Критерий привлекательности
Имя Synterra появилось на российском рынке телекоммуникационных услуг сравнительно недавно, осенью 2005 года. Оно стало результатом объединения компаний «Комет», «РТКомм.РУ» и «Алсеан-Н» с целью создания нового независимого национального оператора связи. Стратегический же план компании «Синтерра» — путем дальнейшего регионального роста, развития собственной междугородной магистральной сети и создания широкополосных (в первую очередь беспроводных, на базе технологии WiMax) местных сетей доступа в регионах стать одним из крупнейших национальных мультисервисных операторов. Подробнее о планах и перспективах компании «Синтерра» в интервью «Экономическим стратегиям» рассказал ее генеральный директор Вячеслав Юрьевич Смит.
Вячеслав Смит
Критерий привлекательности
"Экономические стратегии", №4-2006, стр. 82-86
Имя Synterra появилось на российском рынке телекоммуникационных услуг сравнительно недавно, осенью 2005 г., в результате объединения компаний "Комет", "РТКомм.РУ" и "Алсеан-Н" с целью создания нового независимого национального оператора связи. Стратегический же план компании "Синтерра" – путем дальнейшего регионального роста, развития собственной междугородной магистральной сети и создания широкополосных (в первую очередь беспроводных, на базе технологии WiMax) местных сетей доступа в регионах стать одним из крупнейших национальных мультисервисных операторов. Подробнее о планах и перспективах компании "Синтерра" в интервью "Экономическим стратегиям" рассказал ее генеральный директор Вячеслав Юрьевич Смит. |
Как известно, Ваша компания существует чуть менее года. Какие цели преследовали акционеры, создавая группу компаний Synterra? Насколько реальное положение организации соответствует ожиданиям ее основателей?
Действительно, группа Synterra образовалась в 2005 г., когда компании "Комет", "РТКомм.РУ", "Телеком-Центр", "Алсеан-Н" и ряд региональных операторов связи объединились под единым брендом. Целью объединения стало создание независимого национального мультисервисного оператора, предоставляющего услуги фиксированной связи и передачи данных на территории всей страны. Впоследствии "Комет", "Телеком-Центр" и "Алсеан-Н" вошли в ЗАО "Синтерра", являющееся образующей компанией группы. Компании группы владеют лицензиями на предоставление услуг телефонии в 20 регионах РФ, услуг передачи данных и аренды каналов на всей территории РФ, а также контролируют более 50% российского рынка услуг операторского доступа к сети Интернет. Общая численность сотрудников группы – более 800 человек.
Мы успешно прошли первый этап интеграции компаний. Уже сейчас виден значительный экономический эффект от слияния. Консолидация бизнеса компаний, работающих на рынке альтернативной связи под общим брендом, позволила существенно расширить спектр и географию оказываемых услуг, эффективнее использовать не только технологические, но и финансовые ресурсы. На наш взгляд, формирование национального мультисервисного оператора связи сегодня возможно лишь при условии объединения под единой торговой маркой нескольких межрегиональных операторов, традиционно сильных в своих сегментах телекоммуникационного рынка, с независимыми региональными операторами связи.
Какой экономический эффект Вам удалось получить в результате интеграции компаний "Комет", "Телеком-Центр" и "Алсеан-Н"?
С начала объединения операторов в группу компаний не прошло и года. Наряду с непростым процессом интеграции бизнеса и слияния компаний шло расширение бизнеса, запускались новые технологии, реализовывались комплексные проекты. Лучше всего экономический эффект от интеграции виден на результатах деятельности образующей компании группы ЗАО "Синтерра", где были осуществлены все процессы консолидации. Официальные итоги первой половины 2006 г. еще не подведены, но и цифры на конец 2005 г. весьма показательны. В прошлом году выручка компании достигла 46 млн долл. Показатель EBITDA в 2005 г. по сравнению с 2004 г. вырос в шесть раз, чистая прибыль – в девять раз.
Как Вы оцениваете присутствие группы компаний Synterra в российском телекоммуникационном пространстве?
Сегодня компании группы Synterra контролируют более 50% российского рынка услуг операторского доступа к сети Интернет. Synterra – это независимый национальный оператор связи, активно развивающий свою региональную сеть. В мае этого года компания открыла свой первый филиал в Самаре. Кроме Поволжья мы присутствуем в Челябинске, Волгодонске, Ростове, Новосибирске, Уфе. В Центральном и Северо-Западном регионах мы создаем и дооснащаем собственную оптоволоконную инфраструктуру. В зону покрытия нашей магистральной транспортной сети уже входят такие города, как Самара, Курск, Орел, Воронеж, Липецк, Рязань, Санкт-Петербург, Москва, Франкфурт и Лондон. В ближайшем будущем планируется охватить все экономические центры Центрального и Северо-Западного регионов, а в дальнейшем – всей Российской Федерации.
Еще один значимый проект компании – первая в Москве коммерческая сеть беспроводного доступа Synterra WiMax. В апреле 2006 г. компания объявила о завершении строительства этой сети и начале массового подключения корпоративных клиентов. Сегодня услуги нашей сети доступны на 80% территории столицы, компания ведет активное подключение корпоративных пользователей. Сеть Synterra WiMax позволяет предоставлять услуги телефонии, доступа в Интернет и передачи данных без использования кабельных линий.
До конца года "Синтерра" планирует запустить сеть Synterra WiMax в ряде городов Центрального федерального округа и в ближнем Подмосковье. Программа запуска рассчитана на два года, а первые региональные сети должны стартовать уже в этом году. Суммарные инвестиции в эти проекты составят около 4,5 млн долл. Параллельно компания рассматривает возможность строительства беспроводных сетей в Северо-Западном и Поволжском федеральных округах РФ.
Какова стратегия группы компаний Synterra в условиях консолидации телекоммуникационного рынка? Какие слияния и поглощения Вы планируете осуществить в ближайшее время? Каковы основные источники их финансирования? Планируете ли Вы в обозримом будущем проведение модного нынче IPO?
Synterra следует в русле развития российского телекоммуникационного рынка. Сейчас в группу входят более 10 операторов. Мы открыты как для покупок, так и для инвестиций в бизнес "с нуля". Рассматриваются все возможные варианты, и конкретное решение зависит от того, насколько быстро нам нужно выйти на тот или иной рынок. Если мы видим, что в данном регионе есть что-то привлекательное, то покупаем, а если время терпит, проводим детальное исследование конкурентной ситуации и открываем филиал.
В своей работе мы используем полный набор финансовых инструментов, которые включают в себя, например, кредиты западных и отечественных банков, товарное и проектное финансирование поставщиков оборудования и технологий. В будущем рассматриваем возможность проведения IPO.
Как известно, "Синтерра" первой из российских телекоммуникационных компаний выпустила на массовый рынок услугу беспроводной связи WiMax. Каких средств потребовал этот проект и каков ожидаемый ROI?
Как я уже говорил, в 2005 г. "Синтерра" начала строительство первой в Москве коммерческой сети Synterra WiMax, а в апреле 2006 г. объявила о завершении строительства этой сети и начале массового подключения корпоративных клиентов. В создание этой сети компания вложила около 3 млн долл. По нашим расчетам, проект окупится в течение трех лет с момента введения сети в коммерческую эксплуатацию. Первые месяцы работы сети Synterra WiMax подтверждают наши расчеты.
Какова целевая аудитория предоставляемых Вами услуг WiMax?
Проект Synterra WiMax в первую очередь ориентирован на рынок SOHO и предприятий малого бизнеса. В настоящее время WiMax используется в качестве беспроводной "последней мили". Такая технология имеет в сравнении с традиционными наземными "последними милями" ряд преимуществ. Это более низкая стоимость организации и эксплуатации, большая гибкость – возможность "перенести" эту "последнюю милю" в другое помещение, отсутствие необходимости получать разрешение у собственников зданий и сжатые сроки подключения. Кроме того, не стоит забывать, что даже в текущей реализации стандарта WiMax сети поддерживают "кочевой" режим: абонент может перемещаться в зоне действия различных базовых станций в рамках одной сети и всюду получать полный набор услуг без дополнительного вмешательства оператора.
Нашими клиентами становятся и крупные компании, в том числе с большим количеством филиалов, например, "Аэрофлот" и "Почта России". Они используют сеть Synterra WiMax для резервирования телекоммуникационных услуг, организованных традиционным способом, или для объединения филиальной структуры в единую сеть, что позволяет значительно увеличить оперативность работы.
Каковы перспективы такого направления в развитии телекоммуникаций, как сервисы класса Triple Play? Какие факторы препятствуют развитию в России этих услуг?
О Triple Play сейчас очень много говорят. И связано это с тем, что в России постепенно начинает появляться телекоммуникационная инфраструктура, используя которую можно в полной мере реализовать сервисы класса Triple Play. Кроме того, операторы ищут пути повышения ARPU абонентской базы, что возможно как раз за счет введения новых услуг на базе широкополосного доступа.
Основными факторами, задерживающими начало массового внедрения Triple Play, можно назвать недостаточно широкое распространение сетей широкополосного доступа, отсутствие опыта работы с подобными услугами у операторов связи. Ведь нужно не только создать новые услуги или агрегировать качественный и интересный контент для IP TV, что само по себе непросто, но и объяснить пользователю, зачем ему нужны новые сервисы и как ими пользоваться, научиться корректно управлять такой сетью и многое другое.
Есть ли в портфеле услуг компании корпоративное приложение, аналогичное IP TV в широкополосных сетях, ориентированных на массового пользователя?
Свой бизнес в сфере IP TV Synterra планирует построить не на предоставлении своих услуг частным пользователям, а на создании универсальной платформы доступа к информационно-развлекательному контенту для операторов, обладающих собственными мультисервисными сетями. Компания позиционирует себя в данном сегменте бизнеса как сервис-провайдера, нацеленного на продвижение услуг Triple Play на межоператорском уровне.
Основа платформы Synterra Media – это библиотека лицензионного медиаконтента, куда входят российские и зарубежные каналы, обширная коллекция фильмов и тематических передач для предоставления Video on Demand, подборка игр и прочих услуг, способных заинтересовать конечного потребителя услуг Triple Play. Система будет переводить этот контент в формат, наиболее подходящий для вещания в сетях операторов IP TV, кабельного или мобильного телевидения. Платформа также будет надежно защищать контент от несанкционированного использования абонентами, что гарантирует правообладателям соблюдение авторских прав. Такая система защиты повысит доверие производителей контента к российскому рынку и позволит Synterra агрегировать медиаресурсы на эксклюзивных условиях. Уже сегодня, проведя значительную работу в этом направлении, мы столкнулись с очень интересными и непростыми схемами приобретения видеоконтента. Ведь условия покупки on-line-трансляции спутникового канала заметно отличаются от условий, на которых предоставляются услуги Video on Demand по материалам того же канала. Создание такой медиабазы требует огромных усилий (не только финансовых), которые не под силу небольшому региональному оператору.
Кроме разнообразного контента платформа предлагает операторам отлаженную систему управления и контроля над услугами внутри сети, а также биллинговый инструмент для корректного выставления счетов пользователям и расчетов с оператором-поставщиком.
Еще одной особенностью нашей платформы является система мониторинга, позволяющая гарантировать качество передаваемого сигнала в сетях. Такой инструмент важен как для производителей контента, так и для операторов, работающих с потребителями услуг.
Я акцентирую внимание на этой составляющей еще и потому, что развитие технологии IP TV только начинается и в различных сетях качество передачи видеосигнала может заметно отличаться. Набор услуг нашей платформы значительно упрощает работу операторов кабельного или IP TV, сокращая не только финансовые издержки, но и производственные вложения в обслуживание абонентов. Причем решения по управлению контентом носят нетривиальный характер и также требуют значительных финансовых и человеческих ресурсов.
Замечу, что инфраструктура Synterra позволяет не только создать подобную медиаплатформу, но и обеспечить качественную доставку видеоматериалов в регионы России при помощи собственной междугородной магистральной сети.
Как Вы оцениваете уровень развития сотовой связи третьего поколения? Каковы основные риски, влияющие на доходность технологии 3G? Каковы Ваши планы по внедрению и развитию сетей связи третьего поколения и других перспективных сетей связи в России?
Пока рано говорить о развитии в России сотовых сетей третьего поколения. Пока в нашей стране на подобные сети не выдано ни одной лицензии. В большинстве зарубежных стран, где это уже произошло, развитие данной технологии откладывается из-за нехватки средств у операторов.
Напомню, что за лицензии на 3G сотовые операторы выложили огромные средства, а пользователи мобильных сетей еще не готовы платить за новые услуги, анонсированные в 3G. К тому же сотовые компании инвестировали серьезные средства в существующие GSM-сети, и пока у операторов есть технологические и маркетинговые ресурсы для повышения пользовательской привлекательности текущего стандарта, они будут это делать. В России же перспектива 3G еще более туманна.
Не за горами то время, когда в сетях WiMax будет реализована поддержка мобильности и их абоненты получат доступ к услугам 4G, которые на порядок превзойдут технические характеристики сервисов 3G. Сети WiMax строятся с нуля. Операторы не связаны многомиллионными инвестициями в старое оборудование, а значит, они готовы и будут развивать новые сервисы, объясняя их удобство и выгоду конечному пользователю. Возможно, внедрение мобильности в сетях WiMax приведет к некоторым изменениям бизнес-модели, но инфраструктура радиосети и систем клиентского обслуживания (требующих наиболее крупных инвестиций и времени) будет готова к эксплуатации в новых рыночных условиях.
Расскажите о наиболее интересных и необычных проектах, выполненных Вашей компанией в последнее время.
С момента объединения мы выполнили немало интересных проектов. Остановлюсь лишь на самых значимых для нас. В сентябре 2005 г. мы обеспечивали технологическую поддержку "прямой телефонной линии" с Президентом РФ В.В. Путиным, которую провели ведущие телеканалы страны – "Россия" и "Первый канал". Центр обработки сообщений, организованный "Синтеррой", функционировал круглосуточно на протяжении пяти дней, чтобы каждый желающий мог бесплатно дозвониться и оставить свой вопрос. За время работы операторами центра было обработано более 1 млн звонков и более 100 тыс. коротких сообщений, поступивших со всей страны, при этом более 200 тыс. вызовов было обработано непосредственно во время прямого эфира с Президентом России. Для обработки поступающих звонков было организовано 1140 телефонных линий. Звонки круглосуточно обрабатывали операторы, работавшие в три смены, по 110 человек в каждой смене.
Конечно, наша гордость – московская коммерческая сеть беспроводного доступа Synterra WiMax. Подчеркну, что это первый в стране коммерческий проект беспроводной связи такого масштаба, выполненный на базе технологии семейства WiMax. За несколько месяцев работы сети ее преимущества оценили такие компании, как "Аэрофлот", "Почта России" и другие.
Еще одним значимым для нас проектом стало создание собственной междугородней волоконно-оптической сети в Центральном федеральном округе общей протяженностью более 1500 км. Именно она станет основой регионального развития компании в будущем.
В прошлом году мы завершили создание телевизионной матрицы для обмена видеосюжетами между телевизионными компаниями. Не секрет, что у компаний, создающих телевизионный контент, часто возникает потребность в оперативной передаче или получении видеоматериалов (на профессиональном сленге – в "видеоперегонах"). Какими-то сюжетами нужно поделиться друг с другом, а в некоторых случаях – обеспечить заказные съемки. Наша матрица позволяет организовывать временные или постоянные связи в онлайновом режиме между сторонами, создающими телевизионные программы. Для организации видеоперегонов между российскими и зарубежными телекомпаниями действуют узлы нашей международной коммутационной сети в Лондоне и Лос-Анджелесе. В дальнейшем мы собираемся сделать этот проект доступным не только для центральных телевизионных каналов, но и для региональных телестудий.
Какой Вам представляется группа компаний Synterra лет, скажем, через пять?
Отвечая на этот вопрос, хочу процитировать раздел "Видение будущего" из корпоративной стратегии, которой руководствуются наши сотрудники: "Synterra – лидирующий независимый национальный оператор фиксированной связи в России. Это компания, работающая по международным стандартам корпоративного управления, обладающая прозрачной структурой бизнеса, современными технологиями и предлагающая инновационные услуги. Это клиентоориентированный персонал, лучшие специалисты в области телекоммуникаций России и передовой менеджмент".