Международные стратегические альянсы как механизм корпоративного роста
Разумный и гибкий подход к межфирменному взаимодействию позволяет компании в корне менять ситуацию в отрасли и выходить из аутсайдеров в лидеры.
Сергей Юрков
Международные стратегические альянсы как механизм корпоративного роста
"Экономические стратегии", 2001, №5-6, стр. 128-135.
Опыт японских компаний
Одной из стратегий корпоративного роста в глобальных отраслях, наряду со слияниями и поглощениями, созданием консорциумов, заключением лицензионных соглашений и договоров о франшизе, является формирование международных стратегических альянсов. Причем акцент здесь ставится на взаимовыгодном сотрудничестве, а принимаемые компаниями риски – не только финансовые, но и стратегические. В результате часто складываются весьма мощные научно-промышленно-финансовые структуры. Это ведет к переоценке негативных факторов, связанных с большими размерами компаний в отрасли, а также стимулирует изменение характера и условий межфирменной конкуренции.
С середины 1980-х годов международные стратегические альянсы привлекают значительное внимание. Подобный интерес обусловлен происходящим в их рамках изменением характера межфирменных отношений: во взаимодействии фирм на уровне существующих рынков, товаров и услуг акцент переносится с конкуренции на партнерство. Оборотной стороной данного процесса является ужесточение конкуренции между фирмами за право обладания возможностями, позволяющими воздействовать на развитие как уже существующих, так и новых рынков товаров и услуг, формируя их. Это определяет уникальность международных стратегических альянсов, которая заключается в совмещении партнерства на уровне существующих рынков и конкуренции за лидерство на перспективных рынках. "Совмещение несовместимого" – открытого сотрудничества и скрытой конкуренции – обусловливает высокий уровень затрат, связанных с координацией межфирменного взаимодействия в рамках стратегических альянсов. Эти затраты компенсируются благодаря сочетанию в рамках альянсов гибкости, обеспечивающей стратегическую независимость партнеров, и прочности межфирменных связей, обеспечивающей существование каналов перераспределения материальных и нематериальных ресурсов, в частности, ключевых компетенций взаимодействующих компаний.
Япония занимает второе после США место по числу международных стратегических альянсов, в которых принимают участие компании из этой страны. С 1990 по 1999 годы последние были членами более 7 000 подобных межфирменных соглашений.
Среди факторов, обусловливающих принятие фирмами решения о формировании международных стратегических альянсов, центральное место занимают следующие. Во-первых, необходимость разделения затрат и рисков, связанных с хозяйственной деятельностью компаний. Организация и проведение НИОКР в таких глобальных отраслях, как аэрокосмическая и биотехнологическая, являются в высшей степени рискованными и требуют существенных инвестиций. Так, затраты на разработку пассажирского лайнера MD-12, который должен был стать залогом "выживания" фирмы-производителя, американская корпорация McDonnell-Douglas оценила более чем в 4 млрд долл. Проект осуществлялся в сотрудничестве с корпорацией Taiwan Aerospace, которой в обмен на инвестиции 2 млрд долл. было бы передано 40% работ по разработке и коммерциализации самолета.
Во-вторых, повышение минимального уровня, необходимого для достижения экономии от масштабов производства и товарного разнообразия. Объединение и перераспределение заказов, получаемых компаниями-партнерами в рамках международных стратегических альянсов, позволяет им сохранять загруженными свои мощности в условиях постоянно повышающегося минимального уровня, необходимого для достижения экономии от масштабов производства и товарного разнообразия. Так, в 1992 году американским производителем микропроцессоров AMD и японской корпорацией Fujitsu был создан стратегический альянс, нацеленный на разработку микросхем памяти. По заявлению финансового директора американской компании, для того, чтобы начать выпуск этих микросхем по конкурентоспособной цене, фирме пришлось бы инвестировать в создание производственных линий 70% ее годового дохода. Она не могла себе этого позволить и была вынуждена заключить союз с конкурентом из Японии.
В-третьих, необходимость консолидации производственных, научно-исследовательских и маркетинговых активов компаний. Международные стратегические альянсы являются одним из способов объединения нематериальных ресурсов, принадлежащих независимым компаниям, – технологий, производственных know-how, маркетинговых и лоббистских каналов. Пример такого сотрудничества – стратегический альянс NUMMI, созданный американской корпорацией General Motors и японской Toyota Motor. Американцы стремились получить доступ к производственным know-how японского конкурента, в свою очередь, желавшего приобрести навыки работы с американскими компаниями.
В-четвертых, ограниченный доступ к зарубежным рынкам и каналам распространения продукции и услуг – важнейший фактор развития международного предпринимательства. Подобное положение, сохранявшееся долгое время в Японии, стало одним из определяющих факторов активного международного сотрудничества между японскими и зарубежными фирмами.
В-пятых, необходимость повышения скорости НИОКР, производства и маркетинга новых товаров и услуг. Сокращение жизненного цикла продукции, характерное для современной мировой экономики, является стимулирующим фактором развития сотрудничества в области НИОКР и маркетинга. Типичным примером является биотехнологическая отрасль, где мелкие и средние фирмы, как правило концентрирующиеся на НИОКР (их ключевая компетенция), активно сотрудничают с крупными химическими гигантами с целью коммерциализации своих разработок.
В-шестых, ужесточение международной конкуренции. Необходимость объединения ресурсов компаний для усиления их конкурентного преимущества на существующих и потенциальных рынках является одной их причин формирования международных стратегических альянсов. Они позволяют участникам выявлять, отслеживать развитие и поглощать (обучаясь) элементы ключевых компетенций партнеров – сегодняшних или потенциальных конкурентов. Кроме того, международные стратегические альянсы способны создавать новые входные барьеры и таким образом изменять структуру отраслей, что, в свою очередь, позволяет влиять на стратегические решения, принимаемые конкурентами. В первую очередь это относится к стратегическим альянсам, создаваемым фирмами для разработки и внедрения промышленных стандартов. Такие стандарты, являясь входными барьерами, определяют совместимость производимой в отрасли продукции и обусловливают возможность достижения экономии за счет увеличения масштабов. Создание международных стратегических альянсов позволяет корректировать характер конкуренции в отрасли путем противодействия появлению новых конкурентов или его предупреждения. В частности, одной из основных целей сотрудничества американской корпорации Boeing с японскими промышленными фирмами было недопущение их объединения с европейскими аэрокосмическими компаниями и предотвращение взаимного усиления их ключевых компетенций.
Рассмотренные выше факторы обозначили проблемные области в деятельности самостоятельных фирм и определили направления развития межфирменного сотрудничества. Среди них – кооперация в области НИОКР, совместное производство и взаимодействие в рамках маркетинговых программ. В соответствии с перечисленными направлениями сотрудничества международные стратегические альянсы можно разделить на научно-исследовательские (технологические), производственные и маркетинговые (см. схему 1).
Схема 1. Направления формирования международных стратегических альянсов
В международном межфирменном партнерстве в глобальных отраслях особое место занимает объединение корпорациями усилий для передачи технологий и проведение совместных НИОКР – научно-исследовательские стратегические альянсы. Примером международных стратегических альянсов в области НИОКР, созданных в 1990-х годах с участием японских компаний, может служить совместная разработка и производство группой японских компаний во главе с Mitsubishi Heavy Industries и американской корпорацией Lockheed Martin истребителя FS-X, а также – альянсом Peugeot-Citroen и фирмой Toyota Motor микролитражных автомобилей для европейского рынка, совместная разработка экранов для мобильных телефонов японской и южнокорейской фирмами Nikon и Sumsung.
Главной целью научно-исследовательских альянсов является перераспределение и взаимное усиление ключевых компетенций партнеров в области организации и проведения фундаментальных научных исследований и коммерциализации их результатов. Среди основных задач, решаемых в рамках альянсов этого типа, – совершенствование процесса НИОКР, получение доступа к новым технологиям, коммерциализация результатов фундаментальных исследований, ограничение стратегических рисков и разделение инвестиций, связанных с НИОКР, активизация инновационной деятельности.
Очевидно, что научно-исследовательские альянсы не являются лидерами в международном межфирменном партнерстве. На их долю в 1980-х – начале 1990-х годов приходилось 10-13% всех международных стратегических альянсов, тогда как на партнерство в области маркетинга – 38-41%. При этом в 1980-1994 годах 94,6% всех научно-исследовательских альянсов было создано фирмами из США, Японии и Европы. Среди причин такого явления выделим следующие. Во-первых, межфирменное сотрудничество в области НИОКР стало активно развиваться лишь в 1980-х годах, тогда как партнерство в сфере производства и маркетинга имеет более длительную историю. Во-вторых, для вступления компаний в научно-исследовательские альянсы технологический потенциал страны их базирования должен быть достаточно высок. Это характерно, в первую очередь, для США, ряда европейских стран и Японии. В-третьих, для возникновения альянсов в области НИОКР необходимы определенные предпосылки в рамках национальной отраслевой структуры. Страны, где доминирующее положение занимают крупные компании – наиболее активные участники международных стратегических альянсов.
Исследования, посвященные международным стратегическим альянсам в области НИОКР, показали, что этот тип межфирменного партнерства наиболее распространен в развивающихся отраслях, характеризующихся высокой степенью неопределенности, связанной с активными научными исследованиями (аэрокосмическая, биотехнологическая и т.п.). И по мере развития отраслей и определения центральных технологических направлений, активность переносится в область производства и маркетинга.
Второй тип соглашений о межфирменном партнерстве – стратегические альянсы, нацеленные на приобретение производственных компетенций через организацию совместных проектов с лидерами отраслей. Примерами таких альянсов, созданных в 1990-х годах с участием японских компаний, являются совместное производство в США оптической техники фирмами Hitachi и Clarity Group, в Китае – малолитражных автомобилей японской и китайской фирмами Nissan Motor и Dogfang, в России – экскаваторной техники российской фирмой "Кранэкс" и ее японским конкурентом Komatsu.
В рамках этого типа международных стратегических альянсов решаются следующие основные задачи: достижение экономии на масштабах производства, диверсификация продукции, развитие управленческих технологий в области производства и логистики, ознакомление с организационными аспектами производства, а также производственной, организационной и управленческой культурой компаний-лидеров. Эти "приобретения" позволяют менее конкурентоспособной фирме оценить и усовершенствовать собственные производственные и управленческие процессы и технологии, попытаться внедрить все лучшее, что есть у компании-лидера. Важнейшее достоинство производственных стратегических альянсов – возможность формирования компетенций не методом проб и ошибок (как в компаниях, имеющих длительную историю работы в отрасли), а на основе "обучения" у уже сформировавшихся и эффективно работающих компаний.
К третьему типу международных стратегических альянсов относятся соглашения о совместных операциях в области маркетинга. Примерами участия японских фирм в подобных альянсах в 1990-х годах являются сотрудничество японской телекоммуникационной компании NTT-DoCoMo и крупнейшего американского интернет-провайдера AOL с целью расширения зоны действия предоставляемых ими услуг, продвижение на японский рынок универсальной торговой компанией Mitsubishi Corp. компьютерного сетевого оборудования канадской фирмы Taimstep, соглашение между американской компанией Allison Transmition и японской компанией Aishin Seiki о продвижении продукции американской компании на японских и азиатских рынках. Такие альянсы направлены на приобретение опыта проникновения и работы на новых рынках, доступ к которым осложнен различными барьерами (например, ряд рынков Японии) или присутствием крупных и влиятельных конкурентов (например, рынки аэрокосмической техники).
Структурные сдвиги
Динамика развития международных стратегических альянсов с участием японских компаний такова: с 1995 по 1999 годы их численность сократилась с 3 894 до 3 430. Однако это не означает уменьшения значимости данного направления межфирменного партнерства в развитии японской экономики на макро-, мезо- и микроуровне. Его причина – сдвиги в региональной, отраслевой и типовой структуре международного стратегического сотрудничества японских компаний. Прежде всего это касается численности японо-китайских международных стратегических альянсов, которая снизилась почти в 3 раза, что объясняется: кризисной ситуацией, сложившейся в последней четверти 1990-х годов в экономической и политической сферах ряда стран региона (в частности, Южной Кореи и Индонезии); нежеланием японских фирм способствовать дальнейшему усилению ключевых компетенций своих азиатских конкурентов; переносом акцентов в деятельности японских компаний в те области, где наиболее сильные позиции занимают компании из развитых стран, в первую очередь США и Европы (фундаментальные НИОКР, высокотехнологичное производство, электронная коммерция и т.п.).
Во второй половине 1990-х годов активизировалось межфирменное партнерство между японскими и восточно-европейскими компаниями, а также фирмами из бывшего СССР. В 1999 году было заключено 52 подобных соглашения, что составило 1,5% всех международных стратегических альянсов с участием японских компаний. Столь незначительный уровень стратегического сотрудничества, в частности, между японскими и российскими фирмами, обусловлен целым рядом факторов, важнейшие из которых :
- несоответствие и, по сути, малая степень совместимости отраслевых структур, а также увеличивающийся разрыв между уровнем научно-технического развития двух стран;
- недостаточный уровень развития российских промышленных технологий, управления и маркетинга;
- отсутствие адекватной информационной базы, позволяющей выявлять существующие возможности взаимовыгодного партнерства;
- непродолжительная история тесного экономического взаимодействия между компаниями двух стран, недостаток опыта организации и осуществления совместных проектов как у японских, так и у российских предпринимателей;
- отсутствие в России социально-экономической, политической и юридической среды, которая бы благоприятствовала развитию тесного межфирменного сотрудничества.
На этом фоне изменение ориентиров развития японской экономики отразилось на отраслевой структуре международных стратегических альянсов с участием японских компаний. С 1995 по 1999 годы доля международных стратегических альянсов в обрабатывающих отраслях промышленности снизилась, а на фоне уменьшения партнерской активности в таких "японских" отраслях, как автомобилестроение и электроника, численность альянсов в информационно-телекоммуникационной отрасли выросла более чем в 5 раз.
Трансформация отраслевой структуры международных стратегических альянсов с участием японских фирм происходит параллельно с изменением типовой структуры межфирменного взаимодействия.
Во-первых, в 1999 году на первое место вышли альянсы в области совместного использования и развития маркетинговых и информационно-лоббистских каналов: их число увеличилось почти в два раза. Если в 1995 году большинство альянсов имело целью сотрудничество в области производства, то к концу рассматриваемого периода доли всех трех направлений сотрудничества все более уравновешиваются.
Во-вторых, характер и степень распределения основных типов международных стратегических альянсов не одинаковы в сотрудничестве японских компаний с фирмами из разных регионов мира. Так, в сотрудничестве японских и североамериканских компаний в 1999 году на первый план вышли маркетинговые альянсы. Сходная ситуация наблюдалась в структуре стратегических альянсов с европейскими фирмами. Специфика последних заключается в сохранении наименее приоритетной позиции альянсами в области НИОКР. Альянсы же с азиатскими компаниями были и остаются ориентированными, в первую очередь, на сотрудничество в производственной сфере.
В-третьих, поменялись регионы, занимающие лидирующие позиции в конкретных типах стратегических альянсов. Если в 1995 году доля альянсов с азиатскими компаниями в области НИОКР превышала аналогичный показатель альянсов с североамериканскими компаниями, то по данным за 1999 год лидируют компании из Северной Америки. Численность альянсов с европейскими компаниями в 1999 году также превысила количество альянсов, заключенных с азиатскими фирмами. Подобная картина наблюдается и в области маркетинга. Здесь на лидирующие позиции вышли альянсы с североамериканскими фирмами, потеснившие альянсы с азиатскими компаниями. В области производственных альянсов не произошло существенных изменений: здесь по-прежнему лидируют альянсы, заключенные японскими и азиатскими компаниями.
Смена приоритетов и перспективы взаимодействия с российскими компаниями
Изучение каждого аспекта структуры международных стратегических альянсов (регионального, отраслевого и типового) является важным самостоятельным этапом анализа стратегии международного партнерства японских и зарубежных компаний. Но представить общую картину можно лишь при совмещении полученных результатов и последующем целостном анализе. Обозначенные векторы изменения приоритетов японских компаний в рассматриваемой области позволяют сделать следующие обобщающие выводы.
Во-первых, в 1995-1999 годах на лидирующие позиции вышли соглашения о сотрудничестве между японскими и североамериканскими фирмами, что сопровождалось существенным сокращением стратегического партнерства с азиатскими фирмами. В то же время расширялось сотрудничество с компаниями из других регионов мира, в частности, из Европы.
Во-вторых, в конце 1990-х годов американские фирмы занимали лидирующее положение в сотрудничестве с японскими компаниями во всех отраслях экономики. Наибольшее внимание в рамках альянсов между фирмами этих двух стран было сосредоточено на совместной работе в телекоммуникационной отрасли и в финансовом секторе.
В-третьих, к 1999 году лидирующее положение сохранили стратегические альянсы в области совместного производства, заключенные японскими и азиатскими, прежде всего китайскими, фирмами. Большинство международных стратегических альянсов в сфере совместных НИОКР осуществлялось японскими и североамериканскими, а также европейскими компаниями. Основной акцент в рамках таких альянсов был сделан на сотрудничестве между японскими и североамериканскими фирмами.
Итак, структурные изменения явились основной причиной сокращения численности международных стратегических альянсов с участием японских компаний. Происходящее с середины 1990-х годов изменение их региональной, отраслевой и типовой структуры вывело на первый план стратегическое сотрудничество, осуществляемое с фирмами из США и Европы преимущественно в направлении совместных НИОКР и маркетинга. А сосредоточение усилий в отраслях, где японские фирмы пока не являются лидерами, говорит об их стремлении в первую очередь "учиться" у своих партнеров, а не "учить" их.
Очевидно, сегодня не приходится ожидать сколько-нибудь серьезного расширения участия российских партнеров в подобных стратегических союзах. Основная причина этого – несопоставимая степень развития экономики Японии и России как на микро-, так и на мезо- и макроуровнях. Вместе с тем все еще сохраняется (хотя и весьма ограниченная) возможность межфирменного партнерства в области НИОКР в высокотехнологичных отраслях и использования передовых российских компаний в качестве базы для создания региональных подразделений японских фирм. Интерес для последних могло бы представлять использование принадлежащих отечественным фирмам маркетинговых и информационно-лоббистских каналов. То есть перспектива взаимодействия связана либо с созданием более тесных межфирменных объединений (вхождение российских компаний в корпорации и сети с жестким доминированием японских фирм), либо с формированием межфирменных сетей, ориентированных, прежде всего, на предоставление японским фирмам доступа на российский рынок и гораздо менее "связанных", чем стратегические альянсы.
Деятельность международных стратегических альянсов Kraneks International и NEC-Neva подтверждает эти предположения. Выявлено, что японские компании, сотрудничающие с российскими партнерами, стремятся закрепиться на российском рынке и расширить свое присутствие на нем путем производственной кооперации с российскими фирмами – владельцами квалифицированной рабочей силы и уникального опыта работы в нестабильных экономических и политических условиях, занимающими значительные доли рынка и, что самое главное, располагающими налаженными связями с представителями российских властных структур и деловых кругов.
При этом российские фирмы, менее конкурентоспособные в области производства, финансов и управления, теряют свою стратегическую независимость и превращаются в региональные производственные и сервисные центры японских компаний-лидеров (по сути, скрытая форма прямых иностранных инвестиций с элементами совместного предпринимательства).
В данных условиях развитие отечественных компаний как стратегически самостоятельных деловых единиц крайне проблематично, но все же возможно. Как показывает опыт японских компаний, сотрудничество с более конкурентоспособным партнером может превратиться из фактора разрушения компании в источник ее усиления. Пример международного стратегического альянса американской и японских фирм для разработки и производства боевого самолета FS-X, свидетельствует, что если фирма не является лидером в рамках традиционной формы конкуренции, она может занять передовые позиции в рамках сотрудничества. Однако межфирменное сотрудничество – "дорога с двусторонним движением". Поэтому российским фирмам необходимо вырабатывать навыки "конкурентного сотрудничества" – одновременного "обучения" у партнера (четкое определение и получение доступа к необходимым для развития фирмы ключевым компетенциям партнеров) и "обучения" партнера (выявление собственных ресурсов, способных заинтересовать потенциального партнера и которыми можно пожертвовать, не теряя стратегической самостоятельности).
В России важно выполнение еще одного условия: отечественные компании должны не только стремиться к укреплению своих позиций, но и сознательно работать на благо совершенствования экономической системы страны. А это достижимо лишь при сохранении собственной стратегической независимости и желании захватить стратегическое лидерство в сотрудничестве с зарубежными компаниями. Задача, безусловно, сложная, но японский опыт доказал, что разумный и гибкий подход к межфирменному взаимодействию позволяет компании в корне менять ситуацию в отрасли и выходить из аутсайдеров в лидеры.