О сердцевине христианской социальной педагогики
Автор поднимает круг проблем, связанных с воспитанием христианских начал в обществе в целом. С этой точки зрения он рассматривает, в частности, и экономику.
Вячеслав Медушевский
О сердцевине христианской социальной педагогики
"Экономические стратегии", №05-06-2008, стр. 156-158
Медушевский Вячеслав Вячеславович — заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории им. П.И. Чайковского. |
Под христианской социальной педагогикой понимается все дело воспитания в обществе: в экономике, во власти, в армии, а также чистота языка, культуры, искусства, благообразие СМИ. Воспитание человечества для Царствия Небесного есть общее дело всех людей и всех служений жизни.
Великую тайну через Н.А. Мотовилова передал нам прп. Серафим Саровский. Христос сказал ему: лишь при одном условии спасется человечество – при всепроникающем единении светской и церковной сфер жизни (1). Как это осуществить в теперешней цивилизации, привыкшей все разделять? Как освятить всю жизнь? Ведь если улучшим воспитание в школе, а жизнь будет развращать, что перевесит? Как пронизать Христовым духом управленческие, экономические, производственные и иные отношения?
Неожиданные подсказки пришли с Востока. Из японского бизнес-центра был мне звонок. Просили о лекции для японских управляющих компаниями на тему "Православная душа России". Их вопрос: "Если у Вас такая хорошая вера, почему так некрасиво живете? И почему в Японии такой добрый порядок?"
Если говорить о нас, то и Господь удивляется: зачем плохо живем. Не лучше ли жить хорошо? Ответ же прост: сбежав от православных устоев, получили доказательство их жизненной силы от противного. А почему в Японии добрый порядок? Потому, сказал я, что она, не зная того, возвысила экономическую жизнь к христианским идеалам. Пример – переворот мирового масштаба в методах управления в компании "Тойота". Он позволил сделать рывок фирме и подражающим ей. В чем открытие? Обычная управленческая пирамида строится сверху.
А на "Тойоте" – снизу. Откуда это?
Величайший переворот в управлении впервые на планете совершила не "Тойота", а Христос. Древний способ Он заменил новым. Сам пришел послужить, а не чтоб Ему служили. И нам так заповедал жить. Хочет кто быть большим? Будь всем слуга. Так и стали звать добрых работников – министр. Министр по латыни – "слуга". От слова minus – "меньше". А до Христа начальников звали не министрами, а, наоборот, магистрами, от magus – "маг, колдун", magnus – "великий". Со времен Христа жажда святого смиренного служения Богу и Божьему делу на земле проросла в жизнь, дала импульс ее благоустроению во всех областях – политической, образовательной, экономической, культурной и обеспечила неоспоримое преимущество христианской цивилизации перед языческими. Теперь наоборот. Новации "Тойоты" удивили христианский мир, ибо в методах глобального управления скатился он к язычеству. Нужен пример? Пожалуйста. Болонский процесс. Если в простоте пересказать его суть, то управленцы как бы говорят: перестроим Вас, чтоб нам приятней было управлять Вами. Московской консерваторией питается мир? Что нам до того? Не усложняйте нам жизнь. Музыкантов, химиков, математиков, писателей пострижем под одну гребенку. И страны – тоже. Смысл не в том, чтобы земля во славу Божию цвела талантами. Смысл – в комфортности нашего управления. Мы укрепим его золотым изобретением: приоритетом наших законов над национальными. Не мы земле, а земля да служит нам.
Как реагировать снизу на нажим сверху? Не откликнуться вдохновением радости. А японская система пробуждает дух 100-процентной творческой инициативы. Если японцы старательно учатся лучшему в мире, то и нам, видимо, не стоит пренебрегать их опытом в добром упорядочивании жизни, помня, конечно, о божественной высоте вверенного нам духовного дара. В отличие от Запада, "Тойота" не прячет секреты. Напротив, верит: воздастся ей за жертву открытости в служении миру.
Все же эффективность фирм, подражающих "Тойоте", не поднялась выше 70%. Решающий фактор – сам работающий человек. Возвысить его дух – первейшая задача управленца. Воспитанию служит корпоративная этика. Ее кредо уже в контракте фирмы с работником. Еще пример: лекция председателя совета директоров одной из японских корпораций перед иностранцами, желающими работать на фирме. Признав важность их целей: учебы-работы-заработка, он углубил их, пояснив, что любовь к ближнему зовет к отказу от чувства обособленности. "Среди Вас, – сказал он, – нет ни одного, кто за последние 20 лет не дышал бы воздухом. Все мы дети Божьи и пользуемся Его милостями. Если вера в Бога не проявляется в поступках, это равнозначно неверию… Взаимопомощь в любви рождает милосердие. Немилосердны неотзывчивые, равнодушные, чванливые, стремящиеся к наживе. Японская пословица гласит: если хапнешь, пожнешь Божью кару. Но если работать в любви, в достатке будут семья, друзья, страна". Рай, учит председатель совета директоров, обретается в деятельной любви.
Все это – не новость для нас. Удивляет практика социальной педагогики: истине, дарящей жертвенной любви учат преображенные фирмами производственные отношения. Мы-то было, поддавшись
Марксу, полагали, что они как бы уже и не человеческие, а уж видеть в них духовную силу, любовь, милосердие, рассматривать их как обмен жертвой и дарением – для нас и вовсе запредельно. Опыт же Японии подсказывает нам, православным: производственные отношения в идеале должны стать христианскими отношениями, воспитывающими людей в духе служения (2). Добрые трудовые отношения не чужды традициям России. Но сейчас признаем: японцы из своего малого достигли многого. А мы что сделали с великим? С нас спрос больше. Говорю это для пробуждения нашей ревности о Господе. Ведь наша праведность должна превзойти языческую. Так и было у святых. Но сейчас мы в мире лидируем по многим показателям разврата.
Христиане последних веков разрознили храмовую и внехрамовую стороны жизни, а японцы соединили веру и жизнь.
У нас, бывает, прихожане в восторге – дивную проповедь сказал батюшка! На этом все кончается. Что сказать о педагоге, который только б уговаривал ребенка играть на скрипке, а играть не учил? И мы зря надеемся учить словами. Церковь – семья Божья, живущая Его благодатью и красотой по заповедям. Если отказываемся от практики социальной христианской педагогики, одновременно возвышающей все сферы жизни и все служения, – где ж наша соборность?
Апостол Петр назвал христиан царственным священством. Насколько удалось нам освятить жизнь? Японские управленцы научились освящать даже деньги. Приезжающим к ним учиться работе говорят: деньги, которые Вы получите, принадлежат не вам, а Вашим семьям, Вашей родине. Без заботы о родителях, детях, государстве человек некрасив. Кто роскошествует – плюет на людей, родину и подает плохой пример. Деньги как мера любви и инструмент доброго управленчества – непривычно!
Известный архимандрит утверждал: управленчество – грязь. Писание же причисляет его к величайшим дарам Святого Духа. Оно грязь, если служит эгоизму. И святость, когда умножает веру. То же – экономика. Поразительно: в христианском мире великое понятие "Икономии", домостроительства Божьей благодати деградировало к стяжательской экономике.
А у язычников поиски добра в экономике шли в противоположном направлении. Ведь слова Христа: "Не можете служить Богу и маммоне", – непосредственно относились к денежным расчетам! Сребролюбивые фарисеи посмеялись тогда над Христом. А японцы хотят исполнить Его заповедь. Великое дело! Надо отдать им должное, как и они всегда воздавали России – например, наградив капитана крейсера "Варяг" высшим орденом Японии и поместив описание его подвига в школьные учебники, чтобы японские дети восхищались и учились доблести. Ведь легендарный крейсер пошел в бой с целой эскадрой, тут же потопив японский крейсер, выведя из строя другой, нанеся ущерб эсминцам, а лишившись под смерчем встречного огня своих орудий, открыл кингстоны и под звуки гимна "Боже, Царя храни!" непокоренный пошел ко дну.
Если мы обрадуемся их любви к правде, то Бог обрадуется нашей радости. Это условие правдивого, доброго диалога цивилизаций как неотъемлемой стороны христианской социальной педагогики. Христос принес Себя в дар всему человечеству. Мы не вправе умалять вселенский масштаб православной веры. Радуясь добрым начаткам жизни у нехристианских народов, мы призваны ревностнее освящать свою жизнь.
Я успел коснуться сфер управления и экономики – малой, хотя важной части христианской социальной педагогики. В освящении нуждается вся внехрамовая жизнь, поскольку святость – не теория, а практика. Мы живем в океане святости и премудрости Божией. Ничто не наше, ибо и сами мы – Божьи. Сторон социальной педагогики много, а сердцевина одна – Божье слово, полное благодати и истины. Благодать в греческом оригинале означает неизъяснимую красоту, любовь, милосердие, благодарность. Таким должно быть и человеческое слово – чистым, прекрасным, сильным.
Корень всякого человеческого слова, учит Господь, – в сокровище сердца, т.е. в последней цели, ради которой живет человек. Доброе сокровище – Христос. Прорастая вглубь личности, цель обожения в Боге возвышает дух и душу, ум, волю, сердце, делает чуткой и чистой совесть, умножает добродетели веры-надежды-любви, крепит молитву и ревность в исполнении заповедей. Над всем же – благодать Божья. А злой целью сминаются силы души и духа, бесчинствуют ветры бесовских внушений.
Безмерность слова и человека, открытая нам Господом, с фотографической точностью запечатлевается интонацией, неотъемлемой сердечной глубиной слова, а мы навык распознавания ее духа утратили. Эксперименты показали: дети перестали различать интонему гнева, поскольку вся жизнь прониклась злобой. Безобразная интонация жизни отразила глубину падения звучащего в мире слова и убила слух сердца.
Вот бежит за апостолами служанка, крича: "Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения" (Деян. 16:17). Не правду ли кричит? Но апостол возмутился и изгнал из нее беса.
А мы? Как поступил бы XXI в.? Вскричал бы: какая проповедница! Микрофон ей в руки, да огласит стадионы словом истины. Какой контакт с массами – догадалась же вещать о Христе на сленге и подмигивать толпе! Древние Колизеи визжали б от восторга, вместо того чтобы мучить христиан. Вся земля в мгновение ока приняла б Христа! Дух бесноватой служанки пролился в жизнь. А мы призваны к целомудрию. Проблема № 1 в нашей жизни – ее интонация – немыслимо злая, пошлая, кичливая. Из ничего – распри, вместо согласного пробуждения в себе радости веры и любви.
Как умножить веру? Апостолы просили о том Господа, и Он указал на ее безмерность. А теперь и сама чрезвычайность мировых обстоятельств подвигает ее к высшему напряжению. Два факта определили лицо наших дней. Первый – вымирание коренного населения христианских стран Северного полушария Земли за предательство Христа. Второй, продолжение первого, – великое переселение народов Юга на пустеющий Север. Что дальше? Сколачиваемая глобализмом, блудливая сверхцивилизация смерти обречена. Восемнадцатая глава Откровения описывает ее грандиозное падение. Народу Божию советует отойти подальше. Миллиардам жителей Востока предвещено долгожданное просвещение светом неповрежденной веры.
Место России в грядущем – центральное. Историей определено ей хранить на планете высоту исходного вселенского православия. Хранить, закопав в землю? Нет, ленивый раб, так поступивший, наказан вечными муками. Хранить – значит возрастать в святости. Не вечно быть нам соблазном миру, угождая маммоне, а не Богу. Что Господь хочет сделать, Он сделает. России предстоит воскресение. Через радость или муку? От нас зависит! От решимости перестроить жизнь по-Божьи. Важен фактор времени. Ввиду сугубой ответственности пред Богом лучше б нам исправиться и освятиться быстрее, не дожидаясь суровых внушений божественной педагогики.
ПЭС 8069/28.03.2008
Примечания
1. Цитата из книги "Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима". См.: Медушевский В. Христианская социальная педагогика в эпоху глобализма. М., 2004.
2. Овеянные благодатью – божественной любовью и красотой, трудовые отношения составляют глубину всех прочих отношений, вплоть до политических. А начинаются они с семьи. Любовь супругов между собой и родителей к детям тоже есть подвиг и служение. Тому же родители должны учить детей. Наш труд любви во славу Божью есть проявление и подтверждение дарованной нам свободы воли. Она предполагает: исходную решимость жить по-Божьи и, при начале и в ходе деятельности, духовную ревность, которая возгорается в синергии нашего желания и Божественной благодати. Такова вкратце антропология трудовых отношений в человечестве, нарушенная грехом, но восстанавливаемая Христом.