Нескучный менеджмент
Продолжение, начало в № 4 за 2004 год.
Иван МАЗУР, Валерий ШАПИРО
Нескучный менеджмент
"Экономические стратегии", №2-2005, стр. 110-111
|
Начало в №4 – 2003. |
Работа с группами
В новых компаниях, имеющих минимальное число иерархических уровней управления и опирающихся на рабочие группы, сложились новые стандарты деятельности, в том числе [12]:
- Принятие решений. Решения, которые при прежней бюрократии могли приниматься на протяжении недель или даже месяцев, теперь принимаются в течение часов или даже минут.
- Взаимодействие. Вместо того чтобы прерываться и, возможно, искажаться средними руководителями на многочисленных этапах своего пути, взаимодействие проходит по более прямому и короткому пути от работников нижнего звена до высшего руководства организации и наоборот.
- Увеличение оплаты нижнего звена. Ликвидировав излишние иерархические уровни, многие компании сократили расходы, в том числе на персональные надбавки и льготы.
- Изменение структуры власти и влияния. Перемещение власти с верхних уровней организации вниз обеспечивает возможность тесного взаимодействия с заказчиками. С уменьшением числа и влияния средних руководителей работники нижних уровней, естественно, получили больше реальной власти.
Значительные резервы содержатся в усилении кооперации:
- Снижение непродуктивной конкуренции. Развитие кооперации и ориентированной на группы рабочей среды снижает возможность того, что ваши работники могут стать конкурентами друг для друга.
- Совместное использование знаний. При кооперации рабочей среды члены группы работают вместе и, следовательно, делятся своими знаниями и опытом друг с другом.
- Поощрение взаимодействия. Использование групп помогает преодолеть барьеры между подразделениями компании, способствуя усилению взаимодействия между организационными структурами.
- Достижение общих целей. Создание групп, состоящих из сотрудников различных подразделений, побуждает работников всех уровней и всех подразделений компании работать совместно над достижением общих целей.
Группы имеют многочисленные преимущества перед фирмами, которые работают с ними. Это, например, улучшение качества принимаемых решений, ускорение процесса принятия решений и повышение уровня развития работников. Различают три главных типа групп: формальные, неформальные и самоуправляемые (сочетающие признаки формальных и неформальных групп).
Формальная группа предназначена для достижения конкретной цели. Ее состав определяется руководством компании:
- рабочая комиссия — формальная группа, созданная на временной основе, перед которой ставится конкретная проблема или дается конкретное поручение;
- комитеты — долговременные или постоянные группы, созданные для выполнения конкретных постоянных организационных задач;
- командные (штабные) группы — состоят из руководителей и подчиненных им работников. По своей природе подобные группы имеют иерархическую структуру и в известной степени повторяют традиционные пути поступления информации от руководителей к работникам.
Неформальные группы — это непостоянные объединения работников, произвольно возникающие в пределах формальных структур организации. Эти группы имеют важное значение по следующим причинам:
- неформальные группы дают возможность работникам получить информацию вне официальных, санкционированных руководством каналов ее поступления;
- неформальные группы представляют собой относительно безопасное место, где работники могут «выпустить пар» по беспокоящим их поводам и найти решение проблемы, свободно обсудив ее с работниками других подразделений.
Следует отдельно указать на проблемные группы. В их состав приглашаются только те, кто способен внести наибольший вклад в решение вопроса.
Таким образом, тремя главными силами, которые будут формировать организацию в XXI веке, являются:
- рабочие места с высокой ответственностью, включая самоуправляемые группы и прочие варианты наделения работников полномочиями;
- смещение акцента на новые процессы руководства бизнесом, которые заменяют функциональные подразделения;
- эволюция информационных технологий: знания, сведения о состоянии дел и результаты смогут мгновенно распределяться по всей организации.
Объединяющий элемент этих трех доминирующих сил — информация. Информационные технологии и методы, с помощью которых информация распределяется, являются во все возрастающей степени ключом к достижению успеха.
Публикация отрывков из книги Ивана Мазура и Валерия Шапиро «Нескучный менеджмент для руководителей и стремящихся ими стать» будет продолжена в следующих номерах «ЭС».