Концепция «Большой Центральной Азии»: проблемы и перспективы

Номер 2 - ЦА. Закон гармонии

Конфронтация Ирана и США и тесное российско-таджикское партнерство делают маловероятной реализацию американской стратегии в Центральной Азии на сегодняшнем этапе

Азиз Бурханов
Концепция "Большой Центральной Азии": проблемы и перспективы

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №2-2006, стр. 56-59

Бурханов Азиз Камалович – кандидат политических наук.

В последнее время в американских политических и научных кругах, а также в прессе широко обсуждается концепция "Большой Центральной Азии" (БЦА). Она была разработана при участии специалистов Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джонса Хопкинса в Вашингтоне. Основные идеи концепции изложены в статье вдохновителя проекта Фредерика Старра в журнале Foreign Affairs, близком к американской администрации и часто используемом Белым домом в качестве полигона идей.

Проект "Большой Центральной Азии" направлен на решение проблемы модернизации Афганистана. В этом отношении он является логическим продолжением проекта "Большой Ближний Восток" (ББВ), разработанного еще в 2003 г. и нацеленного на стабилизацию обстановки на Ближнем Востоке путем усиления американского влияния в этом регионе. Американские эксперты подчеркивают, что до тех пор, пока в странах Ближнего Востока сохраняются авторитарные режимы и низкий уровень жизни населения, регион останется одним из главных источников терроризма. Превращение Ближнего Востока в стабильное демократическое пространство является главной идеей проекта ББВ.

Основные идеи проекта "Большая Центральная Азия" отчасти повторяют идеи проекта "Большой Ближний Восток". Длительная гражданская война вместе с невниманием мирового сообщества к проблемам Афганистана и его международная изоляция способствовали превращению страны в эпицентр мирового терроризма и наркобизнеса. Несмотря на успехи в сфере модернизации после свержения режима талибов, Афганистан сталкивается с серьезными проблемами в борьбе с наркопроизводством.

В рамках "Большой Центральной Азии" предполагается создание альянса, который включал бы страны Центральной Азии и Афганистан. Такое объединение, по мнению авторов проекта, позволило бы более эффективно осуществить политическую и экономическую модернизацию Афганистана, включив его в проекты регионального сотрудничества, что позволит более эффективно бороться с наркопроизводством и снизить конфликтный потенциал страны. Как отмечают ряд экспертов, одной из сопутствующих задач "Большой Центральной Азии" является вывод региона из-под влияния конкурирующих сил России, Китая, Пакистана и Ирана. Отдельные идеи проекта фигурировали и в других программных документах американской администрации, принятых в середине 1990х годов.

Как отмечает Ф. Старр в своей статье, главным политическим приоритетом БЦА будет развитие парламентских институтов, политических партий, а также обеспечение верховенства закона и свободы слова. Экономическими инструментами стратегии проекта являются американские инициативы по включению стран региона в мировые финансово-экономические процессы, развитие в Центральной Азии торгово-транспортных коммуникаций, содействие аграрному сектору как приоритетному и использование аграрной политики для борьбы с производством наркотиков. Кроме того, Ф. Старр предлагает провести реформу налогообложения, увеличить помощь государственному сектору в восстановлении налоговых систем, обеспечить доступ к кредитам Экспортно-импортного банка США, а также поддержку США при вступлении стран Центральной Азии в ВТО, принять меры по снижению уровня бедности в наиболее отсталых субрегионах. В концепции БЦА большое внимание уделяется проблемам образования. Так, она предусматривает выделение значительных средств на создание и реформирование учебных программ в школах и университетах с целью распространения и объяснения фундаментальных американских ценностей. В дальнейшем предполагается субсидирование лучших переводов и публикаций, а также независимых СМИ и издательств. Посольствам США в странах региона рекомендовано оказывать поддержку студентам из стран БЦА.

Несмотря на масштабность заявленных целей, перспективы программы "Большая Центральная Азия" остаются туманными. Концептуальным недостатком проекта, по общему мнению казахстанских и российских исследователей, является декларируемый Ф. Старром тезис о том, что все страны региона, включая Афганистан, являются аграрными и не обладают развитым промышленным потенциалом.

Реализации проекта будет препятствовать также сложность интеграционных процессов в Центральной Азии и на постсоветском пространстве в целом. После обретения независимости странами региона прошло более пятнадцати лет, а эффективное интеграционное объединение здесь так и не было создано. Существующие интеграционные инициативы не привели к сколько-нибудь значимым результатам. Основной причиной малой эффективности таких инициатив на постсоветском пространстве является то, что каждый из участников видит в них средство решения своих собственных проблем, реальная же экономическая интеграция отходит на второй план.

К тому же страны Центральной Азии сильно отличаются друг от друга с точки зрения экономических моделей и уровня развития. Рыночные экономики Казахстана и Кыргызстана слабо сочетаются с не реформированными государственными экономиками Узбекистана и Туркменистана и слабой, пострадавшей в результате гражданской войны экономикой Таджикистана. Кроме того, интеграции стран Центральной Азии и Афганистана препятствует целый ряд межгосударственных разногласий (проблемы регулирования стока основных рек Амударьи и Сырдарьи, электро и газоснабжения, территориальные претензии). Вероятность того, что Казахстан будет иметь отношение к программе БЦА, незначительна страна мало вовлечена в проблемы Афганистана, она активно участвует в интеграционных проектах на постсоветском пространстве.
Резкое изменение внешнеполитического курса и осложнение отношений с США делают маловероятным вступление в БЦА Узбекистана. После обострения отношений с Западом из-за прошлогодних событий в Андижане Ислам Каримов ищет более тесные связи с Россией, видя в ней защиту от внешнего давления. Вместе с тем с момента обретения независимости Узбекистан неоднократно радикально менял свой внешнеполитический курс исходя из динамики политической конъюнктуры.

Среди постсоветских стран Центральной Азии лишь Таджикистан тесно связан с проблемами Афганистана. Это объясняется этнолингвистической близостью таджиков, живущих по обе стороны границы, а также тем, что во время гражданской войны в Таджикистане руководители таджикской оппозиции находились на территории Афганистана и поддерживали контакты с различными этническими и военными группировками. После взятия Кабула талибами в 1996 г. президент Афганистана этнический таджик Бурхануддин Раббани находился в Таджикистане и получал поддержку от таджикских властей. Таджикистан являлся надежным тылом афганской оппозиции: через Северный альянс авиабазу в Кулябе получал иностранную военную помощь вовремя гражданской войны.

Главный приоритет для Таджикистана стабилизация обстановки в Афганистане. Это важный элемент безопасности самого Таджикистана, которому было выгодно падение режима "Талибан" и расширение влияния Северного альянса, имеющего тесные связи с таджикской администрацией. В правительстве Хамида Карзая этнические таджики контролируют ряд ключевых министерских постов: министр иностранных дел Абдулла Абдулла, министр обороны Мухаммад Фахим, министр внутренних дел Юнус Кануни.
Иран и особенно Пакистан гораздо более тесно связаны с Афганистаном, нежели страны постсоветской Центральной Азии. Это обусловлено наличием протяженных общих границ, этнолингвистической близостью и схожими социокультурными условиями. В январе 2006 г. в ходе визита президента Таджикистана Эмомали Рахмонова в Иран обсуждался гипотетический сценарий альянса Ирана, Таджикистана и Афганистана. В то же время конфронтация Ирана и США и тесное российско-таджикское партнерство делают маловероятной реализацию американской стратегии БЦА на сегодняшнем этапе.

Авторы проекта исходят из справедливого в целом тезиса о том, что задолго до прихода в Центральную Азию России регион был интегрирован в более широкое и относительно единое социокультурное пространство. В результате поглощения Россией в XIX в. Центральная Азия в течение полутора столетий была изолирована от своего геополитического окружения. Происшедшие за это время радикальные преобразования в экономической, социальной и культурной сферах в значительной степени изменили страны этого региона. Сегодня в государствах Центральной Азии и Афганистане резко различаются как видение основных общественных ценностей: политической культуры, роли и места религии в обществе, статуса женщины, – так и экономические условия.

Таким образом, американский проект "Большая Центральная Азия" нацелен на решение проблемы политической и экономической модернизации Афганистана путем его интеграции с постсоветскими странами Центральной Азии. Несмотря на то что в основе проекта лежит благая идея модернизации Афганистана, ряд его положений носит весьма спорный характер.Э

Литература

  1. Frederick Starr, A Partnership forCentral Asia, Foreign Affairs, JulyAugust 2005.
  2. Лаумулин М.Т. Большие планы //Континент. – 2005. – № 22.
  3. Звягельская И.Д. Ключи от счастья, или Большая ЦентральнаяАзия // Россия в глобальной политике. – 2005. – № 4.
Следить за новостями ИНЭС: