О некоторых факторах экономического роста и развития регионов
DOI: 10.33917/es-6.172.2020.78-85
На протяжении нескольких лет отмечается значительный интерес к развитию регионов и их вкладу в национальную экономику как в России, так и в зарубежных странах. Регионы отличаются неравномерностью экономического развития, объемами налогов и сборов, поступающих в федеральный бюджет. Причем в России такая неравномерность в региональном развитии особенно сильна, чему способствует налоговая политика, влияющая на уменьшение налоговой самостоятельности регионов и не стимулирующая их к развитию доходной базы. Задача достигнуть равновесия между регионами-донорами и регионами-реципиентами, сократить количество дотационных регионов, создать стимулы для повышения их доходов и экономического роста — одна из актуальных для российской экономической политики.
Источники:
1. Ohmae K. New model China [Электронный ресурс] // Project Syndicate, 2002, July 31. URL: https://www.projectsyndicate.org/commentary/new-model-china?barrier=accessreg.
2. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. М.: АСТ, 2008.
3. Куценко Е.С., Абашкин В.Л., Исланкина Е.А. Фокусировка региональной промышленной политики через отраслевую специализацию // Вопросы экономики. 2019. № 5. С. 65–89.
4. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2016 г. № 445 (ред. от 26 декабря 2019 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами“» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минфина России. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/govprog/regfin/
5. Климанов В.В., Лавров А.М. Межбюджетные отношения в России на современном этапе // Вопросы экономики. 2004. № 11. С. 111–125.
6. Zhuravskaya E. Federalism in Russia // Russia after the global economic crisis. Washington, D.C.: Peterson Institute for International Economics. 2010. P. 59–77.
7. Бараховский A.C., Бусарова A.B., Ваксова Е.Е., Ефимов И.Л. Мониторинг качества управления субнациональными общественными финансами. М.: Ленанд, 2005.
8. Зубаревич Н.В. Региональная проекция нового российского кризиса // Вопросы экономики. 2015. № 4. С. 37–52.
9. Юшков А., Одинг Н., Савулькин Л. Судьбы российских регионов-доноров // Вопросы экономики. 2017. № 9. С. 83–97.
10. Михайлова А.А., Климанов В.В., Сафина А.И. Влияние межбюджетных трансфертов на экономический рост и структуру региональной экономики // Вопросы экономики. 2018. № 1. С. 91–103.
11. OECD. Regional benchmarking in the smart specialization process: identification of reference regions based on structural similarity. S3 Working Paper Series. 2012.
12. Rodrik D. New model China [Электронный ресурс] // Project Syndicate. URL: https://www.projectsyndicate.org/commentary/new-model-china?barrier=accessreg.
13. Agenda for a reformed cohesion policy. Independent Report [Электронный ресурс]. URL: http:// www.europarl.europa.eu/meetdocs/2009_2014/documents/regi/dv/barca_report_/barca_report_en.pdf Bianchi P.
14. OECD. Promoting growth in all regions. Paris: OECD Publishing [Электронный ресурс] // OECD. URL: https://www.oecd.org/publications/promoting-growth-in-all-regions-9789264174634-en.htm .
15. Edmondson G., McCollam S., Kelly E. 5 steps to smarter specialisation. Science. Business Publishing. 2014.
16. Зубаревич Н.В. Регионы России: итоги 2016 г. // Россия 2017. Ежегодный доклад Франко-российского аналитического центра Обсерво. М.: Обсерво; Новый век медиа, 2017.
17. Куценко Е.С., Исланкина Е.А., Киндрась А. Можно ли быть умным в одиночестве? Исследование инновационных стратегий российских регионов в контексте умной специализации // Форсайт. 2018. № 1. С. 25–45.
18. Hausmann R., Hidalgo C.A., Bustos S., Coscia M., Chung S., Jimenez J., Simoes A., Yildirim M.A. The atlas of economic complexity: Mapping paths to prosperity. Cambridge, MA: MIT Press.2011.
19. Tacchella A., Cristelli M., Caldarelli G., Gabrielli A., Pietronero L. A New Metrics for Countries’ Fitness and Products’ Complexity [Электронный ресурс] // Scientific Reports. 2012. Vol. 2, Articlenumber 723. URL: https://doi.org/10.1038/srep00723.
20. Куценко Е.С., Абашкин В.Л., Исланкина Е.А. Фокусировка региональной промышленной политики через отраслевую специализацию // Вопросы экономики. 2019. № 5. С. 65–89.
21. ГИСИП [Сайт]. URL: https://www.gisip.ru/
22. S lvell ., Lindqvist G., Ketels C. The cluster initiative greenbook. Stockholm: Bromma Tryck AB, 2003.
23. Инновационные кластеры — лидеры инвестиционной привлекательности мирового уровня: Доклад ВШЭ. М.: НИУ ВШЭ, 2017.
24. Куценко Е., Абашкин В., Фияксель Э., Исланкина Е. Десять лет кластерной политики в России: логика ведомственных подходов // Инновации. 2017. № 12. С. 20–32.
25. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/552378463.
26. Баринова В.А., Земцов С.П., Царева Ю.В. Предпринимательство и институты: есть ли связь на региональном уровне в России? // Вопросы экономики. 2018. № 6. С. 92–116.
27. Djankov S., McLiesh C., Ramalho R. Regulation and growth // Economics Letters. Vol. 92. 2006. No. 3. P. 395–401.
28. Eifert B. Do regulatory reforms stimulate investment and growth? Evidence from the doing business data 2003–07 // Working Paper No. 159. 2009. Washington, DC: CenterforGlobal Development.
29. Никитин А. Инвестиционный рейтинг как инструмент стимулирования эффективности управления развитием регионов России // Экономическая политика. 2016. № 6. С. 192–221.
30. Картаев Ф.С., Полунин К.Е. Влияет ли рейтинг инвестиционного климата на экономическое развитие региона? // Вопросы экономики. 2019. № 5. С. 90–102.