Объединение на основе доверия
Чем больше будет обращений за компенсациями, тем меньше будет тех, кто демпингует и оказывает некачественные услуги. Их плавно вытеснят с рынка.
Светлана Табакова
Объединение на основе доверия
"Экономические стратегии", №2-2006, стр. 78-81
Российское общество оценщиков является одной из крупнейших профессиональных саморегулируемых общественных организаций, объединяющей специалистов в области оценочной деятельности из всех регионов России. Наряду с неизбежными сложностями, которые коснутся в связи с реформированием отрасли всех членов российского оценочного сообщества – проблема создания компенсационного фонда, стандартизация оценочной деятельности, рост числа оценочных организаций, ввод двухуровневой структуры, – переход на саморегулирование будет иметь куда более значительные положительные последствия. Аргументируя свое мнение, президент Российского общества оценщиков Светлана Алексеевна Табакова в беседе с заместителем главного редактора "ЭС" Ольгой Бардовой дает свою характеристику общей ситуации на российском рынке оценки. |
Каковы тенденции развития оценочного рынка России?
Думаю, у российского рынка оценки большие перспективы – он расширяется достаточно быстрыми темпами. Об этом свидетельствуют не только рейтинги, которые публикуются в журналах, но и рост объема оценочных услуг, оказываемых оценочными компаниями. Конечно, рынок оценочных услуг пока меньше, чем рынок аудиторских услуг, но мне кажется, что это более динамично развивающаяся сфера консалтинга.
С 1 июля начнется переход от государственного лицензирования к саморегулированию. В чем основная идея этой реформы?
Дело в том, что государственное лицензирование фактически сводилось к чисто формальной выдаче лицензий оценочным компаниям. Чтобы получить такую лицензию, компании достаточно было иметь в штате специалистов с соответствующим образованием. Контроль над оценочной деятельностью тоже носил по большей части формальный характер, потому что его поручали сотрудникам территориальных органов, которые, не являясь практикующими оценщиками, не всегда обладали необходимой профессиональной квалификацией. Основная идея реформы – повышение качества оценки. С 1 июля за действия оценочных компаний будут отвечать саморегулируемые организации. Речь в том числе идет и о материальной ответственности, которая найдет свое выражение в создании компенсационных фондов.
Как я понимаю, это приведет к снижению государственных расходов. А не увеличится ли при этом нагрузка на потребителей? И не сменится ли государственная коррупция коррупцией в саморегулируемых организациях?
Расходы государства, безусловно, уменьшатся, потому что не нужно будет держать многочисленный аппарат, осуществляющий контроль над лицензиатами, а на сегодняшний день выдано более 12 тыс. лицензий. Что касается расходов на организацию системы саморегулирования, то, как мне кажется, это довольно затратное мероприятие: кроме сложившейся системы страхования ответственности юридических лиц – оценщиков, предстоит не только создать компенсационные фонды, но и застраховать специалистов, которые будут подписывать отчеты. Все эти заботы лягут на плечи компаний и в конечном счете – на потребителя. Хотя вполне вероятно, что нагрузка на потребителя и не будет такой уж большой. Дело в том, что на сегодняшний день конкуренция на рынке оценки очень велика. Возможно, эти расходы компаниям придется компенсировать за счет интенсификации труда сотрудников.
Планируют ли саморегулируемые организации руководствоваться едиными стандартами оценки, общими для всех, или у каждой компании они будут свои?
Предполагается введение единых федеральных стандартов. Проект стандартов подготовлен Министерством экономического развития и торговли. Планируется, что впоследствии само оценочное сообщество займется дальнейшей разработкой стандартов, которые будут утверждаться СРО с участием государства. Что касается правил работы саморегулируемых организаций, они, естественно, будут разными. На качестве услуг это не скажется. Думается, что Ваши опасения по поводу коррупции в саморегулируемых организациях не имеют под собой оснований. Подобных организаций будет создано достаточно много, и им придется конкурировать друг с другом, чтобы создать определенную репутацию на рынке, которая будет важна для членов СРО.
Это нормально, что будет так много саморегулируемых организаций? Не лучше ли создать одну такую организацию?
Я думаю, что этого не будет никогда. Нет ни одной страны, где существовала бы одна-единственная саморегулируемая организация. Их всегда много, по крайней мере несколько. Даже в небольших европейских странах существует 3- 6 организаций.
А сколько, на Ваш взгляд, саморегулируемых организаций появится в России?
Год назад, когда формировался Национальный совет по оценочной деятельности, желание принять участие в его работе выразило 16 организаций. В проекте закона указано, что в саморегулируемой организации, которая объединяет юридических лиц, должно быть не менее 100 членов. Как я уже говорила, сейчас выдано более 12 тыс. лицензий, следовательно, можно предположить, что появится очень много саморегулируемых организаций, но на практике, я думаю, их будет 25-30, не больше.
Они будут включать в себя юридических или физических лиц?
Проект закона предусматривает создание двухуровневой системы, то есть саморегулируемых организаций и юридических, и физических лиц. Но все-таки главным носителем оценочной услуги является физическое лицо, а не компания. По крайней мере, в большинстве стран, за исключением Испании, членами саморегулируемых организаций являются физические лица – специалисты-профессионалы. Поэтому закон предполагает, что они будут иметь собственную систему страхования, то есть им придется отвечать за результаты своей работы. Старая система лицензирования допускала такой вариант развития событий: оценочная компания недобросовестно сделала работу, выпустила некачественный отчет, по нему прошла сделка, затем компания благополучно закрылась. А специалисты, которые подготовили этот отчет, получили другую лицензию, организовали и зарегистрировали новую компанию. И этот процесс может идти бесконечно, проконтролировать его невозможно. Получается, что для потребителя старая система гораздо хуже, чем новая. Кроме прочего, по новому закону руководитель компании имеет право предъявлять претензии и налагать взыскание на тех специалистов, которые плохо сделали работу.
Деятельность компенсационного фонда касается как физических, так и юридических лиц?
Нет, компенсационный фонд предполагается ввести для СРО юридических лиц. У физических лиц предполагается только наличие страхового полиса.
Кто в конечном итоге принимает решение о том, хороший отчет или плохой?
Отчет может быть признан недействительным только через суд. В суде выступают эксперты. Все саморегулируемые организации имеют экспертные советы, которые, скорее всего, будут выделять специальных экспертов для защиты интересов членов СРО. Конечно, оценка качества отчетов подчас бывает субъективной. Это в значительной степени объясняется тем, что нам приходилось работать по несовершенным стандартам. Сейчас, как я уже сказала, предполагается ввести федеральные стандарты, которые разработаны на основе международных. Кроме того, эта новая система является двухуровневой: есть общие базовые стандарты, и есть руководство по их применению. Надеюсь, с ее введением оценка качества работы моих коллег станет более объективной.
На какой стадии сейчас находится разработка этих стандартов?
Проекты размещены на сайте Министерства экономического развития, сейчас идет их обсуждение. Предполагается, что и принятие нового закона, и отмена лицензирования, и введение в действие новых стандартов должны произойти одновременно.
Ну а как Вы сами оцениваете эти стандарты? Они действительно соответствуют международным?
По духу – вполне, правда, сейчас по инициативе Министерства экономического развития в них была внесена бухгалтерская терминология, закрепленная приказами Минфина. На наш взгляд, использование бухгалтерских терминов в оценочной деятельности – это не вполне корректно. Данный вопрос будет обсуждаться, и мы надеемся внести свои коррективы. Оценщики оперируют не только бухгалтерскими терминами. Существуют специальные глоссарии оценочных терминов.
Может быть, вообще не нужно создавать саморегулируемые организации юридических лиц и лучше сделать акцент на физических?
Мы с самого начала это предлагали. Об этом говорится в концепции развития оценочной деятельности, которая была разработана по заказу МЭРТ. Думаю, обсуждение в Государственной думе покажет, что правильно, а что нет. Конечно, двухуровневая система громоздка. Было бы более целесообразно остановиться на одноуровневой системе, регулирующей специалистов-оценщиков. Это было бы выгодно для всех, прежде всего для потребителей, – менее затратно.
Не приведет ли реформа к жесткой конкуренции между саморегулируемыми организациями и к демпингу?
Саморегулируемые организации не могут между собой конкурировать по ценам. Вы хотите сказать, что взносы в одну саморегулируемую организацию будут больше, чем в другую? Но это есть и сегодня. На сегодняшний день демпинг на рынке оценки связан не с взносами в саморегулируемую организацию, а с тем, что барьер входа на этот рынок очень низок. Достаточно прослушать базовый курс – и можно получать лицензию, открывать компанию и начинать работать. Фактически те, кто на рынке уже 13-15 лет, оказываются в том же положении, что и компании, которые только получили лицензии. За счет этого и существует демпинг.
В конце концов, демпинг не может не сказаться на качестве предоставляемых услуг. В новых условиях, когда возникнет материальная ответственность за качество работы, клиент получит возможность в случае наличия у него претензий к отчету получить компенсацию. Чем больше будет обращений за компенсациями, тем меньше будет тех, кто демпингует и оказывает некачественные услуги. Их плавно вытеснят с рынка. Судите сами: за эти компании их коллегам придется платить через компенсационный фонд, в итоге их попросту исключат из саморегулируемой организации. А такое исключение по новому проекту закона фактически означает запрет на профессию.
А раньше в подобных случаях лицензия не отбиралась?
Таких прецедентов практически не было. Какой смысл судиться за то, чтобы лишить кого-то лицензии: отберете Вы у оценщиков лицензию, а они откроют новую компанию. Да и судебные издержки слишком велики.
Вот Вы, предположим, выгнали оценщика, а он перешел в другую саморегулируемую организацию…
Это уже проблема другой саморегулируемой организации. Согласится ли она принять человека, за которого другая саморегулируемая организация уже один или два раза заплатила? Если да, то такое решение коснется всех членов этой СРО.
А что сейчас происходит в регионах, создаются ли там саморегулируемые организации?
Во-первых, крупные организации открывают в регионах свои отделения, филиалы и представительства. Оценщики могут являться членами центральной организации, работая в составе регионального отделения. Возможно, будут созданы межрегиональные саморегулируемые организации. Если люди хотят объединиться по региональному признаку – тоже нормально. Но в этом случае несколько сужается экономическое пространство, в котором могут работать оценщики, потому что региональной саморегулируемой организации, скорее всего, будет сложно создать большой компенсационный фонд. А следующий виток конкуренции между СРО будет связан с величиной компенсационного фонда – для крупных заказчиков это самый важный показатель.
Некоторые аналитики считают, что в перспективе рынок оценки ожидает укрупнение на фоне дефицита профессионалов должного уровня. Что Вы думаете по этому поводу?
Дефицит квалифицированных специалистов существует и сейчас, и он очень велик. Это связано в первую очередь с тем, что краткосрочный базовый курс образования не позволяет сегодня человеку прийти на рабочее место и качественно выполнить оценку. Специалисты должны обязательно иметь опыт работы – не менее 2-3 лет. Будет ли происходить укрупнение компаний? Сейчас еще рано прогнозировать. Скорее следует предположить, что процесс создания СРО пойдет по пути объединения на основе взаимного доверия.
О каком доверии Вы говорите?
Создавая компенсационный фонд, нужно очень хорошо подумать о том, какие оценщики войдут в состав СРО. Вы фактически будете материально отвечать за работу своих партнеров, а это означает, что они должны обладать определенным уровнем профессионализма. Поскольку в оценочном мире все друг друга знают, то оценщики обязательно будут думать: а с кем же им, собственно, объединяться? Они будут стараться подбирать себе равных партнеров по СРО.
Может быть, сами СРО будут устанавливать образовательные стандарты, посылать на курсы, чтобы специалисты могли повысить свою квалификацию?
Собственно говоря, раньше так и было. Российское общество оценщиков в самом начале само организовало курсы, и, получив сертификат, человек начинал работать на рынке оценки. Я думаю, как только произойдет объединение по интересам в СРО, каждое СРО с целью защиты своего компенсационного фонда начнет организовывать собственные курсы подготовки и переподготовки. Возможно, прежде чем принять на работу нового сотрудника, его будут экзаменовать. Или, допустим, каждый оценщик через определенный промежуток времени должен будет пройти повышение квалификации или сдать какой-то внутренний экзамен. Сейчас это бремя лежит на высших учебных заведениях.
А как Вы оцениваете игроков на российском оценочном рынке? Существуют ли у нас компании, которые могут конкурировать с зарубежными? И как ситуация может измениться после вступления в ВТО?
Полагаю, в данном случае не следует ожидать существенных изменений. Все четыре ведущие мировые аудиторские компании, занимающиеся оценочной деятельностью, давно представлены на российском рынке, и российские оценщики с ними конкурируют.
Вы говорите о крупных компаниях. А что ждет мелкие?
Для них тоже ничего не изменится. Может быть, со вступлением в ВТО у российских оценщиков расширится сфера деятельности, в первую очередь за счет того, что в какой-то степени ускорится движение капитала между Российской Федерацией и другими странами. Наш капитал начнет более активно осваивать производственные активы за рубежом. В этом случае российские предприниматели вполне могут воспользоваться услугами российских оценщиков, а не зарубежных. Или, по крайней мере, обращаться к российским оценщикам, чтобы проверить оценочные отчеты, представленные им где-то в других странах.
Как Вы оцениваете положение своей компании на российском рынке? Каким для нее был 2005 год?
Вполне успешным. Компания динамично развивается. У нас много интересной работы. Мы издаем литературу для оценщиков, и номенклатура наших изданий постоянно расширяется. Перспективы у нас хорошие.
Вы являетесь и президентом Российского общества оценщиков, и руководителем оценочной компании. Не сложно ли совмещать две эти должности?
РОО – это общественная организация. То, что я одновременно руковожу компанией, мне не мешает, а помогает, поскольку позволяет понять текущие потребности отрасли.
Общественная работа отнимает очень много сил и времени. Как у Вас на все хватает времени?
У нас достаточно большой коллектив, квалифицированные сотрудники, которые значительную долю обязанностей берут на себя.