Малые народы КНР: неизвестный Китай. Как с ним быть?

Номер 5 - ЦА. Вчера… Сегодня! Завтра?.. (приложение)

Если по отношению к соседним странам дипломаты КНР проявляют особую тактичность и сдержанность, то во внутренней политике китайцы способны продемонстрировать «свое истинное лицо» без оглядки на мнение соседей

Малые народы КНР: неизвестный Китай. Как с ним быть?
Жаннур Ашигали

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №5-2007, стр. 72-79

Ашигали Жаннур Тулеубекулы – аналитик «Института экономических стратегий – Центральная Азия».

В последнее время много говорят о многонациональном составе населения и поликонфессиональности Казахстана и Российской Федерации. И в то же время мало кто представляет, насколько многолика и этнически разнообразна Китайская Народная Республика. Во многих языках существует понятие "китайцы", а ведь оно по сути дела означает всего лишь принадлежность к Китаю как универсальному образованию "чжунго" – "центральному государству" и не несет никакого этнического смысла. Правда, в последнее время ассимиляция – древний метод правителей Китая, нацеленный на увеличение числа лояльных режиму подданных, – ведет к тому, что слово "китаец" постепенно становится общим этническим понятием, объединяющим всех граждан КНР.

Этническая группа хань, которая составляет свыше 90% населения Китая, расширяла свои владения за счет территорий Внутренней Монголии, Манчжурии, Восточного Туркестана, Тибета, Вьетнама и Кореи. Многие этносы, исконно проживавшие на этих территориях, стали объектом ханьской политики ассимиляции. К северу от Великой Китайской стены находятся места исконного проживания маньчжуро-тунгутских и монгольских народностей, которые сейчас освоены этническими китайцами. На Западе расположены Тибет и Восточный Туркестан, где с древнейших времен существовали тюркские каганаты и тибетские государства. Ныне же там ускоренными темпами идет китаизация. На юге издревле проживает ряд народностей юго-азиатского расового типа, малочисленность которых никогда не угрожала китайской государственности. Основные жители Срединной равнины – современные ханьцы – это результат смешения ханьцев и целого ряда некогда самодостаточных народностей, ассимилированных за последние века.

К сожалению, в общественном сознании укоренилось мнение, что помимо ханьцев в КНР проживают лишь общеизвестные народности, имеющие определенное отношение к жителям постсоветсткого пространства: казахи, кыргызы, монголы, уйгуры, таджики, а также хорошо известные всему миру благодаря закрытости их территории и своеобразию культуры жители Тибета. На самом деле этот список гораздо больше. Сегодняшнее коммунистическое руководство страны признает наличие лишь 56 этносов, в то время как в действительности их количество достигает 100. Среди признаваемых Пекином национальностей есть как достаточно крупные, так и совсем малочисленные. К крупным можно отнести чжуан, хуэй, уйгуров, и (это не что иное, как название народности, которое именно так и произносится – "и"), мяо, маньчжуров, казахов, тибетцев, монголов, туцзя, буи, корейцев, дун, яо, бай, хани. Дауры, мулао, гэлао, сибо, цзинпо, салары, буланы, маонань и многие другие – это малочисленные народы. Самой же многочисленной народностью являются чжуаны, чья численность составляет 15,556 млн человек, а самой малочисленной – лоба (2322 человека). В данной статье речь прежде всего пойдет о достаточно крупных по численности этносах, издревле живущих в непосредственной близости от ханьцев, которые мало известны на территории СНГ.

Помимо Внутренней Монголии, Тибетского автономного района (создан 9 сентября 1965 г.), Нинся-Хуэйского автономного района, Синьцзян-Уйгурского автономного района, Гуанси-Чжуанского автономного района (создан 5 марта 1958 г.) существуют 30 автономных округов, 121 автономный уезд (сомон). Именно там, как правило, и сосредоточена основная часть вышеназванных этносов и китайские диаспоры таких народов, как монголы, кыргызы, таджики, казахи, эвенки, татары, узбеки, русские, корейцы, ойраты.
КНР также поликонфессиональна. 9 этносов – хуэй, уйгуры, казахи, кыргызы, татары, узбеки, таджики, салары и баоаньцы – исповедуют ислам. Ламаизм, одно из направлений буддизма, распространен среди тибетцев, монголов, лобайцев, мэньбайцев, туй цев и юйгуров. Дайцы, дэане, буланы придерживаются хинаяны, ортодоксального направления буддизма. Среди ханьцев есть приверженцы разных религий: буддизма, протестантизма, католицизма, даосизма. Интересно, что хуэйцы и маньчжуры используют китайский язык как в быту, так и в профессиональной деятельности. Китайская экономика развивается ускоренными темпами, достигая все более фантастических результатов. Особенно заметно это развитие в Восточном Туркестане – регионе, некогда мало известном в самом Китае. Осваивая новые территории, Пекин направляет туда жителей восточных провинций, то есть ханьцев, так как именно они составляют наибольший процент как высокообразованных инженеров, управленцев, аналитиков, врачей, так и дешевой рабочей силы. Кроме того, интенсивно растущая экономика КНР все острее нуждается в энергетическом сырье, для получения и обработки которого требуется направлять рабочие руки в западные провинции. Соседям Китая (на пространстве бывшего СССР таковыми являются Россия, Казахстан, государства Средней Азии), которые пытаются определить истинную политику Поднебесной в отношении них, следует уделить особо пристальное внимание национальной политике КНР. Если по отношению к соседним странам дипломаты КНР проявляют особую тактичность и сдержанность, то во внутренней политике китайцы способны продемонстрировать "свое истинное лицо" без оглядки на мнение соседей. Поскольку в Китае проживает слишком много этносов, представляется логичным рассмотреть наиболее многочисленные из них, такие, например, как чжуаны, маньчжуры, туцзя, мяо.

Чжуаны

Чжуаны – самая многочисленная из всех народностей КНР, за исключением, конечно, ханьцев. Их численность составляет чуть более 15,5 млн человек. В прежние времена этот народ поклонялся духам природы, исповедуя политеизм. Распространение среди чжуанов буддизма и даосизма началось после царствования династий Тан и Сунн, а в последние века некоторая часть чжуанов приняла христианство. Этот народ говорит на языке, относящемся к языковой ветви чжуан-дай языковой группы чжуан-дун сино-тибетской языковой семьи. Он подразделяется на два диалекта: южный и северный. Китайский язык получил широкое распространение среди чжуанов – практически все они владеют этим языком. Эта народность живет в основном (90%) в Гуанси-Чжуанском автономном районе, а также в провинциях Гуандун, Сычуань, Хунань и Юньнань, где проживают субэтнические группы ша и нунг. Чжуаны имеют свою нишу на рынке труда Китая. Они выращивают кукурузу, овощи, бобовые, батат, занимаются скотоводством (буйволы, свиньи), птицеводством, рыболовством. Традиционные ремесла этого этноса – обработка металла, изготовление гончарных изделий, ткачество. Ассимиляция чжуанов не так заметна в силу их относительной многочисленности, тем не менее очевидно, что чжуанский язык вполне может быть вытеснен ханьским уже в ближайшее время во всех сферах деятельности, а конфессиональная раздробленность лишь усугубляет вероятность ассимиляции.

Маньчжуры

По последним данным, численность маньчжуров достигает 9800 тыс. человек. Они проживают во всех регионах Китая, особенно много их (около 46% всей численности этноса в Китае) в провинции Ляонин. Маньчжурский язык относится к маньчжурской языковой ветви тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской языковой семьи. Он, как и языки практически всех этносов Китая, имеет два диалекта: южный и северный. Вследствие продолжительной совместной жизни и тесного общения с ханьцами маньчжуры говорят преимущественно на китайском языке. Маньчжурским языком пользуется лишь незначительная их часть – те, кто проживает в отдаленных деревнях. Молодежь практически не знает языка, то есть его носителями являются по большей части люди преклонного возраста. В прежние времена среди маньчжуров был широко распространен шаманизм, но сегодня он утратил свое былое значение, и среди представителей этого этноса немало верующих буддистов и приверженцев даосизма. Нельзя не отметить, что маньчжуры – нация, имеющая богатую историю, – в прежние века доминировали в данном регионе. Предки маньчжуров населяли обширные территории среднего и нижнего течения реки Хэйлунцзян (Амур) к северу от горы Чанбайшань и бассейна реки Уссури. Прямые предки маньчжуров – мохэ – образовали племя чжурчжэней и основали в XII в. династию Цзинь. Нурхаци выступил объединителем чжурчжэнских племен, закончив создание союза в 1583 г. Он также учредил восьмизнаменную военную систему, создал маньчжурскую письменность и в 1635 г. присвоил народности имя "маньчжоу". Восьмизнаменная система имела три функции: политическую, военную и производительную и представляла собой системообразующую конструкцию маньчжурского общества. Хуантайцзи, вступивший на престол в 1636 г., сменил название династии на Цин. Начиная с 1644 г. цинские войска начинают новую эпоху в истории Китая, для которой характерны многочисленные военные кампании. Именно цинская династия в XVIII в. завоевала Тибет и Джунгарию. Современное название эта нация приобрела после Синьхайской революции 1911 г. В тот же период начался процесс насильственной ассимиляции маньчжуров ханьцами, массовое переселение которых в Маньчжурию наблюдалось в конце XIX в. Традиционные занятия маньчжуров – пашенное земледелие, животноводство, в горных районах – лесные промыслы (сбор женьшеня), охота, разведение дубового шелкопряда. Как и у многих других монголо-тунгутских народностей, у маньчжуров до недавнего времени сохранялось родовое деление. Роды (хала) имели письменные родословные. Все эти традиционные атрибуты, равно как язык и национальную культуру, этнос теряет вместе с усилением ханьской гегемонии и экономическим ростом страны.

Туцзя

Основная часть народности туцзя проживает в провинциях Хунань, Хубэй, Сычуань. Ее общая численность составляет приблизительно 5,72 млн человек. Туцзя являются древним этносом Поднебесной – уже 2000 лет назад предки туцзя жили на западе современных провинций Хунань и Хубэй. Вместе с другими национальными меньшинствами их называли "улинмань", "усимань", а в более поздние времена – "тудин", "ту туминь ", "тубин". Имя "туцзя" появилось лишь с началом массового переселения ханьцев на территорию постоянного проживания туцзя, в то время как сами туцзя называли себя "бицыка " (местный житель). После образования КНР правительство признало туцзя как самостоятельное национальное меньшинство. В 1957 г. был образован Сянси-туцзя-мяочанский автономный округ, а в 1983 г. – Западно-хубэйский-туцзя-мяочанский автономный округ. В последующие годы появились автономные национальные уезды Юянь, Сюйшань, Шичжу, Чанъянь, Уфэн, Иньцзян, Яньцзян. Этот этнос исповедует политеизм, имеет свой язык, относящийся к тибето-бирманской группе сино-тибетской семьи. К сожалению, этот язык в основном утрачен, он сохраняется лишь в самых отдаленных районах провинции Хунань. Таким образом, туцзя используют ханьский язык, а некоторая их часть также говорит на языке мао. Происхождение этой народности связывается с древним царством Ба. Предки туцзя постепенно китаизировались по причине географической отрезанности от Тибета. Основными занятиями туцзя являются пашенное земледелие (рис, кукуруза, овощи, батат), скотоводство, лесной промысел (тунг, чайное дерево), собирательство. Среди ремесел распространены ткачество и вышивка. Добрачные отношения молодежи отличались значительной свободой, поддерживались обычаи кузенных браков и левиратов. На туцзян большое влияние оказали ханьцы. Хорошо развито сельское хозяйство, быстрыми темпами развиваются экономика, образование и культура туцзя. Необычайно красива природа районов проживания туцзян. Улиньюань признан всемирным культурным наследием, а Чжанцзяцзе является первым национальным лесным парком Китая. Сегодняшние туцзя прекрасно адаптировались в условиях современного Китая, они практически полностью утратили родной язык и заменили его китайским.

Мяо

Еще одной крупной народностью Китая являются мяо, чья численность порядка 7,4 млн человек. Этот народ большей частью расселен компактными общинами, но проживает и в смешанных общинах с другими национальностями в таких провинциях, как Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань, Хунань, Хубэй, Гуандун и в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Язык мяо относится к группе мяояо китайскотибетской языковой семьи. Три диалекта языка мяо, которые делятся на многочисленные наречия, еще используются в районах, густо населенных этой народностью, но его влияние все более угасает. Живущие в смешанных общинах мяо владеют также ханьским языком или языками народностей дун и чжуан. У мяо распространен анимизм и традиционные верования. Как и маньчжуры, мяо – один из древнейших народов Китая. В исторических летописях более чем четырехтысячелетней давности есть упоминание о роде или племени наньмань, среди представителей которого были и предки мяо. Говоря об истоках этноса, нельзя не вспомнить Чи Ю – легендарного предка мяо, который, согласно преданиям, был достойным оппонентом Хуанди. Интересен тот факт, что мяо, расселенные в разных районах, именуют себя по-разному: "му", "мэн", "мао", "госюн", "дайсоу ". Более того, в некоторых местностях широко практикуются дополнительные названия народности мяо по отличительным признакам в одежде либо по местам обитания, например "мяо в длинных юбках", "мяо в коротких юбках", "красные мяо", "черные мяо". В период правления династии Хань мяо населяли западные области провинций Хунань и Хубэй, а также восток провинций Сычуань и Гуйчжоу. Однако продолжительные военные конфликты, голод, нужда, болезни, высокая рождаемость и плотность населения, истощение возделываемых земель и другие причины вынуждали их без конца переселяться из региона в регион. Результатом этого стали широкая расселенность, значительные различия в диалектах, одежде, обрядах и несбалансированный уровень социально-экономического развития этой народности. Сегодня большая часть мяо занята выращиванием заливного риса, кукурузы, лекарственных растений.

По большому счету заселение ханьцами земель, густо населенных меньшинствами, началось не так давно – в XIX в. и продолжается по сей день. Поэтому думается, что в ближайшие десятилетия проблема самосохранения для национальных меньшинств не станет менее актуальной. Бесспорно, экономические преобразования, нацеленность на развитие экономики национальных районов, стремление создать там крупное производство (что означает привлечение квалифицированных кадров из восточных – абсолютно ханьских – провинций) ведет к размыванию национальных составляющих в Сянси-туцзя-мяочанском автономном округе, Гуансичжуанском автономном районе, в провинциях Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань, Хунань, Хубэй, Гуандунь, Западно-хубэйско-мтуцзя-мяочанском автономном округе. Следовательно, если выявить общие тенденции, характерные для чжуанов, туцзя, мяо, маньчжуров, то получается следующая картина.

Во-первых, если ранее территории, где проживали данные этносы, были зачастую моноэтничны, то теперь они во все большей степени приобретают полиэтнический характер. Другими словами, процентное соотношение ханьцев и неханьцев меняется в пользу первых. Вполне возможно, что в обозримом будущем вышеупомянутые народности могут утратить административно-территориальную автономию.

Во-вторых, доминирование ханьских языка, культуры, образа жизни в регионах, заселенных национальными меньшинствами, становится все более явным. И если в случае с монголами, тибетцами или хуэй эта тенденция прослеживается не так отчетливо, то у этносов, живущих бок о бок с ханьцами и все больше говорящих на китайском языке, таких, например, как чжуаны, мяо, маньчжуры и туцзя, положение практически бедственное. Из года в год сужается разговорная среда, имеет место тенденция старения носителей языка, так как молодежь отдаляется от родного языка, традиций, образа жизни и мышления, национального мировоззрения. Можно с уверенностью сказать, что молодые мяо, туцзя, дауры, сибо, яо, лису, ли, буи, маньчжуры сегодня в большей степени ханьцы, чем носители культуры, созданной их предками.

В-третьих, КНР позиционирует себя как многонациональное, поликонфессиональное федеративное государство, в котором представители разных народностей являются равноправны ми. Но все же значительное численное доминирование ханьцев, их фактическая государствообразующая роль ведут к тому, что меньшинства становятся частью многогранной, разноликой ханьской цивилизации. Всем известна способность ханьцев перенимать чужое, китаизировать его и затем представлять как нечто чисто ханьское. К примеру, буддизм, изначально далекий от культуры Поднебесной, стал неотъемлемой его частью, а социализм в Китае превратился в "социализм с китайским лицом". Пожалуй, не стоит обманываться, полагая, что маньчжуры, чжуаны, туцзя или мяо смогут переломить усугубляющуюся тенденцию китаизации и остаться на этнических картах конца XXI столетия. Обвинять в этом кого-то бессмысленно, да и несправедливо, ведь желание Пекина китаизировать меньшинства не является единственной причиной сложившейся тенденции. Все гораздо сложнее. Нельзя забывать, что Китай огромен, управлять им чрезвычайно тяжело. Более того, в экономической системе, которая переживает настоящий бум, без того безграничные масштабы которой увеличиваются с ежегодным расширением зоны влияния, вполне естественно ожидать постоянного перетока как дешевой рабочей силы, так и квалифицированных кадров из провинции в провинцию. Таким образом, в погоне за экономическим успехом рядовые китайцы, сами того не подозревая, все больше преобразуют свою огромную страну в моноэтническое государство. Стоит ли обвинять Пекин в сложившейся ситуации? Целесообразнее вместо этого задуматься о собственной системе связей с Поднебесной, учитывая характер отношений к национальным меньшинствам внутри Китая и степень влияния этого государства на соседей, в особенности на Российскую Федерацию и Казахстан. Конечно, официально установленные границы этих государств являются своего рода барьером, пока сдерживающим приток "дешевой рабочей силы" из Поднебесной. Но очевидно, что с развитием экономических отношений, увеличением товарооборота между РФ и Китаем, Казахстаном и КНР, не избежать постепенного проникновения в эти страны китайских экономических субъектов, для которых преодоление данного барьера не составит труда. Культурное влияние Китая, веками ассимилировавшего все, что попадало в Поднебесную, очень сильно. Упомянутые выше некогда самодостаточные этносы довольно быстро оказались в ситуации, когда их язык и культура могут стать лишь частью истории. Все это не может не настораживать нас, соседей КНР.

С таким гигантом, как Китай, нам следует быть особенно бдительными. Необходимо выработать систему отношений, адекватную долгосрочным намерениям этого государства и возможным итогам тесного контакта с ним. Пристальное изучение взаимоотношений ханьцев с национальными меньшинствами может оказаться очень полезным, если не жизненно необходимым для государств – соседей КНР.

Многие эксперты задаются вопросом: из каких принципов исходит Китай в отношениях со своими соседями, обладающими значительно меньшим экономическим и политическим влиянием как в регионе, так и в мире в целом? Мой ответ таков: "Исследуйте отношение властей КНР к национальным меньшинствам, и вы не только поймете эти принципы, но и предугадаете будущее стран – соседей Китая".

Следить за новостями ИНЭС: