Новые западные модели образования в Узбекистане
В Узбекистане, где наука и образование находились на высоком уровне еще в средние века, создание фонда «Умид» стало первой попыткой на постсоветском пространстве инкорпорировать западные стандарты в образовании
Умиджон Абдуллаев
Новые западные модели образования в Узбекистане
"Экономические стратегии – Центральная Азия", №2-2007, стр. 80-83
В Узбекистане, где наука и образование находились на высоком уровне еще в средние века, серьезно взялись за образовательные программы. Создание фонда "Умид" стало первой попыткой на постсоветском пространстве инкорпорировать западные стандарты в образовании. Внешняя экономическая политика Узбекистана в первое десятилетие независимости была особенно тесно связана с иностранными инвестициями, особенно американскими. Во многом благодаря этому, а также тому, что руководители государства осознавали ценность человеческого капитала, в Узбекистане были созданы уникальные модели обучения, отвечающие западным стандартам. |
Университеты Центральной Азии, работающие по учебным стандартам западных университетов, традиционно очень популярны среди молодежи и каждый год привлекают большое количество абитуриентов. Основным преимуществом этих учебных заведений является то, что, как показывает практика, они готовят специалистов, лучше знающих свое дело, лучше подготовленных к практической работе, обладающих современными знаниями.
В развитых странах популярны рейтинги университетов, рассчитываемые отдельными средствами массовой информации или исследовательскими институтами по множеству критериев: оценка вклада университета в научный прогресс, количество ссылок на научные работы преподавателей университета, соотношение количества студентов и преподавателей, качество и квалификация преподавательского состава, количество книг и статей, опубликованных в международных научных реферируемых журналах, качество библиотечного фонда, финансовые показатели и т. п. Для западных университетов данные критерии становятся главными ориентирами в процессе улучшения качества работы. К сожалению, многие высшие учебные заведения Центральной Азии, работающие по западным стандартам, не могут тягаться с университетами в развитых странах. Тем не менее характер их деятельности и стратегические цели явно указывают на то, что для них ориентирами развития являются те же самые критерии, и это можно оценить только положительно.
"Западные" университеты сейчас присутствуют практически во всех странах Центральной Азии. Узбекистан последовал примеру Казахстана, где были открыты учебные заведения, работающие по западным стандартам и технологиям, – Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП) и Казахстанско-британский технический университет (КБТУ). Наиболее известные "западные" университеты в Узбекистане – Вестминстерский международный университет в Ташкенте (ВМУТ) и Международная бизнес-школа "Келажак Илми" (МБШ). Рассмотрим особенности данных учебных заведений, их место в образовательной системе страны, а также особенности учебных заведений "западного" типа в Узбекистане.
Вестминстерский международный университет в Ташкенте (ВМУТ)
ВМУТ был создан в 2002 г. Фондом Президента Республики Узбекистан по поддержке обучения одаренной молодежи за рубежом "Умид", министерствами иностранных дел, высшего и среднего специального образования, Британским советом и Вестминстерским университетом (Великобритания). Иначе говоря, так же, как КИМЭП и КБТУ, этот университет был открыт по инициативе государства.
На данный момент Вестминстерский университет предлагает степень бакалавра в области бизнес-управления, информационных технологий в бизнесе, экономики и права, степень магистра международного бизнеса и управления, а также специальную программу, предназначенную для подготовки студентов к обучению по основной программе. Все программы обучения разработаны совместно с Вестминстерским университетом в Великобритании.
По словам доктора Даниеля Стивенса, директора ВМУТ по вопросам науки и консалтинга, Вестминстерский международный университет в Ташкенте – это единственный университет в Центральной Азии, который предоставляет ученые степени, аккредитованные на международном уровне. Иначе говоря, степень, полученная в ВМУТ, приравнивается к степени, полученной в Вестминстерском университете в Великобритании, и проходит точно такие же процедуры по проверке качества.
Большой объем финансовых и человеческих ресурсов затрачивается на проверку качества знаний студентов, полученных в университете. Хотя ВМУТ является международным университетом, численность иностранных студентов, обучающихся в нем, невелика (29 студентов из Афганистана, Южной Кореи, Австралии, Омана, Кыргызстана, Казахстана, Азербайджана, Ирана, Малайзии и Туркменистана). Это связано с тем, что Вестминстерский международный университет в Ташкенте – небольшой университет, а также с тем, что он проводит менее агрессивную региональную маркетинговую политику, чем, например, КИМЭП, который осуществляет активный набор студентов в странах Центральной Азии и Кавказа. Доктор Стивенс признает необходимость увеличения количества иностранных студентов в будущем. Это можно объяснить тем, что руководство ВМУТ хотело бы, чтобы он соответствовал званию международного университета.
Если рассматривать предоставление бизнес-образования по западным стандартам в регионе в целом, то основными конкурентами ВМУТ в Узбекистане можно считать Международную бизнес-школу "Келажак Илми", о которой речь пойдет ниже, КИМЭП в Казахстане и Американский университет Центральной Азии в Кыргызстане. Но, по словам доктора Стивенса, главным преимуществом ВМУТ перед этими вузами является то, что он присуждает степень, аккредитованную на международном уровне, а это гарантирует высокое качество образования и признание диплома во всех странах мира.
Методология преподавания в университете полностью основана на методиках, разработанных в университете Вестминстера. Доктор Стивенс описывает их как "ориентированные на потребности студента" и подразумевающие выполнение студентом большого объема самостоятельной работы. Кроме этого, по словам доктора Стивенса, молодость преподавателей (их возраст составляет не более 28 лет) и то, что практически все они получили образование в западных университетах, облегчает общение и адаптацию студентов к новым для системы образования Узбекистана методам обучения. Являясь единственным в своем роде учебным заведением в стране, ВМУТ активно сотрудничает с Министерством высшего и среднего специального образования Узбекистана в распространении международной практики управления и организации учебного процесса.
Вестминстерский международный университет в Ташкенте создан пять лет назад. В первые годы работы основной задачей было совершенствование учебного процесса, так как Вестминстерский университет предъявил высокие требования к качеству преподавания. На данный момент университет начинает позиционировать себя как организацию, предоставляющую консалтинговые услуги, и активизирует прикладную научную работу. Доктор Стивенс рассказывает, что ВМУТ уже закончил два консалтинговых проекта и становится лидирующим в стране консультантом по обучению различным навыкам, а также консультирует государственные университеты по западным методологиям обучения. Сегодня клиентами ВМУТ являются ООН, Всемирная организация здравоохранения, ЮНИСЕФ, Всемирный банк, Азиатский банк развития и компания "Нестле", то есть преподаватели университета вовлечены в консалтинговые и научные проекты региона.
Данное направление развития ВМУТ является вполне естественным – он следует практике, принятой в большинстве лучших университетов Северной Америки и Европы, когда вуз становится не только местом, где можно получить знания, но и структурой, создающей эти знания, а также консалтинговой структурой. Такая организация работы имеет несколько преимуществ. Во-первых, увеличение числа научных разработок университетом (что можно в первую очередь оценить по количеству публикаций в международных научных журналах) приводит к повышению рейтинга университета и непосредственно способствует росту количества абитуриентов и улучшению качества обучения студентов. Кроме того, эта стратегическая цель является сильным стимулом для развития научного потенциала и профессиональных навыков преподавателей. Как пояснил доктор Стивенс, именно наращивание научного и консалтингового потенциала является главным вызовом ВМУТ на данный момент.
Международная бизнес-школа "Келажак Илми"
Международная бизнес-школа "Келажак Илми" (МБШ) представляет другую модель учебного заведения. Одна из особенностей МБШ заключается в том, что она является единственным в республике негосударственным высшим учебным заведением. Бизнес-школа не имеет государственной образовательной аккредитации, по окончании обучения выпускникам выдают сертификаты. Тем не менее ее выпускники пользуются высоким спросом.
"Келажак Илми" была создана в 1994 г. по инициативе ряда преподавателей Ташкентского государственного экономического университета и Университета Арканзаса (США). Сначала МБШ работала по одногодичной программе – основы бухгалтерии и английского языка. Однако спрос на квалифицированные кадры увеличивался, и с помощью профессоров Университета Ноттингем Трент (Великобритания) была разработана двухгодичная программа по бухгалтерскому учету. С 1997 г. МБШ начала готовить бакалавров бизнес-администрирования по программе, разработанной совместно преподавателями МБШ и бизнес-школы Мичиганского университета (США). По сути, Международная бизнес-школа "Келажак Илми" стала одним из первых узбекских вузов, где используются международные образовательные стандарты и обучение ведется на английском языке.
По словам исполнительного директора МБШ Милы Эшоновой, отличительной особенностью МБШ является то, что она была создана "с нуля" за счет вкладов учредителей и никогда не получала ассигнований из бюджета. МБШ финансируется за счет платы за обучение и грантов от международных организаций. Преподавателями МБШ являются зарубежные и местные специалисты, имеющие степень МВА, полученную в зарубежных университетах. Некоторые из них проходили стажировку в бизнес-школе Мичиганского университета и участвовали в тренингах, проводимых Институтом Вильяма Дэвидсона при бизнес-школе Мичиганского университета. В бизнес-школе читают лекции представители ведущих международных организаций, таких как, например, EBRD, Ernst & Young, UNDP.
ВМУТ и "Келажак Илми" являются конкурентами. Но конкурируют они не на равных: как уже упоминалось, школа, будучи негосударственным учебным заведением, не получает денег из бюджета. Тем не менее количество абитуриентов МБШ из года в год растет, а ее выпускники не знают проблем с трудоустройством. Одна из причин такого успеха в том, что коллектив МБШ досконально изучает потребности в кадрах компаний и организаций и в отличие от государственных вузов работает на рынок.
По словам г-жи Эшоновой, с первых дней своего существования МБШ стремилась к внедрению новых форм организации учебного процесса: использование современной литературы по специальности, внедрение кредитной системы и оценки качества работы преподавателей студентами. Институт Вильяма Дэвидсона при бизнес-школе Мичиганского университета помог решить некоторые проблемы в административной сфере, такие как формирование организационной структуры МБШ, отбор абитуриентов, организация работы отдела карьеры студентов, разработка стратегии маркетинга и финансовой самодостаточности. Отделу карьеры студентов удалось установить тесные связи с иностранными компаниями в стране. Это позволяет учащимся во время обучения дважды проходить стажировку, что в конечном итоге расширяет возможности трудоустройства. Об успехах "Келажак Илми" свидетельствуют следующие факты: в конкурсе, который проводит узбекский журнал "Экономическое обозрение" (его цель – оценка уровня экономических знаний студентов разных вузов Узбекистана), команда МБШ заняла 3-е место, а в 2005 г. в конкурсе студенческих бизнес-проектов SIFE – 1-е место, оставив позади пять государственных высших учебных заведений Ташкента; около 25% работников ташкентского офиса одной из крупнейших международных аудиторских компаний PriceWaterhouseCoopers являются выпускниками МБШ.