Конкуренция через нововведения, инновации и обучение
Сокращенная версия доклада Организации по промышленному развитию при ОЕЕ ООН (United Nations Industrial Organization, UNIDO)
Технологически сложная деятельность приносит большие прибыли как на уровне компании, так и на уровне страны – этот основной тезис в докладе подтвержается многочисленными примерами.
UNIDO
Конкуренция через нововведения, инновации и обучение
"Экономические стратегии", 2003, №4, стр. 36-43
Несколько месяцев назад Организация по промышленному развитию при ОЕЕ ООН (United Nations Industrial Organization, UNIDO) представила очередную версию доклада "Конкуренция через нововведения, инновации и обучение", в котором приведены результаты исследования 87 стран.
Собрав и проанализировав данные о промышленном развитии стран-членов UNIDO за 1985 и 1998 годы, специалисты отдали первое место по конкурентоспособности Сингапуру, второе – Швейцарии, третье – Ирландии (см. таблицу 1). Россия в этом списке занимает 44-е место. Мы ровно посередине, что неутешительно. С другой стороны, данные, на основе которых был составлен рейтинг, относятся к 1998 году (кризис 18 августа). Сегодня, после нескольких лет промышленного роста, РФ, без сомнения, заняла бы более высокую позицию. Полезно взглянуть на радар по России – данные по 9 позициям рейтинга (см. схему 1). Он свидетельствует, что, создавая современные технологии, мы в то же время плохо умеем продавать свои know-how, экспортировать машиностроительную продукцию и отстаем в прямых иностранных инвестициях.
Рейтинг не претендует на то, чтобы стать абсолютным мерилом. Он, скорее, показывает, как та или иная страна соотносится с другими странами и в каких областях следует предпринять действия, необходимые для решения фундаментальных проблем экономики. Ниже мы приводим основные положения доклада "Конкуренция через нововведения, инновации и обучение".
Большая часть экономических реформ в развивающихся странах осуществлялась в надежде на то, что они приведут к накоплению запасов капитала и росту благосостояния. Но на деле выигрыш в экономическом развитии оказался незначительным.
Схема 1. Радар по России
Причина в том, что реформы 1990-х годов были несбалансированными – в лучшем случае они характеризовались только двумя (макроэкономической и институциональной) из трех составляющих, необходимых для борьбы с бедностью и для управления устойчивым развитием. Третья составляющая – обеспечение длительного повышения продуктивности за счет мобилизации творческого потенциала общества – в них отсутствовала.
Таблица 1. Рейтинг конкурентоспособности
Для развития, в современном его понимании, инновации, технологические перемены и другие нематериальные аспекты не менее важны, чем накопление капитала. Однако эффект объединения потоков капитала и технологий принес прибыль лишь немногим развивающимся странам. А именно тем из них, которые уделяли внимание повышению продуктивности и созданию благоприятного климата для инвестиций. Промышленная конкурентоспособность страны требует создания возможностей для использования новых технологий.
Нововведения и обучение на уровне предприятий
Сегодня страны могут поддерживать промышленный рост только в том случае, если ключевые игроки – предприятия – способны создавать и развивать конкурентные преимущества. Внешняя среда отражает сложные взаимодействия между стимулами, факторами рынка и теми общественными институтами, с которыми контактирует предприятие. Стимулы – это сигналы, исходящие от рынка: конкурентное давление в своей стране и за рубежом, перспективы роста и т.п. Рыночные факторы включают все затраты на нужды предприятия – от информации и капитала до квалифицированных и неквалифицированных рабочих, комплектующих и инфраструктуры. Общественные институты – это и правила игры (законы и культурные нормы), и опосредующие факторы (стандарты, качество, обучение и т.п.), которые дополняют или включают в себя рыночные факторы. В каждой стране существует свой набор стимулов, факторов и общественных институтов, зависящий от ее исторических, политических и т.п. традиций. Все это влияет на формирование системы нововведений и обучения, а чем сильнее система, тем больше разнообразных конкурентоспособных промышленных предприятий.
Исходная база конкурентных способностей и возможностей обучения обусловливает то, насколько хорошо страны справляются с новыми технологиями. Непросто быстро изменить тип специализации. Рост национальной технологической зрелости требует от промышленного сектора движения от простых технологий к сложным и в пределах последних – от секретов производства (know-how) к знанию того, зачем вообще нужны эти технологии. На каждом этапе возможны расходы, риск, препятствия и неожиданности, причем их число увеличивается по мере усложнения технологий и развития конкурентных способностей.
Развитие конкурентоспособности требует больших усилий
Предприятия не создают промышленных возможностей самостоятельно. Они реагируют на сигналы рынка, используя информацию и навыки не только поставщиков и потребителей, но и конкурентов. Они привлекают заемный капитал, чтобы финансировать нововведения и обучение, ищут квалифицированных рабочих, привлекают к сотрудничеству агентства по стандартам и параметрам качества, НИИ, университеты, другие технические учреждения. Внедрение инноваций и обучение являются интерактивными процессами, наиболее успешно протекающими в условиях тесного сотрудничества промышленных предприятий, технологических организаций и рынков. Предприятия должны адаптировать к внешним условиям свою систему внутреннего контроля, взаимодействия, обмена информацией, а также целенаправленные действия или создать нечто новое. Это нельзя сделать быстро. Не существует предсказуемого графика обучения для всех предприятий. То, насколько успешно совершенствуется предприятие, зависит от многих факторов. Помимо налаживания производственного процесса необходимо иметь доступ к информации, соответствующую инфраструктуру, в том числе и нематериальную. Скажем, если речь идет об экспортере, ему нужен надежный аэропорт и оперативно функционирующая таможенная служба.
Внедрение инноваций и обучающих моделей предполагает наличие единой системы стимулов, факторов и организаций, на которые компании реагируют, пытаясь развить свои технологические возможности. В зависимости от качества, плотности и характера связей различных элементов подобные системы могут существенно отличаться по способности стимулировать или замедлять нововведения и обучение. Их эффективность также зависит от политики правительств, которые могут улучшить отдельные элементы системы и, что еще более важно, сформировать согласованную стратегию промышленного и технологического развития. Там, где это было сделано эффективно, например, в некоторых странах Восточной Азии, результаты впечатляющие. Согласно традиционной точке зрения, развивающимся странам достаточно только открыть границы потокам инвестиций и знаний, создать необходимые структуры и позволить конкурентным рынкам так разместить зарубежные и внутренние ресурсы, чтобы они использовались надлежащим образом. Если все эти условия выполнены, конкурентоспособность должна родиться сама собой. В данном случае технологии рассматриваются как нечто самостоятельное, интересное только для тех стран, которые не занимаются фундаментальными исследованиями.
Такой взгляд слишком упрощает промышленный процесс: предполагается, что технологии могут быть полностью материализованы в машинах, чертежах, инструкциях, что их можно перемещать с места на место как физические объекты и всякий раз эффективно размещать без дополнительных усилий. Однако технологии включают множество латентных элементов, для освоения которых требуются не только специальные навыки, знания, но и институциональные возможности. Совершенное владение подобными элементами является обязательным. Это условие особенно трудновыполнимо в развивающихся странах, где отсутствует та почва, на которую можно было бы "пересадить" современные технологии – технические знания и опыт, желание и способность учиться.
Обнаружение искомой технологии по приемлемой цене связано с расходами и риском, а ее использование – с дальнейшими усилиями, направленными на то, чтобы вникнуть во все тонкости. Нужно также адаптировать ее к местному спросу, масштабам производства, навыкам рабочих и сырьевой базе. Однако любую технологию можно улучшить. Если появляются новые версии той или иной технологии (как происходит почти всегда), компания должна овладеть ею, чтобы оставаться конкурентоспособной. На определенном этапе динамично развивающееся предприятие может выделить процессы контроля, обучения, совершенствования и связанные с ними функции в отдельное подразделение НИОКР, имеющее собственный бюджет и систему управления. Деятельность этого подразделения не должна сводиться к созданию "прорывных" инноваций. Часто в развитых странах НИОКР ориентированы на контроль, копирование и адаптацию нововведений, сделанных другими. В развивающихся странах главная функция НИОКР – импортировать технологии, научиться пользоваться ими, приспособить и улучшить их. Эффективность использования любой новой технологии связана с созданием новых возможностей. Последнее зависит от исходных возможностей предприятия, поддержки, которую оно может получить от окружающей среды, и степени новизны технологии по отношению к уже существующей совокупности знаний. В развивающихся странах новая технология может оказаться более дорогостоящей и трудной для освоения, чем в развитых странах.
Начните с малого и посмотрите, кем вы можете стать
Предприятия в развивающихся странах, как правило, начинают осуществление нововведений и обучение с импортирования новой технологии; затем они изыскивают средства (внутренние и внешние) на создание возможностей для овладения наиболее тонкими элементами этой технологии (а со временем – на улучшение технологии и создание новых технологий). Размеры инвестиций, в первую очередь, зависят от уровня конкуренции на отечественном и зарубежных рынках.
Связь, усиление и обучение – это то, что компании и страны должны делать, чтобы стимулировать свое технологическое развитие.
Связь – общение с внешними партнерами с целью приобретения необходимых технологий и навыков.
Усиление – выход за рамки обычных конкурентных отношений между независимыми участниками сделки для того, чтобы получить от новых отношений с внешними партнерами все возможное.
Обучение – приложение усилий для овладения технологиями изготовления продукции, сознательное стремление создать основу для улучшения имеющихся технологий и появления новых.
Предприятиям прежде всего потребуется исходный набор ресурсов, технологий, навыков и возможностей. Самое важное – это ускорить создание искомых возможностей путем получения доступа к информации, закупки машин и оборудования, установления контактов с консультантами, а также с другими предприятиями и учреждениями, местными и зарубежными, через формальные или неформальные отношения. Стратегический выбор предприятий в любом случае жестко ограничен их компетенциями и набором доступных для них вариантов. Реализацию стратегии связи, усиления и обучения, нацеленной на промышленные нововведения, следует начать с тщательного анализа ключевых факторов конкурентоспособности и различных вариантов контактов развивающихся компаний с источниками знаний. Этот этап должен дать ответ на вопрос: где мы и какова цель нашего движения? Он также предполагает поиск партнеров, которые способствовали бы усилению возможностей предприятия. На этапе усиления необходимо сделать стратегический выбор и определить средства приобретения знаний, что позволит ответить на вопрос: каким путем мы можем достичь намеченных целей? Последний этап включает процесс усиления возможностей через обучение. Выбор того или иного вида обучения будет зависеть от избранного предприятием типа связей и усиления возможностей.
Для предприятий в развивающихся странах овладение возможностями, позволяющими устанавливать связи, – только половина дела. Другой аспект – это то, как они используют установленные связи для приобретения навыков, получения знаний и технологий. Именно он оказывает решающее влияние на процесс технологических нововведений внутри сетевой системы.
Если ресурсов не хватает, их необходимо пополнить из внешних источников. Ведущие мировые компании сохраняют свои позиции с помощью альянсов и различных форм совместных предприятий, обеспечивающих им доступ к ресурсам, необходимым для диверсификации портфеля выпускаемой продукции. Та же самая идея лежит в основе стратегии предприятий в развивающихся странах.
Оптимальное использование технологий
Предприятиям, использующим существующие технологии на уровне ниже мирового, нововведения и обучение помогут более эффективно использовать производственные мощности, снизить уровень брака, расходы или повысить качество продукции. Именно таковы по большей части нововведения в развивающихся странах. Они не требуют значительных дополнительных инвестиций – наиболее важны те возможности, которые предприятия получают с помощью обучения.
Например, кенийская компания Bedi, производитель текстиля и одежды, создает ключевые компетенции, используя международные стандарты ISO 9000 (минимум, необходимый для выхода на международный рынок). Компания была организована в 1972 году как маленькая семейная фирма, поставлявшая одежду на местный рынок. Со временем она стала выпускать пряжу и превратилась в одно из наиболее передовых объединений страны. Сегодня компанией управляют три сына ее основателя, получившие техническое или бизнес-образование в Великобритании. По местным стандартам, уровень подготовки персонала компании достаточно высок. Переход Bedi на стандарты ISO 9000 произошел в начале 1990-х годов . С помощью квалифицированного консультанта, приглашенного из-за границы, был проведен аудит компании, а также проверка и сертификация компании независимым аккредитованным агентством. Результаты аудита повлияли на проведенные изменения: закупку нового оборудования, калибровочные тесты, обучение рабочих и квалифицированного персонала и внедрение строгой системы контроля. В 1994 году подразделение контроля качества продукции компании Bedi стало в 26 раз больше (7% служащих компании), а доля забракованного товара – ниже 1%. Рост производительности труда увеличился в 2 раза и составил 6%. Сегодня Bedi имеет лучшие в швейной промышленности Кении производственные возможности для поиска и внедрения импортных технологий. Она поддерживает тесные связи с зарубежными покупателями и поставщиками оборудования. Однако компании все еще не хватает независимых конструкторских возможностей, и поэтому она пока вынуждена полагаться на зарубежных специалистов.
Приспосабливание и улучшение процессов и продукции
Другие проявления нововведений и обучения – это улучшение и адаптация продукции и процессов за счет собственных технических усилий, использования внешних источников знаний и взаимодействия с ведущими международными предприятиями. Мелкие улучшения являются частью стратегии достижения эффективности производства. Крупные улучшения и адаптация требуют более высокого уровня навыков и компетенции сотрудников предприятия и обычно – более передовой промышленной системы и инфраструктуры.
Тайваньская компания Tatung, крупнейший производитель электроники в 1990-х годах, за 30 лет смогла превратиться из поставщика черно-белых телевизоров в крупного производителя компьютерной техники, цветных дисплеев и телевизионных мониторов. К середине 1990-х годов товарооборот компании превысил 1 млрд долл. Сначала Tatung осваивала производственные know-how путем приобретения готовых технологий для производства бытовых электроприборов и бытовой электроники у американских и японских компаний, заключая договоры о технической помощи и создавая совместные предприятия. Позднее она стала производителем комплектного оборудования, то есть взяла на себя ответственность за контрактное производство электроники для зарубежных транснациональных компаний и продажу этой продукции под их собственными торговыми марками. Транснациональные компании часто оказывали Tatung всестороннюю помощь, в том числе в выборе оборудования и обучении инженеров.
К концу 1980-х годов компания Tatung в качестве производителя комплектного оборудования экспортировала около половины своих цветных телевизоров, персональных компьютеров и накопителей на жестких дисках. При создании большей части этой продукции мало использовались собственные НИОКР компании, но она приложила массу усилий, чтобы с помощью конкурентов ликвидировать пробелы в производственных технологиях и процессах. Tatung стала поглощать и приспосабливать передовые зарубежные технологии и модифицировать потребительские товары для различных клиентов на местных рынках. Ее внутренние проектные способности были использованы для того, чтобы постепенно сокращать производственные процессы, приводить капитал в соответствие с затратами труда и осуществлять постоянные улучшения производственных технологий.
Создав торговые представительства в развитых странах в 1970-х годах, Tatung впоследствии построила заводы за границей для того, чтобы укрепить свое конкурентное положение на мировых рынках, улучшив тем самым собственный торговый имидж и приобретя передовые технологии и навыки. К середине 1990-х годов у нее было 8 зарубежных производственных подразделений, выпускающих телевизоры, посудомоечные машины, холодильники и другие бытовые приборы. Сегодня Tatung сама экспортирует технологии.
Продвижение вверх по цепочке создания добавленной стоимости
Предприятие, находящееся на исходном этапе промышленного развития в типичной развивающейся стране начинает с простых операций: сборки и упаковки. Если ему удается расширить и углубить навыки и способности, оно может перейти к более масштабному производству, связанному с усложнением технологического уровня и управленческих процессов. Предприятия полупроводниковой промышленности в Малайзии осуществили такое продвижение вверх по цепочке создания добавленной стоимости и в качестве филиалов ведущих транснациональных корпораций усовершенствовали свои производственные мощности, чтобы внедрить новейшие производственные технологии в больших объемах.
Возможно и дальнейшее продвижение по цепочке создания добавленной стоимости вплоть до проектирования оборудования для сложных технологических процессов, проведения фундаментальных или поисковых НИОКР и т.п. Большинство ведущих предприятий Республики Корея и Тайваня достигли этого этапа, как и многие филиалы транснациональных корпораций в высокотехнологичных отраслях промышленности Сингапура. Нечто подобное возможно и в сфере услуг, причем для этого не требуется высокоразвитой промышленной сети или инфраструктуры. Самое главное – осуществить и профинансировать процесс обучения.
Компания ArtinSoft является одним из ведущих мировых поставщиков программного обеспечения для баз данных и миграционных языков программирования. Ее основной продукт ("Freedom") используется в технологиях искусственного интеллекта для замены старого программного обеспечения на новое. Компания, созданная в 1993 году тремя инженерами без средств, только что окончившими учебу, и их профессором и размещавшаяся на арендованной ферме, была дочерним предприятием Технологического института Картаго (Коста-Рика). В течение 8 лет она выросла и превратилась в предприятие с 200 служащими, которое привлекает внимание таких мировых гигантов, как Oracle и Intel. Занимаясь разработкой эффективного и недорогого миграционного программного обеспечения, ученые создали программное обеспечение для планирования ресурсов и построения графика работ предприятия и предложили его крупным компаниям Коста-Рики. Близость к клиентам, низкая стоимость продукта и его доступность (на испанском языке) обеспечили коммерческий успех программы в самой Коста-Рике и регионе. Благодаря этому продукту компания ArtinSoft приобрела опыт и капитал для разработки "Freedom".
В 1998 году корпорация Oracle, крупная европейская компания, начала переговоры с компанией ArtinSoft об управлении важным миграционным проектом. Последний был успешно завершен и стоил очень недорого. Это дало возможность ArtinSoft вступить во взаимодействие с мировыми лидерами и приобрести хорошую репутацию на мировом рынке. Позднее компания привлекла внимание фонда Intel Communications, который выделил ей средства для работы над переносными компьютерными программами. В феврале 2001 года фонд предоставил ArtinSoft средства для усовершенствования существующих миграционных систем и разработки новых с тем условием, чтобы эти компьютерные программы соответствовали технологиям корпорации Intel.
Компания ArtinSoft использовала преимущества своего положения – именно в Коста-Рике сосредоточены наиболее квалифицированные кадры в области информационных технологий Центральной и Латинской Америки. Причиной этого отчасти является правительственная программа Informatica Educativa.
Переход к более сложным видам деятельности
Чтобы получить любую технологию и обучиться ей, приходится рисковать, нести определенные расходы, прилагать более или менее интенсивные усилия. Большинство видов промышленной деятельности предполагает наличие относительно сложных и относительно простых функций. Труднее всего осуществлять нововведения на передовых рубежах знаний. На каждой стадии создание ключевых возможностей является наиболее трудным и дорогостоящим делом. Легким технологиям можно научиться довольно быстро: это потребует не слишком много новых навыков и новой информации и минимальных изменений в организации.
Например, имея в распоряжении скромное число обученных дисциплинированных рабочих и нескольких квалифицированных техников и управляющих, можно создать завод, который будет выпускать одежду на экспорт, и достичь конкурентоспособных стандартов в течение нескольких недель или месяцев. Овладение же сложными технологиями требует длительного времени и аккумуляции определенных навыков, знаний, опыта, проведения организационных перемен. Эффективное управление современным крупным сталеплавильным или автомобилестроительным заводом есть результат многолетней работы по созданию и накоплению нужных возможностей. Предприятия не могут стать конкурентоспособными, не пройдя через этот процесс – неважно, каков исходный уровень их развития. Для продвижения к более сложным видам деятельности необходимо также взаимодействие между производством, инвестициями и нововведениями. Производственные или инвестиционные возможности облегчают разработку более дешевых и современных технологий, которые, в свою очередь, позволяют совершенствовать операции и стимулируют осуществление новых инвестиций.
Виды деятельности различаются не только с точки зрения технологии, но и по экономическим результатам: технологически сложная деятельность приносит большие прибыли как на уровне компании, так и на уровне страны. Сложные промышленные виды деятельности предоставляют большие возможности для овладения разнообразными передовыми навыками. Поэтому те виды деятельности, которые в большой степени используют НИОКР, получают и более обильный поток новаций, что способствует быстрому росту производительности.
Пять принципов промышленной политики
Развитие возможностей имеет место, в первую очередь, на предприятиях. Однако оно в значительной степени обусловлено той окружающей средой, в условиях которой действует предприятие, а также рыночными, политическими и технологическими сигналами, макроэкономическими переменами, перспективами роста, состоянием национальной безопасности и правами на материальную и интеллектуальную собственность. Для создания и усиления новых возможностей предприятиям необходимы поступления (финансы, навыки, машины, информация и знания), которые должны соответствовать быстрым техническим переменам и жесткой конкуренции. Таким образом, создание возможностей предприятия требует сложного взаимодействия между различными агентами.
Политическая проблема для развивающихся стран — поощрение динамичной конкурентоспособности.
1. Приведение приоритетов для политического вмешательства в соответствие с общим видением. Ресурсы — финансовые и человеческие — для политического вмешательства неизбежно ограничены даже в богатых странах. В бедных странах они ограничены в еще большей степени. Поэтому необходимо мобилизовать ресурсы и определить приоритеты в соответствии с общим видением национального развития и условиями конкретной страны. В зависимости от уровня развития внимание, прежде всего, следует уделять нововведениям, специализированным навыкам и инфраструктуре (в более развитых странах) или созданию компетенций начального этапа развития, усилению ресурсной базы и трудоемким отраслям промышленности, усовершенствованию более мелких предприятий, развитию базисной инфраструктуры (в развивающихся странах).
2. Усиление национальных ресурсов с помощью зарубежных в глобальной цепочке создания добавленной стоимости. Наиболее эффективные средства для объединения технологических ресурсов часто встречаются на уровне цепочки создания добавленной стоимости. Жизненно необходимо понимать природу каждой цепочки и состав ее основных участников. Но поддержание связей требует создания дополнительных местных возможностей. Стратегии связей и усиления опять-таки будут варьироваться в зависимости от уровня промышленного развития и национальных приоритетов. Страны с сильной промышленной и технологической базой могут в качестве примера взять стратегии, выбранные азиатскими «тиграми». Те, база которых слабее, должны использовать более умеренные стратегии, помогая компаниям и группам компаний связываться с глобальными игроками и постепенно продвигаться вверх по цепочке создания добавленной стоимости с помощью прямых иностранных инвестиций.
3. Координация общего видения, структурных условий и механизмов. Стратегия усиления конкурентоспособности включает тесную координацию видения, структурных условий и механизмов. Ее осуществление входит в компетенцию министерств и правительственных ведомств и может дать эффект, если механизмы четко разработаны, и те, кто принимает решения, достигли консенсуса в вопросе о приоритетах и действиях, а также в случае, когда министры обмениваются информацией. Формулирование стратегии и координация развития промышленных механизмов на официальном уровне особенно необходимы тогда, когда в стране происходят крупные политические перемены. В такой ситуации следует начинать со значительных структурных изменений. Координация не обязательно требует создания нового учреждения, но может осуществляться группой существующих министерств и ведомств. Она будет эффективной только при условии регулярного сбора и анализа данных, которые должны охватывать производство, торговлю, основные механизмы и ведущие учреждения.
4. Приобретение конкурентоспособных навыков, знаний и бюрократических компетенций. Для реализации стратегии потребуются конкурентоспособные навыки, знания и компетентные чиновники. Частный сектор может внести большой вклад в проектирование и осуществление политики, освобождая правительство от многочисленных трудностей, связанных со сбором и анализом данных. Действительно, частный сектор находится в лучшем, чем правительство, положении с точки зрения возможности оценки производительности, технологических и рыночных
тенденций на индивидуальном уровне. Правительство же должно обеспечивать более широкие стратегические и структурные перспективы и сформулировать видение развития страны на средний период времени.
5. Привлечение на свою сторону ключевых действующих лиц международного сообщества для формулирования стратегии. Помимо материальной помощи это позволит получить и проанализировать ценную информацию о производительности, учреждениях и политике других государств. Многие исследования конкурентоспособности, проведенные развитыми странами,
являются широко доступными. И технологические, и обучающие учреждения часто готовы оказывать помощь или продавать свои услуги. Государственные и международные агентства предоставляют техническую помощь, часто привлекая промышленных экспертов. Консультанты проводят анализ конкурентоспособности в целом и отдельных ее составляющих; их помощь стоит дорого, но они располагают множеством данных и солидным опытом. Кроме того, существует необходимость в аналитической поддержке правительств на более высоком уровне, особенно в оценке различных стратегических подходов и опыта других стран.