Научные центры России в призме водородной энергетики
Я возьму на себя смелость утверждать: у людей в регионах появилась надежда, что в столице наконец-то стали заниматься вопросами государственного строительства, проектами возрождения науки, создания национальных программ, реального производства. Регионы готовы к объединению усилий в рамках государственных проектов возрождения страны. Там более трезво, чем в столице, оценивают возможность использования иностранного опыта, там люди ближе к жизни, больше рассчитывают на свои силы, традиционные устои менее размыты. Там люди верят больше, чем в столице, в Россию верят. Значит, есть перспектива продуктивной работы, есть силы и средства для инновационного прорыва, в том числе, а, может быть, и в первую очередь в сфере водородной энергетики.
Борис Кузык
Научные центры России в призме водородной энергетики
"Экономические стратегии", №7-2005, стр. 50-55
Кузык Борис Николаевич — генеральный директор Национальной инновационной компании «Новые энергетические проекты», член-корреспондент РАН. |
Окончание. Начало см. в № 5-6/2005.
Наука в России будет прирастать Сибирью
Состояние научно-технического потенциала институтов Сибирского отделения РАН в целом такое же, как в Уральском отделении РАН, однако масштабы иные. Научных кадров и нового оборудования побольше, шире сеть международных контактов, выше информированность исследователей. Академгородок – это центр роста, активно участвующий в научной кооперации.
Доклады и выступления носили тот отпечаток высокой науки, академизма, энциклопедичности, который, к сожалению, сегодня не часто встретишь. В нашей совместной работе активное участие приняли председатель Сибирского отделения РАН академик Н.Л. Добрецов, академики В.Н. Пармон (директор Института катализа) и В.Е. Накоряков (директор Института перспективных исследований), члены-корреспонденты РАН Н.З. Ляхов (директор Института химии твердого тела), С.В. Алексеенко (директор Института теплофизики), М.Р. Предтеченский (директор Международного научного центра по теплофизике и энергетике), профессора В.А. Собянин, Д.М. Маркович, В.В. Кузнецов и др.
Люди, собравшиеся в Академгородке, чтобы служить науке, отмечены разносторонними талантами. Химики и физики осведомлены о последних открытиях археологии, хорошо знают живопись, литературу. Новосибирским ученым удалось сохранить многое: научные связи, ориентированную на восполнение систему подготовки кадров, связи с промышленностью, собственный завод экспериментальной аппаратуры СО РАН (в Ангарске).
В Новосибирском Академгородке много молодежи. Успешно проводится социальный эксперимент: активно работающим в науке молодым ученым институт оплачивает найм жилья по коммерческим ценам. Критерии успешности те же самые, что и ранее: научная активность, публикации, доклады, в срок представленная и защищенная кандидатская диссертация, индекс цитируемости. Все оформляется документально. До 40 лет ученый должен представить докторскую.
А это подразумевает преемственность, наличие учеников, сложившиеся коллективы, научные школы, внедрение результатов.
В Новосибирске стала предельно ясна подмеченная еще в Екатеринбурге особенность региональных научных коллективов, их характерное отличие от столичных. В московских и петербургских институтах значительная часть научной молодежи стремится выехать за рубеж или устроиться на работу в представительства иностранных компаний. Поэтому в научных коллективах ощущается провал в диапазоне возрастов 23-43 года. В региональных же научных коллективах есть сотрудники всех возрастов, т.е. традиции, научная преемственность очевидны. Более того, по свидетельству академика Н.Л. Добрецова – известного ученого и мудрого, талантливого руководителя, – в последнее время наметилась новая тенденция: российские ученые в самом дееспособном творческом возрасте – около 40 лет – возвращаются из-за рубежа!
Что движет людьми? По словам академика В.Н. Пармона, выехав за рубеж, российские ученые не становятся полноправными членами научных школ, подпитки новыми идеями не происходит. Осуществляется жесткая эксплуатация их умений, извлечение знаний, имеет место интеллектуальный гнет. Наступает момент, когда ученый понимает: пора защищать докторскую диссертацию, подумать о будущем детей, купить собственное жилье, но есть проблемы – все это стоит больших денег. И если в родном Новосибирске или Томске разворачивается социальная программа поддержки ученых, если им гарантируется жилье, кредит, обучение детей в университете, резервируются места в аспирантуре для создания собственной научной школы – это вполне объясняет наметившуюся тенденцию.
Конечно, сегодня отечественная наука живет в стесненных условиях. Но просвет определенно имеется, ученые находят его сами, самостоятельно разгоняют тучи. Налицо и решительные перемены в сфере образования. Восстанавливается нарушенная в свое время пропорция спроса на гуманитарные и естественнонаучные факультеты. Будущие математики, физики, химики, программисты из Новосибирска опять блещут на мировых олимпиадах. Интересно, что, несмотря на недостаток иностранной периодики и средств на зарубежные поездки, обеднения потока информации из-за рубежа не происходит. Теперь для восполнения пробелов в информации институты пользуются неформальными каналами, поддерживая связи с учеными, выехавшими за рубеж на работу. В то же время имеет место недостаток осведомленности о том, что происходит в родственных лабораториях в центре России. Это тоже характерная особенность наших дней.
Во время пребывания в Академгородке мы отметили интересный факт. В Новосибирске было создано региональное отделение Роспатента; в последние годы через Новосибирск прошло гораздо больше патентов, чем через Москву. Это свидетельствует о возрастающей активности сибиряков. Наука в России будет прирастать Сибирью? Или, может быть, в центре России пришли к выводу, что патентование недостаточно надежно охраняет "ноу-хау", и отказались от него?
Более 10 лет выживали в одиночку, а теперь, похоже, появилась возможность возрождения. Важным индикатором перемен стала активизация конференций, симпозиумов, семинаров. Люди находят возможности приехать, наладить контакты, обменяться научной информацией, разработать планы совместных проектов.
Руководителями научных организаций становятся молодые и решительные. В новосибирском Академгородке параллельно сосуществуют несколько моделей управления экономикой институтов, и каждая имеет свои преимущества. Экономические модели обсуждаются, опыт изучается. Так, директор Института катализа академик В.Н. Пармон формирует общий фонд, который за счет высокоэффективных "коротких" проектов в области прикладных исследований позволяет институту самостоятельно финансировать фундаментальные исследования, рассчитанные на длительную перспективу.
Томск: сибирские корни науки
Бывают города, при знакомстве с которыми возникает необъяснимое желание подольше пожить, поближе познакомиться, приехать еще раз и разгадать тайну его очарования. Именно таким стал для моих спутников Томск с его историческим центром, органично вписанными в городской ландшафт новыми районами, Академгородком и поражающим воображение Политехническим университетом.
Сильная научная база и большие возможности опытного производства в Академгородке способствовали тому, что руководство региона планирует создать на базе Академгородка особую экономическую зону с режимом благоприятствования инновационной деятельности. Активно изучается опыт Японии, Кореи, Китая, калифорнийской Силиконовой долины. Эту инициативу приветствует местный бизнес, иностранные партнеры, она находит поддержку у Президента РАН Ю.С. Осипова и в Президиуме РАН.
В Томском Академгородке вице-президенту РАН академику Г.А. Месяцу есть чем гордиться: научный центр, которым он в прошлом руководил, сохранил высокий научный уровень. Уникальные установки и экспериментальные возможности привлекают иностранных партнеров, растет число совместных проектов. Статьи и доклады томских ученых вызывают интерес. В Томске активно развивается старейший в Сибири Политехнический университет, осуществляющий фундаментальную подготовку и переподготовку научных кадров с использованием лучших мировых методик. Его старые стены помнят Д.И. Менделеева, лауреата Нобелевской премии академика Н.Н. Семенова, академиков Н.П. Чижевского и В.А. Обручева, создателей отечественной винтокрылой авиации Н.И. Камова и М.Л. Миля, создателя Останкинской телебашни Н.В. Никитина, выдающегося конструктора автомобильной техники военного назначения В.А. Грачева, известных исследователей природных богатств Сибири М.К. Коровина и Н.Н. Урванцева. А сегодня здесь – суперсовременное компьютерное учебное оборудование, математическое моделирование, интернационализация образования. Ректор университета, профессор Ю.П. Похолков, – один из авторитетнейших руководителей и организаторов образования у нас в стране, президент Ассоциации инженерного образования России – сумел привлечь к проектам реорганизации Томского политехнического руководство региона, бывших выпускников, представителей крупного бизнеса, международные организации.
И результаты не замедлили сказаться! Томский политехнический университет, несомненно, в самом ближайшем будущем займет ведущие позиции в рейтинге университетов мира. У него огромный потенциал развития, талантливое руководство, славная история. Здесь быстро внедряется все самое прогрессивное. Пока руководители именитых столичных университетов с тоской говорят о труднопреодолимых препятствиях, сибиряки эти же препятствия преодолевают с помощью своих бывших выпускников, национально ориентированного бизнеса и мудрого регионального руководства.
Совещания и научные доклады показали, что Томск необходимо теснее интегрировать в проекты исследований в области водородной энергетики. Исследования интересны, актуальны, но их надо четко ориентировать на конкретные прикладные аспекты, какие были продемонстрированы в Томском Академгородке на примере научных исследований и практической разработки промышленных образцов фильтров.
Крепкие связи Томского политехнического университета с Новосибирским Академгородком, несомненно, помогут в этом деле. Томск может и должен стать важным звеном нарождающейся кооперации в рамках Национальной программы по водородной энергетике.
Санкт-Петербург: скромное обаяние науки
В данной статье мы не станем специально делать акцент на Центральной России, хотя и побывали в Москве и близлежащих академгородках. Черноголовка, Королев, Обнинск, Троицк, Дубна – перечень наукоградов достаточно велик. Состояние столичной науки описывается довольно часто, и мы не будем специально касаться этого вопроса. Ограничимся рассказом о поездке в Северную столицу.
Хотя все мы с почтением называем МГУ им. М.В. Ломоносова первым, так сказать, родоначальником, "откуда есть пошла русская наука", но исторические изыскания показывают, что созданная в Петербурге Академия выполняла в том числе и функции образовательного учреждения, университета. Руководство Петербургского университета даже намеревается документально подтвердить это и исправить в паспорте вуза графу "возраст".
Для нас было важно то обстоятельство, что знаменитый Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе был прародителем Курчатовского научного центра, где сегодня имеется внушительный задел в области водородной энергетики и смежных проблем. Важно и то, что этот задел был создан в результате работ по тематике Военно-морского флота на предприятиях столицы отечественного судостроения. Директор Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе Российской академии наук профессор А.Г. Забродский сделал прекрасный обзорный доклад, представив краткий анализ достижений в смежных областях. Он убедительно доказал необходимость расширения исследований и объединения усилий в рамках хорошо скоординированных совместных работ, в которых Физико-технический институт готов принять самое активное участие.
Действительно, работы по интересующей нас тематике уходят корнями в далекое прошлое. Проблемы были не из числа основных, но все же для их решения выделялись средства, создавались коллективы. Одна сторона касалась очистки выделяемых на подлодках газов, которые утилизировались, и на выходе появлялась чистая вода, поступавшая за борт. В том числе исследования касались водородных составляющих. Другая сторона имела отношение к получению энергии на подлодке от запасов углеводородов в гипотетической непредвиденной ситуации, когда другими способами энергию получить нельзя. Т.е. рассматривалась возможность создания альтернативного резервного источника энергии, который работал бы на водороде. Подобные решения сегодня известны в космической отрасли, варианты их реализации мы изучили в институтах Москвы и ближайшего Подмосковья.
Доклады, прозвучавшие на совещании, проходившем в ЦНИИ судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ), показали, что имеющийся научно-технический задел интересен не только с чисто научной точки зрения. Есть конкретные технические решения, которые могут быть в скором времени предложены на рынок, и их рыночная судьба может быть благоприятной, т.к. они превосходят известные зарубежные аналоги по ряду показателей (в том числе по цене).
К концу 1990-х гг. был создан внушительный научно-технический задел. Результаты не успели пройти этап внедрения, но они на много лет опережали мировой уровень. Конечно же, о водородной энергетике в нашем понимании речь тогда не шла. Разрабатывались, например, вопросы утилизации газов на атомных подводных лодках – их нельзя было выпускать в окружающую среду, так как это привело бы к обнаружению лодок вероятным противником. Были найдены изящные решения, позволившие превращать водородсодержащие компоненты в чистую энергию и чистую воду. Также разрабатывались вопросы возможного резервирования систем электропитания. Были предложены образцы водородных генераторов, которые могли бы в экстренных случаях дублировать главную энергетическую установку на дизельных подводных лодках. И подобных тем великое множество. Имеются фильтры и мембраны, по своим свойствам превосходящие зарубежные аналоги, но так и не запущенные в производство, хотя импортозамещение никто не отменял. Современный анализ достигнутых в те годы результатов показал, что частично они не утратили своей актуальности и сохранили потенциал внедрения.
Создается впечатление, что петербургский "куст" возможной научно-технической кооперации деятелен и продуктивен. Производственные предприятия в своем составе и сегодня имеют кадры, способные осуществлять конструкторские разработки. Руководство достаточно оптимистично оценивает перспективы проектов в области водородной энергетики. Питерские научные центры плодотворно взаимодействуют с производственными предприятиями, находят общий язык.
Отдельного рассказа достойно знаменитое на весь мир Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин". Но не о тысячах подводных лодок, построенных по его проектам, хотелось бы рассказать, не о его уникальности, не о его удивительном музее, а о том, как удалось выжить в суровые годы экономических и социальных реформ талантливому коллективу, вобравшему в себя высококвалифицированные кадры из разных областей знания. Огромная территория рядом с ЦКБ МТ в центре Петербурга с многочисленными хозяйственными постройками, складами, гаражами была продуманно очищена под стройплощадку. И вскоре бок о бок c социалистическим "Рубином" вырос, как шутя заметил нынешний руководитель предприятия академик И.Д. Спасский, "Рубин" капиталистический. Игорь Дмитриевич – патриарх отечественной "оборонки". Личность легендарная, органично сочетающая в себе качества ученого и хозяйственника нового типа, жесткого, требовательного руководителя и обаятельного, жизнерадостного человека.
Вырос бизнес-центр в комплексе с отелем, спортзалом, фитнес-центром, тренажерами, саунами, бильярдами и боулингами, ресторанами и кафе. Первый и лучший в Питере! Акции получили все и поровну. Одну получил и академик, и сторож.
В ЦКБ МТ прошло сокращение, но в "Рубине" никого не выкинули на улицу: люди перешли работать в бизнес-центр. И зарплата там выше, чем в городе! Доходы от бизнес-центра вкладываются в переоснащение конструкторского бюро. Компьютеры, сети, системы автоматического проектирования, офисная техника, ремонт, музей…
ЦКБ МТ "Рубин" востребовано и сегодня – как системный интегратор, головная организация при реализации сложнейших проектов. И в этих проектах ХХI в. без водородной энергетики не обойтись. Прошедший Петербургский военно-морской салон убедительно показал: России нужен флот. Значит, нужна и наука.
Не итоги, а перспективы
Вспоминая сегодня калейдоскоп событий и встреч, имевших место в этих знаменательных поездках, задаешься вопросом: а что же было главным, что прежде всего вынесли мы из общения с людьми? Что помогло им выжить в условиях того, что мы по привычке называем "кризис", не всегда вдумываясь в суть этого явления? Кризис, как и все предыдущие потрясения в России, был кризисом управления. Не было кризиса в науке, в образовании, во многих других сферах, о чем громогласно заявляли ранее. Мы до сих пор живем заделом, созданным в те годы, которые называли "застоем". Это сегодня мы уперлись в кризис системы образования, бездумно копируем западную модель, считая ее панацеей, уперлись в кадровый кризис в науке, на производстве.
Так получилось, что еще в Москве мы в качестве скромного подарка для руководителей научно-производственных объединений в регионах взяли с собой несколько экземпляров книги "Россия-2050: стратегия инновационного прорыва", написанной мною в соавторстве с академиком РАЕН Ю.В. Яковцом. Даже не зная содержания книги, наши коллеги на местах с интересом и одобрением отнеслись к основной ее идее, которую мы излагали в своих выступлениях: России необходима стратегия, рассчитанная на 50-80 лет, и одной из ее составляющих должны быть инновационные технологии, в том числе – водородная энергетика.
Я возьму на себя смелость утверждать: у людей в регионах появилась надежда, что в столице наконец-то стали заниматься вопросами государственного строительства, проектами возрождения науки, создания национальных программ, реального производства. Регионы готовы к объединению усилий в рамках государственных проектов возрождения страны. Там более трезво, чем в столице, оценивают возможность использования иностранного опыта, там люди ближе к жизни, больше рассчитывают на свои силы, традиционные устои менее размыты. Там люди верят больше, чем в столице, в Россию верят. Значит, есть перспектива продуктивной работы, есть силы и средства для инновационного прорыва, в том числе, а может быть, и в первую очередь, в сфере водородной энергетики.
P.S. Пользуясь случаем, хотел бы выразить искреннюю признательность за теплый прием делегации Национальной инновационной компании "Новые энергетические проекты" и совместную продуктивную работу. А всем руководителям, с которыми мы встречались, низкий поклон за то, что в тяжелейшее время сумели сохранить для России научные школы и научный потенциал возрождения страны.