Машиностроение для АПК: аспекты инновационного социально-экономического развития

Номер 7. … + дороги …

Авторы уверены в том, что в России должна быть разработана и поэтапно осуществлена национальная инновационная программа возрождения и модернизации машиностроения для АПК.

Юрий Розов, Владимир Святошнюк, Леонтий Миронов
Машиностроение для АПК: предпосылки инновационного пути развития

"Экономические стратегии", №07-2007, стр. 96-100

Розов Юрий Анатольевич — президент Российского союза машиностроителей пищевого и перерабатывающего оборудования.
Святошнюк Владимир Иванович — заместитель генерального директора по научной работе Российского союза машиностроителей пищевого и перерабатывающего оборудования, к.т.н.
Миронов Леонтий Михайлович — директор центра исследований духовного наследия России Института экономических стратегий РАН, к.т.н.

Машиностроение – приоритетная отрасль инновационной экономики

Мировой и отечественный опыт показывает, что машиностроение всегда рассматривалось как ведущая отрасль промышленности, для которой закономерно опережающее развитие. Согласно статистическим данным, в ХХ в. мировое промышленное производство выросло в 26,5 раза. При этом производство продукции машиностроения и металлообработки увеличилось в 94,5 раза (коэффициент опережения – 3,6). В Советском Союзе за период с 1922 по 1990 г. промышленное производство выросло в 20 раз, машиностроение – в 43,3 раза (коэффициент опережения – 2,16). Такое развитие обусловлено тем, что машиностроение служит основой инновационного обновления материально-технической базы общества, расширенного воспроизводства, обеспечивает конкурентоспособность экономики, является становым хребтом обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Важнейшей отраслью машиностроительного комплекса является машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности. Технологии и системы оборудования этой отрасли непосредственно формируют материально-техническую базу предприятий АПК и обеспечивают решение следующих первоочередных социально-экономических задач:

  • производство и удовлетворение потребности населения в продуктах питания с учетом основных критериев продовольственной безопасности: физической доступности для потребителя, экономической доступности (по цене), безопасности для здоровья нынешнего и будущего поколений, качества питания (количество калорий и питательных компонентов);
  • формирование сырьевых ресурсов для различных отраслей национальной экономики, в том числе для легкой, медицинской и других отраслей промышленности;
    oвысокий уровень ресурсосбережения, глубокая комплексная переработка сырья, нацеленная на безотходность производства и выпуск продуктов с высокой добавленной стоимостью;
  • безопасность персонала, производства и экологическая безопасность.

Следует также отметить, что множество предприятий машиностроения и АПК в нашей стране являются градообразующими, а значит, в большой мере определяют уклад жизни, состояние инфраструктуры, развитие сельских территорий и жизнедеятельности населения, способствуют рациональному размещению производительных сил в регионах России и занятости жителей в этих регионах.

Состояние и проблемы отечественного машиностроения

В настоящее время в пищевой и перерабатывающей промышленности насчитывается более 20 отраслей, которые объединяют 69 000 предприятий, где работает свыше 1,5 млн человек. Для оснащения этих отраслей необходимо более 7000 наименований техники. В машиностроении для АПК функционируют 639 предприятий, в том числе 65 специализированных, выпускающих оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли и общественного питания. Реально этими предприятиями производится только 2300 наименований техники.

С разрушением СССР были приостановлены работы по конверсии, за пределами Российской Федерации остался ряд НИИ, КБ, предприятий, специализировавшихся на разработке и выпуске оборудования для сахарной, кондитерской, хлебопекарной, плодоовощной, винодельческой, чайной промышленности. За прошедший период, и особенно в 1990-е гг., негативные изменения претерпела и производственная база отечественных машиностроительных заводов. Износ активной части основных фондов составляет до 80%. Резко снизился потенциал конструкторско-технологических подразделений, испытательных центров, цехов по изготовлению образцов новой техники и средств производства.
Специалисты заводов понимают, что требуется комплексное техническое перевооружение, но средств на его осуществление нет и, как правило, заводы приобретают только отдельные единицы оборудования, чтобы закрыть самое узкое место в технологической цепочке. Положение предприятий усугубляется не только падением спроса и объемов производства, но и необходимостью поддержания жизнедеятельности неиспользуемых производственных мощностей, что в условиях роста стоимости энергетических и материальных ресурсов зачастую приводит к банкротству.

В этой сложной для отечественного машиностроения ситуации российский рынок продовольственного оборудования стремительно осваивают различные зарубежные фирмы, имеющие мощный финансовый, научно-технический и производственный потенциал, опыт работы на мировом рынке. Как правило, инофирмы предлагают перерабатывающим предприятиям комплексное решение их проблем – от создания сырьевой базы (например, в молочной отрасли: строительство животноводческих ферм, создание кормовой базы, поставка элитного скота, организация системы сбора и первичной переработки молока и т.п.) и до системы реализации готовой продукции.

Росту объемов импортного оборудования способствуют и сложившиеся в стране экономические и правовые условия, которые благоприятствуют импорту, приводят к фактическому вытеснению отечественного машиностроения, снижению технологической безопасности российского государства. Мировой опыт свидетельствует, что любое государство уделяет первоочередное внимание собственным производителям. Так, в КНР ежегодные закупки нового оборудования для промышленного производства составляют более 5 млрд долл.

При этом важно отметить, что 3,5 млрд составляют закупки оборудования собственного производства. Предпочтение отдается автоматизированному оборудованию, которое легко осваивается молодыми рабочими и специалистами, что решает проблему старения кадрового потенциала.

Руководство Беларуси выделяет предприятиям бюджетные средства на закупку оборудования, произведенного на белорусских заводах, а закупки по импорту предприятия производят за счет отчислений из собственной прибыли. Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на сложность переживаемых проблем, отечественные производители за последние годы многое сделали.

И это наглядно показала состоявшаяся в октябре Международная выставка "Агропродмаш-2007". От Российской Федерации в работе выставки приняло участие более 500 предприятий машиностроения. Многие отечественные машины и оборудование, представленные на этой выставке, созданы на основе новых технических решений, защищенных охранными документами, изготовлены с применением прогрессивных технологических средств и отвечают требованиям современного дизайна. Большой интерес у посетителей вызвали стенды ОКБ "Оскон" (г. Киров) и ОАО "Оскон" (г. Глазов, Удмуртия), завода пищевого оборудования "Растон" (г. Обнинск, Калужская область), машиностроительной компании ЗАО "Бецема" (г. Красногорск, Московская область), завода "Комсомолец" (г. Тамбов) и ряда других. Характерной особенностью работы этих предприятий является тесное взаимодействие с организациями академической и отраслевой науки, а также с предприятиями оборонного комплекса.

Сотрудничество с научными организациями Минатома России и Россельхозакадемии позволило освоить на заводе "Растон" гомогенизаторы (ультразвуковые, роторно-кавитационные, фильерные, плунжерные), ультрафильтрационные установки, насосы, сушильные агрегаты и другие виды оборудования, применяющегося в разных отраслях. На предприятиях ОКБ "Оскон" и ОАО "Оскон" в сотрудничестве с организациями Россельхозакадемии и оборонными предприятиями Удмуртии созданы новые эффективные виды автоматизированного оборудования для молочной промышленности. Современному техническому уровню отвечают автоматы для фасовки и автотранспортные средства для перевозки пищевых продуктов (муки, комбикормов, молока, воды и др.) завода "Бецема", емкостное оборудование и технологические аппараты завода "Комсомолец".
К сожалению, приведенные примеры не отражают состояния отрасли в целом.

Пути инновационного развития машиностроения для АПК

Нет сомнения в том, что вывести потенциал отечественного машиностроения на уровень требований экономики и современные рубежи конкурентоспособности можно только на основе активной и целенаправленной государственной политики. Мы разделяем мнение ученых Российской академии наук по поводу того, что настало время принять четкую долгосрочную стратегию инновационного развития российской экономики (1, 2). Представляется, что должна быть разработана и поэтапно осуществлена национальная инновационная программа возрождения и модернизации машиностроения для АПК.

В качестве первоочередного шага необходимо разработать концепцию программы, которая предусматривала бы:

  • оценку состояния научно-технического и производственного потенциала заводов отрасли;
  • учет мировых тенденций и закономерностей развития машиностроения для АПК;
  • выявление приоритетных направлений развития пищевых и перерабатывающих отраслей АПК;
  • выбор стратегии и определение приоритетных направлений развития отечественного машиностроения, повышения конкурентоспособности выпускаемых машин и оборудования;
  • использование фундаментальных научных исследований и разработок отраслевых НИИ Россельхозакадемии, научно-производственной базы и технологий двойного назначения военно-промышленного комплекса;
  • определение направлений интеграции отечественного машиностроения в мировую экономику. В первую очередь имеется в виду гармонизация системы стандартов и приведение их в соответствие с международной системой, создание национальной системы управления качеством по нормам ISO-2000; вхождение в международную систему сертификации наукоемких изделий машиностроения; широкое внедрение современных информационных технологий на всех этапах воспроизводства продукции: анализ рынка, проектирование, производство, система продаж и послепродажное обслуживание (3).

В директивные органы страны направлено обращение, в котором обосновывается необходимость разработки такой концепции Российским союзом машиностроителей пищевого и перерабатывающего оборудования (РСМППО) совместно с руководителями ряда союзов АПК. С этой целью РСМППО выразил готовность сформировать группу системных специалистов машиностроения и АПК с участием заинтересованных сторон. Но уже сегодня, в условиях дефицита государственной поддержки, предприятиям машиностроения необходимо выйти из состояния разобщенности и консолидировать силы. Для межотраслевой координации РСМППО предлагает создать в рамках отраслевых союзов АПК и машиностроения Межотраслевой совет по проблемам машиностроения и технического перевооружения пищевой и перерабатывающей промышленности на основе современных технологий.

Эффективной мерой развития потенциала отечественных заводов могла бы стать организация постоянно действующего семинара по проблемам машиностроения, нацеленного на изучение современных тенденций развития науки, техники и технологий (4). Дефицит таких знаний мешает отечественным машиностроителям решить ключевую задачу – при создании новых видов оборудования обеспечить максимально возможный перенос функциональной нагрузки с механических исполнительных систем и узлов на интеллектуальные – электронные, компьютерные компоненты техники. За последние 15 лет, т.е. с начала 1990-х гг., в мировом машиностроении удельный вес механических элементов снизился с 70 до 30%.

В структуре машин и оборудования электроника и информатика составляют сегодня 70%. Использование средств микроэлектроники, оптико-электронной техники и информатики позволяет достичь высоких рабочих параметров (давления, быстродействия, точности, частоты вращения и т.п.), обеспечить резкое снижение массы и габаритов изделий машиностроения, создавать многоуровневые системы управления, контроля, диагностики, защиты технических систем, повысить надежность и долговечность, улучшить дизайн и эргономику.

К сожалению, эта тенденция не всегда учитывается разработчиками при создании новых машин, в том числе для АПК, хотя современный рынок отечественных и зарубежных компонентов техники и материалов позволяет работать по-новому. Отставание в создании и широком внедрении наукоемкой техники приводит к выпуску продукции с малой добавленной стоимостью и получению низкой доли доходов. Как показывает статистика, доля России в создании наукоемких товаров не превышает 0,5% (цифра, по мнению ученых, приблизительная).

Специалисты в области машиностроения и АПК нередко спорят, каким предприятиям отдать предпочтение – крупным или малым? Мировой опыт позволяет ответить на этот вопрос: необходимо гармоничное, рациональное сочетание разных масштабов производства, форм хозяйственной деятельности и собственности.

В АПК – от крестьянских подворий до крупных агрофирм и технологических комплексов, в машиностроении – от больших корпораций до средних и малых предприятий, специализирующихся на узких и наукоемких технологиях. Здесь можно провести аналогию с природой, в которой сочетаются все виды животных и растений.

Задача машиностроителей – создание машин, которые соответствовали бы потребностям предприятий различной мощности и тем самым стимулировали гармоничное их развитие в структуре национального хозяйства. При этом важно обеспечить оптимизацию параметрических рядов техники с использованием соответствующих программно-методических комплексов и математических моделей, методологии блочно-модульного построения машин и оборудования и других интеллектуальных средств создания новой техники.

Организация вышеупомянутого постоянно действующего семинара по проблемам машиностроения способствовала бы внедрению таких методологий на машиностроительных заводах. Кроме того, семинар позволит сблизить людей, уточнить ориентиры деятельности предприятий, Межотраслевого совета, научных организаций, т.е. всех звеньев инновационного цикла "наука – техника – производство – рынок". К участию в работе семинара целесообразно привлечь специалистов и руководителей предприятий, представителей академической и отраслевой науки, высшей школы, руководителей и экспертов Минсельхоза, Минпромэнерго, Минобразования РФ, других министерств и ведомств, включая региональные. Серьезным препятствием на пути развития заводов отрасли является высокий уровень износа активной части основных фондов и низкий коэффициент использования мощностей.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, решение этой проблемы связано с проведением реструктуризации заводов, в том числе на основе создания отдельных специализированных (технологически или предметно) производств. Такие производства создаются в тех звеньях, где накоплен наибольший наукоемкий потенциал, т.е. имеется соответствующая исходная база. Они должны стать элементами саморазвивающихся технологических цепочек ("технологической общности", по определению ученых-экономистов), обслуживающих потребности предприятий различных отраслей. Зачастую они являются локомотивами экономического развития предприятия.

Другой путь решения проблемы – разработка (модернизация) и освоение наукоемких конечных изделий машиностроения, которые на 75-80% состоят из компонентов общемашиностроительного применения, и изделий, поставляемых по кооперации (в том числе упомянутыми специализированными производствами). В этом случае производство конечного изделия по структуре приближается к специализированному сборочному производству. Способствовать организации такой системы производства и взаимодействия предприятий могла бы государственная структура или, например, Союз машиностроителей, в составе которого должен наличествовать соответствующий квалифицированный и мобильный персонал.

Для обновления технологического оборудования и повышения технического уровня предприятий целесообразно рассмотреть возможность организации централизованной системы модернизации парка технологического оборудования с целью оснащения его современными приводами и системами управления (ЧПУ). Российская ассоциация станкоинструментальной продукции "Станкоинструмент" и ее предприятия имеют подобный опыт.

В рамках рассматриваемых проблем заслуживает внимания опыт Орловской области, где по инициативе администрации создана эффективно работающая структура "Орловская промышленная компания" (своего рода совнархоз), успешно объединяющая интересы машиностроительных заводов. Эта компания, по словам председателя совета директоров И.В. Сошникова, породила новую центростремительную идеологию в промышленности. Интеграция в деятельности заводов целесообразна в сфере НИОКР, в разработке и реализации мер по комплексному обслуживанию предприятий-потребителей, выставочной деятельности, в системе научно-технической информации и повышении квалификации и др.

Важной предпосылкой преодоления социально-экономического кризиса и перехода к инновационному обновлению машиностроения должно стать государственное стимулирование, подобно тому как современное российское законодательство способствует развитию частного бизнеса, торговли и приватизации. Эффективной мерой, которая в переходный период (до трех-пяти лет) должна иметь обязательный характер, явилось бы создание специализированного фонда финансирования НИОКР и инноваций. Фонд может формироваться за счет отчислений от выручки (1-1,5%), получаемой при реализации товаров, которые производят предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности.
Отстраненность государства от решения проблем отечественного машиностроения, отсутствие эффективных механизмов государственно-общественного регулирования обусловили прогрессирующую деградацию инновационно-воспроизводственных функций и структур заводов отрасли. Критическим фактором в деятельности машиностроительных предприятий становится не отсутствие инвестиций, а невозможность эффективно ими распорядиться из-за утраты инновационного потенциала – квалифицированных специалистов, научно-производственных лабораторий, конструкторско-технологических бюро, связей с наукой, современных интеллектуальных средств создания техники и т.д. Преодолеть эту негативную тенденцию – важнейшая задача государства и научно-технической общественности.

Выводы

1. Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности является одним из приоритетных секторов машиностроительного комплекса страны. В период кризиса 1990-х гг. объемы производства в отрасли упали на 65%. В связи со снижением научно-технического и производственного потенциала заводов была утрачена конкурентоспособность машиностроительной продукции. В результате на российском рынке отечественную технику потеснили зарубежные аналоги.

2. Сложившиеся в стране экономические и правовые условия способствуют росту объемов импортного оборудования, приводят к фактическому вытеснению отечественного машиностроения, снижению технологической безопасности государства.

3. Возрождение и модернизацию отечественного машиностроения целесообразно осуществлять на основе национальной инновационной программы, которая позволит:

  • разработать на базе наукоемких технологий и мировых тенденций развития машиностроения новые поколения конкурентоспособных машин и оборудования, делающих возможной глубокую комплексную переработку сырья и производство продуктов с высокой добавленной стоимостью;
  • обеспечить с применением современных информационных технологий реструктуризацию машиностроительных заводов и опережающий рост машиностроения в структуре экономики и внешней торговли страны;
  • создать систему подготовки квалифицированных специалистов в различных областях знаний;
  • решить ряд других основополагающих проблем отечественного машиностроения и тем самым гарантировать технологическую и продовольственную безопасность страны.

Реализация программы позволит:

  • отказаться от инерционно-рыночной стратегии, ориентированной на импорт оборудования для АПК, не допустить вытеснения отечественного машиностроения;
  • создать собственную базу для инновационного обновления;
  • повысить конкурентоспособность и устойчивость экономики России, обеспечить ее технологическую независимость и безопасность.

ПЭС 14/17.01.2007

Примечания
1. Стратегия инновационного обновления и повышения конкурентоспособности агропродовольственного комплекса России. Научное наследие Н.Д. Кондратьева и А.В. Чаянова и перспективы развития российского сельского хозяйства. М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева, 2005. – 427 с.
2. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2004. – 632 с.
3. Розов Ю.А., Святошнюк В.И., Миронов Л.М. Машиностроение для АПК: аспекты инновационного социально-экономического развития //
В сб.: Инновационное обновление социального сектора России: перспективы и последствия. Материалы ХIV Кондратьевских чтений. М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева, 2006, с. 317-321.
4. Святошнюк В.И. Основные тенденции развития машиностроения для агропромышленного комплекса и роль интеллектуальных систем в создании новых видов прогрессивной техники // Международная научно-техническая конференция "Информационные технологии в образовании, технике и медицине": Сборник научных трудов в 2 частях/ Волг ГТУ. Волгоград, 2000, с. 147-151.

Следить за новостями ИНЭС: