Кому служит наше правительство?
Иосиф Лившиц
Кому служит наше Правительство?
"Экономические стратегии", 2001, №3, стр. 106-107
Россия своеобразная страна. Как правило, инфляцию вызывает избыток денег. У нас в стране денег не хватает, их количество не покрывает и пятой части товарной массы, но темпы инфляции недопустимо велики. Происходит это потому, что страна сильно коррумпирована. В частности, торговая деятельность поставлена под контроль организованной преступности, которая, осуществляя поборы, руководствуется информацией о росте заработной платы и пенсии, объявляемой заранее (примерно за месяц до предстоящего события). После ее обнародования торговля уведомляется о том, что начиная с этого момента соответственно возрастает и "оплата крыши", в связи с чем торговые работники немедленно увеличивают как розничные, так и оптовые цены. Причем розничные растут быстрее, так как они должны компенсировать и рост оптовых цен, и увеличение "оплаты крыши".
Между тем люди еще месяц будут получать прежнюю заработную плату и пенсию, а покупать продукты им уже приходится по новым ценам. Увеличения заработной платы начинают требовать работники не только государственных, но и частных предприятий. Откуда взять на это средства? Прежде всего возрастают тарифы на электричество, тепло и воду. Удорожание электроэнергии означает рост цен на алюминий и высококачественную сталь, которые выплавляются электрическим способом, а следовательно – повышение цен на продукцию, содержащую металлические детали. Так раскручивается второй виток инфляции, правда, не такой обширный, как первый. Вместе с тем денежной массы для нормальной финансовой деятельности катастрофически не хватает. Сегодня она составляет около 20% от ВВП, в то время как в развитых странах – от 60 до 120% (в Чехии около 80%, в США – 112%).
С инфляцией можно справиться, используя мировую практику либерализации цен, если проводить реформы не за счет народа, а для народа.
При либерализации цен в Чехии и частично в Польше был использован немецкий опыт (реформы Л. Эрхарда 1948 года были предварены принятием "Закона против произвольного завышения цен"). Понимая, что "лицо рынка определяет покупатель (Л. Эрхард)", в этих странах либерализацию предвосхитили подъемом минимальной заработной платы трудящихся до 100 долларов. Дальнейшее замораживание заработной платы сопровождалось введением компенсации роста цен малооплачиваемым трудящимся и пенсионерам.
В России либерализация цен началась спонтанно, без создания соответствующей законодательной базы, и цены за 9 лет увеличились в среднем в 16000 раз, а заработная плата – в 2800 раз (соотношение 16 к 2,8 с учетом деноминации). При этом рост заработной платы на 2-3 месяца отставал от роста цен, кое-где заработную плату и пенсии выплачивали с большими задержками. За это время деньги обесценивались чуть ли не вдвое, и население жестоко страдало от инфляции.
Сегодня первоочередной задачей должна стать разработка и принятие Государственной Думой закона, запрещающего произвольное завышение цен, которые могут быть увеличены только после повышения тарифов на энергоносители и не более чем на 10-15% от повышения этих тарифов (именно такую и меньшую долю стоимость энергоносителей составляет в затратах на изготовление, хранение и транспортировку продуктов потребления).
После этого можно на полную мощность включить печатный станок, чтобы довести соотношение денежной массы и товарного покрытия хотя бы до 30-40%. Этот процесс пройдет довольно безболезненно, если в товарный оборот будут введены сельскохозяйственные угодья. Для этого необходимо создать государственный Земельный банк, который бы мог покупать землю и брать ее в заклад под проценты. Такой земли у нас порядка 125 миллионов гектаров. Один гектар плодородной земли стоит от 2 до 10 тысяч долларов. Кроме того, Россия располагает земельным запасом и лесным фондом в 933 миллиона гектаров, где находится около 80 миллиардов кубических метров древесины, стоимость которой оценивается в 60 триллионов долларов. Если же говорить об обеспечении рубля не золотом и не товарным покрытием, а всем достоянием страны, то оно, по данным ООН, составляет одну треть мирового богатства и оценивается в 300 триллионов долларов. В этих условиях удвоение и утроение денежной массы не только не нанесет ущерба экономике, но и даст средства для проведения реформы народного хозяйства.
В настоящее время устойчивость рубля гарантируется золотовалютными запасами, которые оцениваются в 31,1 миллиарда долларов: это 460 тонн золота и определенная сумма в валюте (в долларах), размещенная в зарубежных банках. Однако доллар является "дутой" валютой и может в любой момент рухнуть. Сейчас продуцирована денежная масса в объеме около 30 триллионов наличных и безналичных долларов, а ВВП США составляет только 7,8 триллионов долларов. Кроме того, российские доллары могут быть в любой момент арестованы, если мы не сможем обслуживать внешний долг. Поэтому наши валютные запасы необходимо срочно перевести в евро и немецкую марку и вернуть домой. А лучше всего купить на эти средства золото, цена на которое снова растет. Почему Егор Гайдар и последующие премьеры отказались от накопления золотого запаса, перейдя к накоплению долларов? Их проще перевозить, а следовательно, и похищать.
Россия является одним из крупнейших мировых экспортеров жидких и газообразных энергоносителей, алюминия, стали, алмазов. И за все это платят долларами, часть которых в виде налогов достается государству. Национальные интересы требуют принятия закона, в соответствии с которым эти жизненно важные для Запада продукты продавались бы исключительно за рубли, а платежи осуществлялись бы только на территории нашей страны. Рубли государство могло бы "продавать" только за золото, которое, в свою очередь, обеспечивало бы устойчивость рубля. Вся беда в том, что мероприятия, выгодные государству, невыгодны организованной преступности и коррумпированному чиновничеству: золото неудобно возить в кейсах.
Когда доллар рухнет, а это неизбежно произойдет, государство потеряет свой валютный запас, но население потеряет раза в три больше. Теневая экономика, утратив оборотные средства, впадет в коматозное состояние, аналогичное состоянию легальной экономики. А ведь в теневой экономике создается половина ВВП, причем именно та половина, которая идет на народное потребление. И тогда Россию ожидает хозяйственный коллапс, похожий на тот, который она уже пережила во время военного коммунизма. Поэтому нам срочно следует принять превентивные меры.
Во-первых, нужно срочно избавиться от валютного запаса, закупая золото и прекратив продажу алмазов (придется, как это ни печально, заплатить неустойку компании De Beers, скупившей на корню все наши алмазы).
Во-вторых, необходимо приступить к выпуску золотой десятирублевой монеты в количестве, достаточном для начального обмена. Сейчас цена доллара у нас искусственно завышена в три раза. Это делается для выкачивания средств у населения. Реальная стоимость доллара – 9,7 рубля. И если Правительство объявит о покупке доллара за золотую десятирублевку, населению это будет выгодно. Кроме того, надлежит выпустить новую ассигнацию достоинством в тысячу рублей, размениваемую на золотые десятирублевки, и использовать ее исключительно для обмена на стодолларовую купюру. Следует также ужесточить закон, запрещающий обращение иностранной валюты на территории страны.
И в-третьих, необходимо ускорить работу печатного станка. Сегодня во многих производственно-технологических и финансово-распределительных цепочках есть энергетические ресурсы, сырье, оборудование, персонал, рынок потребления, но нет оборотных средств – обычной высококачественной бумаги с нарисованными на ней цифрами, портретами или картинами. Для ее выпуска необходима целлюлоза, краска и немного государственного ума. Высококачественная бумага под названием деньги является обязательной технологической средой в любом процессе производства. И денег надлежит напечатать столько, сколько требуется по технологии. Кредитно-финансовая система призвана выполнять роль карбюратора производственной машины, а не откачивающего насоса. В этом и только в этом состоит функция управления деньгами страны. Деньги призваны служить производственно-потребительской системе. Их масса должна соответствовать ее технологическим потребностям, численности населения и товарной массе. Золото при этом необходимо, скорее, для обозначения стабильности, чем для оборота. Лучшие умы освоили это еще во времена А.С. Пушкина: "…как государство богатеет и чем живет, и почему, не нужно золота ему, когда простой продукт имеет".