Корпоративный менеджмент: попытка упорядочения методологического хаоса

Номер 4. Свобода выбора

Автор предлагает «договориться о терминах»: рассматривая термины «корпоративное управление» (Corporate Management) и «корпоративное правление» (Corporate Governance), приходит к выводу, что применительно к российской практике первый из них является единственно приемлемым, поскольку полностью отвечает сути реальных управленческих проблем, стоящих перед отечественными корпорациями.

Валерий Шапиро
Корпоративный менеджмент: попытка упорядочения методологического хаоса

"Экономические стратегии", 2003, №4, стр.
70-74

 

До настоящего времени в российском законодательстве отсутствует такая организационно-правовая форма, как “корпорация”, и, соответственно, как бы не существует обусловленного этим понятием “корпоративного управления”. Встречающиеся в литературе определения корпорации сводятся к нескольким формальным признакам: развитость организационной структуры, широкий диапазон видов деятельности (или существенное положение на соответствующем рынке), развитая система хозяйственных связей, наличие представительного эшелона профессиональных управляющих. В этом смысле в российском законодательстве определению корпорации более всего соответствует открытое акционерное общество – основная организационно-правовая форма, в которую преобразовывались российские предприятия в процессе приватизации и в которой создаются новые финансовые и промышленно-финансовые структуры.

Отечественные корпорации относительно невелики (по капитализации, обороту, прибыли и численности работающих): в 2002 году только 5 российских компаний вошли число 500 крупнейших компаний мира. Между тем есть, по крайней мере, семь соображений, обусловливающих актуальность проблемы развития отечественного корпоративного менеджмента:

  1. В жизни страны растет роль крупных корпоративных структур, уверенно занимающих место банков как центров консолидации собственности и интеграции финансового и промышленного капитала. Развитие этих структур будет способствовать достижению баланса во взаимоотношениях основных социальных групп и социальных институтов, вовлеченных в рыночное взаимодействие.
  2. Увеличивающаяся конкуренция на инвестиционных, в том числе отечественных, рынках обусловливает важность фактора инвестиционной привлекательности компаний. Эффективное корпоративное управление способствует привлечению инвестиционных ресурсов и является мощным оружием борьбы с коррупцией, снижающей конкурентоспособность России на международном рынке.
  3. Качество корпоративного управления влияет на эффективность соответствующих отраслей, регионов, а во многом и экономики страны в целом. Его повышение способствует росту внутренней эффективности процессов в компаниях и их переходу на новый уровень. Эти усилия оказывают, в свою очередь, заметное положительное влияние и на использование капитала в национальном масштабе.
  4. Многие владельцы/высшие управляющие, а также большинство мелких акционеров/рядовых работников компании недостаточно компетентны в вопросах ведения бизнеса. У последних этот недостаток сочетается с нежеланием глубоко вникать в суть работы корпорации, стремлением увеличить выплаты в виде дивидендов, вместо того чтобы направлять средства на развитие производства.
  5. Эффективное корпоративное управление предполагает прозрачность соответствующей информации, что в определенной степени может содействовать как сведению к минимуму теневого бизнеса, так и принятию более предсказуемых решений.
  6. Надлежащее корпоративное управление способствует увеличению потенциала отечественных инвесторов не только как участников экономической деятельности, но и как граждан страны, заинтересованных в проведении реформ.
  7. Специалисты хотят договориться о базовых началах корпоративного менеджмента, о чем свидетельствуют, в частности, организационные усилия в сфере так называемого корпоративного поведения.

В этих условиях возрастает необходимость эффективного управления корпорациями (как “донорами”, имеющими свободные инвестиционные ресурсы, так и компаниями, нуждающимися в притоке инвестиций). Эффективное управление корпорацией подразумевает широкий диапазон задач, включая все аспекты классического управления, то есть управление финансами, кадрами, производством, ресурсами, инвестициями и пр. Речь также идет о новых для российской практики, “правильных”, цивилизованных взаимоотношениях участников корпоративного управления, как то: корпоративное право, структура и контроль собственности, размеры компаний, формы привлечения инвестиций и финансовые инструменты, стандарты и правила финансовой отчетности, производственно-коммерческая ориентация.

Итак, дадим определение корпорации, в наибольшей степени отвечающее российским реалиям.

Конкурентоспособная корпорация – это эффективная бизнес-система, которая в состоянии завоевывать и удерживать существенную долю рынка, а, следовательно, обеспечивать рост доходов и финансовое благополучие своих акционеров/работников. Основными признаками конкурентоспособности являются: наличие собственных возможностей для финансирования развития науки и производства, стабильность и устойчивость к изменениям на рынке, способность качественно и в срок выполнять заказы, высокая привлекательность для инвесторов и кредиторов, наличие дополнительных возможностей для решения социальных проблем.

Важно отметить, что корпорация, подобно живому организму, является одновременно и субъектом, и объектом управления, представляя собой: субъект права, организационно-правовую структуру, организационную структуру, бизнес-систему, производственный комплекс, имущественный комплекс, структурированный финансовый объект, социально-организационный комплекс.

Рассмотрим принятые на Западе близкие (но не совпадающие по смыслу) термины: “корпоративное управление” (Corporate Management) и “корпоративное правление” (Corporate Governance). В западном законодательстве последний термин означает систему взаимоотношений между собственниками (акционерами) предприятия, теми, кто этими предприятиями управляет, то есть менеджерами, а также иными заинтересованными группами (органами самоуправления, кредиторами и др.). При этом возникает необходимость выработки и внедрения неких общих правил, которые позволили бы потенциальным инвесторам получить полную и ясную картину того, на основе каких управленческих принципов действует та или иная компания, кто является ее владельцем, какова степень эффективности ее работы. Это нужно, чтобы в сжатые сроки и без значительных затрат решить, вкладывать в нее свой капитал или нет.

Правомочность использования данного термина не вызывает сомнений. Тем не менее применительно к российской практике первый из упомянутых терминов – “корпоративное управление” – является единственно приемлемым, поскольку включает в себя комплекс структурных, финансовых, производственно-хозяйственных, правовых элементов и тем самым полностью отвечает сути реальных управленческих проблем, стоящих перед отечественными корпорациями.

В целом качество управления корпорациями представляет сегодня одну из самых острых проблем российского бизнеса. Само понятие – качество управления – для России настолько непривычно, что пока в русском языке нет даже точного перевода термина Сorporate Governance (см. выше), который нередко толкуют как общее управление корпорацией.

Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг разработаны и приняты правила и рекомендации, устанавливающие стандарты поведения во взаимоотношениях руководителей между собой и с акционерами – так называемые “кодексы корпоративного поведения/управления”. Целью стандартов является защита интересов акционеров, в том числе миноритарных. Чем более высокого уровня защиты интересов акционеров удастся достичь, тем выше будут инвестиции, на которые смогут рассчитывать российские акционерные общества. Это окажет непосредственное положительное влияние на отечественную экономику в целом.

Основные проблемы корпоративного управления связаны не столько с качеством законодательства, сколько с отсутствием длительной практики корпоративных отношений, в связи с чем традиции корпоративного поведения еще только формируются. В одних случаях незнание требований законодательства, вызванное его относительной новизной, а в других – пренебрежение этими требованиями не позволили в полной мере ввести в жизнь те нормы корпоративного поведения, которые эти правовые акты призваны установить.

Схема 1. Принципиальная структура корпоративной системы управления

Корпоративная система управления

Корпоративная
бизнес-система

Миссии, стратегии, цели
Корпоративная диагностика
Система видов бизнеса и ресурсов компании
Организационная структура компании
Система бизнес-процессов компании
Законодательное и нормативное обеспечение
Корпоративные стандарты
Система корпоративных отношений
Технологии корпоративного управления
Корпоративная культура
Корпоративный офис
Корпоративная информационная система

Общие функции
корпоративного
менеджмента

Прогнозирование и планирование
Организация
Учет, анализ, контроль
Координация и регулирование

Корпоративные
бизнес-функции

Управление проектами
Управление финансами
Персонал
Инновации
Инвестиции
Проекты
Финансы
Снабжение и сбыт
Качество
Маркетинг
Экология
Безопасность
Риски
Международная
деятельность
Собственность
и ценные бумаги
Коллегиальные органы

 

Итак, “корпоративное управление” является термином, в качестве важного составного элемента включающим понятие “корпоративное правление” в контексте Corporate Governance. Все чаще вместо русского термина “управление” используют, нередко необоснованно, английский – “менеджмент”. Для “теоретического” обоснования подмены служат такие тезисы, как “занятость” термина в биологических и технических системах, традиционное невнимание управления к человеческому фактору и др. Чаще всего эти тезисы выдвигаются из чисто конъюнктурных соображений; вместе с тем было бы ошибкой игнорировать тот факт, что термин “менеджмент” укоренился на российской почве – в основном в качестве профессионально-квалификационного определения.

Будем понимать под управлением/менеджментом вид профессиональной деятельности, состоящий в управлении хозяйственной деятельностью корпорации, в том числе людьми, командами, предприятиями, проектами, программами в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности и т. д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на достижение системы целей и получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата. Профессиональное управление является самостоятельным видом деятельности, для которого требуется наличие субъекта – профессионала-управленца (менеджера). Его работа направлена на объект – хозяйственную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.). Соответственно, суть корпоративного управления сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности.

Нужно различать понятия “управление” и “руководство”. Термин “руководство” много уже понятия “управление”, поскольку означает процесс управления, который осуществляется руководителем, исполняющим роль посредника социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой социальной общности, куда входит данная группа. Справедлива следующая логическая формула:

РУКОВОДСТВО <= (УПРАВЛЕНИЕ <-----> МЕНЕДЖМЕНТ).

Подводя итог сказанному, можно дать следующее определение: корпоративное управление/менеджмент – это профессионально осуществляемое в рыночных условиях руководство деятельностью корпорации, направленное на достижение целей деятельности и получение прибыли путем рационального использования ресурсов. В узком смысле менеджмент – воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на других лиц для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

В качестве объекта корпоративного управления/менеджмента выступает хозяйственная деятельность компании (предприятия, фирмы и др.) в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т. д.). Если эта деятельность направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи корпоративного менеджмента. Таким образом, менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, банков, страховых обществ, гостиниц и целого ряда других хозяйственных организаций, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов.

Основные цели, которые традиционно ставила перед собой корпорация, сводились к одной обобщенной характеристике – прибыли. Однако в настоящее время на смену концепции доходности и прибыльности приходит более сложная концепция “стоимости бизнеса”, которая включает не только финансовую оценку традиционных разделов бизнеса (имущества, активов и пр.), но и такие качественные показатели, как репутация, имидж, конкурентоспособность, адекватность стратегий и пр. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя.

Управление корпорациями представляет собой синтетическую мультидисциплину, объединяющую на единой методической основе совокупность таких известных прикладных дисциплин, как организация и планирование (предприятий и процессов), экономика предприятий, маркетинг, менеджмент (общий, стратегический, проектный и др.), управление персоналом и др.

Чрезвычайно важен институциональный аспект корпоративного управления. Как показали исследования известных экономистов, в первую очередь нобелевского лауреата Р. Коуза, а также М. Скотта, Р. Шервина и других, так называемые трансакционные затраты (говорят также “издержки”) являются наряду со структурой управления главной причиной существования компаний (корпораций, фирм и.т.п.) и, соответственно, основным предметом исследования дисциплины “корпоративное управление”.

Трансакционные издержки – это затраты, возникающие при использовании рынка для покупки и продажи продукции и услуг. Трансакционные затраты включают в себя затраты на поиск поставщиков или потребителей, заключение контрактов с ними, контроль за соблюдением контрактов, юридическую защиту и т.д., а также затраты, связанные с несовершенством рынка (например, трудности получения информации о ценах и качестве товаров, ненадежные источники поставок, ограничения на количество точек розничной торговли).

Именно необходимость этих затрат “заставляет” корпорацию осуществлять полезные функции и является, собственно говоря, одной из двух причин, “оправдывающих” ее существование (заметим, что второй элемент – структура управления, призван обеспечивать эффективность реализации этих функций). Можно утверждать, что корпоративное управление есть наука об организации.

Таким образом, дисциплину “корпоративное управление” следует рассматривать как совокупность методов и средств сокращения/оптимизации трансакционных издержек и повышения эффективности системы управления корпорациями, а также компаниями, фирмами, предприятиями (2).

Принципиальная схема корпоративного управления приведена на Схеме 1.

Примечания

  1. Хозяйственные товарищества и общества – корпоративные, то есть построенные на началах членства коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным (складочным) капиталом (п. 1 ст. 66 ГК РФ). В европейском континентальном праве называются компаниями или фирмами, в американском – корпорациями. В РФ они ранее именовались торговыми товариществами, поскольку коммерческая деятельность отождествлялась прежде всего с торговлей. В действующем законодательстве РФ к числу хозяйственных товариществ и обществ отнесены полные и коммандитные товарищества, общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью и акционерные общества.
  2. Подробнее см. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Корпоративный менеджмент: Справочник для профессионалов. М.: Высшая школа, 2003. – 1077 с.: ил.

 

Следить за новостями ИНЭС: