Мы культивируем победителей
Генеральный директор страховой компании «РОСНО» Леонид Меламед считает, что наше законодательство развивается в направлении усиления безопасности страхователя, а она достигается за счет увеличения размеров компаний. «Полагаю, население не захочет оплачивать услуги 1500 коллективов страховщиков по всей России».
Леонид Меламед
Мы культивируем победителей
"Экономические стратегии", №2-2004, стр. 72-74
Крупнейшая российская универсальная страховая компания "РОСНО" четвертый год удерживает лидерство в рейтинге стратегичности страховых компаний ИНЭС/ЭС. Надежность, положительный имидж и понимание нужд потребителя – характерные черты компании, которая последовательно проводит политику информационной открытости, прозрачности для клиентов, партнеров и акционеров. В частности, в "РОСНО" завершен переход на МСФО. С генеральным директором компании Леонидом Меламедом беседует заместитель главного редактора журнала "Экономические стратегии" Ольга Бардова. |
|
Леонид Адольфович, расскажите, пожалуйста, изменилась ли стратегия компании "РОСНО" с тех пор, как полгода назад Вы стали ее генеральным директором?
Стратегия, разработанная акционерами, менеджментом компании в 2001, 2002 годах и первой половине 2003 года не менялась с момента моего назначения генеральным директором. Я тоже принимал участие в ее создании, и сегодня, уже в новом качестве, реализую основные стратегические установки. Что удалось сделать за прошедшие полгода? Мы многое пересмотрели в деятельности компании, но не на уровне стратегии поведения на рынке, а, прежде всего, в области стратегии управления бизнесом, совершенствования систем мотивации, учета, контроля качества страховых продуктов, то есть всего того, что, в конечном итоге, позволяет повысить уровень обслуживания. Работа компании должна быть ориентирована на конкретного клиента. Мы каждый раз определяем, кто именно является потребителем той или иной услуги, кому мы помогаем, кому и почему нужны, что позволяет задействовать в работе не коллектив в целом, а лишь отдельные структурные единицы, отвечающие за выполнение определенных задач. При этом каждый сотрудник имеет возможность сравнить результаты своего труда с тем, чего удалось добиться его коллегам. Я бы назвал такой подход упрощением внутренней идеологии компании за счет дискретного восприятия как внешней, так и внутренней обстановки. Если перейти на язык диалектики, то можно сказать, что движение от общего к частному – это главный принцип, на котором мы строим свою деятельность последние полгода.
По поводу первых итогов введения закона об автогражданском страховании мнения разноречивы. Не кажется ли Вам, что ОСАГО – это своего рода "узаконенный рэкет"? Именно так называет его большинство наших читателей, присылающих в редакцию письма на эту тему. На Ваш взгляд, не являются ли взносы по ОСАГО завышенными?
Я не разделяю этой точки зрения по той простой причине, что до вступления в силу закона об ОСАГО у автомобилистов было гораздо больше проблем. Думаю, многие хорошо знают, какие неприятности грозят незастрахованному водителю, если в результате ДТП он повредил чужой автомобиль, особенно дорогой. В этом случае людям часто действительно приходится сталкиваться с рэкетом. Для тех же, кто застраховался, эта проблема фактически решена, что, с моей точки зрения, огромный плюс. Согласитесь, абсолютное большинство российских граждан предпочитает жить по закону, а не "по понятиям".
Что касается размеров взносов, которое государство установило по ОСАГО, то говорить о том, насколько они завышены или занижены, пока преждевременно. Необходимо поработать год, собрать результативную статистику, математически ее обработать и посчитать результат. Исходя из этих расчетов, можно будет принимать решение о том, что с тарифами делать дальше – понижать, повышать, а, может быть, вводить специальные тарифы для отдельных групп автовладельцев или дать возможность страховым компаниям устанавливать их самостоятельно. Тогда клиенты смогут выбирать между малоизвестной компанией, где страховка дешевле, и компанией, у которой хорошая репутация, но взносы выше. Хотя, вполне возможна и такая ситуация: клиенты выбирают компанию, которая имеет хороший бренд, высокое доверие и низкий тариф.
Еще не улеглись страсти по поводу ОСАГО, а правительство уже предлагает новый проект – закон об обязательном страховании жилья. Каково Ваше отношение к этому закону и к программам обязательного страхования вообще?
В целом ко всем программам обязательного страхования я отношусь отрицательно. Однако если задуматься, можно прийти к выводу, что обязательное страхование на данном этапе – необходимая мера.
По поводу ОСАГО мы с вами уже говорили, но и в других сферах обязательное страхование позволяет избежать незаконных действий или разорительных для экономики макропроцессов. Возьмем обязательное страхование жилья. С одной стороны, сегодня ничего подобного нет ни в одной стране, с другой – нигде в мире государство не гарантирует гражданам права на жилье, а в России это право зафиксировано в Конституции так же, как и право на медицинскую помощь. Далее возникает вопрос: а в состоянии ли государство обеспечить эти гарантии? Если на него будет дан положительный ответ, значит, в бюджете достаточно денег для того, чтобы дать крышу над головой погорельцам, новорожденным, иммигрантам, и тогда, наверное, не нужно страховать жилье. Если же ответ отрицательный, то нам придется это делать, так как деньги взять неоткуда. Другими словами, обязательное страхование – является залогом создания системы исполнения конституционных прав и обязанностей.
Кстати, и с обязательным медицинским страхованием происходит нечто подобное. Если у государства достаточно денег, чтобы содержать систему здравоохранения и обеспечивать право каждого гражданина на качественную медицинскую помощь, то, возможно, не нужно было вводить медицинское страхование. Но, к сожалению, у государства нет денег, я уж не говорю о том, что в нашей Конституции не прописано, что конкретно понимать под качественной медицинской помощью.
Сейчас принята новая редакция закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Каковы ее плюсы и минусы?
Положительной чертой этого закона является то, что он служит либерализации российского рынка и созданию условий для проникновения на него иностранных страховщиков, прежде всего европейских. Их российским коллегам это, может быть, не очень удобно, но зато для потребителей страховых услуг просто замечательно. В России наверняка появится несколько крупных международных компаний, характеризующихся очень высокой надежностью, великолепной репутацией, отличным качеством продуктов. Они существуют уже по сто-двести лет, обладают огромными финансовыми запасами, всегда исправно платили и будут платить своим клиентам. Их появление неизбежно усилит конкуренцию на отечественном рынке, а это всегда выгодно потребителям.
Что касается отечественных страховых компаний, то упомянутый закон не открывает перед ними никаких новых возможностей. Он упорядочивает определенные виды деятельности, например, постулирует, что к 2007 году все компании должны разделиться на компании по страхованию жизни и компании, которые не занимаются страхованием жизни, вводит новые требования к минимальному уставному капиталу и другие новшества. Однако не берусь утверждать, что эти новшества будут стимулировать приток инвестиций, рост прибыльности страховых операций.
Сегодня идет укрупнение рынка страховых услуг. Есть мнение, что к 2007 году сохранятся лишь крупные компании, мелкие самоликвидируются.
Я абсолютно уверен, что это произойдет, но не знаю, когда именно. Конкуренция между таким количеством компаний делает страховые услуги слишком дорогими. Ведь каждая из них имеет огромный штат – своего генерального директора, бухгалтеров, службу безопасности, маркетологов и еще бог знает кого. Работу всех этих людей нужно оплачивать, а расходы, в конце концов, ложатся на плечи потребителей. Полагаю, население не захочет оплачивать услуги 1500 коллективов страховщиков по всей России. Это во-первых.
Во-вторых, наше законодательство развивается в направлении усиления безопасности страхователя, а она достигается за счет увеличения размеров компаний, других способов не существует. То есть капитал компании должен быть достаточно большим и правильно зарезервированным. Совершенно очевидно, что в России не найдется места для полутора тысяч крупных страховых компаний.
И в-третьих, приход иностранных страховщиков поднимет конкуренцию на такой уровень, что многие маленькие компании этого не выдержат и будут вынуждены уйти с рынка. Не думаю, что они исчезнут совсем, скорее, переквалифицируются в независимые агентства или брокерские компании, каковыми, по сути дела, на сегодняшний день и являются, и будут оказывать посреднические услуги в области страхования.
В вашей компании существует жесткая иерархия или предпочтение отдается демократичному стилю общения?
Для нашей компании характерно смешение стилей. Мы открыто обсуждаем любые темы, стремимся к тому, чтобы каждый сотрудник сформировал собственное мнение по большинству вопросов, которые относятся к сфере его компетенции и имел возможность его высказать. Но приветствуются ответственные суждения, когда человек знает, что говорит, и отвечает за свои слова, а праздные разговоры – это бич многих российских компаний. Тем не менее нет ни одного вопроса или решения, которое не подлежало бы обсуждению. В компании принят объясняющий стиль управления, для нас неприемлем принцип "я начальник – ты дурак" или "я сказал – вопрос закрыт". Если требуется, значит, нужно объяснить. Конечно, обсуждение не может продолжаться бесконечно, оно должно оставаться в рамках целесообразности.
Расскажите немного о корпоративной культуре вашей компании?
В подразделениях практикуются совместные выезды, праздники. Но есть и общекорпоративные мероприятия. Обычно очень широко мы празднуем день рождения компании в октябре, Новый год, отмечаем и дни рождения сотрудников. В компании создана своя футбольная команда. Сейчас остро ощущается потребность в собственном информационном органе. Правда у нас уже есть малотиражное издание под названием "Хорошие новости", но это, скорее, для клиентов. Сотрудники ориентируются, прежде всего, на сайт компании, где содержится очень много информации. Еще мы выпускаем стенгазету.
А в стенгазете и критика есть, вроде "Иванов не выполнил обязательства…"?
Дело в том, что, у нас за невыполнение обязательств "расстрел".
Это к вопросу о демократии?..
Невыполнение обязательств не имеет никакого отношения к демократии. Право голоса в компании имеют только те, кто хорошо работает. Мы культивируем победителей. Если человек выигрывает, если он – лучший на своем рынке, компания ему очень благодарна. Он это ощущает на каждом шагу, чувствует себя как гонщик-победитель "Формулы-1". Если же он не выполняет план, ему со временем становится стыдно входить в офис. При этом у сотрудника всегда есть возможность реабилитироваться – немедленных увольнений не бывает. Тем не менее люди мгновенно ощущают, справляются они с работой или нет. Это один из основополагающих принципов управления компанией.
Есть ли у Вас любимый анекдот, афоризм, пословица, отражающая Ваше отношение к жизни, бизнесу?
Даоская мудрость: "Умные друзья – счастливая жизнь". Мне близко это высказывание.