Образование как систематизированная информация
Сегодня образование приобретает огромное значение, потому что только с его помощью можно выйти из системы глобальных кризисов и перейти к «обществу разумного потребления», обществу знания. Образование — социальный институт сохранения и трансляции информации (знания) в социальных системах. Поэтому теория информации позволяет найти решение целого ряда проблем, существующих в сфере образования. Из теории информации следует, что в социальных системах информация приобретает ценность только тогда, когда появляется цель. Для правильной организации процесса обучения важно точно сформулировать его цели. От этого будет зависеть, является ли информация, передаваемая в процессе обучения, ценной или нет. Кроме того, следует согласовывать цели систем разного уровня: страны, учителя и ученика. Естественно, что приоритет имеют системы более высокого уровня. Это значит, что главную роль играет целеполагание государства, а системы более низкого уровня должны синхронизироваться с ним…
После войны потребности быстро растущего военно-промышленного комплекса обусловили расширение масштабов подготовки научно-технических кадров. Тогда шутили: «Середняк пошел в аспирантуру». Эта тенденция сохраняется и сегодня, и ее надо прервать…
Сергей Валянский
Образование как систематизированная информация
"Экономические стратегии", №5-6-2005, стр. 178-181
|
Сегодня образование приобретает огромное значение, потому что только с его помощью можно выйти из системы глобальных кризисов и перейти к "обществу разумного потребления", обществу знания. Образование – социальный институт сохранения и трансляции информации (знания) в социальных системах. Поэтому теория информации позволяет найти решение целого ряда проблем, существующих в сфере образования. Из теории информации следует, что в социальных системах информация приобретает ценность только тогда, когда появляется цель. Для правильной организации процесса обучения важно точно сформулировать его цели. От этого будет зависеть, является ли информация, передаваемая в процессе обучения, ценной или нет. Кроме того, следует согласовывать цели систем разного уровня: страны, учителя и ученика. Естественно, что приоритет имеют системы более высокого уровня. Это значит, что главную роль играет целеполагание государства, а системы более низкого уровня должны синхронизироваться с ним. Именно государство ставит задачи высшему образованию, исходя из целей своего развития.
Последнее, в свою очередь, ставит задачи среднему образованию. Государство не просто формулирует пожелания, касающиеся того, на чем следует сосредоточиться высшему образованию, а проводит финансовые и организационные мероприятия, способствующие сосредоточению высшего образования на избранных направлениях. В образовании существует иерархия идей, иерархия структур, иерархия целей. При этом надо стараться, чтобы формирование горизонтальных и вертикальных структур, призванных решать конкретные задачи, не навязывалось директивно, а протекало естественно. Здесь возможны как конкуренция, так и специализация. В этом плане гораздо эффективнее работают разного рода неформальные коллективы, самопроизвольно возникающие для решения различных проблем.
Сегодня государство всеми силами устраняется от формулирования задач сфере образования и тем самым разрушает общую цепочку от школы до вуза. Теперь школа сама решает, чему и как учить. В результате – очень низкий уровень подготовки поступающих в вузы. Целью вузов становится самосохранение, поэтому они стремятся набрать достаточное количество студентов, так как от этого зависит штатное расписание. В результате выпускаются специалисты с непонятным набором знаний и умений. Но все же сегодня с доперестроечных времен еще сохранились некоторые стандарты и задачи, поэтому вузы, получая плохо подготовленных абитуриентов, вводят группы повторного и дополнительного обучения, то есть берут на себя часть работы, которую должна была проделать школа. Порядок здесь может навести только государство. В частности, оно должно согласовать количество выпускников с количеством рабочих мест. Тогда образование не будет затратным. Целью учащегося должно стать освоение специальности, а не получение диплома. С другой стороны, необходимо поднять престиж таких профессий, как преподаватель, ученый, инженер.
Какую роль в развитии системы образования играют заимствования из иностранного опыта? Буквальное его копирование не имеет смысла, так как то или иное государство формирует систему образования, исходя из национальных интересов. Это не значит, что есть национальная физика, математика и т.д., просто в каждом конкретном случае создаются национальные программы обучения, которые являются оптимальными для развития именно данной страны.
Сегодня смена технологий происходит несколько раз за жизнь одного поколения. Иначе говоря, начав учиться в одном мире, к окончанию учебного заведения человек попадает в другой, и ему приходится переучиваться. Отсюда необходимость непрерывного образования. Другими словами, недостаточно просто транслировать прошлый опыт, нужно выжить в условиях "радикальных изменений". Для адекватного регулирования процесса образования обязательно надо учитывать его неоднородность, связанную с неоднородностью подготовки и разными способностями учащихся. Чтобы образовательный процесс был эффективным, следует формировать группы по принципу близкой компетенции учащихся. А это значит, что должно быть как минимум три типа образования: элитное, массовое и образование, повышающее общий уровень развития граждан. Основное внимание следует уделять элитному образованию, т.к. его уровень определяет уровень и жизнеспособность системы образования в целом.
Для развития элитного образования надо привлекать на временной основе специалистов из разных областей. Необходимо регулярно проводить олимпиады по различным предметам на всех уровнях – от районного до всероссийского, дать возможность победителям олимпиад продолжать обучение в ведущих вузах, поддерживать систему заочных школ по естественным наукам. Это позволит выравнять возможности талантливой молодежи из разных регионов страны. При этом не следует стремиться к тому, чтобы студент успевал по всем предметам. Важно, чтобы он добился успеха в изучении профильных дисциплин. Конечно, хорошо, когда человек показывает высокие результаты в различных областях, но можно привести пример героя А. Конан-Дойла Шерлока Холмса, который, будучи несомненно талантливым человеком, добившимся больших успехов в своей профессиональной деятельности, обладал очень малыми сведениями в других областях.
Чтобы самообразование было успешным, целью обучающегося должно стать получение нового знания. В науке непрерывность самообразования обеспечивают научные семинары, конференции, школы и т.п., позволяющие ученым обмениваться идеями, создающие условия для передачи традиций.
Массовость образования – это требование времени. Массовое образование в СССР – требование индустриализации. После войны потребности быстро растущего военно-промышленного комплекса обусловили расширение масштабов подготовки научно-технических кадров. Тогда шутили: "Середняк пошел в аспирантуру". Эта тенденция сохраняется и сегодня, и ее надо прервать.
Обучение носит пороговый характер. Только достигнув определенного уровня компетенции, ученик начинает воспринимать новое. Количество решенных задач, прослушанных курсов переходит в качество новых знаний и навыков, происходит качественный скачок. Применение информационных технологий, конечно же, полезно для интенсификации образования. Но надо помнить, что научный прогресс лимитируется не быстродействием компьютеров или объемом банков данных, а нашей способностью генерировать новые идеи, осмысливать информацию, искать причинно-следственные связи. То есть все упирается в качество человека. Огромную роль в образовании играет личность учителя. Важна поэтапность образования. При первом знакомстве с предметом следует идти тем путем, который прошло данное знание, а когда основы его освоены, можно применять квазиаксиоматический подход, если в изучаемой науке таковой создан.
Мы страдаем от неспособности постичь проблему в комплексе, понять связи и взаимодействия между вещами, находящимися в разных областях с точки зрения нашего сегментированного сознания. Это особенно хорошо видно в действиях многих крупных организаций и властных структур, когда они принимают решения, не просчитывая большую часть возможных последствий для ряда смежных областей. Сегодня необходимо фундаментальное образование, дающее целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога между гуманитарной и естественной культурой. Пока еще не преодолены прагматические установки, ориентирующие на узко дисциплинарный подход без горизонтальных связей, жесткое разграничение гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Следствием этого разграничения является не только фрагментарность видения реальности, но и ее деформация, что в условиях перехода в новую эпоху, называемую нами эпохой разумного потребления, не позволяет людям адекватно реагировать на обостряющийся экологический кризис, девальвацию нравственных норм, нестабильность политических и экономических ситуаций. Образование на современном этапе должно опираться на идеи целостности и фундаментальности, с учетом насущных проблем эпохи, выполнять не только функцию передачи социального опыта, но в большой степени подготавливать человека к жизни в эпоху кризисов.
Огромное значение имеет качество образования. Качественное образование дорого, но не менее дорог его контроль. Последний процесс можно упростить. Государство определяет стратегические цели развития. Производство, развиваясь в соответствии с этими целями, сформулирует требования для вузов, которым придется соответствующим образом адаптировать процесс обучения, то есть через посредство вступительных экзаменов устанавливать требования для выпускников средней школы.
В открытой системе новые элементы возникают спонтанно и могут быть как позитивными, так и негативными (генерирующими ложное знание). Поэтому в системе самообразования необходим самоконтроль, осуществляемый, например, через систему консультаций и публичных лекций, а также издание литературы, в доступной форме разъясняющей основные достижения в разных областях науки. Это соответствует принципу параметрического управления (в отличие от силового, используемого в обычном образовании).
Согласно определению новой информации как запомненного выбора, процесс создания нового знания заранее не прогнозируем по результату. Как же в таких условиях готовиться к появлению новой информации и как узнать, что действительно возникла новая информация? Например, модные сегодня торсионные поля, критика теории относительности академиком А.А. Логуновым и т.д. – это новая или ложная информация? Если это новая информация, то образование, ожидая окончательного ответа на поставленный вопрос, очень сильно отстанет. А поспешив и начав строить образовательный процесс на непроверенной информации – может стать проповедником лженауки, если впоследствии окажется, что информация была ложной. Выход из этого положения есть: высшее образование должно состоять из двух частей. Первая – фундаментальная и устоявшаяся, а вторая – переменная и инновационная. То есть оно должно состоять из двух потоков информации – консервативного и переменного. При этом в школе обучение должно быть основано только на устоявшемся знании. Да и в вузе новое следует преподавать только после того, как усвоена фундаментальная часть знания.
Наличие двух потоков информации в социальных системах требует наличия двух типов образования в высшей школе. Один – это устоявшиеся курсы базового образования, а второй связан с текущим и новым знанием, возникающим в изучаемой области. Только таким образом можно создать систему, способную к усвоению новой информации, появление которой нельзя предсказать заранее.
Система образования, как и все социальные системы, является нелинейной. Поэтому в ней возникают процессы самоорганизации (в частности, процесс самообразования), существует пороговость при восприятии знания (возникновение параметров порядка), когерентизация. Под когерентизацией понимается согласованность взаимодействия различных элементов системы, которая проявляется в масштабе всей системы. Это следствие нелинейности социальных систем, для существования которых требуется поток вещества и энергии, что частично может выражаться в потоке информации в пространстве и времени.
Методом управления процессом саморазвития в какой-то мере может служить согласование темпов жизни структур, их синхронизация и, если возможно, создание резонансов. Резонансное воздействие – это согласование внешних воздействий с внутренними ритмами. Резонанс в образовании наступает тогда, когда цели обучающего и обучаемого совпадают. Тогда малые воздействия будут постоянно усиливаться, достигая пределов, ограничиваемых ресурсами. Может возникнуть согласование в поведении родителей, стремящихся дать ребенку определенную специальность, и самого ребенка, имеющего способности и желание этим заниматься. Здесь воля родителей выступает как внешняя сила. Но если интересы не совпадут, то будет затрачено много сил, но получен практически нулевой результат. Образование – пример синергетического подхода, потому что это результат совместных действий ученика и учителя при сильном влиянии внешней среды, формирующей цели у учеников и учителей. Именно внешняя среда формирует в разных временных интервалах некие параметры порядка, определяющие магистральное направление образовательного процесса.
Когда прежние устоявшиеся отношения в образовательном пространстве приходят в противоречие с изменившимися социально-экономическими условиями, в образовательном процессе развивается неустойчивость. Показатель входа системы в неустойчивое состояние – это появление различных образовательных новаций и множества образовательных программ. Накопление новых образовательных программ приводит к хаотизации образования, но если цели модернизации четко формулируются обществом, то из этого хаоса рождается новый порядок, создающий некоторый баланс между образованием и обществом. Если общество не теряет своих целей, то процесс перехода к новой образовательной доктрине будет не столь катастрофическим. Если дать ученику много различных знаний, которые лежат вне его целей, то это приведет не к приращению знания, а к хаосу. Когерентное же состояние означает упорядоченность.
Сегодняшний кризис в немалой степени связан с ростом объема информации. Есть некоторая эйфория в связи с тем, что новые технологии позволят ее очень оперативно обрабатывать. К сожалению, еще достаточно долго мы не сможем эффективно извлекать из информации ценную часть. Это связано и с тем, что у людей имеется целый спектр целей, исходя из которых, они выбирают, какая информация является ценной, а какая нет. Это порождает фрагментарность восприятия мира, кризис самоидентификации как личности, так и социальных групп, напряженность в межнациональных и межконфессиональных отношениях, отношениях человека и природы, культуры естественно-научной и культуры гуманитарной. В этой связи важной задачей является создание новых курсов преподавания естествознания, которые были бы не механическим соединением традиционных курсов физики, химии, биологии и экологии, а продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию.
Каждая социальная система имеет свою цель существования. Но для согласованного их функционирования нужна согласованность этих целей, выявление некоторой оптимальной траектории их совместного развития. Причем это вовсе не подавление вышестоящими структурами нижестоящих, а согласование и попытки поставить систему в такие условия, чтобы ее цели не мешали основной цели, задаваемой вышестоящей системой. Если этого не сделать, то от цели-эталона-идеала (реальных или воображаемых) система получает сигналы, корректирующие ее поведение. Такая корректировка осуществляется за счет отрицательных обратных связей (доля сигнала с выхода системы подается на вход с обратным знаком), корректирующих любые отклонения в программе поведения, возникшие под действием внешней среды.
Сегодня много говорят о дистанционном образовании как одном из элементов непрерывного образования. Обычно дело представляют так, что дистанционное образование – это достижение последних лет, когда появились новые технологии. На самом деле у нас в стране накоплен большой опыт дистанционного образования, например различные формы заочного образования. Особо интересен опыт различных заочных школ при ведущих вузах – МГУ, Физтехе, Новосибирском университете. Продолжением этой работы были заочные олимпиады, которые позволяли контролировать качество работы, самостоятельно проделанной обучающимися. Заочные школы интересны тем, что в них учились люди, осознавшие необходимость самообразования. Советский опыт заочного образования, позволявшего решать определенные социально-политические задачи, всегда вызывал огромный интерес во всем мире. Однако мы не ценим своих достижений, но с восторгом воспринимаем заграничные суррогаты. Подобное отношение к собственному опыту и традициям – это тоже результат нашего образования.
Главное, чтобы человек осознавал необходимость получения нового знания и умел самостоятельно "добывать" его, используя современные формы виртуального образования.