Морально-этические принципы как основа китайской управленческой школы Конфуция. «Рассуждения в речах»
Публикация продолжает серию комментариев автора к «Рассуждениям в речах» Конфуция, учение которого является основой всей управленческой традиции Китая.
Бронислав Виногродский
Морально-этические принципы как основа китайской управленческой школы Конфуция. "Рассуждения в речах"
"Экономические стратегии", №01-2009, стр. 108-112
Виногродский Бронислав Брониславович – президент фонда "Экология социальной культуры", руководитель российско-китайской лаборатории "Идеология управленческих стратегий". |
Изречение 1
Учитель сказал: "Быть рядом с человечными – это прекрасно. Если, имея выбор, не находишься с человечными, то как обретешь знания?"
По Конфуцию, основной способ получения необходимых знаний – это непосредственная передача, а не просто чтение книг или слушание речей. Что подразумевается под непосредственной передачей? Это постоянное нахождение в поле человека, обладающего высокими качествами, ибо лишь тогда появляется возможность видеть и выраженное словами, и выраженное действиями. В этом случае не просто понимаешь суть содержания высказываний, но и улавливаешь, как это содержание превращается в действие. Любое высказывание-действие представляет собой загадку наоборот. Для того чтобы научиться его мудрости, необходимо уметь угадывать, как формулировались загадки, ибо нам даны разгадки. Каждое изречение является отражением ситуации, в которой был задан вопрос. Следует стараться представить, в какой ситуации мог быть задан вопрос, на который учитель дал такой ответ.
Многие вещи могут тебя отвлечь от человека, обладающего высокими качествами. В настоящее время это скорость жизни, которая диктует тебе необходимость выживать, а не жить, и тем не менее стремление быть ближе к человечным людям приближает тебя к цели твоего бытия, к обретению этого качества. Только так ты способен понять других людей и научиться правильно с ними обходиться.
Изречение 2
Учитель сказал: "Если не обладаешь человечностью, то не сможешь долго терпеть стесненные обстоятельства, не сможешь долго быть и в радости. Человечный успокаивается человечностью, а знающий применяет человечность".
Если стесненные обстоятельства или, проще говоря, трудности, выпадающие на твою долю, становятся невыносимыми или нестерпимыми, тебе нужно обратить внимание на свои человеческие качества, ибо твоя неспособность переносить стесненные обстоятельства указывает именно на это. Человечный, попадая в стесненные обстоятельства, сохраняет состояние счастья, он способен с помощью этого состояния менять обстоятельства, ибо именно твои состояния, которые являются следствием твоих душевных качеств, определяют обстоятельства, возникающие вокруг тебя.
В обычных обстоятельствах тоже необходимо пребывать в состоянии радости, ибо учение связано непосредственно с переживанием радости, радость переживается, когда происходит научение новому, потому и в обычных обстоятельствах человек, управляющий своим миром, умеет поддерживать в себе и вокруг себя постоянное состояние радости.
Только качество человечности, т.е. понимание общей природы разума во всех живущих, позволяет всегда сохранять покой, а знание этой природы дает возможность разумно действовать в любых обстоятельствах.
Изречение 3
Учитель сказал: "Только обладающий человечностью способен и любить людей, и не любить".
Т.е. только при обладании определенным качеством, которое определяется учителем как человечность, появляется возможность правильно выражать как свою любовь, так и нелюбовь. В ситуациях управленческих это очень важно, т.к. иначе можно наворотить непоправимых дел.
Изречение 4
Учитель сказал: "Если воля устремлена на человечность, не будет зла".
Это продолжение предыдущего высказывания, и в нем объясняется, как можно избежать зла, т.е. не создавать разрушений в процессе решения управленческих задач. При правильной мотивации можно правильно устремить свою волю на цель. Во всех случаях целью является человечность, а не достижение промежуточных результатов.
Изречение 5
Учитель сказал: "Богатство и знатность – вот к чему стремятся люди. Но если неправедным путем добился этого, то не сумеешь сохранить такое положение дел.
Бедность и низкое положение – вот чего не любят люди. Но даже если ты пришел к этому состоянию неправедным путем, не сможешь отказаться от него.
Благородный господин разве может добиться известности, отказавшись от человечности?
Благородный господин и во время еды не отказывается от человечности, даже спеша он обязательно хранит состояние человечности и даже будучи в затруднительных обстоятельствах обязательно сохраняет человечность".
Необходимо всегда сохранять правильное отношение к происходящему, и критерием правильного отношения является не результат, выраженный в богатстве и знатности, а умение сохранять человечность во всех обстоятельствах.
То же самое справедливо и для затруднительных обстоятельств, ибо если ты не стремился сохранить человечность во всех случаях, то не будешь знать потом, как выбраться из бедности и низкого положения.
Во всех хитросплетениях обстоятельств, из которых складывается ситуация, всегда нужно быть сосредоточенным на достижении и сохранении идеального состояния.
Изречение 6
Мудрец говорил: "Я не встречал еще таких, кто, любя человечность, ненавидел бы бесчеловечность. Любовь к человечности нечего и возвышать. А вот нелюбовь к бесчеловечности – в этом суть человечности. Ибо только так можно не позволить бесчеловечности пристать к тебе. Может ли быть, чтобы кто-нибудь целый день изо всех сил занимался сохранением человечности? Я не видел никого, у кого было бы недостаточно силы. Должно быть, такие есть, но я таких еще не видел".
По-русски об этом говорят так: "В любых обстоятельствах нужно оставаться человеком".
Изречение 7
Учитель сказал: "Все грехи человеческие можно распределить по родам. Наблюдая природу грехов, сможешь понять и суть человечности".
Во всех случаях, когда желаемый результат недостижим, нужно понимать, какую огромную роль в процессе жизни играют ошибки; существует типология человеческих ошибок и погрешностей. Для того чтобы разобраться в сути правильных человеческих отношений, выражающих человечность, нужно понять природу недоразумений и ошибок.
Изречение 8
Учитель сказал: "Если утром постигнешь Путь, то к вечеру можно уже умирать".
Это высказывание подчеркивает важность устремления помыслов к высшему знанию, т.е., в понимании Конфуция, сама по себе жизнь не имеет ценности, только постижение пути придает ценность жизни. А когда путь постигается, больше не остается задач для воплощения, т.е. все остальное можно понять в течение одного дня.
В управленческой модели это высказывание применяется как критерий правильной постановки задачи, ибо, если ты способен правильно понять, что нужно делать, все остальное очень быстро решается само собой.
Изречение 9
Учитель сказал: "Когда человек имеет целью постижение высшей истины, но при этом стыдится плохой одежды и плохой еды, то нечего о таком и говорить".
Правильная оценка людей лежит в основе управленческих принципов, и если ты встречаешь человека, который говорит о своем намерении добиваться высших целей, и при этом видно, что он проявляет ханжеский стыд относительно одежды и еды, то такого человека не стоит и рассматривать в качестве претендента на ту или иную должность. Такой человек никогда не будет хорошим работником.
Изречение 10
Учитель сказал: "Благородный господин в мире ни с чем полностью не согласен, ничего однозначно не отрицает. Соотносит все точки зрения только с совестью".
Благородный господин всегда ориентируется на равновесие и гармонию, потому любые категоричные суждения ему чужды. Никогда он не определяет свое отношение через полное отрицание или полное утверждение, всегда оставляя пространство допущения своих погрешностей.
Для управленца отсутствие категоричности в суждениях является основой правильного принятия решений в управленческих ситуациях.
Изречение 11
Учитель сказал: "Благородный господин печется о силе духа, а маленький человек печется о земле. Благородный человек печется о наказаниях, а маленький человек печется о поощрениях".
Настоящий управленец всегда озабочен сущностными вопросами, и потому в любых обстоятельствах его будет тревожить вопрос духа, а не материи. Только люди, обладающие силой духа, способны делать правильные дела, а люди, которые беспокоятся о материальных благах, в конечном счете обязательно разрушат правильный уклад, что приведет к потере настоящих ценностей в сообществе.
Потому благородный господин всегда думает о правильности наказаний, исходя из более сложной стороны управленческого подхода. Простой же работник всегда больше печется о наградах и премиях, начиная любое дело, он в первую очередь думает о положительных плодах, а не о возможных потерях, которые так же случаются в делах, как и достижения.
Изречение 12
Учитель сказал: "Если твоя деятельность направлена только на получение выгоды, то ты умножаешь обиды, направленные на тебя".
Если управленец упрощает происходящее и думает только о выгоде и прибыли, то вряд ли он сможет отстроить процесс таким образом, чтобы не было обиженных и недовольных – напротив, количество этих обиженных им людей, имеющих претензии, все время будет возрастать.
Следует понимать, что помимо выгоды в любом процессе есть еще много не менее важных составляющих, которые должны стоять на первом месте. Только в этом случае можно построить сообщество, способное долго длить свои дела во времени. А именно в этом и суть основных управленческих задач: не быстро получить выгоду, а сохранить жизнеспособность сообщества во времени за пределами жизни отдельного человека.
Изречение 13
Учитель сказал: "Разве есть сейчас такие правители, которые способны управлять страной с помощью обрядов и смирения? И если не получается управлять страной с помощью обрядов и смирения, то разве можно назвать это обрядами?"
Конфуций считает, что обрядность и смирение дают возможность управлять всеми процессами в сообществе, т.е. в результате правильного применения обрядов страна становится управляемой. И если правителям кажется, что они правильно применяют обряды, а в стране нет подчинения, то такие обряды нельзя называть обрядами. Следует обратить внимание на то, как осуществляется управление.
Изречение 14
Учитель сказал: "Беда не в том, что нет положения в обществе. Беда в том, что нет основы внутри. Не беда, что никто не знает тебя, стремись делать такое, чтоб смогли узнать".
Конфуций говорит, что тревожиться нужно не о своем статусе, а о внутренней основе. Все силы нужно направлять на обретение внутренней основы, а не на достижение внешней позиции.
Надо также понимать, что нет ничего плохого в том, что тебя не знают или не признают. Стоит направить внимание на то, чтобы делать нечто такое, что ведет к признанию.
Изречение 15
Учитель сказал: "Сань! Суть моего пути своим единством пронизывает все".
Цзэн Цзы сказал: "Да".
Когда учитель ушел, ученики спросили: "О чем он говорил?"
Цзэн Цзы сказал: "Путь учителя – это только преданность и прощение".
Речь идет о том, что в основе учения лежит единый принцип, который направляет все действия. Этот единый принцип выражается в полной реализации человеческой природы и называется человечностью. Он выражается в способности быть преданным своим идеалам и в способности прощать.
Изречение 16
Учитель сказал: "Благородный господин занят своей совестью. Маленький человек занят своей выгодой".
Человек, который берет на себя ответственность за дело целого сообщества, обязательно должен ориентироваться на осознанность и совесть. А вот маленький человек руководствуется только выгодой и потому не способен быть руководителем. Совесть связана с продолжительными процессами смыслообразования, а выгода всегда непосредственно ощутима. Потому в действительности не просто отличить цели, которые диктуются совестью, и цели, которые определяются выгодой.
Изречение 17
Учитель сказал: "Когда я вижу достойного человека, то думаю: как стать ему равным? Когда вижу человека недостойного, то изнутри изучаю себя, сравнивая с ним".
Учиться необходимо у всех, встреченных тобой на пути, и не следует сопоставлять себя с другими, находя более высокое или более низкое место, но во всех случаях нужно сравнивать свои достоинства и недостатки, чтобы становиться все более и более достойным. В управленческой иерархии делового сообщества, когда постоянно даются функциональные оценки деятелей бизнес процесса, это напоминает о необходимости возвращаться к воспитанию личностных качеств, которые единственно являются гарантией принятия правильных управленческих решений.
Изречение 18
Учитель сказал: "Служа отцу и матери, увещевай их очень тонко. Если видишь, что не следуют увещеваниям, сохраняй почтительность и не перечь. Трудись дальше и не таи обиду".
В иерархии управленческого сообщества эта мудрость применяется относительно руководителей, которые не всегда ведут себя идеально. Необходимо увещевать заблуждающегося руководителя, но не следует его открыто осуждать или желать изменения статуса и иерархии в связи с этим. Нужно продолжать делать свое дело, не тая обиды или разочарования, и в этом случае со временем всегда удается исправить существующую ситуацию.
Изречение 19
Учитель сказал: "Пока родители живы, далеко не езди.
А если и едешь, только с понятной целью".
В данной фразе снова повторяется принцип служения старшим, который лежит в основе управленческой философии. Не следует покидать надолго тех, кому служишь, без должных на то оснований.
Изречение 20
Учитель сказал: "Если три года не менял путь отца, тогда можешь быть назван почтительным сыном".
Если приходишь на место руководителя, который был до тебя и управлял сообществом по определенным правилам, то не следует сразу менять то, что было заведено до тебя, потому что многие связи не очевидны и не просты. Хороший руководитель сначала обязательно изучит отстроенное сообщество, чтобы понять, как и по каким правилам оно функционирует, а потом займется более точной настройкой процессов.
Изречение 21
Учитель сказал: "Нельзя не знать возраст отца и матери. С одной стороны, этому радуешься, а с другой – тревожишься".
Важно сохранять внимание к деталям, которые являются смыслообразующими для данного сообщества. В частности, в семье этой важнейшей деталью является возраст родителей; с одной стороны, знание это напоминает тебе о неминуемой и неизбежной кончине, с другой стороны, ты радуешься тому, что родители твои живут долго, и делаешь все от тебя зависящее, чтобы они прожили как можно дольше.
Изречение 22
Учитель сказал: "В древности слова просто так не говорили. Стыдились, что не смогут исполнить".
Внимание к словам является основой успешности в управлении, т.е. не следует просто так произносить слова, не понимая в каждом случае, зачем ты говоришь именно это. Нужно быть очень придирчивым к своим речам, чтобы добиваться ожидаемых результатов.
Изречение 23
Учитель сказал: "Редко случается, чтобы сдержанность порождала ошибки".
Качества руководителя важны в первую очередь. Сдержанность – это качество, которое приобретается в результате больших усилий, и если у руководителя есть качество сдержанности в характере, то он совершает меньше ошибок.
Изречение 24
Учитель сказал: "Благородный человек предпочитает запинаться в речах, но быть скорым в делах".
Для руководителя важно не просто уметь говорить без запинки, хотя это качество играет определенную роль. Значительно важнее уметь правильно и быстро реагировать на происходящее соответствующими делами.
Изречение 25
Учитель сказал: "Обладающий сильным духом никогда не останется в одиночестве, у него обязательно появятся близкие по духу соседи".
В этом высказывании речь идет о том, как и где находят единомышленников. Если ты занимаешься укреплением своего духа, то, как только дух становится сильным, близкие тебе по духу люди обнаруживаются и готовы вместе с тобой делать правильные дела. Потому нет нужды заниматься специально поиском единомышленников. Достаточно направить свое внимание на воспитание в себе внутренних качеств.
Изречение 26
Учитель сказал: "Если стараешься почаще услужить, навлечешь на себя позор. Если стараешься почаще угодить друзьям, отдалишь их от себя".
Если делаешь акцент на том, чтобы сделать приятное тем, с кем общаешься, то перестаешь концентрироваться на правильности и качестве внутренних действий. Это может привести к результатам, противоположным задуманному. Потому Конфуций предостерегает против такой позиции, которая может казаться очевидной, если на нее особо не указать, говоря об опасности такой стратегии поведения.
ПЭС 9017/26.11.2008