Ментальная матрица власти и тело государственного сознания в китайской традиции
Продолжая знакомить читателя с основами традиционной китайской ментальной технологии, автор развивает идею приоритета моделей сознания над социально-экономическими механизмами.
Бронислав Виногродский
Ментальная матрица власти и тело государственного сознания в китайской традиции
"Экономические стратегии", №4-2006, стр. 98-105
Виногродский Бронислав Брониславович — президент фонда «Экология социальной культуры», руководитель российско-китайской лаборатории «Идеология управленческих стратегий». |
В китайской традиции существуют примеры того, как страну выводили из кризиса посредством перезапуска ментальной модели организации сознания. Несколько примеров относится к легендарным временам, а остальные приходятся на более поздние исторические периоды. Один из первых таких примеров – предание о так называемом исправлении потопа великим Юем, легендарным правителем древности.
В этой статье мы интерпретируем текст, который стал Великим образцом для организации власти на все последующие тысячелетия китайской истории – "Хун Фань", или "Великий образец для усмирения вод потопа". Как упоминалось в предыдущих статьях, основой ментальных технологий работы с сознанием является метафора, которая в сознании неотделима от внешней реальности. Вернее, она есть основное устройство, правильно соединяющее внутреннюю реальность с внешней. Потому потоп следует понимать одновременно в двух ипостасях – это и разлившиеся земные воды, и вышедшие из берегов потоки энерго-информационной субстанции, которая представляет собой материю пространства сознания. Примеры подобных потопов мы видим в теле государственного сознания нашей страны в последние десятилетия, и потому будет интересно взглянуть на происходящее с точки зрения метафор, предлагаемых в данном тексте.
Во второй части статьи мы дадим пример применения интерпретационных подходов через создание иных типов метафор в описании социальных процессов, что, в свою очередь, предполагает возможность построения иных траекторий действий, нацеленных на исправление потоков социума, постоянно выходящих из берегов привычных моделей управления. То есть в данной статье говорится о том, что в первую очередь нужно исправлять модели сознания, а потом уже переходить к социально-экономическим механизмам, которые являются вторичными по отношению к устройству пространства сознания ощутимого мира в теле государственного организма.
Оригинал: В тринадцатый год правитель отправился к Цзи-цзы с вопросами и обратился к нему со словами: "Да, Цзи-цзы, Небо невидимой силой сохраняет покой людей внизу, давая им возможность сохранять согласие со средой обитания. А я не знаю, каким образом использовать неизменные принципы, чтобы навести порядок".
Интерпретация: В разные времена в традиционной китайской истории использовали одну и ту же модель для наведения порядка в Поднебесной. Впервые мудрец Цзи-цзы представил модель для наведения порядка в мире, когда воды потоков вышли из берегов и заполнили все осознанное пространство мира. В таком пространстве нет возможности навести порядок, ибо нарушается иерархия взаимодействия между внутренней символической реальностью моральных ценностей и внешней предметной средой. Правитель обратился к мудрецу, и тот описал ему модель, которая является основой построения всех систем ценностей в обществе, ибо во все времена эти системы оставались неизменными в своей основе.
Оригинал: Тогда Цзи-цзы сказал: "Я слышал, что некогда Гунь разъярил разлившиеся воды потопа, в результате чего нарушился порядок равновесия пяти движений. Владыка рассердился, не даровав ему Великую модель из девяти разделов, чтобы навести порядок с помощью неизменных принципов. А сам Гунь провел в тюрьме остаток жизни".
Интерпретация: В основе порядка мира лежит равновесие сил, которые проходят через все составляющие этого мира, то есть и через мир материальных объектов, и через системы ценностей отдельных людей. Если в головах людских искажается осознание общего поля, если ценности растаскиваются на отдельные составляющие, теряется контроль над обществом. Власть во все времена рассматривалась как сакральная мистическая сила, проходящая через правителя, который лишь осуществлял функцию проводника власти. Вопрос – откуда и куда он проводил этот поток власти и через какую систему фильтров проходит власть. Рассматриваемая в данном тексте система понятий и является фильтром, проходя через который, небесная сила превращается в земную организацию объектов и предметов, определяемую как общественное устройство. Это устройство представляет собой динамическую систему, социальный организм, где одновременно происходит огромное количество процессов. Власть является потоком, осуществляющим синхронизацию этих процессов. Синхронизация процессов социального организма требуется для поддержания постоянного баланса в системе, через которую проходят волны событий извне внутрь и изнутри наружу. Синхронизация происходит по девяти полям, которые должен осуществлять любой правитель.
То есть власть представляет собой девятифакторную систему синхронизации процессов социального организма, которая осуществляется в первую очередь в сердце правителя, а потом через систему усилителей и фильтров административной машины постоянно корректируется и проводится в общество.
Оригинал: Сын его Юй наследовал ему в его начинаниях. И Небо даровало ему великую модель с девятью разделами, в результате чего неизменные принципы, управляющие людьми, пришли в порядок.
Интерпретация: Таким образом, правитель Юй понял принцип устройства обществ у себя в голове (а голова в данном случае – это метафорическое обозначение сознания), в результате чего и сумел устроить общество должным образом, осуществив неизменные принципы, наведя порядок. Подразумевается, что система сама собой периодически выходит из равновесия, то есть идеальные временные волны корректируются через систему социального организма и воздействуют на социальный организм. В результате, если власть, которая аналогична осознанной воле индивидуального организма, не справляется с потоком, организм начинает болеть, он не способен более переваривать и адекватно проводить импульсы и движения изнутри наружу и наоборот.
Оригинал: В начале один, называется: "Пять движений".
Интерпретация: Построение событийно-поведенческой траектории начинается с предположения о наличии непреложных законов. То есть первый концепт, который правитель имеет у себя в голове, подходя к любым явлениям, – знание о наличии закона взаимодействия процессов в этом мире, потому что пять движений указывают на пять типов процессов, можно сказать, что это пять состояний вещества. В любом случае речь идет не об объектах, а о процессах. Кроме того, процессы подразумевают наличие взаимодействия между объектами или агентами этих процессов. То есть существуют связи взаимного порождения, генерации и взаимного ограничения, подавления. Есть также связи равенства, а наряду с различными направлениями вектора действия мы сталкиваемся с пятью типами отношений, которые можно условно определить как: "Я порождаю", "Меня порождают", "Я преодолеваю", "Меня преодолевают", "Равные мне". Следовательно, в какие бы отношения ни вступал индивид с миром в виде объектов, связей, осмыслений, они всегда попадают под один из типов процессуальных отношений, названных выше.
Оригинал: За ним второй, называется: "Для внимательной почтительности действовать пятью делами".
Интерпретация: Когда говорится о пяти делах, нужно понимать, что в отличие от обыденной терминологии, когда под делами подразумеваются действия, направленные на изменение структуры ценностей в полях принадлежности, в данном тексте имеются области концентрации внимания со специальным качеством. И это переживание необходимо культивировать в себе, направляя внимание на ту или иную зону концентрации. То есть пять дел – облик, взгляд, слух, речь и мысль – это усилия по поддержанию определенных состояний в этих направлениях.
Оригинал: За ним третий, называется: "Для производства действовать восьмью управлениями".
Интерпретация: Управления – это области управления, в которых необходимо решать вопросы и принимать решения. Опять же они обусловлены способами распределения внимания правителя. Эти области более всего соответствуют политическому и экономическому администрированию, которое выпадает на долю правителя.
Оригинал: За ним четвертый, называется: "Для синхронизации сил действовать пятью временными связями".
Интерпретация: Власть – это сила, которая проводится через правителя посредством осознания пяти основных законов, осуществляющихся в его действиях. Эти действия выражаются через пять дел, а пять дел направляются на восемь областей.
В свою очередь, синхронизация восьми областей производится через осознание наличия временных связей и зависимостей. Циклы времени привязаны к определенным светилам. Такие привязки к светилам и называются пятью связями. Еще раз напоминаю, что все эти категории сходятся в сознании правителя и действуют одновременно, представляя собой понятийную структуру, которая конфигурирует систему ценностей не только в правителе и его ближайшем окружении, но и во всей системе власти, а основанием этой системы является народ.
Оригинал: За ним пятый, называется: "Для устройства стабильности действовать пределом высшей власти".
Интерпретация: Одна из самых сложных категорий этого текста – предел высшей власти, который выражает власть как мистический или метасистемный, то есть непосредственно не познаваемый поток, проводимый правителем с Неба на Землю. Осознание всеми участниками процесса управления того, что действия власти носят священный характер, является необходимым условием успешности совершения этих действий.
Оригинал: За ним шестой, называется: "Для контроля действовать тремя качествами силы".
Интерпретация: Три качества силы – это правильность ориентации центра воли в процессе совершения действий. Этих типов силы существует всего три.
Оригинал: За ним седьмой, называется: "Для достижения ясности действовать технологиями разрешения сомнений".
Интерпретация: Технологии разрешения сомнений – это диагностическо-прогностические технологии, которые представлены разными техниками и способами совмещения позитивных и негативных ответов на поставленные вопросы в процессе выбора точки зрения для принятия того или иного решения.
Оригинал: За ним восьмой, называется: "Для осмысления действовать отслеживанием знамений".
Интерпретация: Отслеживание знамений представляет собой точную технологию отслеживания событий и явлений природы, которые трактуются в связи с качеством проведения власти через сознание правителя.
Оригинал: За ним девятый, называется: "Для мотивирования действовать пятью состояниями счастья и шестью предельными состояниями".
Интерпретация: Пять благ и шесть пределов – это то, на что ориентируется видение обычного человека; первое – это то, к чему он стремится, а второе – это то, чего он избегает. Таким образом строится и фунционирует естественная система мотиваций народа.
Тело государственного сознания
Вторая часть данной статьи посвящена применению категорий, лежащих в основании вышеприведенного текста, к более широкой модели общественного сознания.
Если рассматривать этническое (национальное) государственное сознание в качестве единого организма, то отдельные функции, которые складываются из элементарных коммуникационных образований, составляют систему функций. Так создается цикл. Государь-правитель страны – это сердце, тогда как разные типы административных и силовых структур – это мышцы и сухожилия, с помощью которых приводится в движение весь организм. Организм перемещает во времени всю систему процессов из одной точки в другую. Это процессы, циклы перемещения ценностей, перенос состояний и энергий.
Инь – это категория, которая отвечает за накопление ценностей и начало активных действий. Ян охраняет внешнее и укрепляет форму. Если Инь не справляется с Ян, тогда потоки ценностей в стране становятся поверхностными и ускоряются (это подразумевает нечеткость законодательной системы и очень частые изменения критериев оценки происходящего), что периодически ведет к полной потере контроля правительства над ситуацией. Если Ян не справляется с Инь, то органы, отвечающие за накопление и организацию пяти типов силы, начинают соперничать между собой, а девять каналов циркуляции ценностей теряют проходимость. Потому при наличии ценностной стратегии управления нужно упорядочивать баланс отношений между Инь и Ян, и тогда проводники информации будут действовать согласованно, а дух страны будет твердым и нерушимым. Все движения народа будут соотноситься с идеологией правления, проводящей дух страны.
Что самое главное для поддержания баланса в системе базовых факторов? Нужно, чтобы Ян был плотным и прочным. Если основные факторы не согласуются, то это подобно наличию весны без осени или зимы без лета. Если, руководствуясь этим, стремишься к достижению согласованности, то это и есть меры мудрого правления. Ведь если сильный Ян не обладает плотностью, то иньская энергетика в цикле полностью прерывается. Только когда иньская энергия ровная, а янская плотная, адекватно развиваются системы материальных и духовных ценностей. Если разделяются Инь и Ян, то прекращается циркуляция материальной энергии и цикла.
Инь и Ян представляют собой два качества поля сознания. Это отражение в сознании материальной и нематериальной составляющих бытия. Нужно понимать, что связи Инь и Ян не примитивны; они столь же сложны, как связи между материальной и нематериальной составляющими мира сознания. Древние тексты гласят: внутри Инь есть еще Инь, а внутри Ян есть еще Ян. Разберем, что это значит. Возьмем, к примеру, суточный цикл. Можно сказать, что от рассвета до полудня действует максимальный абсолютный Ян. Это Ян внутри Ян. Время от полудня до сумерек – это переходный Ян. Можно сказать, что внутри Ян появляется Инь. Но в обоих случаях это действие Ян на Небе. Время от наступления ночи до первого петушиного крика – это действие Инь на Небе. Это Инь внутри Инь. Время от петушиного крика до рассвета – это Ян внутри Инь. Это действие Инь на Небе.
Такие соответствия можно обнаружить как в отдельном человеке, так и в стране. Если говорить об Инь и Ян для отдельного человека, то они выражаются как внутреннее (Инь) и внешнее (Ян). Следовательно, и в стране экспансия соответствует Ян, а закрытость и сосредоточение на своих проблемах, изоляция от окружающего мира – Инь. По аналогии с человеческим телом можно сказать, что спина – это Ян, а живот – это Инь. Инь есть покой, статика, а Ян – динамика и подвижность. Ян генерирует, а Инь взращивает. Ян разрушает, а Инь сохраняет. Ян – это трансформация энергий, а Инь – создание внешних форм. Когда холод достигает предела, рождается жар. Когда жар достигает предела, рождается холод. Энергия холода создает материальный осадок, а энергия жара генерирует чистоту.
С точки зрения толкования циклических процессов любой процесс делится на четыре стадии, и первые две стадии соотносятся с Ян, а вторые с Инь. Потому необходимо находить соответствия и сопоставлять характерные явления отдельных стадий процессов, чтобы определять фазы.
Чистый Ян определяет идеологию и внешнюю политику, а мутный Инь соотносится с внутренними процессами, которые диктуют экономические ограничения. Ян – это энергии, это духовный потенциал, а Инь – это средства производства и валовой национальный продукт. Избыточное внимание к экономическим вопросам в ущерб идеологии указывает на преобладание Инь. Если же планирование экономики осуществляется под давлением идеологии – это Ян внутри Инь. Когда действует мощная идеология и дух силен – это преобладание Ян, а когда дух слаб и не способен позитивно повлиять на экономические процессы – это Инь в Ян.
Если Инь преобладает, возникают проблемы янского характера. А если преобладает Ян, возникают проблемы иньского характера. Преобладание Ян приводит к избытку жара, к гипертрофированным реакциям, к острым конфликтам, к столкновениям, к слишком решительным действиям, опирающимся на применение силы. Преобладание Инь дает избыток холода, возникают застойные явления, действуют инерционные механизмы, слишком вязкой становится процедура принятия решений. Когда холод развивается до предельной точки, он превращается в жар. Когда жар развивается до предельной точки, он превращается в холод.
В качестве основных критериев, определяющих символические границы всех процессов, удобно рассматривать Небо и Землю. Земля соответствует материальному аспекту, а Небо соотносится с миром идей и духовных ценностей. Они представляют собой верхнюю и нижнюю границу существования всего сущего. В свою очередь, Инь и Ян – это кровь и энергия, представляющие мужскую и женскую составляющие всего живого. Движение влево и вправо – это пути распространения Инь и Ян, а действие воды и огня – это внешние проявления и признаки работы Инь и Ян. Инь и Ян приводят в движение все, что существует в мире. Потому можно сказать, что Инь находится внутри, а Ян оберегает его. Ян располагается снаружи, и Инь приводит его в движение. На уровне диагностики состояния страны следует обращать внимание на то, какие процессы являются в данное время преобладающими в представлениях людей, эту страну населяющих.
В настоящее время мир находится в последней фазе длинного 360-летнего цикла, что соответствует исчерпанию янской энергии. Хотя стоит помнить, что в каждом подцикле обязательно есть своя иньская и янская составляющая. И если в данный момент мы вошли в первый год второго двадцатилетия последних шестидесяти лет (из 360), то это значит, что процессы на всей планете идут не лучшим образом и в настоящее время следует внимательно наблюдать за происходящим. Движения, совершаемые в этом году, определяют длинные стратегии на 20 лет, вот почему в перспективе будет трудно исправить последствия некоторых поспешных и непродуманных действий, которые могут нынче совершаться из соображений краткосрочной конъюнктуры.
По представлениям древних китайцев, которые согласуются с концепцией прецессии земной оси, Небо характеризуется недостаточностью энергии на северо-западе – в их представлениях северо-запад соответствует Инь. Поэтому у человека правое ухо не так хорошо слышит, а правый глаз не так хорошо видит, как левое ухо и левый глаз. Земля же, по их мнению, наоборот, характеризуется недостаточностью на юго-востоке, потому юго-восток – это Ян. У человека это выражается в том, что левые рука и нога не такие сильные, как правые. И если в символическом выражении восток – это Ян, то Ян представляет собой качество тонкой субстанции, которое выражается в стремлении к движению, направленному вверх. На уровне тела это приводит к тому, что наверху больше ясности, а внизу преобладает пустота. В результате слева ухо лучше слышит, а глаз лучше видит, чем справа, но левые рука и нога слабее. Таковы показатели распределения Ян в теле. Запад – это Инь. Как и восток, запад одновременно указывает и на символическую составляющую (ведь и мы, говоря о западе, не всегда имеем в виду только направление в пространстве). Инь в ощущениях и оценках больше связан с движением вниз. Так как он склонен к движению вниз, то внизу он будет сильным, а вверху будет опустошение. Потому справа ухо хуже слышит, а глаз хуже видит, чем слева, зато правые рука и нога сильнее, чем левые. Поэтому, если возникает патогенный процесс, связанный с Инь, то наверху он будет более проявлен справа, а внизу слева.
Поскольку изначально существует неравновесие между верхом и низом, между Небом и Землей, целостность контакта которых нарушена, Инь и Ян тоже не находятся в равновесии. В результате периодически начинаются патогенные процессы, приводящие к возникновению проблем. Таким образом, духовному уровню Неба соответствует сфера идей и ощущений, а материальному уровню Земли – сфера предметов и проявленных движений. Духовный уровень Неба определяет восемь связей времени, которые в году соотносятся с восемью кардинальными точками, двумя равноденствиями, двумя солнцестояниями и четырьмя точками начала сезонов. Материальный уровень Земли определяет законы пяти переходов во взаимодействии вещества. Можно сказать, что данная система описания взаимодействия идеального и материального планов способна охватить все многообразие предметов и явлений.
Чистота субстанции Ян соответствует движению вверх в область идеального описания, а мутная составляющая Инь соотносится с движением вниз, к Земле. Следовательно, чередование состояний движения и покоя идеального и материального уровней может быть полностью понято через описание системы циркуляции и превращения ценностей в циклах. Циклы характеризуются существованием четырех стадий развития, которые определяются как зарождение, развитие, урожай и сохранение. После того как процесс заканчивается, он обязательно начинается вновь. Существует не только метафорическая, идеальная, но и прямая (хотя и достаточная сложная) материальная взаимосвязь природных явлений и социальных процессов. Природные процессы определяются качеством времени и по-разному выражаются в естественном и социогенном материале.
Человек развитый и одаренный совершенствует разум, который локализуется в голове, обращаясь к сфере идей и идеалов. Голова в этой системе непосредственно соответствует Небу. Внизу, следовательно, находится Земля, на которой нужно крепко стоять ногами. А пространство между Небом и Землей заполнено людскими делами. Действия, которые совершаются людьми в процессе делания дел, приводят к накоплению необходимых субстанций, выражающихся в материальных ценностях, энергетическом потенциале, информации, научном потенциале, культуре и военной силе. В каждом отдельном человеке небесная энергия сообщается с определенными органами, отвечающими за накопление разных субстанций.
Социальная жизнь в конечном счете естественно организуется таким образом, что подразумевается необходимость удовлетворения основных нужд отдельных людей, составляющих социальную структуру общества. Это определяет характер связей между участниками процесса. Изначально нужно понимать, что качества энергий, имеющих циклический характер приходящих (условно) с Неба или из космоса, приводят в движение органы человека. Небесная энергия сообщается с легкими, приводя в движение механизм дыхания. Энергия ветра сообщается с печенью. Такая энергия может быть понята как качество, которое образует потоки, перемещающие ценностные эквиваленты в обществе. И если на уровне движения атмосферы она выражается как ветер, то в социуме движение ветра может проявляться и как изменение нравов, и как веяния моды, и как движение финансовых потоков из одной области в другую. Но так же, как ветер гонит пыль в физическом пространстве, социальный ветер гонит разные потоки ценностей в социальном пространстве. Причем сама пыль или эти потоки ветром не являются. Очень важно создавать такой тип видения, в котором не будут путаться причины и следствия. Энергия Земли сообщается с горлом.
Энергия грома сообщается с сердцем. Энергия материального питания сообщается с селезенкой. Энергия дождя сообщается с почками. Для каждого из органов и для каждой энергии в социуме обязательно есть свои параллели. И шесть базовых систем координации энергетических потоков – это то же самое, что и потоки в пространстве Земли. Сообщение человека с внешним миром производится через девять отверстий организма. И в социальном организме присутствует девять путей сообщения, девять траекторий, которые характеризуют состояние его здоровья в данный момент.
Идеальный и материальный уровень Неба и Земли действуют как Инь и Ян. Природные силы воздействуют как на отдельного человека, имея в нем свои органические соответствия, так и на социальную систему в целом, через структуру логических и символических параллелей. И если в человеке Ян – это пот, то в природе параллельное явление называется дождем. Ян в человеке – это дыхание и субстанция дыхания, а в природном мире – ветер. Гнев в человеке, который выражается в резком ускорении дыхания, в природе может быть уподоблен грому, а нарушение дыхания и движение против потока, связанное с напряжением внутри тела, можно уподобить засухе. Такие параллели можно и нужно выявлять в социальном организме, потому что именно внешний, кажущийся отрыв от природы сегодня привел человека к потере ориентиров социального развития. Если пытаешься наводить порядок в социальном организме или лечить больного человека, не считаясь с законами природы, если не берешь за образец устройство Земли и процессы, которые на ней протекают тысячелетиями, то лишь нанесешь вред и не сможешь справиться с самыми простыми задачами.
Рассматривая множественность явлений, необходимо сводить все многообразие к единым закономерностям. Всего существует три иньских и три янских системы. Возьмем, к примеру, растение, которое из Земли растет в направлении Неба. Пока росток не показался на поверхности почвы, можно сказать, что он соответствует Инь. Это Инь внутри Инь. Когда же он появляется на поверхности, это уже Ян внутри Инь. Ян направляет его рост, а Инь поддерживает его развитие. В любом случае рост обусловливается энергией, которая соответствует весне, а развитие определяется энергией, которая наиболее очевидно проявляется в характеристиках лета. Потом следует стадия собирания, получения результата, а затем осуществляется перенос в новый цикл. Если в своих действиях теряешь ритм следования этим четырем закономерностям, то нарушается сообщение между идеальными и материальными структурами, а потому утрачивается возможность воплощения замыслов, образуются застои.
Таким образом, в социальных структурах необходимо постоянно искать закономерности, соответствующие законам взаимодействия Неба и Земли, а не руководствоваться отдельными, пусть даже очень важными и мощными, факторами влияния, которые образуются в пространстве мнений, воздействуя потом на состояние социального организма.
Еще раз вернемся к описанию систем в терминах Инь и Ян. Существует три иньских и три янских базовые системы, которые пронизывают всю циклическую реальность мира. Если придерживаться китайской стилистики описания, то речь идет о точках соединения и перехода этих систем друг в друга. Если ориентироваться на ясность, то следует направить взор к источнику света. Данное пространство может быть обозначено как Обширная ясность, а то, что в этом случае оказывается сзади, определяется как Великий пульс. Именно область Великого пульса может быть названа Малым Инь, что следует понимать как первую стадию проявления иньского качества в сознании воспринимающего. То, что находится над Малым Инь, определяется как Великий Ян. Корни Великого Ян начинаются в Предельном Инь. Он завязан на точку проявления жизни в человеке, которая называется Вратами судьбы. Ее можно определить как Ян внутри Инь.
То, что располагается в верхней области восприятия внутреннего устройство организма, называется Обширной ясностью. А то, что находится ниже Обширной ясности, называется Великим Инь. То, что находится перед Великим Инь, называется Светом Ян. Свет Ян коренится в области "ли дуй". Это можно определить как Ян внутри Инь. То, что находится на поверхности Недостаточного Инь, можно определить как Малый Ян. Корень Малого Инь начинается от области, которая именуется Инь в отверстии. Имя ему можно дать Малый Ян внутри Инь. Таковы соединения и разделения трех Ян в человеческом организме. Параллели существуют и в пространстве социального организма, но их мы определим ниже. Великий Ян производит раскрытие, Свет Ян осуществляет закрытие, а Малый Ян является осью, на которой вертится эта дверь. В человеческом организме эти три системы характеризуются определенными пульсами. Точно такие же пульсы проявляются и в социальном организме.
Ян управляет действием, направленным наружу. А действие, направленное внутрь, соответствует Инь. Однако при этом то, что находится внутри, имеет иньский характер. Инь пульсирует внизу. И имя этой пульсации снизу – Великий Инь. Оно может именоваться Инь внутри Инь. Позади Великого Инь располагается то, что именуется Малым Инь. Его можно называть Малый Инь внутри Инь. Перед Малым Инь располагается то, что именуется Недостаточным Инь. Это Предельный Инь внутри Инь. Таковы соединения и разделения трех Инь. Великий Инь осуществляет раскрытие, Недостаточный Инь осуществляет закрытие, а Малый Инь является осью. Происходит циклическая пульсация Инь и Инь, их общий цикл составляет один оборот. Энергия располагается внутри, а поверхностью является физическая форма.
Энергетическая система человеческого организма включает четыре основных раздела и двенадцать ответвлений. Четыре раздела соответствуют четырем фазам времени, а двенадцать ответвлений соотносятся с делением года на 12 месяцев. Эти двенадцать систем пульсирующих энергетических каналов разделяются на три иньских и три янских канала, которые располагаются еще и на руках и на ногах, соответственно проводя энергию Неба и энергию Земли в человеческом теле.
Большой Инь на руках соответствует первому месяцу года со знаком Инь. Светлый Ян на руках соответствует второму месяца года со знаком Мао. Светлый Ян на ногах соответствует третьему месяцу года со знаком Чэнь. Большой Инь на ногах соответствует четвертому месяцу года со знаком Сы. Малый Инь на руках соответствует пятому месяцу года со знаком У. Большой Ян на руках соответствует шестому месяцу года со знаком Вэй. Большой Ян на ногах соответствует седьмому месяцу года со знаком Шэнь. Малый Инь на ногах соответствует восьмому месяцу года со знаком Ю. Недостаточный Инь на руках соответствует девятому месяцу года со знаком Сюй. Малый Инь на руках соответствует десятому месяцу года со знаком Хай. Малый Ян на ногах соответствует одиннадцатому месяцу года со знаком Цзы. Недостаточный Инь на ногах соответствует 12 месяцу года со знаком Чоу.
Пульсы и каналы бывают иньские и янские. И если ты знаешь Ян, то знаешь и Инь. Если знаешь Инь, то знаешь и Ян. Всего существует пять разновидностей янских пульсов, и в каждом из пяти делений года может быть лишь пять пульсов, потому в сумме насчитывается 25 янских пульсов. Иньские пульсы проявляются при болезнях и говорят о наличии патологий. Если разбираешься в янских проявлениях пульсов, то понимаешь место расположения болезни. Если разбираешься в иньских пульсах, то понимаешь сроки ухудшения состояния. Характеристики фазы ухода в пульсе соответствуют Инь, а характеристики фазы прихода – Ян. Покой – это Инь, а движение – это Ян. Замедление – это Инь, а ускорение – это Ян.
В человеческом организме сердце – это основа жизни, орган, в котором происходят изменения состояний сознания. Состояние сердца отражается на лице. Это большой Ян внутри Ян. Остальные органы – печень, легкие, селезенка, почки – также имеют свои соответствия. Эти пять органов суть накопители материальных составляющих тонких энергий. В социальном организме сердце – это верховный правитель страны. А изменение характеристик состояния сознания отражается на внешнем облике социальной среды.
Небо определяет пять переходов, пять элементарных движений, которые занимают пять позиций во всех системах, включая и социальную. В природном мире они порождают пять энергий или пять качеств атмосферы, таких как холод, тепло, сухость, влага и ветер. Именно этим пяти движениям в человеке соответствует пять основных органов, которые и являются аппаратами преобразования энергий в процессе коммуникации человека с внешним миром. В процессе преобразования энергий рождается пять эмоциональных движений: радость, гнев, задумчивость, печаль и страх. Эти пять движений имеют циклический характер, то есть в определенные периоды времени они действуют одновременно. Каждое из движений в разной степени выражено в конкретном явлении или процессе. Эти пять циклов всегда характеризуются качествами Инь и Ян. Именно они составляют ощутимый контур явленного мира, в котором смешиваются два потока Неба и Земли. И то, что на Небе проявляется как ветер, на Земле проявляется как дерево. То, что на Небе проявляется как жар, на Земле проявляется как огонь. Подобную цикличность можно наблюдать и на уровне страны, где, как мы видим, определенные явления социальной жизни преобладают в той или иной точке цикла. Применительно к телу государства метафора в сознании также неотделима от внешней реальности, и это, безусловно, необходимо учитывать.
В этой статье мы разобрали пример ментальной модели организации сознания, а также предоставили обширный материал, помогающий понять тело государственного сознания в китайской традиции, показали, как работает эта система на уровне человеческого организма и на уровне организма природы, вычленили целый ряд параллелей.