О методологии составления рейтингов
Рейтинговый центр ИНЭС
О методологии составления рейтингов
"Экономические стратегии", 2003, №1, стр. 12-14.
Рейтинг Института экономических стратегий, впервые опубликованный в 2000 году, сегодня практически не имеет аналогов не только в России, но и в мире. Многочисленные рейтинги различных агентств и ассоциаций, как правило, или обращают внимание на отдельные параметры, пусть даже носящие интегральный характер (капитализация, прибыльность, объем продаж и так далее), или базируются на непрозрачных критериях и страдают от субъективных мнений довольно немногочисленных членов произвольно составленных экспертных советов. Рейтинг Института экономических стратегий основывается на базовых принципах энниаграммы стратегического управления (см. схему 1), которая является графической моделью неустанного стремления организации привести свои цели в соответствие с перспективами, открывающимися в бизнес-среде, и собственными возможностями (более подробно об энниаграмме см. Мэтьюз Р. Разумная стратегия//Экономические стратегии, 2000, №5, С. 63-66). Методология рейтингов проверена в
процессе ее внедрения в ведущих компаниях Великобритании, а также за 12 лет работы Института экономических стратегий с российскими и зарубежными предприятиями. По словам британского профессора Робина Мэтьюза, автора энниаграммы стратегического управления – концептуальной основы составления рейтинга, – методология оценки качества стратегического управления и расчета рейтингов стала, по сути, первой управленческой разработкой, которую необходимо экспортировать из России на Запад, а не наоборот.
Схема 1. Энниаграмма стратегического управления
Энниаграмма стратегического управления* является базой
для анализа стратегичности управления через его
интегрированную оценку двадцати семи параметров.
Рейтинг той или иной компании отражает качество стратегического управления данной компании и ее стратегический потенциал. Оценка выражается в присуждаемом рейтинге качества стратегического управления в пределах шкалы от 0 (низший балл) до 100 (высший балл).
В свою очередь, каждый из девяти компонентов энниаграммы также оценивается по шкале от 0 до 100. В сущности, энниаграмма с ее девятью узлами – это промежуточная модель между общими представлениями об управлении и детализированной системой индикаторов по каждому фактору (см. схему 2).
Схема 2. Факторы энниаграммы
При построении интегрального рейтинга на каждом пространстве фактора вводится своя весовая мера. Далее общий рейтинг подсчитывается прямым алгебраическим суммированием весовых мер частных факторов и индикаторов.
Сочетание вычислительной процедуры рейтингов стратегичности Института экономических стратегий и теоретической основы в виде энниаграммы позволяет достигать целостного восприятия управленческой ситуации.
В 2003 году в методологию составления рейтингов был внесен ряд новшеств.
Схема 3. Процедура составления рейтинга Рейтинговым центром ИНЭС
Во-первых, изменена система литерных индексов. Теперь три литерных коэффициента обозначают соответственно уровень компаний по трем основным блокам энниаграммы: целям (целеполагание, альтернативные варианты стратегии, выбор стратегии), ресурсам (финансы, ресурсы, сети) и результатам (бизнес-среда, реализация, адаптация). Так, например, компания с литерными коэффициентами ACB оценивается как организация с четким пониманием целей развития, наличием стратегии их достижения (блок «цели» — коэффициент А) и ограниченными ресурсами, которые, с одной стороны, не позволят организации легко достичь обозначенных целей, а, с другой, создадут атмосферу творческого напряжения, необходимого для поиска нестандартных решений (блок «ресурсы» — коэффициент С) и весьма хорошими результатами деятельности, отраженными, прежде всего, в устойчивом росте выше среднеотраслевого (блок «результаты» — коэффициент B). Эти коэффициенты вычисляются на основе положения организации относительно ее прямых конкурентов, а также всей совокупности оцениваемых предприятий. Все компании, входящие в стратегическую Высшую лигу – первые 100 компаний России по стратегичности, – имеют коэффициенты по любому из этих блоков не ниже F.
Во-вторых, был введен коэффициент КАРКАСа, который определяет приоритеты необходимой промышленной политики в текущем году. Это приоритетная программа, реализуемая Институтом экономических стратегий, посвящена формированию основ инновационно-промышленной политики и анализу практики стратегического управления в приоритетных отраслях российской экономики.
Оценка сценариев развития России, выявление перспективных зон роста и текущей привлекательности различных секторов российской экономики позволяет задать эмпирический коэффициент стратегичности тех отраслей и компаний, которые являются стратегически важными для развития России: энергетика (здесь особая роль отводится атомной отрасли), машиностроение с упором на наукоемкие подсектора, телекоммуникации, транспорт, аграрный сектор. Самый высокий коэффициент КАРКАСа присваивается предприятиям, экспортирующим российские высокие технологии. К таким предприятиям относится возглавляемый Виктором Козловым концерн «Атомстройэкспорт», который экспортирует не только продукцию с высокой добавленной стоимостью, но и инжиниринговые know-how, выступая тем самым локомотивом российского высокотехнологичного комплекса. Решение по поводу этих отраслей – наш своеобразный сигнал Правительству и российским корпорациям о стратегических приоритетах развития структуры
российской экономики на текущий год.
В-третьих, мы будем еще больше внимания уделять специализированным рейтингам. В 2003 году планируется подготовить выпуски по следующим сферам: выставочным организациям, телекоммуникационным компаниям, предприятиям ТЭК, банкам, страховым компаниям и др. Лидеры этих специализированных рейтингов входят в Высшую лигу, проходной барьер стратегичности в которую на начало 2003 года составляет 60,3 балла. Среднее значение этого индекса первых 100 компаний есть, по сути, индекс стратегичности лидирующих фирм России. Высшая лига, ведущие 100 компаний – это наиболее стратегичные компании России на рассматриваемый момент времени. Если список «стратегических предприятий» страны, составленный Федеральным Правительством, свидетельствует о важности этих организаций для национальной безопасности, то наш рейтинг отражает стратегическую способность организаций переходить на новые качественные уровни развития вне зависимости от природы выпускаемой продукции.
Эти изменения, с одной стороны, повысят информативность рейтингов, а с другой – сгладят структурные разрывы в рейтингах компаний, которые дают повышенное значение по выручке, прибыльности, но не обязательно свидетельствуют о высоком качестве корпоративного менеджмента.