Наша позиция: лидерство – не в объемах, а в качестве
В интервью нашему журналу Леонид Меламед, глава компании РОСНО – лауреата программы «Действующие лица века» в категории «Компания года» – рассуждает о перспективах развития российской экономики, о роли руководителя и отдельных сотрудников в жизни коллектива, проводит аналогии между коллективом и футбольной командой.
Леонид МЕЛАМЕД
Наша позиция: лидерство – не в объемах, а в качестве.
"Экономические стратегии", №8-2004, стр. 20-23
Чуть больше года назад крупнейшую российскую страховую компанию РОСНО возглавил молодой и энергичный Леонид Меламед, принимавший участие в ее создании и развитии, что называется, "с нуля". За первый год своего руководства Меламед сумел позиционировать компанию как эталон надежности в страховой сфере.
Рейтинговый центр ИНЭС в своем ежегодном проекте "Действующие лица века" отметил положительную динамику развития РОСНО, стремительный рост деловой репутации, перспективность выбранной стратегии, а также эффективность корпоративного управления, назвав ее лауреатом программы в номинации "Компания 2004 года".
О планах на будущий год, перспективах развития уникальных проектов, разработанных специалистами РОСНО, заместитель главного редактора журнала "Экономические стратегии" Ольга Бардова беседует с генеральным директором компании РОСНО Леонидом Меламедом.
В октябре 2004 года компания РОСНО отметила очередной день рождения. Как один из ее создателей, Вы можете судить, насколько реальное положение РОСНО соответствует ожиданиям ее отцов-основателей?
Мы стремились создать компанию, которая стала бы одним из лидеров российского страхового бизнеса, и нам это удалось. Такой вывод можно сделать исходя из объективных показателей, отражающих позицию РОСНО на рынке, а также учитывая отношение к ней потребителей и государства.
Значит, с самого начала Вы строили весьма амбициозные планы?
Да, мы всегда стремились стать первыми: плох тот солдат, который не мечтает о генеральских звездах. Перспективы в бизнесе есть только у лидеров рынков. Чтобы добиться успеха в страховании, нужно либо быть сегментированным игроком, занимающим прочное положение в какой-то маленькой страховой нише, либо крупным игроком в разных нишах. В любом случае в своем сегменте рынка компания должна быть максимально агрессивной и большой.
Год назад в интервью нашему журналу Вы сказали, что к концу 2004 года руководство РОСНО планирует получить прибыль по многим показателям, а в 2005 году – по всем видам страхования. Удалось ли осуществить задуманное?
За прошедший период в работе РОСНО произошли качественные и количественные изменения. По итогам девяти месяцев 2004 года рост объема бизнеса компании на 66% превысил аналогичный показатель за тот же период прошлого года. Есть существенный прирост и по прибыли.
Недавно компания РОСНО создала "дочку" – "Альянс РОСНО Жизнь", специализирующуюся на страховании жизни. Как Вы оцениваете перспективы ее развития? Готово ли российское население к финансовым вложениям такого рода?
Страхование жизни – достаточно сложный и капиталоемкий бизнес. Первые 3-5 лет акционеры всегда терпят убытки. Для инвестора, вложившего рубль и желающего получить на этот рубль в краткосрочной перспективе 30% годовых, страхование жизни – неподходящий проект. Это дело для тех, кто смотрит вперед лет на пять, а то и более. Например, бизнес-план по страхованию жизни, разработанный в РОСНО, рассчитан на 10 лет. В этом плане определены показатели, необходимые для принятия инвестиционных решений.
Сегодня в нашей стране имеются все основные признаки того, что спрос на страхование жизни будет повышаться: достаточно стабильная политическая и экономическая ситуация, растущие золотовалютные запасы и ВВП. Есть исследования, в которых отражено соотношение объема ВВП на душу населения и средних затрат граждан на страхование жизни. Если руководствоваться этими выкладками, можно сделать вывод, что возможности отечественного рынка страхования жизни очень велики, поскольку россияне не истратили и сотой доли того, что должны были бы истратить. Это внушает оптимизм. Когда начнет расти спрос на страхование жизни – это зависит не только от населения, но и от активности страховщиков, которые должны разъяснить клиентам целесообразность приобретения страховых полисов.
Во всем мире существует страхование вкладов физических лиц. Сейчас такая практика вводится и в России. Что Вы думаете по этому поводу?
Во многих странах, и прежде всего в США, страхование вкладов населения способствовало выходу из кризиса конца 1920-х – начала 1930-х годов. Очень важно, чтобы люди хранили свои сбережения в банке, а не под матрасом. Банки, стремясь выгодно вложить эти средства, создают спрос, и, соответственно, возникает предложение; инвестиции устремляются в экономику. В результате строятся новые предприятия, появляются новые рабочие места, повышается уровень благосостояния населения. Цикл замыкается, экономика страны растет. Без сомнения, страхование вкладов является одним из лучших способов привлечения денег населения в банки. Было бы замечательно, если бы помимо этого правительство тем или иным способом, например за счет введения налоговых льгот, помогло развитию страхования жизни.
Вы положительно оцениваете современное состояние российской экономики, а вот президент Российского банковского союза, Гарегин Тосунян, с которым я недавно беседовала, смотрит на вещи не столь оптимистично.
Думаю, что объективные показатели, которым принято доверять, свидетельствуют о том, что экономика России в целом процветает. Другое дело, что таким благополучием мы обязаны в очень большой степени росту цен на энергоносители, и прежде всего на нефть. Я не берусь рассуждать о положении в стране в целом. Мы сейчас говорим лишь о том, как будет формироваться потребительское поведение населения, которое покупает страховки. А здесь ситуация вот какая: в Москве и ряде других крупных городов уровень доходов населения столь высок, что оно должно начать приобретать инструменты накопления.
Говоря о сотрудничестве РОСНО с кредитными организациями, нельзя не упомянуть уникальный продукт, разработанный Вашими специалистами, – страхование риска невозврата потребительских кредитов. Как Вы оцениваете перспективы развития этого направления?
Весьма интересный продукт. Он служит для расширения возможностей банков в сфере инвестирования в потребительское кредитование. Одни банки вообще не интересуются подобного рода активами, другие имеют определенный лимит на вложения в потребительский кредит. Благодаря страховке РОСНО лимит банка на потребительские кредиты может быть увеличен. Де-факто для банков РОСНО является более надежным заемщиком, чем большая часть граждан, которые могут брать потребительские кредиты. Мы позволяем банку создавать больше денег для населения, процедура получения кредита упрощается – у нас создана уникальная скоринговая система, – а сам кредит становится дешевле: благодаря РОСНО на рынке потребительского кредитования растет конкуренция, а следовательно, расширяется область предложения. Когда клиенты имеют возможность выбора, банки и страховые компании вынуждены снижать ставки. В итоге выигрывают не только поставщики услуг, увеличивающие объем продаж, но и потребители.
Вы неоднократно заявляли, что ОСАГО не является для РОСНО приоритетным направлением работы, поскольку оно потенциально убыточно. Сбылись ли Ваши прогнозы?
К сожалению, мои опасения по большей части оправдались. Этот вид деятельности в целом по России будет убыточен для страховщиков, хотя и не в такой степени, как я предполагал. РОСНО старается работать с теми автомобилями, страховка на которые справедливо тарифицирована – ведь тарифы на "автогражданку" определяет государство. Наша стратегия – сегментировать рынок и привлечь владельцев тех машин, которые нам интересны, но при этом обеспечивать отличный сервис для всех, кто приобрел наши страховки. Позиция РОСНО: брать не объемом, а качеством.
Статистика свидетельствует о чрезвычайно слабой динамике развития рынка страхования юридических лиц. Означает ли это, что его потенциал уже исчерпан или уровень страховой культуры российского общества слишком низок и только обязательные виды страхования имеют перспективы в ближайшем будущем?
Нельзя сравнивать страхование юридических лиц с обязательными видами страхования. Существуют обязательные виды страхования и физических лиц, и корпоративных клиентов. Страхование физических лиц активно растет прежде всего за счет ОСАГО, а с другой стороны, базовый уровень приобретения страховок физическими лицами до середины 2003 года был очень низким. Сегодня, как Вы верно заметили, наблюдается резкий рост на рынке обязательного страхования физических лиц, а у корпоративных клиентов кривая потребления несколько более пологая.
Вам приходится сотрудничать с иностранными компаниями. В чем, на Ваш взгляд, заключаются различия между западным и российским подходом к бизнесу?
Сейчас имеет место активный обмен опытом, обучение менеджеров, как западных, так и российских. И у них, и у нас используются одни и те же бизнес-модели. Другое дело, что есть корпорации, отдающие предпочтение тому или иному стилю менеджмента. С одной стороны, в России больше распространена авторитарная форма руководства, предполагающая концентрацию прав и ответственности на уровне топ-менеджеров.
С другой стороны, у нас есть компании с развитой демократической корпоративной культурой, которыми успешно управляют правления и советы директоров.
Не мешает ли российский менталитет работать по западным стандартам?
Не думаю, что наших соотечественников надо перевоспитывать. Бытие определяет сознание. Относитесь к людям так, как к ним относятся на Западе, – и они будут вести себя соответственно. Чтобы добиться от сотрудников определенного качества исполнения служебных обязанностей, надо прежде всего создать в организации соответствующую обстановку. Есть сложившиеся обстоятельства, стереотипы, которые заставляют людей вести себя определенным образом. Поменяете их – и люди тоже переменятся.
Известно, что Вы – футбольный болельщик. Я хотела бы провести аналогию между матчем Россия – Португалия, закончившимся полным провалом нашей команды, и бизнесом. Кто виноват в поражении – руководитель, команда в целом или отдельные игроки?
Уверен, что ответственность всегда бывает персональной. Она лежит и на руководителе, и на каждом члене команды. То же самое и в случае успеха: есть вклад руководителя и вклад отдельных сотрудников. Он подлежит обязательному анализу; если же оценивать только коллективы в целом, то люди превращаются в безликую толпу, в стадо. Каждый человек – индивидуальность, и его работа достойна тщательной оценки. Но при правильной организации коллективной работы каждому отдельному человеку проще проявить себя с наилучшей стороны, и наоборот.
Если нечто подобное происходит в Вашей компании, Вы сначала обсуждаете проблему с руководителями подразделений, а затем беседуете с остальными сотрудниками?
Я против того, чтобы топ-менеджеры в рабочем порядке и постоянно "через головы" среднего менеджмента беседовали с рядовыми сотрудниками. Хотя иногда, когда это действительно нужно, требуется и непосредственное общение. Я так делаю. Компания РОСНО создана в точном соответствии с теми учебниками по управлению, по которым учился менеджмент компании. У нас каждый сотрудник имеет собственные ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicator – KPI). Человек знает свои KPI, а также то, какое влияние их выполнение или невыполнение оказывает на его бонус и служебное положение. Это количественные индикаторы качества работы, которые пересматриваются обычно в начале каждого года.
Вернемся к футболу. За какую команду Вы болеете?
С шести лет болею за "Динамо" (Киев). В этом сезоне, после смены Михайличенко на Сабо, они играют замечательно. Из российских клубов симпатизирую "Локомотиву", что, в общем-то, не случайно: он играет в том же стиле, что и "Динамо" (Киев). Из зарубежных мне нравится "Манчестер Юнайтед".
А Вы сами играете в футбол?
Я долго был вратарем или центральным нападающим. Стоять на воротах и морально, и физически тяжело, но друзья доверяли мне это ответственное дело. Когда я защищал ворота, они чувствовали себя уверенно.
Какими еще видами спорта Вы увлекались?
В детстве в спортивной школе семь лет занимался настольным теннисом и добился определенных успехов. Но футбол – моя первая любовь. Я начал играть в сборной школы в восьмом классе. Мы уверенно выигрывали чемпионат района, на первенстве Москвы уступали только соперникам из спортивных школ.
Скажите, что является залогом победы?
В футболе? Думаю, здесь важен целый ряд факторов. Это и вера в общий успех, и хорошая физическая подготовка, и умение верно выстроить игру, сформулировать ее стратегию и тактику, правильно подобрать игроков, научить их играть в команде.
Могли бы Вы назвать РОСНО компанией-победительницей?
Для этого есть все основания. Мы не просто побеждаем в конкурентной борьбе за доверие наших потребителей, но растем быстрее рынка. Это подтверждают количественные и качественные показатели, отражающие положение РОСНО на рынке. Более того, корпоративная культура компании ориентирована на лидерство, на победу. У нас плохо приживаются люди, которые безразличны к успеху.