Международная сертификация оценочной деятельности

Номер 2. Репутационные риски

В статье кратко изложена суть международной сертификации экспертов, в частности по специализации «Профессиональный оценщик имущества», а также процесс и результаты международной сертификации систем менеджмента качества (СМК) оценочных компаний на примере оценочной компании «Баланс».

Валерий Бочаров, Михаил Пылов
Международная сертификация в оценочной деятельности

"Экономические стратегии", №02-2008, стр. 108-119

Бочаров Валерий Евгеньевич — к.т.н., профессор Московского института международного бизнеса, международный эксперт категории А1, генеральный директор Национальной лиги субъектов оценочной деятельности.
Пылов Михаил Викторович — международный эксперт категории А1, генеральный директор оценочной компании «Баланс».

Развивающийся мировой финансовый кризис заставил многие государственные структуры, международные и национальные финансовые институты серьезно пересмотреть свое отношение к процессам регулирования рыночных отношений, вопросам оценки и аудита имеющихся активов, независимости и добросовестности проводимых экспертиз. На Всемирном экономическом форуме 2008 г. в Давосе всесторонне обсуждался финансовый кризис в США и его последствия для мировой и национальных экономик. Основные выводы заключались в том, что глобальные и национальные регуляторы, прежде всего финансовые, существенно отстают от развития мировой экономики и ни по компетентности, ни по набору инструментов и механизмов регулирования не соответствуют требованиям развития мировой экономики (1, 2).

Что же касается оценочной деятельности, то на этом форуме она подверглась суровой критике. Причем оказалось, что ни американские, ни европейские оценщики не способны производить рыночную стоимость с учетом глобальных рисков и качества активов. Это привело к тому, что активы, поставленные на баланс даже крупнейших банков, были оценены весьма оптимистично.

В результате многие банки вынуждены были списать многомиллиардные убытки из активов в залоговых схемах, а также значительные нематериальные активы. В то же время было отмечено, что те финансовые институты, которые использовали Глобальные инвестиционные стандарты, имели эффективно работающие системы менеджмента качества, в меньшей степени пострадали от последствий кризиса.

В данной статье мы постараемся кратко изложить суть международной сертификации экспертов, в частности по специализации "Профессиональный оценщик имущества", а также процесс и результаты международной сертификации систем менеджмента качества (СМК) оценочных компаний на примере оценочной компании "Баланс". Сертификация оказывает существенное влияние на уровень компетентности специалистов (в том числе оценщиков), повышая качество их работы, и на деятельность оценочных компаний, позволяя им увеличивать свою капитализацию и приобретать важные конкурентные преимущества.

Прежде всего следует отметить, что сертификация квалификации персонала и СМК компаний должна осуществляться компетентными органами сертификации, подтвердившими уровень своей компетентности в соответствующих органах аккредитации. В свою очередь, орган аккредитации должен обладать доказанным уровнем компетентности, более высоким, чем аккредитованный им орган сертификации. Это принцип роста компетентности, признанный во всем мире. Хотим отметить, что такая схема действует для всех механизмов технического регулирования касающихся обязательных и добровольных оценок соответствия (3). Рассмотрим здесь системы аккредитации органов сертификации, основанные на принципе роста компетентности и уровне признания (см. рис. 1).

Рисунок 1. Системы аккредитации органов сертификации

Источник: Материалы международного проектного семинара «Международная сертификация квалификации менеджеров и экспертов категории А1, систем менеджмента качества (СМК/QMS) организаций на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000, Глобальных инвестиционных стандартов FT146/SR02-1-10, Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО/IFRS)», Россия — Швейцария, 2005–2007 гг.

Как видно из рисунка, предметом сертификации становится не только производственная, но и финансовая деятельность предприятий.

Далее рассмотрим два основных направления сертификации: сертификация квалификации специалистов и сертификация СМК оценочных компаний.

Международная сертификация квалификации специалистов, в том числе оценщиков

Область применения Регламента международной сертификации специалистов

Многие оценщики знакомы с различными системами международной сертификации оценщиков, активно пропагандируемыми Российским обществом оценщиков, Российской коллегией оценщиков, Ассоциацией российских магистров оценки и др. В значительно меньшей степени известно о международной сертификации экспертов категории А1, осуществляемой с 1999 г. в рамках Центра глобальных индустрий (ЦГИ) Всемирного экономического форума в Давосе (данные о сертифицированных специалистах вносятся в Глобальный реестр ЦГИ). Данную деятельность в России и государствах – участниках СНГ осуществляет Российский центр международной сертификации специалистов – Консорциум "Независимый инвестиционно-стратегический центр" (НИСЦ; до 2006 г. – Национальная лига субъектов оценочной деятельности в рамках этого Консорциума).

В то же время данная система международной сертификации специалистов признана Национальным советом по оценочной деятельности в РФ как одна из систем, повышающих качество оценочной деятельности в Российской Федерации (Протокол № 14 от 25 марта 2005 г.).

Существенными отличиями деятельности данного Центра сертификации являются:

  • его легитимность, подтверждаемая заключенными с ЦГИ лицензионными соглашениями;
  • широта признания сертификатов – 155 стран – участниц Всемирного экономического форума;
  • оценка соответствия квалификации специалистов наиболее современным международным стандартам (ISO 9001:2000, Глобальным инвестиционным стандартам FT146/SR02-1-10, IAS/IFRS, а с 2005 г. и Международным стандартам оценки), что в полной мере соответствует современным мировым требованиям.

Программы подготовки таких специалистов аккредитованы в 14-й Комиссии Всемирного экономического форума в Давосе, а Регламент процесса международной сертификации специалистов в качестве экспертов категории А1 верифицирован Центром глобальных индустрий (см. сайт www.iisc.ru).

В разработке данного Регламента принимали участие представители:

  • International Accounting Committee (IAC) – в части Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО – IAS/IFRS);
  • финансовая корпорация INTERSETTLE – в части глобальных инвестиционных стандартов FT146/SR02-1-10;
  • International Organization for Standardization (ISO) – в части стандартов ISO серии 9000;
  • НП "Консорциум "Независимый инвестиционно-стратегический центр"" и НП "Национальная лига субъектов оценочной деятельности" – в части разработки и практического применения положений данного Регламента на первоначальной его стадии в качестве Общих правил прохождения процедур международной сертификации квалификации специалистов в качестве экспертов категории А1, их уточнения, дополнения и адаптации к российским условиям.

В основу Регламента положены требования эволюционно сформировавшейся в мировой практике регулирования взаимосвязи и иерархии стандартов, касающихся качества в любых сферах деятельности, которыми должны руководствоваться эксперты всех категорий. Различные стандарты разрабатываются заинтересованными группами специалистов в соответствии с международной стандартизацией с целью интеграции разных стран и экспертов в мировое экспертное сообщество, а также технического регулирования разных видов экспертной деятельности. Нижеприведенная взаимосвязь стандартов служит одним из важнейших механизмов и ориентиром международного взаимодействия предпринимателей и государств (структур и органов государственной власти).

На условно верхнем (пятом) уровне регуляторы качества экспертной деятельности все чаще используют "стандарты" судебной практики. В соответствии с Директивами ЕС в Европе их называют "отраслевые стандарты". Они уже довольно широко распространены в европейской практике менеджеров и юристов всех уровней. Расширяющаяся практика применения этих достаточно универсальных и унифицированных стандартных форматов в условиях глобализации (унификации законодательства различных государств, их судебной и иной практики в рамках разного рода объединений, союзов и соглашений, типа ВТО и др.) выводит их на более высокий уровень в иерархии стандартов.

Учитывая широту их практического применения, эти "стандарты" используются для формирования баз данных по уже совершенным в достаточном количестве и успешным сделкам между инвесторами и потребителями инвестиций, по уже завершенным производством судебным делам и другой юридически подтвержденной авторитетной практикой. На основе обобщения этого практического опыта составляются руководства ("отраслевые стандарты"; в России подобные стандарты часто называют "стандартами судебной практики"), альбомы схем и др., которые используются при совершении таких или аналогичных сделок. Источником формирования таких баз данных служат профессиональные публикации в общедоступных средствах массовой информации о повторяющихся и достаточно унифицированных (стандартных) условиях и форматах лицензионных сделок и т.п. С учетом этих "стандартов" продавцы и покупатели ресурсов согласовывают между собой справедливую цену фактической продажи ресурсов, руководствуются ими при совершении иных практических действий и сделок.

На следующем (условно четвертом) уровне глобальные регуляторы качества экспертизы используют глобальные инвестиционные стандарты (включая FT146/SR02-1-10), применяемые при капитализации активов и совершении инвестиционных сделок, данные по которым имеются в базе данных "отраслевых стандартов". Глобальные инвестиционные стандарты являются практическим руководством по применению Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), используемых предприятиями. Взаимосвязь этих серий стандартов позволяет избежать неоднозначного толкования МСФО в части признания различных активов, особенно нематериальных.

При этом МСФО как бы подчиняются другие стандарты, находящиеся на следующем уровне и касающиеся, к примеру, определения справедливой оценки стоимости активов – стандарты оценочной деятельности, в частности международные (МСО) и национальные (НСО) стандарты оценки. Применение стандартов МСФО вместе со стандартами оценки позволяет повысить капитализацию компаний, использующих системы менеджмента качества (СМК), соответствующие требованиям Международных стандартов ISO 9001:2000, 14001:2004 и др., которые институты регулирования используют на следующем уровне.

Таким образом, обеспечивается признание СМК и других систем менеджмента в качестве корпоративных нематериальных активов, способных приносить компаниям денежные доходы.

И, наконец, на нижнем уровне институты регулирования используют отраслевые (в традиционно-советском их понимании – в авиации, машиностроении и пр.) и корпоративные стандарты обеспечения качества продукции/услуг, позволяющие компаниям конкурировать на различных рынках товаров и услуг.
Данный Регламент распространяется на всех российских и иностранных специалистов (менеджеров, юристов, бухгалтеров, оценщиков, руководителей предприятий и других специалистов), изъявивших желание пройти соответствующую подготовку и сдать квалификационный экзамен и тестирование, пройти аттестацию с целью подтверждения их персональной компетентности в областях деятельности, на которые распространяются требования Международных стандартов серии ISO 9001:2000, Глобальных инвестиционных стандартов FT146/SR02-1-10, Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО/IFRS) и др., чтобы получить сертификат международного эксперта категории А1.

Аудит письменных квалификационных работ, тестирование, аттестация и международная сертификация квалификации специалистов осуществляются в соответствии с требованиями Международного стандарта ISO 17024 и проводятся глобальными экспертами Всемирного экономического форума, среди которых эксперты с мировыми именами.

Основной формат подготовки и международной сертификации квалификации специалистов в качестве экспертов категории А1

Международные требования к независимой экспертизе позволили сформулировать обобщенное определение понятия "эксперт", которое вытекает из основных требований стандартов ISO серии 9000.

Экспертом является специалист, привлекаемый для выявления или подтверждения отсутствия несоответствий объекта (субъекта) экспертизы определенным требованиям, предоставляющий рекомендации по устранению выявленных несоответствий или по предупреждению их возникновения в будущем, а также для установления принадлежности объекта (субъекта) экспертизы чему-либо (кому-либо) и несущий ответственность (административную, уголовную, финансовую) за результаты экспертизы.

Эксперт должен пройти аттестацию в рамках международной или национальной сертификации и быть внесен в соответствующий реестр.

Результатом экспертизы является экспертное заключение, содержащее сведения доказательного значения, которое должно удовлетворять требованиям полноты, достоверности и непротиворечивости. В заключении указываются риски наступления негативных событий в результате применения (или неприменения) представленных рекомендаций.

Международная легализация сертификатов квалификации специалистов имеет большое значение при регулировании рисков профессиональной и предпринимательской ответственности во многих странах. В настоящее время легализация сертификатов осуществляется на основе Международного стандарта ISO 17024. Этот стандарт вместе с приложениями, отражающими специфику различных видов деятельности, составляет основу для организации подготовки и аттестации специалистов по освоению систем менеджмента качества (СМК) для всех видов деятельности. Например, сертификация специалистов банков должна осуществляться по результатам письменных и устных экзаменов, учитывающих специальные требования стандартов БАЗЕЛЬ-2, которые основаны на СМК банков в соответствии с требованиями Международного стандарта ISO 9001:2000.

Подготовка специалистов и международная сертификация их квалификации на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000, безопасности продукции или услуг в России и других странах СНГ осуществляется НИСЦ, выступающим в роли российского центра международной сертификации специалистов по договору с компанией АО "Солид Консалтинг", аккредитованной при 14-й Комиссии по техническому регулированию рисков качества и безопасности продукции и услуг (стандартам, сертификации и лицензированию производства товаров и услуг) Центра глобальных индустрий (ЦГИ).

ЦГИ – неправительственная общественная саморегулируемая организация, осуществляющая совместно с другими центрами и комиссиями подготовку и проведение ежегодных Всемирных экономических форумов в Давосе (Швейцария). В настоящее время в работе ЦГИ принимают участие крупнейшие международные организации, такие как Международная организация по стандартизации (ISO), Международная федерация бухгалтеров (IFAC), правительства и межправительственные структуры, а также национальные центры и органы аккредитации (DAR – Германия, SAS – Швейцария, UKAS – Великобритания и др.), в которых, в свою очередь, аккредитованы известные во всем мире международные органы сертификации (TUV, SGS и др.), из большинства стран – членов Всемирной торговой организации (ВТО).
Подготовка и международная сертификация специалистов в соответствии с требованиями ЦГИ позволяет им работать на уровне глобальных стандартов, регулирующих качество продукции и профессиональных услуг, а также конкурентоспособность предприятий/организаций в странах, присоединившихся к ВТО. В соответствии с требованиями ЦГИ специалисты могут получить необходимую информацию и соответствующие знания на специальных международных проектных семинарах, проводимых с целью подготовки и последующей международной сертификации слушателей в качестве экспертов категории А1 и интегрированных в международные системы сертификации.

Категория А1 – первый уровень в двухуровневой системе подготовки и сертификации специалистов.

Первая ступень А1/1 определяет формат подготовки и сертификации экспертов по СМК организаций, осуществляющих выпуск всех видов продукции/услуг, соответствующих требованиям качества и безопасности Международного стандарта ISO 9001:2000 c применением инвестиционных стандартов FT146/SR02-1-10, Международных стандартов финансовой отчетности МСФО/IFRS, а также других Международных стандартов в рамках специализаций, согласованных с ЦГИ. Для международной сертификации специалиста в качестве эксперта категории А1, согласно требованиям Международного стандарта ISO 17024, после завершения подготовки специалист должен предоставить письменную квалификационную работу, описывающую процессную модель производства продукции/услуг и элементы СМК или разделы Руководства по менеджменту качества (РМК) организации с учетом требований стандарта ISO 9001:2000 и с использованием Глобальных инвестиционных стандартов FT146/SR02-1-10. В работе также должны быть отражены результаты хозяйственной деятельности организации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) во взаимосвязи с СМК. Учитывая требования Международного стандарта ISO 19011, касающиеся процедур проведения аудита и квалификационных требований к персоналу и менеджменту программ аудита СМК, в состав письменной квалификационной работы входят пояснительная записка (реферат) с приложениями, матрица развития СМК и матрица ответственности, отражающие уровень квалификации и компетентности персонала согласно п. 6.2 стандарта ISO 9001:2000. Для получения сертификата международного образца специалист должен набрать по результатам аудита его квалификационной работы не менее 60 квалификационных баллов по 100-балльной шкале.

Вторая ступень А1/2 подготовки обычно следует за первой ступенью сертификации специалиста. Однако, согласно швейцарским приложениям к ISO 17024, допускается присвоение категории А1/2 (А1) в формате руководителя процессов СМК. Это возможно, если по результатам аудита квалификационной работы, соответствующей требованиям ЦГИ, специалист набирает более 80 баллов по 100-балльной шкале.

Таким образом, в данном случае швейцарский формат (в отличие от германского, имеющего 3 уровня) предусматривает более либеральную, совмещенную первую категорию квалификации специалистов, состоящую из двух ступеней (А1/1 и А1/2). Т.е. в зависимости от уровня квалификации специалист, набравший более
80 баллов, может сразу получить категорию А1/2 (руководитель процессов).

Методики подготовки и сертификации специалистов-экспертов категории А1 и аудиторов категории А2, применяемые АО "Солид Консалтинг" и НИСЦ в рамках настоящего Регламента, соответствуют требованиям стандартов и нормативов Швейцарии SR 952.0 (Закон о банковской и финансовой деятельности), SR 952.111 (Организация и ведение сертификационных дел в промышленности), SR 952.721 (Вклады кредиторов в гарантийные фонды), SR 952.831 (Организация и ведение дел по банкротству), SR 952.014 (Системы качества услуг), SR 952.711 (Аудиторская деятельность).

Данные о сертифицированных специалистах и полученных сертификатах вносятся в Глобальный реестр ЦГИ и Реестр НИСЦ.

Международный сертификат эксперта или руководителя процесса (эксперт категории А1) информирует участников рынков ЕС, США, Юго-Восточной Азии, Швейцарии и других стран об уровне конкурентоспособности, квалификации и компетентности данного специалиста в качестве эксперта по следующим видам деятельности: транспорт, связь, финансовые (в том числе консалтинг, оценка, экспертиза, ведение бухгалтерского учета и финансовый аудит), юридические и другие услуги, включая медицину, а также интеллектуальная деятельность, инвестиции, ритейловый бизнес, сельское хозяйство, строительство и др.

С 2005 г. НИСЦ осуществляет международную сертификацию экспертов категории А1 по специализации "Профессиональный оценщик имущества". Это стало возможным благодаря аккредитации в ЦГИ дополнительных модулей, программ, тестов и процедур, подготовленных НИСЦ специально для оценщиков. Специальные модули для оценщиков были разработаны коллективом авторов (Д.А. Злобинский – генеральный директор ООО "Центр оценки "Профит"", международный эксперт категории А1; Е.А. Михайлов – кандидат технических наук, заместитель генерального директора ООО "Центр оценки "Профит""; М.В. Пылов – генеральный директор ООО "Оценочная компания "Баланс"", международный эксперт категории А1; С.Н. Авдеев – генеральный директор ООО "Агентство профессиональной оценки") под руководством профессора В.М. Рутгайзера. С 2006 г. работа по подготовке к международной сертификации специалистов в качестве экспертов категории А1 проводится в рамках генерального соглашения НИСЦ с Институтом экономических стратегий.

Высокий уровень требований к международной сертификации экспертов категории А1, предъявляемых ЦГИ, накладывает на НИСЦ большую ответственность, поэтому процедура сертификации осуществляется строго в соответствии с Регламентом и требует от претендентов на международную сертификацию реального подтверждения их уровня квалификации. В период с 2002 по 2007 г. такую сертификацию прошли около 200 специалистов различных отраслей экономики (энергетика, нефтедобыча, авиация, строительство, связь и др.) и только 15 оценщиков.

Международная сертификация систем менеджмента качества

Общие понятия о сертификации систем менеджмента качества

Рассмотрим вопросы, наиболее часто задаваемые при принятии решения о разработке, внедрении и сертификации СМК.

Что такое СМК?

СМК – система, создающая на предприятии (в организации) управляемые условия деятельности и направленная на выполнение политики в области качества, а также на достижение целей этой политики. Эта система характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними.

СМК призвана обеспечивать декларируемое качество продукции (услуг) и "настраивать" это качество на ожидания потребителей (заказчиков).

Главная задача СМК – не контролировать каждую единицу продукции, а предупреждать появление ошибок, приводящих к браку (плохому качеству продукции или услуг). Причиной брака всегда являются несоответствующие действия.

Для того чтобы их избежать, необходимо формализовать (описать) процессы (правильные действия) для создания качественной продукции (услуг) и управлять такими процессами на основе их измерения (контроля).

Что дает сертификация СМК?

Точнее: сертификат соответствия системы менеджмента качества (СМК) Международному стандарту ISO 9001:2000:

1. Способствует успешной реализации продукции:

  • повышает качество и конкурентоспособность;
  • способствует удовлетворению потребителей;
  • расширяет рыночные возможности (выход на международный рынок);
  • повышает имидж фирмы в глазах потребителей.

2. Повышает культуру менеджмента и уровень управляемости, а также способствует:

  • последовательности в достижении целей;
  • мотивации и вовлеченности персонала;
  • оптимизации использования времени и ресурсов.

3. Экономит затраты на производство и применение продукции:

  • снижает уровень брака;
  • уменьшает количество ошибок, переделок, рекламаций, претензий;
  • экономит эксплуатационные затраты и т.д.

Что дает СМК предприятию?

Создание и эффективное функционирование СМК в большей мере влияет на следующие характеристики деятельности предприятия: прозрачность, управляемость, развитие, конкурентоспособность.

  • СМК повышает прозрачность предприятия в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций. При разработке процедур – алгоритмов деятельности, связанной с качеством, определяется (уточняется) организационная структура (обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы выполнения предприятием своих функций), бизнес-процессы и функции.
  • Управляемость предприятия улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность за выполнение процедур, в большинстве которых предусмотрено ведение записей (отчетов) по качеству, формируемых ответственными лицами после выполнения установленных действий. В процессе создания СМК пересматриваются положения о подразделениях, должностные и рабочие инструкции, что также повышает управляемость предприятия.
  • Развитие предприятия обусловлено: повышением компетентности (обязательность подготовки) персонала, его вовлечением в процесс создания СМК; повышением эффективности производства за счет устранения лишних функций и снижения доли некачественной продукции; концентрацией усилий на существенном, а также улучшением отношений с потребителями и поставщиками.
  • Сертификация и эффективное функционирование СМК влияет на конкурентоспособность предприятия. Наличие и эффективная работа СМК (как и наличие самого сертификата) значительно поднимает авторитет предприятия и его торговой марки, текущую и перспективную конкурентоспособность, а также капитализацию. В свою очередь, это позволяет изменить ценовую политику предприятия (заведомо качественная продукция должна и может стоить дороже).

Наличие сертификата увеличивает вероятность успеха при участии в конкурсах и тендерах.

В некоторых случаях (особенно в рамках ВТО) наличие сертификата является обязательным условием большинства конкурсов (тендеров).

Когда предприятия создают СМК?

В России почти не встречаются проекты создания СМК, не предусматривающие ее последующей сертификации. К сожалению, судя по всему, для российских предприятий пока более важен факт получения сертификата, чем использование функциональных возможностей СМК. (Это объясняется тем, что именно сертификат остро востребован рынком. Например, заказчик требует сертификат, он нужен, чтобы выиграть крупный тендер и т.д.) При этом есть руководители, понимающие, что, создавая действующую СМК, нужно извлечь максимальную выгоду из ее функционирования.

В большинстве случаев предприятия создают, а затем сертифицируют СМК, ставя перед собой следующие цели: поддержка экспорта продукции; стабилизация позиций на отечественном рынке; участие в конкурсах и тендерах; продвижение собственной торговой марки и др.

Однако с большой степенью уверенности можно предположить, что после присоединения России к ВТО СМК превратится из элемента конкурентного преимущества предприятия в обязательный фактор его существования на рынке.

Что необходимо сделать для создания эффективной и сертифицированной СМК?

  • провести аудит действующей системы;
  • обучить сотрудников (персонал);
  • разработать или усовершенствовать действующую СМК;
  • внедрить СМК;
  • сертифицировать СМК;
  • поддерживать эффективность функционирования СМК.

Какие организации участвуют в создании и сертификации СМК?

Главное заинтересованное лицо – предприятие (заказчик) – участвует на всех этапах создания СМК и ее сертификации. Оно определяет состав и степень участия остальных организаций.

Обучающая компания привлекается заказчиком для подготовки внутренних аудиторов и подготовки персонала. Консультирующая компания может привлекаться заказчиком на всех этапах создания СМК. (Однако консультирующая компания не может проводить сертификационный аудит, консультанты могут лишь незримо присутствовать при этом.)

Орган сертификации – организация, аккредитованная соответствующими инстанциями, занимающаяся сертификацией СМК на соответствие стандартам серии ISO 9000.

Что нужно сделать для сертификации СМК?

Перед сертификацией СМК целесообразно провести серию внутренних аудитов.

Когда руководство будет убеждено, что предприятие сделало все, что могло, в части подготовки к сертификации, желательно силами консультантов провести предварительный аудит – "генеральную репетицию" сертификационного аудита. Многие предприятия идут по иному пути: с целью определения необходимых доработок сразу заказывают сертификационный аудит, но получают сертификат только после повторного сертификационного аудита, т.к. первый аудит выявляет большое количество ошибок.

Что делать после сертификации СМК?

Важно извлечь все выгоды из сертификации и функционирования СМК. При этом:

  • Руководители предприятия не должны показывать персоналу, что главной целью всей успешно проведенной кампании было получение сертификата. Руководителям необходимо продолжать постоянно контролировать функционирование системы после получения сертификата. (В противном случае СМК в кратчайшие сроки перестанет работать и у предприятия может не хватить людских, временных и других ресурсов для ее реабилитации к моменту наблюдательного аудита – всего-то через полгода.)
  • Следует не только поддерживать СМК в рабочем состоянии, но и развивать ее. Необходимо продумать, что еще может дать СМК предприятию, какие функции выполнить. В этом случае предприятие получит все преимущества и будет застраховано от неудач при проведении последующих наблюдательных аудитов.
  • Задействовав как можно больше каналов, обеспечить не только среди заказчиков и поставщиков максимально широкое распространение информации о сертификации предприятия. Эта реклама не будет лишней: чем она шире, тем выше популярность торговой марки, товаров и услуг предприятия.

Опыт международной сертификации российских оценочных компаний (на примере ОК "Баланс")

Подготовка к сертификации СМК оценочных компаний была начата в 2003 г. после подготовки руководителей и специалистов в рамках международной сертификации специалистов в качестве экспертов категории А1 (см. раздел I статьи). В 2004 г. в рамках Системы добровольной сертификации услуг по оценке стоимости объектов гражданских прав был аккредитован Орган по сертификации услуг Национальной лиги субъектов оценочной деятельности (ОСУ "НЛСОД"). При этом системой были аккредитованы специалисты, прошедшие международную сертификацию в качестве экспертов системы. В 2007 г. ОСУ "НЛСОД" продлил свою аккредитацию и расширил область аккредитации (см. рис. 2). При этом ОСУ "НЛСОД" является единственным в России органом по сертификации, который осуществляет сертификацию СМК организаций на соответствие требованиям Глобальных инвестиционных стандартов FT146/SR02-1-10. Это стало возможным благодаря наличию в ОСУ "НЛСОД" международных экспертов категории А1, подтвердивших свою квалификацию на соответствие требованиям этих Глобальных инвестиционных стандартов.


К сертификации готовились семь оценочных компаний, однако только шесть из них получили сертификаты соответствия СМК требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001 (сертификация Национальным органом сертификации). В целом работа проводилась в рамках "Плана создания СМК и подготовки ее к международной сертификации на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000" (см. табл. 1). В результате совместной деятельности экспертов ОСУ "НЛСОД" и специалистов успешно завершен международный сертификационный аудит СМК трех оценочных компаний (ООО "Оценочная компания "Баланс"", ЗАО "Городское бюро экспертизы собственности", ЗАО "Российская оценка"), проводившийся аудиторами международного органа сертификации SGS (Швейцария). Остальные компании находятся в стадии подготовки и включены в график сертификационного аудита компании SGS.


План совместных работ заказчика и консультанта по созданию системы менеджмента качества оценочной компании и подготовке ее к сертификации на соответствие Международному стандарту ISO 9001:2000.

О том, как практически реализовывалась разработка и сертификация СМК оценочной компании "Баланс" и что это принесло компании

Первоначально в компании приказом был назначен представитель высшего руководства на уровне заместителя генерального директора по качеству. Затем при участии консультантов компания начала разбираться со своими бизнес-процессами. Процессный подход – основа стандарта ISO 9001:2000. Поскольку предприятие маленькое, процессов получилось всего семь. Укрупненная схема процессов представлена на рис. 3.


В основу методики определения и описания процессов, которые понадобятся для создания системы документации, была принята избыточная модель Международной бенчмаркинговой палаты, которая классифицирует процессы по 13 направлениям (маркетинг, разработка стратегии, разработка продукции, организация продаж и проч.). Внутри каждого направления выделено до 40 частных процессов. Список процессов можно получить, вычеркивая все лишнее с точки зрения данной организации.
Затем компания приступила к разработке положений о подразделениях. Рамки процессов совместили с рамками деятельности департаментов. Их руководители стали так называемыми владельцами процесса, которые несут ответственность за его качественное выполнение. Была разработана и описана матрица ответственности.
После этого компания приступила к разработке необходимых документов. Сложность в том, что нужно задокументировать каждый процесс компании: что на его входе, что на выходе, кто является поставщиком процесса, а кто потребителем. И так по всем департаментам и сотрудникам. Разумеется, сразу же встал вопрос обучения персонала. Структура документации показана на рис. 4.

Процедура создания документов может способствовать чрезмерной бюрократизации, поэтому надо обязательно оценивать новые документы с точки зрения их полезности. Кроме того, их содержание должно быть понятно даже вновь принимаемому на работу сотруднику. Когда документация была составлена, началось согласование отдельных документов между различными департаментами. Как известно, в российской практике нет четкой границы между обязанностями разных подразделений. И в случае какого-нибудь провала начинается перепихивание ответственности с одного департамента на другой. Для этого документально обозначили эту границу: о чем должно беспокоиться одно подразделение и в каких случаях ответственность переходит к "соседям".

Перед сертификационным аудитом была составлена методичка: что надо говорить аудитору сертификационной компании. Не то чтобы работники заучили нужные ответы, просто к экзамену надо было подготовиться. Перед проведением сертификационного аудита ОСУ "НЛСОД", а затем компании SGS организовывали свой собственный внутренний аудит. Международный сертификационный аудит продолжался два дня. Аудиторы SGS сделали три замечания (не критического характера). По результатам аудита компании был выдан сертификат SGS.

В одиночку не получится

При внедрении СМК существует своего рода "конституция", отказ от постулатов которой дорого обойдется предприятию. "Конституция" – это 8 принципов качества, на основе которых разработаны стандарты ISO 9000. С первым принципом (ориентация на потребителя), как правило, все обстоит нормально, ведь хотя бы формально процедура начата по желанию клиента. А вот второй принцип – ведущая роль руководства – слишком часто попирается. Руководитель, который относится к внедрению ISO как к досадной необходимости, не будет поддерживать процесс. Но поддержка топ-менеджмента – лишь одно из необходимых условий.

Соблюдение третьего принципа – вовлеченность персонала – тоже необходимо. Правда, "кружки качества" – это то, чего разум многих российских менеджеров понять не в состоянии. Человек в робе сам пытается улучшить качество продукции, причем это не один рационализатор, а целая бригада. Ничего похожего на японские "кружки качества" в России пока не родилось. Но принцип "вовлеченности персонала" тем не менее незыблем. Поэтому для внедрения системы качества необходимо как минимум лояльное отношение к ней менеджеров среднего звена.

Однако этого недостаточно. Тем, кто внедряет систему качества, нужно знать много других вещей – от содержания текста стандарта до требований того или иного органа сертификации. Поэтому случаи, когда компания проходит сертификацию СМК по стандарту ISO 9000, не пользуясь услугами консультантов, чрезвычайно редки.

Быстро не получится

Компании, заинтересованной в постановке СМК, первым делом надо определить орган сертификации. Стоит обратиться к партнерам, чтобы узнать, сертификаты какой компании они безоговорочно признают. Так, компании Юго-Восточной Азии предпочитают Lloyd’s. Если клиент согласен признать сертификаты нескольких систем, можно устроить тендер. Выбор определенного органа сертификации зависит от нескольких факторов – стоимости услуг на протяжении трех лет, соответствия опыта аудиторов роду деятельности компании, информации от прежних клиентов компании, компетентности консультантов. Затем можно приступать к процедуре предсертификационной подготовки. Кстати, заявку на сертификацию можно подать сразу – она будет действительна в течение трех лет.

Следующим этапом должно стать ознакомление (и Ваше, и Ваших консультантов) с существующей на Вашем предприятии системой качества. Считается распространенным заблуждением утверждение руководителей о том, что у них вообще нет никакой системы: так не бывает. На предприятии всегда существует система нормативной документации, какие-то документы, карты, схемы, где описывается процесс. Первое ознакомление с системой помогает консультантам правильно составить план предсертификационной подготовки.

Когда направление движения определено, должна быть создана группа качества. О принципах ее формирования мы уже рассказывали – возглавлять ее должен заместитель самого большого босса. Все члены группы должны пройти обучение у консультантов. Группа должна заниматься разработкой документации. И начинать надо "снизу" – с описания процедур (для подразделений) и рабочих процессов (для отдельных сотрудников). Время для главного документа – "Руководства по качеству" (иногда его называют "миссия") – придет позже. Ведь в нем кроме заявления о политике предприятия в области качества еще и взаимоувязываются все остальные, более мелкие, документы.

Потом консультанты проверят составленные Вами документы на соответствие стандарту – выявленные расхождения надо будет устранить. Затем необходимо ввести систему документации в действие и дать поработать по ней три месяца. За это время работники научатся работать с документами, и допущенные в ходе их разработки нестыковки дадут о себе знать.

Еще одним шагом должно стать обучение персонала внутреннему аудиту – одной из шести обязательных процедур стандарта ISO 9000 в версии 2000 г. Это означает, что помимо внешних проверок соблюдение стандарта поддерживается и внутренними. Внутренним аудитором может стать любой обученный сотрудник. Здесь тоже должен действовать принцип независимости.

Осталась только сугубо добровольная процедура предсертификационного аудита, построенная по принципу "тяжело в учении, легко в бою". В общей сложности процедура подготовки к сертификации занимает обычно около полутора лет. Срок может быть и восемь месяцев, и три года – все зависит от мотивации руководства и персонала. Сама процедура сертификационного аудита много времени не занимает. Проходит она по следующей схеме. Сначала орган сертификации просит прислать некий случайный набор документов и проверяет их содержание (так называемый аудит на адекватность). На втором этапе аудиторы выезжают на место и оценивают соответствие их реальной жизни (аудит на соответствие). Выявленные проблемы могут быть двух типов: недостатки в самих документах и недостатки в работе персонала с ними. Если консультанты пробыли на предприятии достаточное время, пробелов в системе документации обычно не остается. Гораздо более распространены недостатки второго типа: руководители и сотрудники плохо знакомы с разработанной системой документов, а реально выполняемые операции не соответствуют изложенным в этих документах требованиям.

Если недочеты значительны, процедуру придется повторить. Если же аудиторы приняли решение сертифицировать вашу систему менеджмента качества, то они зафиксируют это в своем отчете, на основании которого вы и получите сертификат. Сертификатом и знаком соответствия ISO можно пользоваться в рекламных целях. Вот только на продукции знак соответствия размещать нельзя. Через три года орган по сертификации ждет компанию снова – на ресертификацию.

В заключение нам хотелось бы привести некоторые диаграммы (рис. 5, 6, 7), которые помогут понять, в чем состоит выгода для компании от внедрения СМК. На схемах представлены только количественные показатели деятельности компании и не отражено качество клиентов, в число которых почти сразу после сертификации вошли крупнейшие компании и банки, включая иностранные.

В соответствии с этими диаграммами пропорционально росли выручка и прибыль компании.

Здесь следует обратить внимание на три основных периода:
2002 г. – получение генеральным директором международного сертификата эксперта категории А1.
2006 г. – получение сертификата соответствия СМК компании стандарту ГОСТ Р ИСО 9001:2001 (национальная сертификация).
2007 г. – получение сертификата соответствия СМК компании Международному стандарту ISO 9001:2000 (международная сертификация).

ПЭС 8060/19.03.2008

Примечания
1. Овчинников В.В. Глобальная конкуренция. М.: ИНЭС, 2007.
2. Овчинников В.В., Бочаров В.Е., Андрияшин Ю.Н. Конец мировой финансовой эйфории. М.: МИМБ, 2008.
3. Овчинников В.В., Райнш А. Международная сертификация систем менеджмента качества. Москва – Берлин: ИКФ "Каталог", 2004.

Следить за новостями ИНЭС: