Латентный синтез решений
Авторы в увлекательной форме очерчивают области применения новейшего своего открытия (недавно удостоенного Премии Правительства РФ в области науки и техники) — Информационно-аналитического комплекса мониторинга электронных сообщений в глобальных телекоммуникационных сетях.
Александр БУГАЕВ, Евгений ЛОГИНОВ, Александр РАЙКОВ, Виктор САРАЕВ
Латентный синтез решений
"Экономические стратегии", №01-2007, стр. 52-60
Бугаев Александр Степанович – академик РАН, д.ф.-м.н. |
Путь над пропастью смысла
Извечные мечты стратега – понять замысел противника, маркетолога – угадать мечту потребителя, исследователя – окунуться поглубже в неизведанное – в информационный век получили новую поддержку для своей реализации. Пытливый ум всегда выручало моделирование: словесное, физическое, математическое, эмоциональное и пр. Но чем дальше в лес, тем больше дров: скорость социально-экономических преобразований растет, сложность исследовательских задач увеличивается, смысловая пропасть между достигнутым вещным знанием и амбициозными желаниями исследователей расширяется.
Это заставляет к моделированию добавлять быстроту, распределенность и многогранность анализа. Тут моделированию помогают современные информационные технологии: телекоммуникации и компьютеры с их "искусственным интеллектом". Только пока эти технологии не справляются с латентностью, скрытостью, эмоциональностью человека, его замыслами и поступками – с тем, чем так богата наша жизнь.
Кто не сталкивался с блужданием в темной зоне? Довольно давно одному из авторов настоящей статьи пришлось решать необычную задачу: требовалось быстро построить тематический классификатор для большого множества находящихся в базе данных полнотекстовых документов, к которым доступ для него был закрыт, – вот уж поистине: "Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет". Тогда удалось справиться с этой задачей, предложив хитрый алгоритм кластеризации документов, с помощью которого можно было автоматически синтезировать тематические рубрики требуемого классификатора без прочтения этих документов.
Известный датский физик Нильс Бор ввел принцип дополнительности, согласно которому для того, чтобы адекватно описать физический объект, относящийся к микромиру, его нужно описывать во взаимоисключающих, дополнительных системах описания, одновременно и как волну, и как частицу.
Любое исследование – это поиск истины в латентной, скрытой зоне. Это построение мостика между знанием и зоной молчания – над, как выразился известный философ, "зияющей пропастью смысла". У этого мостика только одна точка опоры – вещное знание. В любом исследовании основная задача – построить вторую точку опоры на другой стороне мифической пропасти (рис. 2).
Наступление недоступного, нагнетание неопределенного
Сейчас потребность в исследовании недоступного только возрастает, особенно в сфере безопасности, политической, экономической, социальной, общественной жизни. Этому способствуют процессы глобализации, рост объемов информации, развитие рыночных реалий.
Так, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций, различных групп людей, объединенных определенными и не всегда явно выраженными интересами, связана с обменом информацией. Эта деятельность характеризуется неустойчивостью, многоликостью, большим числом взаимодействующих факторов, которые, что очень важно, являются скрытыми или не имеют количественного выражения. Вместе с тем результативность выявления и контроля исполнения запланированных (задуманных) или осуществленных кем-то действий во многом определяется наличием сведений об информационном обмене заинтересованных участников. Знание любых данных о таком информационном обмене, с одной стороны, и умение осмысленно ин