в среднесрочной перспективе будут являться крупные банки международного уровня. Наличие более чем 1000 мелких банков не удовлетворяет потребностям современной экономики.
Экспертные оценки свидетельствуют, что оптимальное число банков в российской банковской системе составляет порядка 180-200, а естественный и нерегулируемый процесс слияния и концентрации банковской системы до необходимого уровня может занять период в 15-20 лет. Однако необходимый для этого "запас времени" уже исчерпан, а предыдущий опыт развития банковского сектора лишь подтверждает неэффективность и ущербность такого пути. Политика, проводимая государством, должна форсировать этот процесс и создавать систему преференций для крупных банков и банковских холдингов (ТОР-200), чтобы сократить временной интервал, необходимый для организации процессов слияния-поглощения, до 5-7 лет.
В частности, возможно использование таких мер, как:
а) ужесточение требований к объему капитала банков до 5 млн евро;
б) смягчение требований по нормативу достаточности Н1, а также нормативам ликвидности (Н2-Н5) и нормативу риска на одного заемщика (Н6) для структур, которые провели объединение и укрупнение бизнеса (с целью восстановления потерь капитала за счет активизации кредитной активности).
Проблема недостаточной капитализации российской банковской системы известна. Анализ развития банковского сектора, динамика его активов и капитала показывает, что за счет органической капитализации прибыли рост капитализации и достаточности капитала банковской системы России невозможен. В связи с этим есть два пути решения данной проблемы. Первый путь – участие государства в наращивании капитала банковской системы. Он связан в основном с созданием и рекапитализацией банков развития (например, создание банка развития на базе ВЭБа и других банков развития отраслевого уровня). Однако необходимо понимать, что при всей важности этого пути он имеет свои ограничения и направлен на решение задач определенного этапа развития, связанного с организаций точечного вливания государственных инвестиций.
Другим путем роста капитализации банковской системы является консолидация активов банковского сектора, рост открытости банков, подготовка и проведение банками IPO, ориентированных на привлечение ресурсов с иностранных рынков. Уже сейчас многие крупнейшие российские банки объявили о планируемых в ближайшее время IPO, и все же речь идет пока лишь о частичном привлечении иностранных участников в капитале российских банков.
В ближайшее время российская банковская система будет испытывать мощное давление со стороны иностранных банков и их дочерних структур. В связи с этим с точки зрения возможностей проведения самостоятельной денежно-кредитной политики России целесообразно проводить политику ограничения присутствия иностранного капитала в российском банковском секторе. Так, Наблюдательный совет Банка России должен выработать и закрепить на высшем государственном уровне степень участия иностранных структур в капитале российской банковской системы. С позиции обеспечения национальных интересов представляется разумным утвердить эту долю на уровне 25% и внести соответствующие изменения в Закон о Центральном банке и в Закон о банках и банковской деятельности. Кроме того, на территории Российской Федерации должны по-прежнему иметь право действовать только дочерние структуры иностранных банков, но не их филиалы.