Образование и труд в Казахстане

Номер 2 - ЦА. Эра экономики знаний

Успешные конкурентоспособные страны – это те страны, которые осуществили большие и правильные инвестиции в человеческий капитал – не только в ограниченный круг элиты, а в широкую группу населения

Айтолкын Курманова
Образование и труд в Казахстане. Краткий обзор

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №2-2007, стр. 62-69

Курманова Айтолкын Бахытовна — консультант Института экономических стратегий – Центральная Азия.

"Успешные конкурентоспособные страны – это те страны, которые осуществили большие и правильные инвестиции в человеческий капитал – не только в ограниченный круг элиты, а в широкую группу населения."
Отчет Всемирного банка по конкурентоспособности Казахстана (1)

Образование

Реформы

Система образования в Казахстане, как и во многих постсоветских странах, в настоящее время является предметом дискуссий. Казахстан в рамках независимого экономического курса следует прозападным тенденциям в модернизации образовательных услуг. Причем основные реформы были проведены в сфере высшего образования и за основу была взята американская модель частных учебных заведений (в России и Европе доминируют государственные университеты).

Программа обучения за рубежом "Болашак", многочисленные академии, центры по изучению английского языка, программы обучения по иностранным методикам были отчасти обязаны своим появлением росту иностранного капитала в нефтяном секторе страны. Бурное развитие казахстанской экономики способствовало перепрофилированию многих технических образовательных учреждений в академии менеджмента, увеличению спроса на экономические и юридические дисциплины, падению уровня гуманитарного образования и т. д. В крупных нефтегазовых компаниях на ключевых позициях стало появляться больше местных менеджеров с западным образованием, тогда как на уровнях ниже среднего по-прежнему существовал недостаток специалистов, имеющих инженерные и другие технические навыки.

В то время как в России вели дискуссии по поводу коммерциализации и приватизации образования, рассматривая его как часть социальной политики государства, а не как сферу рыночной экономики, Казахстан смело внедрял рыночные механизмы в образование (рис. 1).

Рисунок 1. Процент учебных заведений в госсобственности

Казахстан первым из стран СНГ ввел систему кредитов для высшего образования, унифицировал вступительный экзамен в университеты, усовершенствовал грантовую систему. В октябре 2004 г. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев утвердил амбициозную программу развития образования на 2005-2010 гг. Нацеленная на улучшение качества образования и расширение доступа к нему, программа предусматривала увеличение госрасходов на сектор (впрочем они по-прежнему находятся ниже 5%-ной доли ВВП, обычной для многих развитых стран). Однако правительственная программа уделяла недостаточно внимания школьному образованию. Вдобавок ко всему хорошо написанный госплан вновь не учитывал слабость реализационных рамок.

Реформы в высшем образовании не смогли восполнить пробел, возникший на низовых уровнях в результате резкого сокращения государственного финансирования, устаревания обучающих модулей и оттока кадров. Разрушение старой советской системы пандисциплинарного образования и отсутствие качественной системы западного специализированного обучения вместе со стремительно ухудшающимся качеством образования на всех уровнях привели к тому, что реальные плоды реформ Казахстан не увидел до сих пор.

Азбука с ошибками

Сегодня совершенно очевидна важность начального и технического образования. Во всем мире высшее университетское образование доступно лишь ограниченному кругу, а не широким слоям населения.

В 1990-е годы в Казахстане было закрыто более 80% детских садов. В крупных городах здания детских садов были перестроены под офисы, а около 50% детей, особенно из малообеспеченных семей, лишились возможности получить дошкольное образование. В 2005 г. в республике действовали 1034 постоянные дошкольные организации, что почти в 8 раз меньше, чем в 1990 г., при этом численность воспитанников сократилась в 6 раз и составила 167,2 тыс. детей.

Процесс разрушения сети дошкольных организаций особенно интенсивно проходил в сельской местности. Здесь, по статистическим данным 2005 г., работало менее 27% всех дошкольных организаций, которые посещало менее 13% воспитанников.

В соответствии с политической линией государства выросло число казахских школ, но качество образования в них, к сожалению, ниже, чем в русских школах. Серьезной проблемой школьного образования является материально-техническое и кадровое обеспечение (рис. 2). Дотируемые в основном государством, средние школы не в полной мере оснащены современными технологиями. Как минимум свыше трети всех школ страны требует серьезных инвестиций. Из-за недостатка школьных помещений более 70% школ ведет занятия в две и три смены, во второй половине дня обучается свыше трети учащихся. Около 40% сельских школ не имеет даже физкультурных залов.

Рисунок 2. Материальное состояние школ (2006 г.), в % от общего количества

Недополучая полноценные знания и навыки, студенты не всегда могут рассчитывать на лучшее образование в вузах страны. Чуть более половины молодых людей все еще предпочитает заочное, менее качественное образование (рис. 3). Процесс адаптации образования к экономике длителен. Престижность высшего образования становится догмой в ущерб кажущимся бесперспективными техническим школам и колледжам, несмотря на то, что газеты пестрят объявлениями о высокооплачиваемых вакансиях для технических специалистов, а биржи труда переполнены "экономистами" и "юристами".

Рисунок 3. Форма обучения в вузах Казахстана, в % от обучающихся (начало 2006/07 учебного года)

Спрос на диплом о местном-высшем-образовании-любой-ценой низок. Если в развитых странах каждый дополнительный год образования при прочих равных условиях влечет увеличение зарплаты на 10%, то в России (как, вероятно, и в Казахстане) этот показатель равен лишь 4-5% (2). Это свидетельствует о слабой эффективности инвестиций в человеческие ресурсы. Подобные инвестиции становятся практически равны нулю, если речь идет о малоизвестных учебных заведениях. Старая советская программа и старые учебники не способны донести новизну мировой технологической мысли.

Вместе с тем качественное высшее образование, коммерциализированное в Казахстане, становится все более дорогим и менее доступным (табл.), что заставляет государство увеличивать расходы на гранты.

Говоря о поствузовском образовании, стоит отметить снижение численности аспирантов (в 2006 г. почти на 20%). Радует, что наибольшее число аспирантов – в сфере технических наук (18%), в сфере химических, биологических и медицинских наук (около 5%), физико-математических и сельскохозяйственных наук (по 4,5%).
В целом перевод образования на рыночные рельсы обострил социальное неравенство. Стоимость образования на каждом уровне выросла, что создает новые барьеры для детей из семей с небольшим достатком и сельских жителей. По данным Всемирного банка, с 1-го по 11-й классы расходы на образование варьируют от 78% всех расходов среднего уровня в Южном Казахстане до 142% – в Западном Казахстане.


Proper Education!

Перед правительством стоит серьезная задача воспитания нового поколения – локомотива "умной экономики". Увеличению государственного финансирования препятствует отсутствие стимулов к эффективному расходованию средств внутри самих ведомств. Кадры в образовательном секторе страны не имеют возможности оказывать серьезное воздействие на принятие решений в министерствах.

Низкая заработная плата преподавателей не способствует генерированию новых идей по модернизации образовательного контента. Отсутствие должного контроля приводит к массовой коррупции в школах и университетах. Помимо институционального контроля нет мониторинга качества образования и качественной системы рейтинга вузов и оценки студентов.

Кроме того, трудно мотивировать руководителей вузов уделять больше внимания качеству программ. Только ничтожный процент выпускников возвращается в родные стены, чтобы заняться наукой и преподаванием.

Есть надежда, что рыночные рельсы все же приведут казахстанское образование к успеху, превратив их в "корпорации по производству человеческого капитала". Конкуренция, прозрачность, современное корпоративное управление, дебюрократизация и меценатство могли бы приблизить отечественные университеты к американской модели.

Пока же новые отрасли бурно развивающейся экономики Казахстана не находят специалистов искомой квалификации среди выпускников республиканских университетов и техникумов. На казахстанском рынке труда наблюдается дефицит и высокопрофессиональных кадров, и рабочих мест с достойными условиями труда.

Труд

Измеряемый труд

Правила рыночной экономики драматически отразились на рынке труда Казахстана. В ходе реформ произошла ломка традиционных представлений в важнейших сферах человеческой деятельности, изменилось отношение к выбору профессии и возможностям трудоустройства. Специалисты, оказавшиеся в тяжелом положении из-за потери работы или низкой оплаты труда, перепрофилировались, пополнили ряды безработных или эмигрировали.

По мере стабилизации экономики тенденции в изменении характера занятости стали прослеживаться четче. Отличительной чертой изменений в сфере занятости стал переход от гарантированной и официальной занятости с низкими доходами к менее стабильной занятости в неформальных секторах (включая микро- и малое предпринимательство) с потенциально высокими доходами. В связи с сокращением занятости в государственном секторе имело место выталкивание рабочей силы в слабо регулируемый теневой сектор.

Эти тенденции характерны для многих стран СНГ, однако сырьевая направленность казахстанской экономики обусловливает специфику республиканского рынка труда. Так, некоторые исследователи связывают выросший спрос на труд низкой квалификации с увеличением в экономике доли сырьевых секторов. Добывающие сектора пока не являются высокотехнологичными, поэтому у занятого в нем населения нет должных стимулов для повышения квалификации.

Симптомы "перегрева" казахстанской экономики проявляются и в том, что значительные трудовые ресурсы "тонут" в отраслях, где производительность сильно не увеличивается, перемещаясь в более прибыльные сектора – нефтедобычу, сферу услуг, торговлю, финансовые услуги, что приводит к снижению производства в сельском хозяйстве и промышленности. В сфере торговли и услуг большую долю занимает теневая деятельность. МСБ создает рабочие места, но не легализует их, избегая официальных трудовых отношений, связанных с социальными налогами и пенсионными отчислениями.

Занятость в неформальных секторах растет, также существенно увеличилась самостоятельная и временная занятость. Высокие доходы в неофициальной сфере, по некоторым оценкам составляющей в Казахстане около 40%, создают мало стимулов для легализации доходов и повышения образовательного уровня.
Одним из признаков перегрева стало снижение уровня безработицы, что косвенно говорит о дефиците трудовых ресурсов, а также давление заработной платы, рост которой опережает производительность труда (рис. 4). Дефицит кадров лишает работодателей инструментов, при помощи которых можно было бы удерживать сотрудников. Основной такой инструмент – повышение заработной платы, которая, не будучи подтверждена реальным ростом выпускаемой продукции, раскручивает виток инфляции.

Рисунок 4. Рост заработной платы в Казахстане

Среднемесячная номинальная заработная плата в Казахстане быстро растет, подстегиваемая в том числе темпами инфляции.

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в феврале 2007 г. составила 45 699 тенге (рост по сравнению с соответствующим месяцем предыдущего года – 25,3%, в реальном выражении – на 16,1). Величина прожиточного минимума на душу населения в марте 2007 г. в среднем составила 8721 тенге.
Существует высокая дифференциация уровня зарплаты в зависимости от региона. Наибольшая средняя зарплата в западных неф­теносных областях – Атырауской и Мангистауской (в 1,8 раза выше среднереспубликанской). В Северо-Казахстанской, Костанайской и Акмолинской областях ее величина на 30-33% ниже среднего уровня по стране. Самая высокая заработная плата сохраняется в финансовой сфере, самая низкая – в сельском хозяйстве. Разрыв между ними в феврале 2007 г. составлял 6,3 раза (в феврале 2006 г. – 7,2 раза).

Между тем темпы роста доходов недостаточны для сокращения бедности. Уровень вознаграждения не связан с уровнем квалификации: работник с ученой степенью может получать за свой труд в разы меньше работника низкой квалификации. С другой стороны, условия оплаты физического труда также не соответствуют мировой практике и не учитывают степень травматизма и других рисков.

Кроме того, уровень официальной заработной платы не всегда адекватно отражает действительные доходы. На предприятиях распространено вознаграждение "в конвертах" во избежание налогов, система поощрений и бонусов не закреплена формально, что ставит вопрос о ее справедливости.

Вместе с тем для рынка труда в Казахстане характерен высокий уровень неравенства доходов. В кадровой сфере имеет место коррупция. При предоставлении рабочих мест важную роль играют личные связи, что лишает людей равного права на труд.

Однако следует признать, что ситуация выправляется. Возросшая конкуренция в наиболее быстро развивающихся отраслях ребром ставит вопрос о квалифицированных кадрах. Жаль, что эта тенденция не становится повсеместной.

Структурная безработица

Как известно, в Казахстане остро стоит проблема нехватки кадров, способных работать в высокотехнологичных отраслях, и технических специалистов среднего звена. В частном секторе вакантные позиции ежемесячно составляют 16-17 тыс. мест. Особенно остро нехватка специалистов ощущается в государственном управлении, промышленности, в сфере осуществления операций с недвижимостью, на транспорте и в связи, а также в финансовом секторе. Эта ситуация называется структурной безработицей, когда работодатель испытывает недостаток в определенной рабочей силе при относительно высоком общем уровне безработицы.

В экономике республики занято 7,5 млн человек. Наблюдается снижение безработицы с 950 тыс. человек в 1999 г. до 625 тыс. человек на конец 2006 г., или более чем на треть (рис. 5). Численность экономически активного населения в тот же период выросла всего на 9,5%. Этот показатель отражает отток трудоспособного населения за пределы страны. Безработица на конец 2006 г. составляла 7,8% – это все еще высокий уровень по сравнению с развитыми странами.

Рисунок 5. Падение уровня безработицы в Казахстане

На первый план выступает демографическая проблема. Динамика естественного прироста населения пока не позволяет удовлетворить растущие потребности экономики в трудовых ресурсах. Из Казахстана продолжает выезжать значительная часть населения с высоким образовательным потенциалом, а въезжает в страну население с более низким уровнем образования. Решение проблемы за счет ввоза иностранной рабочей силы не всегда соответствует государственным интересам, хотя приток иностранной рабочей силы развивает конкуренцию.

Численность прибывающих иностранных рабочих растет. Особого внимания требует приток кадров из дальнего зарубежья (пока чаще всего из Турции и Китая). Наблюдается увеличение численности привлеченных иностранных специалистов в строительстве, горнодобывающей и обрабатывающей отраслях промышленности.

Значительную концентрацию низкоквалифицированной рабочей силы дополняют потоки внутренней миграции (которая по объемам превосходит внешнюю миграцию) сельского населения в крупные города.

Структурная безработица вызвана опережающим развитием экономики и отдельных отраслей, в то время как реформы и переориентация в образовании отстают от новой социально-экономической парадигмы. Из-за таких изменений спрос на одни профессии уменьшается или вообще отсутствует, а на другие, в том числе новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует медленно и ее структура не полностью отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса.

К тому же постоянно изменяется географическое распределение рабочих мест, процесс создания новых рабочих мест идет в основном вокруг нескольких крупных региональных центров. Концентрация экономики в нескольких отраслях (сырьевой и финансовый сектор, строительство, услуги, торговля) уменьшает мобильность рабочей силы, сдерживает ее перемещение в другие отрасли.

Специалисты среднего и высшего звена стремятся перепрофилироваться и все чаще обращаются в различные иностранные учебные заведения, обучаются по магистерским программам, участвуют в специализированных тренингах и т. д. Однако само по себе это не делает их полноценными специалистами. Например, профессионалы в маркетинге, который является одной из наиболее востребованных новейших профессий, нередко имеют непрофильное образование.
Отчасти процесс перепрофилирования или повышения квалификации стимулируется работодателями и их инвестициями в кадровый состав, что дополнительно развивает частный рынок образовательных услуг. Понятно, что многие учебные модули достаточно дороги для широкого круга населения, а краткосрочные курсы и тренинги не всегда напрямую связаны с последующим ростом заработной платы.

В настоящее время работодателям требуются работники, чьи профессиональные качества существенно отличаются от тех, которыми обладали кадры нескольких лет назад. Спрос на квалификацию быстро изменяется, сегодня требуется качественно новое мышление. Кроме личных знаний и навыков на первое место выходят такие качества, как организационное и аналитическое мышление, ориентация на практическую реализацию знаний, инициативный и креативный подход.

С расширением масштабов использования зарубежных технологий, модернизацией производства, а также по мере нарастания негативных демографических сдвигов в структуре экономически активного населения страны структурная безработица будет только усугубляться. Решением этой проблемы может стать создание инфраструктуры адаптивного обучения: не широкого обучения, а профессионального, учитывающего рыночную конъюнктуру. В США, например, есть такие общественные школы, (community colleges), которые принимают больше людей для перепрофилирования в востребованные рынком профессии. Однако недостаточно изменить технические навыки, важно воспитать новые личностные качества для работы в новых сферах деятельности. А на это требуется время, и затраты окупаются не сразу.

Социальная защищенность

Сложившаяся ситуация не грозит Казахстану острыми социальными потрясениями. Люди находят работу, получают за труд деньги. Но отсутствие логической связи между уровнем образования/квалификации, характером занятости и вознаграждением не содействует рациональному использованию человеческого потенциала.
Динамика спроса на труд в Казахстане остается неустойчивой, что затрудняет долгосрочное планирование и способствует сохранению неуверенности в стабильности рабочих мест у значительной части населения. Все еще велика неполная занятость, так как многие работники заняты низкопроизводительными видами деятельности. Это с одной стороны. С другой же – высок процент людей, имеющих дополнительные заработки (около 30% экономически активного населения), около трети работает свыше 40 часов в неделю, имеет место детский труд.

Уровень социальной защищенности остается низким, социальная ответственность работодателей – недостаточной, а трудовое законодательство – несовершенным. Профсоюзы не рассматриваются как сильные игроки. Государство считает, что трудовые конфликты должны решаться в рамках договорных отношений между представителями работников и работодателем.

В целом занятость, обеспечивая главный инструмент борьбы с бедностью, является важнейшим условием социальной стабильности и поддержки ведущихся реформ. На первый план выходит качество занятости – устойчивое увеличение числа новых, лучших рабочих мест, уменьшение потребности в низкоквалифицированных трудовых ресурсах, увеличение производительности труда. Уверенность граждан в стабильности рабочих мест, удовлетворенность плодами своего труда и его достойная оплата – это то, что характеризует развитое общество.

Хаотичность казахстанского рынка труда говорит о том, что роль государственных органов и долгосрочной политики здесь чрезвычайно важна. Трудность состоит в том, что на состоянии рынка труда отражаются, многократно усиливаясь, тенденции, характерные сегодня для экономического положения страны. Высокая доля теневого сектора, сырьевая направленность и недостаточная диверсификация, резкая разница в уровне доходов, бум рынков услуг и строительства, низкий уровень качества и доступности услуг здравоохранения и образования – это комплекс проблем казахстанской экономики, в центре которых находится занятость.

Отдельные меры, которые предпринимает государство в отношении рынка труда, не принесут ожидаемых устойчивых результатов. Необходима комплексная стратегия. Существующий перекос в пользу количественного роста государственной поддержки благодаря бюджетным средствам не всегда оправдан. Такие меры, как повышение размеров специальных государственных пособий и адресной помощи для безработных, не являются качественными инвестициями в человеческий капитал.

Новый Трудовой кодекс Казахстана лучше адаптирован к условиям рыночной экономики. В нем большое внимание уделяется нормированию и оплате труда, предусматривается паритетный баланс прав и обязанностей в системе правовых отношений типа "государство – работодатель – работник".

Государство также может создать благоприятные условия для улучшения занятости, стимулируя социальную ответственность предприятий, повышая гибкость и мобильность рынка труда, сокращая налоги на зарплату, выводя экономику из тени, противодействуя неравным условиям труда на иностранных предприятиях, обеспечивая лучшую адаптацию репатриантов и т. д.

Поскольку рабочие места создаются именно новыми небольшими частными предприятиями, Казахстану необходимо активизировать реформы, направленные на развитие этого сектора, улучшать инвестиционный климат. Одним из ведущих направлений государственных программ должно стать снижение административных барьеров, дерегулирование трудовых отношений и соблюдение основных трудовых норм.

Роль и участие государства обусловлены значением сферы труда и занятости в обеспечении социальной стабильности. Важно и то, что качество рабочей силы – это одно из главных условий достижения желаемой конкурентоспособности экономики.

Источник данных – материалы Агентства Республики Казахстан по статистике о состоянии дел на рынке труда.

Примечания
1. "Республика Казахстан. Достижение конкурентоспособности, сохранение конкурентоспособности: задача управления нефтяным бумом в Казахстане". Март 2005 г.
2. Гуриев С. Мифы экономики. – М., 2006.


Согласно государственной программе, в Казахстане дошкольное образование (для 5-6-летних детей) является обязательным, школьное образование является почти универсальным (достоинство прежней советской системы) и государство гарантирует получение бесплатного среднего общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом бесплатного среднего профессионального образования. Система высшего образования осуществляется на трехуровневой основе: высшее базовое образование (бакалавриат); высшее научно-педагогическое образование (магистратура); высшее специальное образование. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Подготовка кадров высшей научной квалификации ведется в 70 аспирантурах, открытых при научно-исследовательских институтах, и 72 аспирантурах при высших учебных заведениях.

Высшее и среднее профессиональное (специальное) образование имеет более половины занятого населения, из них высшее – каждый четвертый. Доля лиц с начальным профессиональным образованием составляет около 13%, со средним общим – 36%. Среди занятых, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, женщин больше (52,7%), чем мужчин (47,3%).

Статистический портрет рынка

  • Средний возраст казахстанского работника – 37 лет. Каждый четвертый занятый имеет высшее образование и среднее профессиональное, каждый третий – среднее общее.
  • Основную долю экономически неактивного населения составляют пенсионеры и студенты дневной формы обучения. В структуре безработных каждая вторая – женщина. Из числа безработных большинство имеют среднее общее образование (40%), среднее профессиональное образование имеет 26%, высшее образование – 17%.
  • Каждый третий безработный не был занят по причине отсутствия любой работы, в общем числе безработных мужчины составляют 257,1 тыс. человек (41,2%), женщины – 366,9 тыс. человек (58,8%).
  • Более трети наемных работников занято в сельском хозяйстве, там же наблюдается самая низкая заработная плата. Численность всего сельского населения составляет чуть больше 42%, но в действительности эта цифра скорее всего сокращается в связи с внутренней миграцией из села в город. Торговлей, ремонтом автомобилей и изделий домашнего пользования были заняты 30% от общего числа оказывающих услуги, в сфере образования – 18,9%, на транспорте и в связи – 14,7%, в государственном управлении – 9,5%, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 9%. Растет численность работников на предприятиях промышленности и строительства.
  • На протяжении ряда лет в здравоохранении доля работающих женщин достигает 80% от числа занятых в этой отрасли, в образовании и гостинично-ресторанном бизнесе – по 73%, в финансовой сфере и торговле – по 60%, в органах государственного управления – 43%. Женщины составляют большинство в текстильной, швейной и пищевой промышленности. Мужчины в основном заняты в строительстве – 80% от всех занятых, в горнодобывающей промышленности – 78%, на транспорте и в связи – 75%, в сельском хозяйстве – 54%.
  • Проблема адаптации молодежи на рынке труда приобретает особую остроту. Несмотря на снижение общего числа безработных доля молодежи (от 15 до 24 лет) среди них остается значительной. Уровень молодежной безработицы в I квартале 2007 г. составлял 11,1%
Следить за новостями ИНЭС: