На грани перемен

Номер 4. Устремление к идеалу

Рейтинг 50 наиболее стратегичных телекоммуникационных компаний России.

Центр сертификации и рейтингов ИНЭС
На грани перемен

"Экономические стратегии", №4-2005, стр. 64-69

В одном отношении бизнес похож на войну: если общая стратегия
верна, тактические ошибки, сколько бы их ни было,
не помешают вам достичь успеха.
Роберт Вуд (1879–1969), американский генерал и предприниматель

Стремительное развитие мирового телекоммуникационного рынка началось в 1990-х гг. благодаря активному распространению Интернета и построению больших корпоративных сетей. Значительные вложения телекоммуникационных компаний в создание инфраструктуры, сделанные в эти годы, позволили обеспечить продолжающийся по сей день рост отраслевого рынка.

Согласно отчету Worldwide Tele-communications Black Book, в 2004 г. мировые затраты на телекоммуникационные услуги впервые превысили 1 трлн долл., что на 4,4% больше, чем в 2003 г. Предполагается, что до 2007 г. рост среднегодовых затрат на услуги компаний в этом секторе составит 4,7%. Подобная динамика развития телекоммуникационного рынка будет достигаться в основном за счет развития службы передачи данных, а также таких IP-услуг, как широкополосный доступ в Интернет и виртуальные частные сети. При этом услуги по передаче голосового трафика по-прежнему сохранят лидирующие позиции – доходы от этого сектора будут составлять более двух третей доходов отрасли. Прогнозируется, что к 2007 г. расходы на услуги передачи данных достигнут 375 млрд долл., а передача данных в беспроводных сетях будет обходиться пользователям более чем в 150 млрд долл. в год.

Отечественный рынок телекоммуникаций является одним из самых быстроразвивающихся в мире. В частности, объем инвестиций в него с 1996 по 2004 г. вырос в 2,3 раза. В прошлом году российские инвестиции превысили 4 млрд долл., а зарубежные составили 1,1 млрд долл.

Значительная доля телекоммуникационного рынка принадлежит динамично развивающемуся сектору сотовой связи. Уже в 2002 г. число абонентов сетей подвижной связи в мире достигло 1 млрд, а в 2004 г. оно составило 1,5 млрд, превысив, таким образом, число абонентов стационарных телефонов (1,2 млрд человек). По данным Международного союза электросвязи ООН, наибольшее количество новых абонентов в прошлом году появилось в Китае, Индии и России, причем в нашей стране абонентами мобильной связи на сегодняшний момент являются более 80 млн человек, тогда как в 2003 г. их было 36,5 млн.

В 2004 г. российский рынок телекоммуникаций сохранил свое динамичное развитие – его объем вырос на 37% и достиг 540 млрд руб. (рис. 1). В структуре рынка доходы предприятий электросвязи выросли на 38%, доходы отрасли информационных технологий – на 20%, доходы почтовых предприятий – на 20%. Количество пользователей сети Интернет выросло на 52%, при этом в Москве Интернетом пользуется каждый второй житель. Доля отрасли связи и информационных технологий в 2004 г. в ВВП страны достигла 5%. Одной из основных причин роста доходов рынка послужило привлечение в развитие средств связи значительного объема отечественных и иностранных инвестиций. Кроме того, рост был достигнут за счет повышения качества предоставляемых услуг, перераспределения емкостей телефонных станций в сторону более полного удовлетворения потребностей населения, расширения перечня услуг, предоставляемых альтернативными операторами, а также за счет реформирования почтовой связи.

Рисунок 1. Динамика роста отрасли, млрд руб.

Источник: Мининформсвязи, 2004.

В прошлом году по сравнению с 2003 г. в общем объеме доходов телекоммуникационного сектора наблюдалось снижение доли междугородной и международной связи, местной телефонной и почтовой связи и увеличение доли подвижной и документальной связи (включая передачу информации по сети Интернет; рис. 2).

Рисунок 2. Структура отрасли

Источник: Минэкономразвития России, 2005.

Наиболее динамично развивалась подвижная связь, так что количество абонентов мобильной связи превысило количество абонентов фиксированной связи в 1,8 раза.
Ожидается, что доходы отрасли в России в 2005 г. увеличатся на 30% и достигнут 700 млрд руб., а объем инвестиций в предприятия отрасли составит около 140 млрд руб. Кроме того, прогнозируется, что в 2005 г. число пользователей сотовой связью вырастет на 38% – до 100 млн человек.

Что касается нормативно-правового обеспечения деятельности рынка телекоммуникаций, то здесь основным документом является Федеральный закон "О связи", вступивший в силу 1 января 2004 г. Он устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории России. Закон предполагает создание равных условий для доступа к коммуникационным услугам на базе ускоренного и сбалансированного развития национальной инфраструктуры связи.

Кроме того, реализуется Концепция развития рынка услуг почтовой связи, разработаны концепция развития рынка информационных технологий, Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти на период до 2010 г., а также Концепция региональной информатизации.

Весной 2005 г. были утверждены несколько новых документов, регламентирующих деятельность в различных секторах связи. Так, с 1 июля вступают в силу "Правила оказания услуг подвижной связи", регулирующие взаимоотношения абонентов и сотовых операторов. Теперь сотовым компаниям запрещается брать плату за предоставление информации о тарифах на услуги, состоянии лицевого счета и задолженности. Кроме того, становятся бесплатными все разговоры продолжительностью менее 3 секунд независимо от тарифного плана.

В марте 2005 г. были утверждены новые "Правила присоединения сетей электросвязи", которые предполагают лицензирование услуг междугородной и международной связи, что должно расширить географию деятельности операторов. Подобное лицензирование является одним из условий вступления России в ВТО. Горизонтальная модель либерализации рынка дальней связи предполагает оказание услуг на всей территории России, что исключает наличие региональных игроков. Заявки на выдачу лицензий уже подали несколько компаний, разрушая тем самым монополию "Ростелекома" в секторе дальней связи.

Еще одни новые "Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи", утвержденные 18 мая 2005 г., вводят оплату звонков со стационарного телефона на мобильный. Это обусловлено тем, что теперь все операторы будут делиться на местных, внутризоновых, междугородных и международных. Поскольку сотовые операторы являются операторами зоновой связи, звонок от местного оператора к сотовому будет тарифицироваться как зоновый. Новая мера предполагает использование схемы тарификации вызовов Calling Party Pays (СPP), по которой связь оплачивает вызывающий абонент. Однако в связи с техническими и организационными трудностями, а также неготовностью игроков рынка к подобным нововведениям внедрение новой системы оплаты откладывается до осени.

Компании

Как уже указывалось выше, компания "Ростелеком" (РС-3Т; 1) утратила статус монополиста на рынке дальней связи – в конце мая Россвязьнадзор выдал первую лицензию на деятельность в этой сфере, которую получила компания "Центринфоком", созданная на базе российской Ассоциации альтернативных операторов телефонной связи. А через несколько дней были выданы еще две лицензии – компаниям "Межрегиональный ТранзитТелеком" и "СЦС Совинтел". Предполагается, что вскоре на этом рынке будет действовать до пяти крупных компаний, конкурирующих между собой. Это поможет снизить тарифы на дальнюю связь на 40%. По разным оценкам, из-за либерализации рынка дальней связи "Ростелеком" может потерять от 30% до 60% рынка (ослабление узла "Бизнес-среда").
Компания "Голден Телеком" (РС-7Т) активно усиливает сразу два узла – "Альтернативные варианты стратегии" и "Сети". Весной компания подала заявку на лицензирование в Россвязьнадзор, планируя занять нишу на рынке междугородной и международной связи ("Альтернативные варианты стратегии"). Деятельность на новом рынке потребует от компании, стремящейся охватить все регионы России, значительных инвестиций в сеть. Тем не менее в случае получения лицензии "Голден Телеком" готов приступить к работе уже в середине этого года.

Кроме проникновения на новые рынки "Голден Телеком" развивает и свои сети. В частности, недавно компания объявила о вводе в эксплуатацию новой сети беспроводного абонентского доступа в Санкт-Петербурге и о подписании контракта на поставку коммуникационных решений Alcatel для недавно построенной в столице гостинице Swissotel.

Компания "Комстар Объединенные Телесистемы" (РС-5Т) также повышает уровень своей стратегичности по двум узлам. Завершившаяся реорганизация компании привела к созданию оптимальной структуры управления и внедрению единых бизнес-процессов. Быстрая реализация планов по объединению, занявшая менее года, позволила "Комстару" увеличить свою выручку на 18%. При этом чистая прибыль компании увеличилась на 7,3%, количество корпоративных абонентов возросло до 28 тыс. (узел "Реализация").

Еще одной точкой роста стратегичности для "Комстара" служит реализация задач по повышению прозрачности компании и ее привлекательности для зарубежных инвесторов. Кроме того, компания планирует расширить свое присутствие на рынке путем покупки региональных операторов и строительства собственной региональной сети (узел "Целеполагание").

Анализируя деятельность операторов фиксированной и сотовой связи, мы, конечно же, не могли не упомянуть о производителях коммутационного оборудования, работающих на российском рынке. Одним из лидеров этого сегмента телекоммуникационного бизнеса является китайская компания Huawei Technologies (РС-9Т), стремительно расширяющая свое присутствие на российском рынке и наращивающая объемы поставок, о чем свидетельствуют подписанные в течение 2004 г. крупные контракты на поставку оборудования для сетей ведущих российских операторов: "МегаФон", МТС, "ТрансТелеКом", "Центр Телеком", "Скай Линк" и др. Суммы контрактов, как правило, не разглашаются, но известно, что подписанный в июле 2004 г. контракт с МТС на поставку полного комплекта сетевого оборудования и платформ интеллектуальной сети (IN) для строительства мобильных сетей GSM900/1800 в Магаданской, Читинской, Камчатской, Кемеровской областях, а также в Республике Бурятия и Республике Саха был заключен на сумму в 27 млн долл. (усиление узла "Реализация").
Финансовые результаты компании за 2004 г. показали, что общий объем мировых продаж компании, включая Россию, вырос на 45% по сравнению с прошлым годом и составил 5,58 млрд долл., что стало новым рекордом для компании за всю ее семнадцатилетнюю историю (усиление узла "Финансы").

Рисунок 3. Huawei Technologies: рекордный объем продаж

Примечание
1. РС – рейтинг стратегичности; место, занимаемое телекоммуникационной компанией (Т) в рейтинге 50 наиболее стратегичных телекоммуникационных компаний.


Рейтинг «50 наиболее стратегичных телекоммуникационных компаний», выпуск 4 (38) 2005

Компания
Основной вид деятельности
Цели
Возможности
Результаты
Общий уровень стратегичности
Рейтинговый статус
1
«Мобильные ТелеСистемы»1 мобильная связь
26
27
33
86,3
AAA
2
«ВымпелКом»3 мобильная связь
24
26
33
83,7
AAA
3
«Ростелеком»2 фиксированная связь
24
26
28
79,8
AAB
4
«Космическая связь» спутниковая связь
24
23
32
79,7
ABB
5
«Комстар Объединенные Телесистемы»1 фиксированная связь
24
23
30
78
ABB
6
«МегаФон»3 мобильная связь
23
22
31
76,7
BBB
7
«Голден Телеком»3 интернет и передача данных
22
25
28
74,5
BAB
8
МГТС1 фиксированная связь
21
24
28
73,2
BAB
9
Huawei Technologies коммутационное оборудование
22
23
28
72,7
BBB
10
«Гарс Телеком» фиксированная связь
24
23
26
72,5
ABB
11
«Корбина Телеком» интернет и передача данных
20
24
28
71,7
BBB
12
«Зебра Телеком» фиксированная связь
21
21
29
71,2
BBB
13
Siemens Communications коммутационное оборудование
22
24
25
71
BAB
14
«РТКомм.ру» интернет и передача данных
20
21
30
70,6
BBB
15
«Межрегиональный ТранзитТелеком»1 фиксированная связь
22
22
27
70,2
BBB
16
«Эквант» фиксированная связь
20
24
25
69,8
BAB
17
«Северо-Западный Телеком»2 фиксированная связь
21
23
25
69,7
BBB
18
«Арктел» фиксированная связь
18
24
26
69
BAB
19
«РадиоТел»4 мобильная связь
22
22
25
68,7
BBB
20
«МТУ-Интел»1 интернет и передача данных
18
21
29
68
BBB
21
«Голден Лайн»1 интернет и передача данных
19
21
28
67,6
BBB
22
«Транстелеком» фиксированная связь
18
24
25
67,3
BBB
23
«Макомнет» фиксированная связь
20
22
25
67
BBB
24
Lucent Technologies коммутационное оборудование
18
24
24
66,9
BAB
25
«ВолгаТелеком»2 фиксированная связь
19
22
25
66,3
BBB
26
«ПетерСтар»4 фиксированная связь
18
23
25
66,1
BBB
27
«Демос» (Группа компаний) коммутационное оборудование
19
22
24
66
BBB
28
«ЦентрТелеком»2 фиксированная связь
19
22
24
65,7
BBB
29
«Матрикс Телеком» фиксированная связь
20
21
24
65,2
BBB
30
«Центральный Телеграф»2 фиксированная связь
19
21
25
65
BBB
31
«Корпорация ОСС» фиксированная связь
20
20
24
64,9
BBB
32
«ЮТК»2 фиксированная связь
18
21
25
64,3
BBB
33
«Сибирьтелеком»2 фиксированная связь
19
21
24
64,1
BBC
34
«Московская телекоммуникационная корпорация» фиксированная связь
18
21
24
64
BBB
35
«Скай-Линк»1 мобильная связь
17
22
25
63,7
CBB
36
«Газсвязь» фиксированная связь
15
24
24
63,4
CAB
37
«Метроком» фиксированная связь
18
20
25
63,3
BBB
38
«АСВТ» фиксированная связь
18
20
25
63
CBB
39
«Башинформсвязь» фиксированная связь
17
20
26
62,8
CBB
40
«Российская телекоммуникационная сеть» интернет и передача данных
17
20
24
62
CBB
41
«СМАРТС» мобильная связь
18
22
22
61,9
CBC
42
«Уралсвязьинформ»2 фиксированная связь
18
20
22
61
BBC
43
«DirectNet» интернет и передача данных
16
21
24
60,9
CBB
44
«Международная компания связи» фиксированная связь
17
19
24
60,8
CBB
45
«Дальсвязь»2 фиксированная связь
18
22
21
60,7
BBC
46
«Центринфоком» фиксированная связь
21
19
21
60,3
BBC
47
«АМТ»1 фиксированная связь
18
20
22
60,2
BBC
48
«Таттелеком» фиксированная связь
17
20
22
59,7
CBC
49
«Дагсвязьинформ»2 фиксированная связь
18
20
21
59,3
CBC
50
«Сахателеком» интернет и передача данных
17
23
20
59
CBC

1. Группа компаний «Система Телеком»
2. Группа «Связьинвест»
3. Группа «Альфа Телеком»
4. «Телекоминвест»

Следить за новостями ИНЭС: