Наследие Чингисхана, или Novus ordo seclorum. К 800-летию Великого курултая, избравшего Темучжина Чингисханом

Номер 1 - ЦА. Своя игра

Чинхисханом и чингизидами в кратчайший срок была проведена своеобразная средневековая глобализация, объединившая тогдашнюю ойкумену если не  экономически, то политически, что даже сложнее.

Александр КАШАНСКИЙ
Наследие Чингисхана, или Novus ordo seclorum

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №1-2006, стр. 38-39

Александр Викторович Кашанский — писатель, философ-методолог, один из основателей небополитики.

Восемьсот лет назад в степях Монголии была создана армия, которая покорила почти весь мир. Монгольская империя превосходила и государство Александра Македонского, и Римскую империю, и наполеоновскую Францию. Великое государство просуществовало не один десяток лет, надолго пережив своего основателя Чингисхана, а его потомки правили многими странами еще долгие столетия, поддерживая родственные и политические связи и считая своей общей духовной родиной Монголию, что тоже удивительно. Только ли монгольская лошадь и монгольский лук в умелых руках воинов смогли совершить это военное и политическое чудо? Ведь, по сути, Чингисханом и чингизидами в кратчайший срок была проведена своеобразная средневековая глобализация, объединившая тогдашнюю ойкумену если не экономически, то политически, что даже сложнее.

Секрет необыкновенного успеха Чингисхана и его армий заключался не только в военной силе, но и в передовой идеологии и политической практике, которую несли завоеватели. То, что такая идеология могла зародиться в "диких монгольских степях", никак не желает признавать высокомерный европейский рассудок. Подобное высокомерие всегда было вредно, а теперь, когда мир действительно становится единым, еще и крайне опасно, потому что мешает сверхвооруженным нациям видеть действительность в истинном свете. Чингисхан владел секретом, позволявшим ему давать идущим за ним людям веру и концентрировать их волю. Как именно это происходит и что на самом деле дает веру и направляет волю, во все времена было тайной, в которую посвящены очень немногие люди. Есть некоторые факты, свидетельствующие о том, что Темучжин несколько раз проходил сакральное посвящение, причем последний раз на Алтае. Скорее всего, это произошло в 1205 г., когда его войска проходили через Алтай на запад, преследуя разбитых меркитов. Предание меркитов, потомки которых до сих пор живут в горном Алтае, говорит, что это случилось в урочище Темучжин неподалеку от селения Ело. После посвящения Темучжин стал внутренне готовым к миссии Чингисхана, что и было подтверждено Великим курултаем в 1206 г. Именно тогда шаман Кэкчу объявил, что Чингисхан ниспослан самим Небом. После этого в девятиножное белое знамя Чингисхана вселился хранитель-гений сульде рода Чингиса. Этот сульде стал оберегать его войска и вести их к победам. Миссией Чингисхагна стало покорение всех стран, но только потому, что именно ему, Чингисхану, Вечное Синее Небо повелело править всеми народами.

Какие же принципы, по мнению Н.С. Трубецкого, были положены в основание государства его создателем Чингисханом? Это:

  • деление людей на подлых, эгоистичных, трусливых и тех, кто ставит свою честь и достоинство выше безопасности и материального благополучия. Монголы называли первых "черная кость", а вторых — "люди длинной воли";
  • глубокая религиозность каждого – от великого хана до рядового дружинника. Чингисхан считал, что эта религиозность является непременным условием той психологической установки, которую он ценил в своих подчиненных;
  • особое уважение к кочевникам, морально (по мнению Чингисхана) превосходившим покоренные оседлые народы;
  • отсутствие догматизма и веротерпимость, касающаяся христиан, мусульман, даосов, буддистов, сторонников религии бон, к которой принадлежал сам Чингисхан и его род. Официальной религии в его государстве не было.

Яса запрещала ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывала любить ближнего, как самого себя, не причинять обид и забывать их совершенно, щадить страны и города, покорившиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его.

По совокупности этих принципов "власть правителя должна была опираться не на какое-либо господствующее сословие, не на какую-нибудь правящую нацию и не какую-нибудь определенную официальную религию, а на определенный психологический тип людей". Я бы добавил, что не только определенный психологический тип, но и тип сознания (особенность мировидения), который, собственно говоря, и лежит в основе ценностных установок самого Чингисхана.

Тайна шамана Кэкчу, которую тот передал Чингисхану при посвящении, заключалась в следующем. Правитель, достойный власти над миром, должен:

  • открыть свою душу Небу-отцу (быть религиозным);
  • жить в согласии с Землей-матерью (чтить природные законы и человеческие традиции);
  • быть достойным сыном Неба и Земли, в борьбе и трудах постигать их волю и свое предназначение (нести полную ответственность за проявления своей свободной воли).

Сакральным содержанием таинства посвящения было переведение сознания Темучжина в гармоничное состояние, в котором только и можно понять и прочувствовать основополагающую троичную истину бытия. Как это сделать, знал Кэкчу, сын Мунлика, вызывавший суеверное поклонение монголов. Сколько бы ни было сказано слов, они остаются только словами, если непонятен их смысл. Сакральное посвящение и заключалось в невербальном внедрении этих истин в сознание Чингисхана, да так, чтобы они во всей полноте своего содержания стали его основой. Только такое "белое" сознание могло провозгласить Ясу и создать принципы жизни в государстве, приемлемые для всех покоренных народов (общие принципы, но не общечеловеческие ценности). Именно равенство и гармония трех принципов бытия в сознании Чингисхана позволили ему стать Белым Правителем, осененным девятиножным белым знаменем. Внутренняя гармония сознания позволяла Чингисхану всегда быть над любой религией, верой и идеологией, взирать на все происходящее с высоты Неба, не забывая о земных проблемах. Просветленный взгляд с такой высоты позволяет проникать в суть вещей и видеть жизнь в ее истинном свете.

За порогом третьего тысячелетия становится все более очевидным, что люди будут объединены не силой оружия и не властью денег, а красотой идей. Оружие грозит уничтожить мир, деньги – человеческую сущность, только благородная идея способна покорять без вреда. Идеи, провозглашаемые демократией, благородны и по-настоящему достойны и человека, и Неба, и Земли лишь тогда, когда благородна сама демократия, иначе ею руководит элементарный эгоистический инстинкт самосохранения, да и то далеко не всегда. "Общечеловеческие ценности", поставившие в центр бытия личность-индивида, существенно искажают белую гармонию, заключенную в сакральных принципах, которые лежали в основе мировидения Чингисхана. Провозглашенный сегодня принцип свободы, понимаемой как индивидуальная свобода и ответственность перед ближним, является только частью истины. Своей дисгармоничной ущербностью такое понимание свободы уничижает и волю Неба, и предназначение человека.

Чингисхан вошел в историю как великий завоеватель, но его истинное и непреходящее значение заключается в том, что по воле Неба ему впервые удалось объединить в себе посвященного в суть бытия мыслителя и практического политика. Именно за такими людьми будущее, в их руках наше спасение, им должна доверяться власть. В преддверье года Чингисхана возьму на себя смелость со всей ответственностью заявить, что уже близко время, когда белое знамя Чингисхана вновь попадет в достойные руки и будет поднято над планетой, на этот раз только как символ добра, справедливости и истинной свободы. Последний "белый" этап глобализации начнется в Азии и будет основываться на принципах, открытых Чингисхану в 1206 г. на Алтае.

Следить за новостями ИНЭС: