Нам нужен День Героев Отечества
«В войсках не может быть демократии в полном смысле слова. Армия должна работать в жестком режиме. Чем строже дисциплина, тем меньше дедовщины».
Николай Антошкин
Нам нужен День Героев Отечества
"Экономические стратегии", №8-2004, стр.74-80
Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина и многих других наград Николай Антошкин родился в декабре 1942 года. Еще в детстве Коля заявил отцу, что будет военным, и непременно летчиком. И стал. "Зимний", крутой нрав не раз выручал его во время службы в "горячих точках", он же мешал карьере. Так, в 1998 году, будучи заместителем Главкома ВВС по боевой подготовке, Антошкин подал рапорт об увольнении в знак протеста против политики развала Вооруженных Сил.
Сегодня Николай Антошкин – заслуженный военный летчик Российской Федерации, доктор военных наук, профессор, генерал-полковник запаса, почетный гражданин Республики Мордовия и башкирского города Кумертау, его именем названа улица и школы. Он летал на самолетах и вертолетах более 40 типов и модификаций, командовал подразделениями, частями, соединениями и объединениями, был участником многих исторических событий (в районе острова Даманский, в Чехословакии, Иране, Афганистане, Польше, Таджикистане, Абхазии, на Северном Кавказе), ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, землетрясений в Армении и Таджикистане, выполнял задачи, связанные с освоением космического пространства, участвовал в создании пилотажных групп "Русские витязи", "Стрижи" и "Небесные гусары". Два года назад Николай Тимофеевич возглавил Клуб Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы Москвы и Московской области.
У человека с таким послужным списком есть чему поучиться.
В беседе с главным редактором журнала "Экономические стратегии" Александром Агеевым Николай Антошкин поделился мыслями о перспективах развития российской авиации, рассказал о работе Клуба Героев.
Что есть для Вас победа СССР в Великой Отечественной войне?
В нашей семье все мужчины – отец, его братья – воевали, многие из них не вернулись домой. Младший брат отца погиб на войне с Японией и похоронен в Китае. Двадцать восемь Антошкиных из нашего колхоза полегли на полях сражений, а сколько еще умерло от голода и болезней! Все они – мои близкие и дальние родственники. Победа над фашизмом, доставшаяся такой дорогой ценой, обеспечила Европе, да и не только ей, сегодняшнее благополучие. Если бы Гитлер захватил СССР, все это огромное пространство с его неисчислимыми богатствами, он дошел бы до Индийского океана и реализовал свои грандиозные планы.
А ведь у нас практически не было шансов на победу. Еще до войны мы потеряли наиболее подготовленную часть командного состава, не успели завершить перевооружение Красной Армии. Войска же фашистской Германии до нападения на СССР имели богатый многолетний опыт успешных военных действий, были до зубов вооружены первоклассной по тому времени техникой.
Только за первый год войны мы потеряли колоссальное пространство, тысячи сел и городов, десятки тысяч заводов, фабрик, колхозов и совхозов. Около 5,5 млн солдат, офицеров и генералов попали в плен, а сколько было убито и ранено! Несмотря ни на что произошло чудо. Это чудо в тылу и на фронте совершили наши отцы и деды. Конечно, мы выиграли войну, потому что были сплочены и сильны духом, верны славным традициям предков, но думаю, что огромную роль здесь сыграла поддержка Церкви и высших сил. Мало кто знает, что в начале войны по указанию Сталина были выпущены из тюрем оставшиеся в живых иерархи и служители Русской Православной Церкви, что в критических ситуациях Москву и Ленинград облетали самолеты с иконами на борту. Во всех храмах молились о даровании победы нашему народу и советскому оружию.
Известно, что Вы участвовали в осуществлении операций в Чехословакии, Афганистане, на Северном Кавказе и в других горячих точках. Как в этих обстоятельствах действовала система управления войсками и страной в целом?
Трудно однозначно ответить на Ваш вопрос. До событий на Северном Кавказе эта система в целом работала отлаженно и четко, имевшиеся недостатки быстро устранялись. На мой взгляд, в войсках не может быть демократии в полном смысле этого слова. В период военных действий в армии, да и в обществе, даже демократическом, нужна железная дисциплина. Только так можно победить в войне.
Я, пройдя путь от курсанта до генерала, знаю это не понаслышке.
Чем строже дисциплина, чем больше порядка, тем меньше так называемой дедовщины. Кстати, она существовала во все времена, только в другом смысле – старые опытные воины помогали молодым, опекали их, особенно в бою, а молодые брали на себя часть второстепенных работ. Ситуация изменилась, когда в армию стали призывать наркоманов, алкоголиков, судимых, которые принесли с собой жесткие лагерные порядки, образовательный уровень новобранцев упал, среди них появились националистические настроения. Справиться с дедовщиной можно, если, во-первых, ввести жесткий казарменный режим, ужесточить дисциплину и ответственность за проступки, во-вторых, оградить армию от упомянутых мною лиц, в-третьих, повысить образовательный уровень призывного контингента, в-четвертых, хорошо кормить людей, одевать, обувать, создавать человеческие условия для службы и отдыха, в-пятых, повысить денежное содержание всем категориям военнослужащих, дать каждому хорошее жилье, поднять социальную значимость профессии военного, в-шестых, целенаправленно обучать солдат, готовить их к выполнению воинского долга. Армия всегда была школой жизни и должна оставаться таковой. Русский генерал французкого происхождения Генрих Жомини сказал, что кто не хочет кормить свою армию – будет кормить чужую. Так не лучше ли кормить свою?
Пока же стыдно не только за военнослужащих срочной службы, но и за кадровых военных, посвятивших жизнь служению Отечеству. Эти люди, часто не имеющие квартир, вынуждены заниматься не боевой подготовкой, а добыванием средств к жизни. У меня в душе все переворачивалось, когда я видел как после выполнения сложнейшего задания мои ребята, летавшие в знаменитых пилотажных группах, шли не отдыхать и готовиться к новым полетам, а обрабатывать свои участки. И это летчики, которым рукоплескали и простые граждане, и руководители государств всего мира!
Вы пилотировали не только отечественные самолеты и вертолеты, но и зарубежные. Чьи машины удобнее в эксплуатации?
Российские самолеты семейства "МиГ" и "Сухой", да и вертолеты, маневреннее, устойчивее в бою.
В этом отношении им нет равных. А вот прицельно-навигационные комплексы, защита, эксплуатационные характеристики наших машин оставляют желать лучшего. Правда, в последние годы конструкторы выдвинули ряд идей, нацеленных на устранение имеющихся недостатков, но, видимо, нет средств для их реализации.
Какова сегодня защищенность российского воздушного пространства?
Даже в советское время, когда только в составе военно-воздушных сил имелось более 15 тысяч летательных аппаратов, да еще несколько тысяч в войсках ПВО и в ВМФ, когда мы располагали сотнями радиолокационных постов, отлично подготовленным личным составом, невозможно было обеспечить 100-процентную защищенность воздушного пространства. Если тогда мы не имели сплошного радиолокационного поля на малых и предельно малых высотах, то сейчас оно кое-где отсутствует даже на средних и больших высотах. Средствами ПВО прикрыты далеко не все стратегические районы и объекты. Об этом необходимо помнить.
Значит, в эти районы могут попасть любые летательные аппараты?
Не исключено.
Как Вы думаете, почему развалился Советский Союз?
Я вижу здесь несколько причин. Во-первых, это узурпация власти лидерами КПСС и их отход от ленинской политики – партии следовало больше заниматься воспитательной работой; во-вторых – использование только командных методов в руководстве экономикой. Нельзя было диктовать из Москвы, что, где, когда сажать, как выращивать, в какие сроки убирать, что и как производить и в каком количестве. В промышленности господствовал вал в ущерб качеству, уравниловка в распределении доходов, отсутствовала нормальная конкуренция. Социальная сфера, сфера обслуживания оставляли желать лучшего: в стране строились огромные заводы и фабрики, плотины, электростанции, корабли, в то же время никто не думал о людях, трудно было купить самое необходимое. Нам все обещали в будущем. В-третьих, в СССР имелись большие упущения в области национальной политики: о ней бесконечно говорили, но на практике оставалось много нерешенных проблем. В-четвертых, отрицательное отношение к религии отталкивало людей от советской власти. В-пятых, необдуманные решения, например вырубка садов и виноградников, а также строительство промышленных предприятий с нарушением экологических нормативов, игнорирование общественного мнения и многие другие неразумные шаги просто дискредитировали социализм.
Если бы руководители СССР в свое время расширили самостоятельность союзных и автономных республик, это государство не исчезло бы с карты мира. На референдуме население всех республик проголосовало за единый Советский Союз, но тогдашние руководители пренебрегли мнением своих народов. Да, многое нужно было перестраивать, демократизировать наше общество, но не так, как это в конце концов сделали. Думаю, что в едином экономическом, военном и политическом пространстве при нынешнем руководстве мы могли бы достичь гораздо большего и без таких страшных издержек. Перестала существовать великая страна. Нас искусственно отдаляют друг от друга, стравливают, заставляют ненавидеть друг друга. Я много повидал, был в разных "горячих точках", попадал в сложные ситуации и скажу одно: хуже всего воевать против своих, смотреть на своих сквозь прицел. Это всегда страшно.
Вы участвовали в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Чем Вам запомнился Чернобыль?
Вместе с подчиненными я работал в зоне аварии с первого дня – 10 суток мы закрывали реактор с воздуха. Потом еще два с лишним года курировал действия авиации в этом районе и около 20 раз выполнял различные задания Правительственной комиссии и военного руководства. Как и все ликвидаторы, получил большую дозу облучения. Но не это главное, больше всего запомнилась страшная ответственность перед человечеством, она как дамоклов меч висела над нами. Ведь только в разрушенном реакторе оставалось около 185 тонн ядерного топлива, а рядом еще три реактора. Из-за малейшей оплошности могла произойти катастрофа планетарного масштаба. И еще помню: первые четверо суток мне не удавалось поспать. Когда на пятые сутки на это дали четыре часа, то рядом с собой я посадил солдата и приказал ему любым способом разбудить меня. Казалось, только положил голову на подушку, а тебя уже будят. Лучше не есть и не пить, чем не спать. Я тогда вспомнил эпизод времен Гражданской войны, когда Семен Буденный дал поспать 180 минут своим кавалеристам, измученным в боях и походах, а сам охранял их покой.
Когда Вы командовали ВВС Среднеазиатского и Московского военных округов, там резко сократилось количество аварий и катастроф летательных аппаратов. В чем причина?
Не только катастроф, но и происшествий, преступлений, осужденных и погибших военнослужащих. Пять лет я командовал двумя полками, и за это время не произошло ни одной аварии, никто не погиб. Накопленный положительный опыт я внедрял в соединениях и объединениях. В работе с людьми нельзя ограничиваться чисто командными методами: занял высокий пост, стал важным, недоступным – и отдавай приказания через заместителей. Командир должен сам все знать и уметь, вовремя принимать решения, брать ответственность на себя, четко формулировать задачи и контролировать их выполнение, оказывать помощь, доводить дело до конца. Думаю, я хорошо знал военную службу: летал и учил летать других, сам учился, в том числе и у своих подчиненных, не считая это зазорным, прыгал с парашютом, хорошо стрелял. Во многих делах подавал пример: активно занимался спортом, сажал деревья, строил, наводил порядок в гарнизонах. Подбирая кадры, прежде всего обращал внимание на профессиональные качества кандидатов, всегда старался убирать от себя "шептунов" и "докладальщиков" – от них один вред.
Большое значение я придавал наведению порядка на аэродромах, в служебных и жилых городках – обустраивал их, сооружал детские площадки. Моя семья часто мучалась без квартир, поэтому я всегда боролся за улучшение жилищных условий не только офицеров и прапорщиков, но также сверхсрочнослужащих и вольнонаемных. Никогда не жалел для людей званий и наград, желающим помогал учиться.
В любой ситуации у меня на первом месте стоял человек в военной форме. У нас, к сожалению, принято его игнорировать. Так было тогда, а сейчас и того хуже. Например, на учениях нередки случаи, когда солдат отправляют в оцепление и забывают о них, оставляя без тепла, воды и пищи, и они – голодные, холодные – спят на еловых ветках. Такое отношение к людям подчас провоцирует случаи мародерства. Я всегда старался обеспечить своих подчиненных всем необходимым, чтобы они не думали ни о чем, кроме выполнения поставленных задач. При перемещении наземных эшелонов требовал, чтобы каждый водитель автомобиля имел запас хода на 1000 км, хотя положено на 600 км, карту и маршрутку, 20-литровые канистры с питьевой и технической водой, на каждого человека минимум трехдневный запас питания, водительский и шанцевый инструмент, масло, дрова и т.д. С таким обеспечением в случае чего можно было продержаться довольно долго. Требовательность к подчиненным и одновременно забота о них плюс личный пример – такой подход всегда давал отличные результаты.
На таких сложных участках, как Афганистан, Чернобыль, Северный Кавказ, Вам удавалось избегать человеческих потерь. В чем секрет?
Особого секрета здесь нет. Главное – отношение к делу и к тем, кто доверил тебе свою жизнь. Прежде чем послать людей на задание, мы готовили их теоретически, делились опытом, давали рекомендации на все случаи жизни, проводили практическую подготовку, моделируя условия, сходные с реальными. Еще одна составляющая успеха – хорошая экипировка, обеспечение всем необходимым. С командирами я занимался дополнительно. Чтобы они до конца осознали, какую ответственность несут за подчиненных, перед отправкой строил полки, приглашал жен и детей, а также местных руководителей и говорил: мы сделали, что могли, теперь жизнь солдат зависит от командиров. Если они все сделают, как их учили, то потерь не будет.
В Чернобыле ежедневно проводили санитарную обработку личного состава, дезактивацию вертолетов. Летчикам ежедневно меняли одежду и обувь, обеспечили их респираторами, кормили за пределами 30-километровой зоны, давали йодистые таблетки и специальную пасту против жесткого излучения, сами ввели предельные дозы облучения – 22 рентгена.
В дальнейшем для защиты использовали свинцовые пластины.
Вы – Герой Советского Союза. Что такое героизм и какое место он занимает в обыденной жизни?
Героизм – это прежде всего самоотречение и жертвенность. Я стал Героем Советского Союза после Чернобыля, где командовал авиационной группой, которая участвовала в выполнении целого ряда важнейших задач: закрывала реактор, вела аэрофото-, визуальную и радиационную разведку, доставляла в район аварии руководителей и ученых, заливала реактор водой с воздуха, опускала приборы, делала замеры. Сложность заключалась в том, что в тех непростых условиях нужно было быстро разработать методику решения конкретных задач, придумать специальные приспособления и организовать их производство на заводах Киева, Чернигова, Чернобыля, чтобы более 5000 тонн бора, песка, глины, магнетита, магнезита и свинца попали точно в разрушенный реактор.
Но и до Чернобыля я служил подчас в непростых условиях. Помню, формировал полк в Средней Азии. Температура в тени доходила до плюс 50 градусов, а ночью не опускалась ниже 37-38, не хватало всего: летный состав спал в штабе на двухъярусных кроватях, а солдатам приходилось спать по очереди. Не было учебной базы, служебных помещений, квартир для семей военнослужащих, нормальных столовых. В подобной ситуации удалось успешно выполнить поставленные задачи и через год стать лучшим полком ВВС ТуркВо – и это тоже героизм. Такого героизма и таких героев было много, не я один. Но кого-то замечали и отличали, а кто-то, может быть более достойный награды, оставался в тени. Вот и в Чернобыле было немало достойных людей – химики, пехотинцы, авиаторы, работу которых, к сожалению, не оценили по достоинству. Лично я представлял к званию Героя Советского Союза четырех летчиков, но они были отмечены лишь орденами Красной Звезды и "За службу Родине в ВС СССР".
В особой заботе со стороны государства нуждаются и города-герои, и люди, которым присвоено звание Героев Советского Союза. Вы – заслуженный военный летчик Российской Федерации, председатель правления Клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы Москвы и Московской области. Расскажите, пожалуйста, о его работе.
Было время, когда Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы буквально бросили на произвол судьбы, многие из них прозябали в нищете. Носители этого высокого звания собрались и создали ассоциацию, клуб и различные фонды для защиты своих интересов, а также оказания посильной помощи нуждающимся и вдовам Героев. Клуб Героев успешно функционирует уже более 13 лет. Сегодня кроме социальных вопросов он занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи, защитой исторических завоеваний и достижений нашего народа, противостоит тем, кто искажает или пытается исказить отечественную историю. Мы стараемся помочь всем, кого незаслуженно обошли наградой, чью память опорочили, поддерживаем тех, кто хочет издать свои воспоминания, увековечить память о Героях и многих других.
В этом году при поддержке правительства Москвы мы добились присвоения московским улицам имен трижды Героя Советского Союза маршала авиации Ивана Кожедуба и дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза Ивана Баграмяна. Вместе с ветеранами ВВС МВО и Фронтовой авиации боролись за реабилитацию Василия Сталина. Сегодня его прах перезахоронен на Троекуровском кладбище. Василий Сталин был хорошим летчиком и командиром, но Никита Хрущев хотел отомстить сыну за отца и посадил его в тюрьму, а затем отправил в ссылку. В результате человек погиб и был ошельмован. А ведь он много сделал не только для авиации, но и для развития спорта. По его инициативе построены плавательный бассейн и гимнастический зал, ставшие первыми объектами ЦСКА. Нельзя нам топтать друг друга, нельзя подчищать историю в чьих-то интересах.
И хорошая, и плохая история – наша, просто из плохой следует делать соответствующие выводы, а хорошей – гордиться.
Два года назад меня избрали председателем правления клуба. За это время его членами стали молодые люди – Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, что позволило активизировать работу. Клуб как бы получил второе дыхание. Сейчас сфера его деятельности распространяется не только на Москву и Московскую область, но и на ближнее и дальнее зарубежье, словом на те страны, где живут Герои. И все это благодаря помощи правительств Москвы и Московской области и других ветеранских организаций.
В этом году Клуб Героев вместе с аппаратом президента, правительством, Государственной думой и Федеральным собранием работает над новым законопроектом, предусматривающим повышение статуса Героев и полных кавалеров ордена Славы, улучшение их материального положения. Недавно ввели ежемесячное финансовое вознаграждение для академиков и олимпийских чемпионов. Мы рады за них. Кроме того, мы предложили объявить 16 апреля Днем Героев Отечества и посвятить его не только нынешним Героям, но и нашим великим предкам, таким как Александр Невский, Сергий Радонежский, Ослябя и Пересвет, Даниил Московский, Дмитрий Донской, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин, Суворов, Кутузов, Ушаков, Нахимов, матрос Кошка, Дарья Севастопольская, Денис Давыдов, казачьи атаманы Платов, Уваров и Ермак, Василиса Кожина, Скобелев, Брусилов, Чапаев.
Почему именно 16 апреля?
В этот день в 1934 году было учреждено звание "Герой Советского Союза". Заметьте, есть День ракетных войск и артиллерии, День танкиста, День рыбака и День кооператора, а Дня Героев Отечества нет. По-моему, это несправедливо. Такой праздник нужен, особенно сейчас, когда отсутствует общенациональная идея, которая могла бы консолидировать народ.
Какими были основные вехи на Вашем пути от курсанта до генерала?
После училища я служил командиром экипажа, потом меня назначили начальником штаба эскадрильи. Чтобы получить инструкторские допуски, попросился на должность командира звена. Окончив Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина, стал командиром эскадрильи. Уже через несколько месяцев после окончания академии меня послали на курсы командиров полков, после чего назначили заместителем командира полка. Прошел еще год, и я получил должность командира полка, мне поручили сформировать полк в ВВС ТуркВО. Пять лет я командовал двумя полками, а затем был сразу назначен командующим авиацией общевойсковой армии, формировал авиацию армии. С этой должности поступил в Военную академию Генерального штаба, после окончания которой главком ВВС Главный маршал авиации Павел Кутахов направил меня командовать авиацией Центральной группы войск. Я пытался возражать, но главком пообещал через 1,5-2 года перевести меня в другое место, если наведу порядок. Слово свое он сдержал, и я стал начальником штаба ВВС КВО (17ВА). Затем меня перевели командующим ВВС Среднеазиатского военного округа, а оттуда по указанию ГК ВВС маршала авиации Александра Ефимова – командующим ВВС Московского военного округа и опять поручили навести порядок. Не хотел я ехать в Москву: чем дальше от столицы, тем легче служить, – а пришлось. Зато сейчас могу с гордостью сказать, что воплотил многолетние чаяния авиационных военачальников и рядовых летчиков, сформировал и возглавил командование Фронтовой авиации. Моя военная карьера завершилась в конце 1998 года. Я занимал должность заместителя главкома ВВС по боевой подготовке, мне было тогда 55 лет, мог бы продолжать служить, но подал рапорт и ушел, потому что был не согласен с подобным объединением и сокращением ВВС и ПВО. При нынешнем президенте с удовольствием продолжил бы службу.
Что, на Ваш взгляд, нужно усовершенствовать в современной российской авиации?
Думаю, следует сосредоточить усилия на модернизации прицельно-навигационных комплексов, управляемого и другого оружия, защитных средств. Сегодня нужны более экономичные двигатели с большим ресурсом. Считаю, что необходимо создавать базовые модели самолетов, а на их основе – модификации для истребительной, штурмовой, бомбардировочной, разведывательной и специальной авиации, то же самое для дальней авиации, военно-транспортной и других ведомств. Я сторонник стандартизации средств обслуживания и обеспечения, ратую за универсальное оружие, взаимозаменяемые катапультные кресла и тормозные парашюты, идентичное расположение приборов и переключателей в кабинах самолетов. Это позволит сократить сроки создания самолетов, в десятки раз удешевить их производство и эксплуатацию, подготовку летного и инженерно-технического состава. Страны НАТО давно идут по пути стандартизации, а у нас каждое конструкторское бюро создает свои устройства для транспортировки и подвески оружия, свои катапультные кресла, свои тормозные парашюты. Если добавить к подобным затратам деньги, которые приходится тратить на переучивание людей, получаются астрономические суммы.
К сожалению, мою точку зрения мало кто разделяет. У нас привыкли тянуть одеяло на себя, то есть фактически растаскивать деньги из государственного кармана. Надо в первую очередь думать об общественном благе, о людях, об экологии. Земля – наш общий дом, его необходимо беречь.