Мужчине не пристало суетиться

Номер 7. Мир вразнос

Народный артист России Владимир Абрамович Этуш является представителем той самой плеяды великих мастеров актерского искусства, коими был славен век минувший и, увы, не может пока похвастаться нынешний, — представителем эпохи Профессионалов. В беседе Владимира Этуша и главного редактора «ЭС» Александра Агеева поднимаются далеко не только вопросы «чистого искусства», но и многие вечные проблемы…

Владимир Этуш
Мужчине не пристало суетиться

"Экономические стратегии", №07-2008, стр. 88-91

Народный артист СССР Владимир Абрамович Этуш является представителем той самой плеяды великих мастеров актерского искусства, коими был славен век минувший и, увы, не может пока похвастаться нынешний, – представителем эпохи Профессионалов. В беседе Владимира Этуша и главного редактора "ЭС" Александра Агеева поднимаются далеко не только вопросы "чистого искусства", но и многие вечные проблемы…

Сколько, на Ваш взгляд, в жизни человека бывает стратегических событий? И какого типа события можно отнести к стратегическим?

Смотря что считать стратегическим событием. Я никогда не рассматривал свою жизнь с этой точки зрения. Женитьба и рождение ребенка – это стратегические события?

Вероятно, они меняют жизнь, имеют необратимые долгосрочные последствия.

А смерть близкого – стратегическое событие? Война – стратегическое событие? Все это мне довелось пережить.

А были ли среди этих событий непредсказуемые? И вообще, можно ли в жизни что-то прогнозировать?

Ну, рождение ребенка, например, – жена вдруг говорит: "Ты знаешь, у нас будет…" А уж война тем более. Она буквально свалилась нам на головы. Наверное, где-то, в каких-то правительственных сферах, ее и ждали, но для меня это было совершенно неожиданно.

Как Вы восприняли события 1990-х гг.? Что это было, на Ваш взгляд – вихрь, стихия, измена?

Во всяком случае, что-то совершенно необычное. Когда к власти пришел Горбачев, стало явно, что что-то изменится, но ГКЧП я никак не ожидал.

Как Вы думаете, почему распался Союз? Ведь была же единая многонациональная семья, "братских народов союз вековой".

И в этой семье все время зрело недовольство. Оно достигало определенного уровня, и его гасили. В конце концов нашлись достаточно смелые люди, которые начали перестройку. Когда Андропов стал генсеком, ходили слухи, что он недоволен состоянием дел в государстве и считает, что надо что-то делать. И не только он это понимал. Не случайно после Черненко избрали молодого Горбачева. Жаль, что он оказался нерешительным человеком, совершил много ошибок. Ведь ГКЧП не могло появиться на пустом месте – значит, были люди, которые не хотели никаких перемен.

Как думаете, Горбачев знал о ГКЧП и руководил им?

Нет. Его же арестовали в Форосе.

А не было ли это спектаклем?

Уверен, что нет.

Это Вы говорите как режиссер и как актер?

Нет, не как режиссер, а как человек.

Скажите, кто был симпатичней в то время – Ельцин или Горбачев?

Ельцин.

И чем же он так привлекал людей?

Тем, что влез на танк, тем, что орал, и даже тем, что, как про него говорили, выпивал.

Это сближало его с народом?

Конечно. Я был знаком с Ельциным и Наину Иосифовну знаю. Не хочу говорить о нем плохо. Как бы то ни было, он не побежал прятаться, а влез на танк и оттуда провозглашал истины, в которые верил. И за это я его уважаю.

И Ростропович прилетел сюда, потому что поверил. Значит, в мире были какие-то веяния, заставившие его поверить и прилететь в Россию, хотя он был за границей и это могло его не коснуться. Ростропович – человек удивительной души. И если он все же приехал, значит, что-то такое существовало. И сейчас существует.

А что сейчас существует? Раскройте секрет.

Какие у меня секреты? Нет никаких секретов. С приходом Путина, положение которого все более и более укреплялось, началось утверждение авторитарной власти.
Скажите, а у Вас нет ощущения, что Ваш герой, товарищ Саахов, фактически является представителем номенклатурной буржуазии того времени?
Совершенно верно. И он как социальный типаж победил в 1990-е гг.

Меньшинство завладело всеми богатствами страны, а большинство осталось ни с чем, в том числе и я. Саахов должен был быть секретарем райкома, но нам не разрешили сделать отрицательного героя секретарем райкома, и он стал председателем исполкома.

Вы непосредственно общаетесь со студентами. Как они изменились за последние 30 лет?

Хулиганистее стали, свободнее. С дисциплиной плохо.

А как подготовка, культурный уровень?

Их культурный уровень мы стараемся повысить. Другое дело, насколько они могут и хотят освоить то, что им дается. Сейчас идет реформа высшего образования, которая, как мне кажется, не всегда оправдана. Например, ЕГЭ представляется мне какой-то искусственной структурой.

Но у вас же творческие экзамены сохраняются?

Конечно, а как же иначе? Я помню, как бывший министр образования РФ Владимир Филиппов, беседуя со мной, все время спрашивал: "Ну, а как ЕГЭ?" А потом говорил: "Ах да, я забыл, у Вас же нет ЕГЭ!" Он ревниво относился к этому экзамену, который сейчас, по-моему, если не провалился, то проваливается. Россия подписала Болонскую конвенцию, и у нас будут выпускать бакалавров и магистров. Но какое отношение все это имеет к театру и творческим вузам?

Что Вам более всего не нравится в людях?

Плохо, когда у человека нет чувства юмора. Бывает, что меня посещают мрачные мысли, но вообще я человек веселый. Без юмора не представляю себе жизни.

Как Вы думаете, почему комедии Гайдая, та же "Кавказская пленница", такие живучие?

Если фильмы Гайдая до сих пор смотрят, значит, он попал в точку.

В чем его секрет?

Этого я не знаю. Чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно провести социологическое исследование.

А что такое счастье?

Чтобы у тебя все было и чтобы тебе за это ничего не было.

Как соотносятся семейное счастье и успехи в творчестве? Может быть, люди, не слишком счастливые в семейной жизни, многого достигают в искусстве?

Бывает и так. А вообще, здесь все очень индивидуально. Одного несчастья стимулируют к творчеству, а другого лишают последних сил.

Что такое настоящий мужчина, джентльмен в наших российских условиях?

Одни считают, что главный отличительный признак настоящего мужчины – это количество женщин, другие полагают, что важнее всего – успех в бизнесе.

А мне кажется, мужчине не пристало врать, юлить, суетиться, он должен идти своей дорогой. Где-то это получается, где-то – нет, но иногда можно и отступить, чтобы потом нагнать. Ну, и манеры у мужчины должны быть безупречные.

А какой Вы видите настоящую женщину?

Интересной, в меру образованной и хорошей хозяйкой. Она в моем представлении тождественна своему дому. Женщина – это ее дом. Хороший дом, настоящий быт, уют – это когда гости говорят: "Смотрите, как здесь хорошо!"

Посоветуйте, как оптимально разрешать семейные конфликты?

Надо стараться их избегать, хотя это практически невозможно.

Что такое любовь?

Сложное чувство. Здесь палитра очень богатая – от жалости до ненависти.

Как Вы думаете, Россия сохранится как Россия?

Безусловно. Ведь что такое Киев, Украина? Это Древняя Русь. Крещение Руси происходило в Киеве на Владимирской горке. Театр Вахтангова часто гастролировал в Киеве. Это очень приятный город. Нас всегда встречали удивительно доброжелательно, и сейчас принимают замечательно. Если и были какие-то соображения в пользу того, чтобы разделить наши государства, то народ делить нельзя.

Расскажите о Ваших последних театральных работах.

Я занят в двух спектаклях. Один – в театре Вахтангова, а другой – в антрепризе, и оба публика хорошо принимает. Первый спектакль – это "Дядюшкин сон" Достоевского, где я играю дядюшку, а второй – "Неаполитанские страсти" Эдуардо де Филиппо. Это антреприза, которую тоже очень хорошо принимают.

Назовите основные принципы Владимира Этуша как руководителя.

Мой главный принцип – оставаться самим собой, в том числе и в процессе управления людьми.
Я 16 лет был ректором и всегда считал, что отношения надо строить на добре. Но добро не может быть безграничным. Если человек не понимает добра, с ним следует поступить жестко.

ПЭС 8165/21.07.2008

Следить за новостями ИНЭС: