О целях и стратегии социально-экономического развития России
Главными отличительными чертами нового века будут, во-первых, выход на первое место науки и образования, а во-вторых – не просто повышение жизненного уровня населения, а повышение уровня жизни.
Николай Федоренко
О целях и стратегии социально-экономического развития России
"Экономические стратегии", 2003, №2, стр. 40-45.
Главный принцип системного подхода в отношении любых перемен, в том числе и хозяйственных реформ, заключается в непременном предварительном анализе прошлого, выявлении его движущих сил и ресурсов, общего будущего, установлении закономерностей и достигнутого уровня эффективности их использования, преодолении допущенных ошибок. На этой основе можно надежно определить цели и стратегию будущего развития, компенсировать ранее упущенные выгоды и возможности. Понятно, что все это должно предшествовать переменам, освещать их путь и предвосхищать последствия, служить фундаментом для разработки научно обоснованных и, следовательно, выполнимых социально-экономических задач дальнейшего успешного развития.
В первую очередь терпят крах те, кто, пользуясь плодами прошлого, необоснованно осуждает его достоинства и ценности, представляющие собой всегда и везде неотъемлемый элемент будущего.Теория оптимизации функционирования экономики выделяет шесть главных составляющих управления хозяйством: (1) целеполагание; (2) социально-экономическая стратегия; (3) прогнозы экономического развития; (4) целевые комплексные программы; (5) механизм функционирования народного хозяйства, его субъектов и отраслей; 6) организационная структура управления экономикой страны. Предметом дальнейшего рассмотрения являются две первые составляющие.
О целеполагании
Целеполагание, выстроенное на прочном фундаменте прошлого, закладывает характер, направленность и специфику действия всех остальных пяти составляющих. Без него существование этих элементов попросту теряет смысл. Заметим, что процедура целеполагания осуществляется на разных стадиях управления экономикой, в том числе и при выборе текущих целей. В данном случае речь пойдет о всеобщей, генеральной цели экономической деятельности.
Обратимся к философскому аспекту проблемы. Это необходимо, поскольку в экономико-математической литературе получили распространение термины "телеология" и "телеологические принципы", присущие идеалистическому учению о цели и целесообразности. Это произошло в результате появления таких научных концепций, как "телеономия", "квазителеология", по существу не имеющих ничего общего с телеологией. Данные теории описывают причинные отношения, выражаемые на языке кибернетики с помощью понятий "программы" и "обратные связи", с целью зафиксировать наблюдаемую в сложных системах предетерминированность результата действия, а также способ объяснения этих систем через целесообразность. Между тем, развитие целевого научного подхода как части общего функционального анализа сложных систем ни в коем случае нельзя путать с "возрождением телеологии" или созданием "материалистической телеологии".
Попытаемся сформулировать фундаментальные принципы экономического целеполагания. Первый из них заключается в том, что неоспоримой целью любого истинно демократического государства является обеспечение равных условий существования для всех слоев населения и на этой основе – достойного уровня жизни, возможностей для его постоянного роста; создание социально-экономической основы для устойчивого, демократического развития, отвечающего принципам морали, права и справедливости, поощрение культуры, искусства, недопущение их коммерциализации. Речь идет о качественно новом обществе, непременное условие появления которого – полное избавление отечества от коррупции в любых ее формах и повсеместное искоренение криминальных структур. Особо следует сказать о борьбе с терроризмом, как в стране, так и в мире.
Опираясь на эту аксиому, мы выдвигаем в качестве исходного принцип максимизации решающего критерия эффективности функционирования экономики – уровня благосостояния и качества жизни населения. Мы утверждаем, что в центре всего стоит человек, поэтому главной целью функционирования экономической системы должно быть его благосостояние. Поскольку человек есть существо и общественное, и биологическое, то та же система обязана обеспечить соответствующую форму организации его социальной жизни (государство) и благоприятные природные условия.
Благосостояние оценивается уровнем развития, качеством и степенью доступности материальных и духовных благ, прежде всего, продуктов питания, жилья, одежды, мебели, предметов домашнего обихода. Важнейшее место занимают услуги системы здравоохранения, образования и культуры. Благосостояние обычно выражается системой показателей, отражающих совокупность условий существования людей и именуемых уровнем жизни. В первую очередь уровень жизни зависит от степени развития производительных сил, а также от характера господствующих в обществе этических норм и производственных отношений. В понятие "уровень жизни" мы включаем и качество, и образ жизни в той мере и в той форме, в какой они сегодня поддаются измерению (в частности, индексы человеческого развития).
Здесь, требуется оговорка: почему мы ограничиваемся благосостоянием, а не выдвигаем в качестве цели человеческое счастье. Мы бы сделали это, если бы кто-нибудь дал четкое определение счастья. Обретя богатство, получаешь и заботы, навлекаешь на себя зависть, а, может быть, и ненависть. Умножая знание, по Экклезиасту, умножаешь печаль. Кто поручится, что долголетие не обернется продолжительным страданием?
Достижение счастья не может быть основной целью существования любой, в том числе экономической, системы еще и потому, что когда каждый стремится только к личному счастью, невозможна всеобщая гармония, устраивающий большинство людей нравственный закон. Никто не имеет права навязывать ближнему собственные представления о счастье. Именно поэтому в данном случае мы ограничиваемся понятием благосостояния, полагая, впрочем, что последнее не должно существовать в отрыве от основного нравственного закона, известного как категорический императив И.Канта: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству".
Однако уместно ли говорить о нравственном императиве применительно к экономической системе, подчиненной строгим законам необходимости? Нет, в экономической системе главное не механические законы, а человеческое поведение, которое не может и не должно напоминать игру марионеток. Этика должна стать сердцевиной экономической системы. Именно на этих принципах построена Система оптимального функционирования экономики (СОФЭ), разработанная в ЦЭМИ РАН.
О стратегии социально-экономического развития
После того как определены цели социально-экономического развития, необходимо выбрать стратегические пути их достижения. Это, например, создание демократического, правового общества, обеспечение свободы слова и вероисповедания, сохранение целостности страны, повышение ее обороноспособности, развитие науки и техники, повышение качества и уровня жизни населения с учетом местной специфики, улучшение демографических показателей и др.
Стратегия социально-экономического развития и соответствующих преобразований должна исходить из понимания целостности социально-психологических, социально-экономических, финансовых, информационных и других процессов, составляющих общественное воспроизводство. Выделение одного регулятора (скажем, монетарного) в качестве определяющего неправомерно и неплодотворно. Кроме того, социально-экономическая стратегия должна рассматриваться и оцениваться в единстве всех составляющих – политической, производственной, социальной и организационно-правовой.
Мнение о том, что период выхода из системного кризиса, в условиях которого экономические законы действуют с очень большими отклонениями или вовсе не работают, – не время для разработки долгосрочных стратегий, концепций и программ, представляется нам принципиально неверным. Гарантия преодоления кризиса и выхода на траекторию эффективного развития заключена вовсе не в копировании набора конкретных мероприятий (пусть даже где-то давших положительный результат), а в правильной методологии формирования экономической стратегии, в понимании верной исторической перспективы дальнейшего движения. Выходить из кризиса можно по-разному: восстанавливая разрушенные структуры по старому образцу, либо формируя их заново с учетом перспективных тенденций развития экономики. Первый путь ведет к воспроизводству предкризисной ситуации, второй – к прогрессу.
Каковы же должны быть главные ориентиры социально-экономической стратегии России на ближайшую и отдаленную перспективу? Конечно, на первом месте – увеличение народного благосостояния, обеспечиваемого эффективным хозяйствованием. Отсюда вытекает первейшая задача – обеспечение динамичного и устойчивого экономического роста. Важно, чтобы этот рост не был локальным – в нескольких регионах или отраслях, а охватывал все народное хозяйство. Для преодоления спада и достижения высшей отметки экономического развития, приходящейся на 1989 год, России, при достигнутом в 2000 году темпе экономического прироста в 4%, понадобится 15 лет, а при среднегодовых темпах 1999-2002 годов – целых 25 лет. По некоторым расчетам, для восстановления экономических позиций в мире России в течение ближайших 15-20 лет следует опережать развитые страны по темпам роста производства примерно в четыре раза, то есть наращивать его в среднем на 7%.
Для того чтобы добиться такого уровня, а главное – стабильно удерживать его долгое время, потребуется не только максимальное напряжение сил, но и радикальная перестройка экономической структуры, принципиальное изменение национальной социально-психологической модели, в том числе отношения людей к труду, собственности, природе, да и к самим себе. Главные предпосылки обеспечения экономического роста известны. Это максимально рациональное, эффективное использование имеющихся производственных, природно-сырьевых, человеческих и прочих ресурсов, а также приостановка оттока специалистов и капитала из страны и создание условий для нормальной инвестиционной деятельности внутри нее. Чтобы эти предпосылки "сработали", требуется обеспечить полноценную эксплуатацию имеющегося в России потенциала, коэффициент полезного действия природной части которого не превышает 0,25, трудовой – 0,15, финансовой – 0,1, а интеллектуальной и того меньше – 0,05 (по данным НИИ Госкомстата РФ).
Большинство ученых сегодня согласны с тем, что для ведущих стран мира наступившее столетие знаменует начало эпохи, которую можно было бы назвать саентизмом, когда формула "Scientia est potentia!" ("Знание – сила!") превращается в закон повседневной жизни. В англоязычной литературе экономическую систему нового типа называют "knowledge based economy" или "экономика, базирующаяся на знании". Нa наш взгляд, главными отличительными чертами нового века будут, во-первых, выход на первое место науки и образования, а во-вторых – не просто повышение жизненного уровня населения, а повышение качества жизни. Под этим понимаются не только высокие жизненные стандарты, но и приобщение к культуре, рациональное отношение к природе, растущая продолжительность жизни. Переключение экономики на Знание в самом широком понимании этого слова соответственно приведет к смене приоритетов социально-экономической политики, когда самыми важными станут капиталовложения в Человека, paccматриваемые отнюдь не как простые издержки, а как самые эффективные инвестиции. При этом речь идет не только о вложениях в школьное и вузовское образование, но и о затратах на сохранение и развитие знаний и навыков, повышение квалификации работников материального производства.
Нет сомнений в том, что наша страна не имеет права оставаться в стороне от глобальных тенденций развития современного мира. Но также естественно, что Россия не может слепо копировать социально-экономическую стратегию развитых стран из-за специфики, обусловленной масштабами страны, особенностями ее географического положения, неоднородностью национального состава, своеобразием федеративной организации, геополитического и иного наследия, доставшегося ей от Советского Союза.
Экономика России весьма специфична, причем многие из составляющих этой специфики практически неизменны. Это, прежде всего, климат, неизбежно высокая доля добывающих отраслей промышленности, громадная растянутость коммуникаций, наличие и сохранение на обозримую перспективу высокоразвитого военно-промышленного комплекса. Есть, конечно, и другие, важные специфические особенности, например, долготерпение народов России при их абсолютной непокорности.
Сегодня человечество переживает период фундаментальных цивилизационных изменений, в итоге ведущих к созданию качественно нового общества, принципиально отличного от всего того, что знает история. Возможность кардинального изменения образа жизни людей на Земле начали серьезно обсуждать в конце 1960-х годов, после первого всемирного топливно-сырьевого кризиса. В те годы мировое научное сообщество искало пути решения глобальных проблем, в том числе таких, как энергетическая, сырьевая и продовольственная, "демографический взрыв", преодоление отсталости развивающихся стpaн.
В результате появились новые для своего времени идеи, в частности, о том, что экономический рост и научно-технический прогресс могут лишь смягчить проблемы современного общества, а не устранить их. Другими словами, была оспорена точка зрения (являвшаяся ядром доктрин "общества всеобщего благоденствия", "индустриального общества" и "постиндустриального общества"), согласно которой беспрерывно развивающееся материальное производство и новые достижения науки и технического прогресса могут сами по себе создать достаточно благ для удовлетворения потребностей подавляющей части населения и открыть пути решения глобальных проблем. Была выдвинута теория "богатых" и "бедных" стран вкупе с теорией "сверхдержав", идея о конфликте "Севера" и "Юга" как главной причине противоречий и кризисов глобального масштаба, наконец, теория "конвергенции".
Существенный интерес также представляет появившаяся на рубеже 1970-80-х годов теория "трех волн", утверждающая, что человечество, уже прошедшее в своем историческом развитии две стадии – аграрную и индустриальную, – переходит ныне к информационному обществу. Последняя из обративших на себя внимание доктрин – принятая в 1992 году на конференции ООН в Бразилии концепция устойчивого развития – ориентирует страны мира на создание свободного общества с эффективной экономикой, способной решать социальные, демографические и экологические проблемы. Согласно этой теории главным источником экономического роста и благосостояния общества должно стать развитие науки и технологий, что позволит ему обеспечить своим членам высокое качество жизни, а природе – эффективную защиту. Мировой форум, прошедший в столице Южной Африки в 2002 году, по мнению некоторых экспертов, был не вполне успешным, однако представляется, что от решения поставленных там проблем уйти не удастся. Это, прежде всего, более справедливое разделение доходов между промышленно развитыми и развивающимися странами, а также новый и весьма неоднозначно оцениваемый феномен – глобализация мировой экономики.
Глобализация таит в себе целый ряд преимуществ для одних стран и угрозу для других. Чем она обернется для России, зависит только от того, с какой стороны "глобального окопа" мы окажемся. Глобализация даст новый импульс странам, концентрирующим у себя фундаментальные и прикладные исследования, передовые производственные и информационные технологии – с одной стороны, а с другой – сведет до минимума спрос на традиционные экспортные продукты развивающихся стран (продовольствие, металлы, минеральное сырье и топливо).
Наряду с процессом глобализации, вторым фактором, вызывающим сегодня цивилизационные изменения, является распространение современных инфокоммуникационных технологий. Бурное количественное развитие во второй половине XX века отрасли телекоммуникаций и информационных средств (при мировом объеме ВВП, равном 32 трлн долл., мировой объем продаж средств и услуг связи превысил в 2000 году 800 млрд долл.) привело к качественному скачку на рубеже XX и XXI веков. В передовых странах начался переход от индустриального общества к информационному. Главным признаком этого является интеграция всех видов телекоммуникационных и информационных услуг в единые корпоративные, территориальные, общенациональные и общемировые сети. Параллельно происходит совершенствование технических средств (спутниковые каналы и волоконно-оптические кабели). В развитых странах доля информационных отраслей в общих национальных затратах на НИОКР стабильно составляет сегодня около 10%, а доля бюджетного финансирования НИОКР в отраслях, производящих и эксплуатирующих средства связи – примерно 50%.
Задачи, стоящие перед инфокоммуникационным комплексом России, масштабны и сложны. В этой области мы отстали от Запада примерно на 15-20 лет. Производство телекоммуникационного оборудования, когда-то бывшее в СССР привилегированной отраслью, сейчас пребывает в состоянии застоя. Борьба за отечественный рынок сбыта ею попросту проиграна: три четверти потребностей России в средствах связи удовлетворяется за счет импорта. Не помогла здесь и приватизация 70% производства и 40% отраслевой науки – ее эффективность оказалась невысокой. Вселяет надежды реализация принятой в 2001 году доктрины развития российского информационного общества и проект "Электронная Россия".
Некоторые ученые считают, что раскол мировой экономики на две части – страны "золотого миллиарда" и остальной мир – приведет к глубокому глобальному кризису. Для России жизненно важно, чтобы одним из основных направлений долгосрочной социально-экономической стратегии страны стал поиск путей минимизации издержек и максимизации эффекта от ее включения в глобальные процессы. Чрезвычайно значимым является решение вопроса о статусе России в долгосрочной перспективе. Прежде чем думать о стратегии, мы должны ответить минимум на два вопроса: (а) не изменятся ли пространственные параметры и геополитическая роль нашей страны в будущем мире; (б) должна ли и способна ли нынешняя Россия сохранить статус великой державы и одного из политических полюсов и экономических зон влияния мира.
Для восстановления статуса великой державы Россия должна поменять экономический курс. Первостепенной задачей является создание информационно-индустриальной, многосекторной, социально ориентированной и эффективной экономики. Основное средство достижения цели – перевод экономики на эффективный инновационный путь, предполагающий не только производство и распространение технологических новинок, но создание в стране здорового инновационного климата. Естественно, это требует дальнейшего совершенствования внешнеэкономических связей со всеми странами мира, особенно со странами СНГ. Следует серьезно взяться за основу основ – отношения собственности, сформировать универсальную многоукладную экономическую систему смешанного типа. В этих условиях должно произойти размывание социально-классовых границ и формирование социальных групп на новых основаниях, следствием чего будет достижение единства общества. Одним из главных результатов реализации социально-экономической стратегии должна стать целенаправленная консолидация российского общества вокруг среднего класса – основной движущей силы устойчивого развития. А это – слой нации, включающий не только бизнесменов, но и деятелей государственного аппарата, науки, образования, культуры, здравоохранения, то есть тех людей творческого труда, которые являются генераторами и носителями национальной идеи, национального духа России.
В управлении хозяйством необходимо преодолеть противопоставление государственного, общественного и рыночного начал; нужны новые механизмы саморегулирования экономики. Сердцевиной социально-экономической стратегии России должна стать постоянная забота о повышении эффективности всех сфер производства, ибо национальное богатство и национальный суверенитет не могут быть созданы в сфере обращения, и тем более за счет спекуляции валютой и ценными бумагами. В развитии отечественного производства следует выделить три приоритета: (1) примат производства конечных продуктов перед производством сырья и полуфабрикатов; (2) опережающий рост доли потребительских товаров и услуг населению в общем объеме конечного продукта; (3) опережающее создание в отечественной промышленности современных информационных и промышленных технологий, рост экспорта наукоемкой продукции.
Одна из важных задач – установление рациональных пропорций между производством и потреблением. Недостаточный уровень потребления ослабляет рыночный и государственный спрос, сокращает размеры оборотных средств и в итоге ведет к снижению деловой активности и объемов производства. Еще один неприятный момент, сопутствующий спаду потребления, – резкое усиление дифференциации уровней доходов и благосостояния населения, социальная поляризация, которая сегодня весьма и весьма нежелательна.
По-видимому, осуществление стратегии социально-экономического развития России будет не ламинарным, а ступенчатым процессом. В разные периоды на первый план станут выдвигаться различные факторы экономического роста. Так, на смену экстенсивной модели роста, характерной для восстановительного периода, неизбежно придет интенсивная модель, присущая формированию новых эффективных производств. Изменится роль ресурсосбережения, спрос и цены на инвестиционные товары и капиталы, степень открытости экономики, регулирующая роль государства и пр. При этом на каждом этапе надо не только учитывать все условия и затраты, но и считаться с возможными последствиями реализации той или иной стратегической цели. Важно соблюсти следующую последовательность: восстановление реального сектора экономики с одновременным запуском эффективной части простаивающих мощностей – повышение платежеспособного спроса населения – развертывание производственных инвестиций, обеспечивающих возмещение выбытия и прирост основного капитала в реальном секторе экономики, – постепенная модернизация всех отраслей реального сектора – выход России на мировой рынок в роли по преимуществу поставщика наукоемких товаров и технологий информационно-индустриального типа – завершение перехода к социально ориентированному рыночному хозяйству. Конечно, все эти проблемы нужно решать одновременно. Государству, обществу, предприятиям придется приложить много усилий, а иногда и сверхусилий, для преодоления дефицита финансовых ресурсов, расширения кредитной эмиссии, регулирования степени открытости отечественной экономики, контроля потребительского рынка, стимулирования спроса на отечественные инвестиционные товары, осуществления преференционной налоговой политики и т.д.
В XXI веке мировыми лидерами будут нe те страны, у которых больше природных ресурсов и основных фондов, а те, которые сумели накопить больше интеллектуального и человеческого капитала, сделали больше других для социализации своей экономики. С точки зрения доли человеческого капитала в общем объеме накопления, положение России вполне сравнимо с промышленно развитыми странами. Однако возобладавшее у нас сегодня недопустимое отношение к науке, культуре, образованию, здравоохранению в ближайшее время вряд ли изменится.
Первым шагом на пути создания стратегии социально-экономического развития могло бы стать появление руководящей идеи, в соответствии с которой ученые разработают конструктивные принципы. Последние будут изложены в документе, утвержденном высшим руководством государства и представляющем собой ни что иное, как главные направления стратегии долгосрочного развития страны. Этот документ в самом общем виде устанавливал бы направления движения и основные ориентиры, очерчивая ключевые проблемы, которые должны быть решены к определенному сроку, и пропорции роста на конкретную перспективу.