Обреченный на успех
Генеральный директор компании «РосБизнесКонсалтинг» полагает, что «телевидение – это всего лишь еще один способ распространения бизнес-информации, уже 10 лет пользующейся колоссальным спросом в деловом мире».
Юрий Ровенский
Обреченный на успех
"Экономические стратегии", 2003, №2, стр. 64-67.
"А сейчас – коротко о главном". Пожалуй, эта привычная фраза телеведущих наиболее ярко характеризует момент знакомства с компанией "РосБизнесКонсалтинг", который, как правило, начинается с открытия сайта РБК в Интернете. Максимум информации в минимальные сроки – это необходимое условие успешной работы делового человека XXI века, ведь развитие бизнеса во многом определяют именно качество информации и передовые технологии. Принцип РБК – предвосхищать изменения, которые произойдут на рынке, формировать тенденции, в русле которых будет развиваться рынок. Сегодня РБК – лидер в сфере массмедиа и разработки программных решений для среднего и крупного бизнеса – располагает самой обширной бизнес-аудиторией среди российских СМИ, успешно реализует проекты в области разработки IT-решений, контролирует более 50% отечественного рынка интернет-рекламы. Генеральный директор РБК Юрий Ровенский – доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и предпринимательства Государственного университета управления, магистр Гронингенского университета – рассказывает в интервью журналу "Экономические стратегии" о десятилетнем опыте работы компании, о принципах управления и о новом уникальном телепроекте РБК. |
Расскажите, пожалуйста, о своем проекте бизнес-телевидения.
На российском медиаполе дозревает небывалый доселе овощ: первый в стране деловой телеканал, процесс создания которого входит в завершающую стадию. По коридорам офиса компании РБК (где обычно царят строгие консервативные порядки), известной многочисленными информационными и высокотехнологичными проектами и недавно решившейся на новый проект, едва ли не самый амбициозный в ее десятилетней истории, ходят люди в свитерах и джинсах. Это телевизионщики. Они разговаривают между собой на малопонятном профессиональном жаргоне. Они делают новое, уникальное для России телевидение, названное РБК-ТВ.
В нашей стране существует более 70 деловых печатных СМИ. В то же время лишь около 5% всех новостных телепрограмм и менее 1% времени совокупного телевещания имеют бизнес-направленность. Над устранением этого дисбаланса сейчас работает РБК – компания, которая, между прочим, занимает лидирующие позиции в информационном секторе российского Интернета. Однако в Рунете ей стало тесно. Растущие возможности компании, в 2002 году достигшей нового уровня развития благодаря успешному выходу на российскую биржу, совпали с рядом благоприятных внешних факторов.
Каковы эти факторы? Во-первых, растет экономика страны и, что в данном случае важнее, значительно быстрее, чем ВВП, растет уровень обеспеченности среднего класса. Во-вторых, отечественный рекламный рынок в прошлом году не терял времени зря и вошел в десятку крупнейших европейских рынков. При этом реклама на телевидении демонстрирует самые высокие темпы роста.
Потребность в российском деловом канале, вещающем для российского бизнеса и о российском бизнесе, действительно велика. Руководители и топ-менеджеры крупных и средних компаний, политики, специалисты в области экономики, сотрудники государственных структур – все эти люди нуждаются в том, чтобы систематически получать финансовую информацию в режиме реального времени. И если им предложат качественный телевизионный продукт, они от него не откажутся, как не отказывались от предыдущих информационных продуктов РБК. В свою очередь, рекламодатели получат новую возможность апеллировать к целевой аудитории. Сейчас многие сферы бизнеса либо вообще не представлены на телеэкранах, либо представлены чисто символически. Например, крайне редко можно увидеть рекламные ролики компаний, работающих на автомобильном рынке, на рынках недвижимости и технологий. Что тогда говорить о банках и инвестиционных компаниях, которые тратят большие деньги на рекламу в прессе, но практически не рекламируются на телевидении. Все очень просто: никто не хочет расходовать рекламный бюджет на нецелевую аудиторию – предположить, что в определенный час перед телеэкранами соберутся люди, которым интересна реклама йогурта, гораздо проще, чем сделать аналогичный вывод о тех, кто интересуется рекламой финансовых услуг. Появление РБК-ТВ в корне меняет ситуацию.
Как будет функционировать канал?
Основу круглосуточного вещания телеканала составят деловые и политические новости, а также аналитические программы и комментарии. Ежедневно в течение 18 часов в прямом эфире РБК-ТВ будет информировать о положении на российском и международном финансовых рынках. Часть информации будет представлена на экране в виде текстово-графических блоков. По концепции и формату вещания новый канал близок CNBC – деловой мир привык к подаче информации в подобном формате, поэтому руководство РБК-ТВ не намерено радикально менять данную стилистику. Чтобы избежать "затянутости", каждый информационный блок займет несколько минут. Ведущими программ станут не тележурналисты, а профессиональные экономисты, аналитики и специалисты по фондовому рынку, способные дать адекватную оценку ситуации. Предполагается, что на канале будут постоянно представлены следующие информационные блоки: экономические, финансовые и политические новости в России и за рубежом; аналитические обзоры, прогнозы и комментарии экспертов; интервью с ведущими политиками и бизнесменами. Среди планируемых постоянных программ – "Гость в студии", "Финансовый час", обзоры отраслей экономики, дискуссии на тему дня, специальные репортажи и прямые включения с мест событий. Кроме того, РБК-ТВ обещает запустить специальный проект, посвященный инвестиционной привлекательности российских регионов.
Почему новый телеканал создает именно РБК?
Здесь нет ничего удивительного или принципиально нового. Телевидение – всего лишь еще один способ распространения бизнес-информации от РБК, уже 10 лет пользующейся колоссальным спросом в деловом мире. Помимо этого, у РБК есть опыт, команда профессионалов и множество рекламодателей. Опросы аудитории главного информационного портала компании www.rbc.ru показывают, что 60-70% постоянных посетителей заинтересованы в создании делового телеканала и хотели бы стать его зрителями. Согласно прогнозам экспертов, в течение первого года существования РБК-ТВ его аудитория с начальных 500 тыс. человек возрастет до 3-4 млн.
Прайм-тайм РБК-ТВ уникален. Наибольшее внимание телезрителей будет обеспечено каналу утром (7:30-10:00), в рабочее время (12:30-16:00) – речь идет о тех, кто имеет возможность смотреть программы канала из офиса – и вечером (19:30-23:00). Как я уже сказал, 18 часов РБК-ТВ будет работать в прямом эфире, а ночью (1:00-6:00) покажут записи наиболее интересных дневных передач.
Новый телеканал станет бесплатным, трансляция будет осуществляться на русском языке через спутники и кабельные сети. Кабельно-эфирное вещание предоставит каждому московскому и петербургскому телезрителю возможность настроиться на РБК-ТВ. Региональные телекомпании также проявили интерес к этому проекту – предварительные договоренности с РБК позволяют надеяться, что те же возможности в скором времени появятся у телезрителей Урала, Сибири, Поволжья и Юга России. В РБК называют этот проект не политическим, а чисто коммерческим и рассчитывают выйти на окупаемость через пару лет.
Сейчас разрабатываются схемы взаимодействия РБК-ТВ с западными деловыми каналами – Bloomberg и CNBC. При этом любое постороннее влияние на редакционную политику исключено. Капитал, инвестированный в новый телеканал, является на 100% российским и принадлежит РБК.
До старта РБК-ТВ остается совсем немного времени: канал будет запущен до конца первого полугодия 2003 года. Проект, еще несколько месяцев назад казавшийся фантастикой, приобретает зримые очертания. Первые выводы относительно результатов его работы можно будет сделать уже в ближайшем будущем. В любом случае эти результаты позволят уточнить уровень зрелости российского делового сообщества: специализированный телеканал – инструмент, соответствующий весьма высокой ступени эволюционного развития предпринимательства. Одна из отличительных черт РБК – умение быть в нужное время в нужном месте. Не воспользоваться возможностями РБК-ТВ было бы для отечественного бизнеса непозволительной роскошью, а значит, новый канал обречен на успех.
Сегодня РБК – это success story; более того, развитие телевизионного проекта дает повод с оптимизмом смотреть в будущее. С другой стороны, жизнь знает много примеров, когда такие же успешные предприятия уходили со сцены. Многие психологи отмечают, что люди часто просто не хотят думать о нежелательном будущем; боязнь предстоящих невзгод заставляет их исключать некоторые сценарии из анализа. Что может сделать руководитель предприятия для преодоления такого синдрома?
Для РБК "страусиная" позиция абсолютно исключена. Она предполагает либо инфантилизм, либо самоуспокоенность. Менталитет сотрудников РБК можно сравнить с менталитетом взрослого человека, который четко понимает, к чему он стремится, знает пути достижения своих целей, анализирует риски и умеет их минимизировать.
Что самое важное для Вас в компании? Что, или кого, Вы больше всего боитесь потерять в физическом, нематериальном, организационном плане?
Самое важное – это команда, состоящая из талантливых, высокопрофессиональных, образованных людей, которые делают общее дело. Наша команда постоянно растет, и интеграция в нее новых сотрудников могла бы стать проблемой, если бы мы не уделяли этому вопросу серьезного внимания. Почему мы должны бояться что-то потерять, если предвосхищаем возможные трудности? Слово "бояться" не из нашего лексикона.
Вы – доктор экономических наук, преподаете в бизнес-школе. Однако такие незаурядные руководители, как Сталин и Билл Гейтс, вообще не имели высшего образования…
… да, а Гайдар в 14 лет командовал полком. Согласитесь, есть правила, и есть исключения из правил. В современной экономике ключевую роль играют такие активы, как информация, знания, поэтому хорошее образование – это фундаментальная ценность, важный фактор конкурентной борьбы.