Компании-долгожители?..

Номер 2. Сим победиши...

Экспертный совет проекта «Действующие лица» впервые публикует проранжированные списки стратегических лидеров – рейтинги «Управленец», «Компания», «экономический прорыв»

Рейтинговый центр ИНЭС
Компании-долгожители?..

"Экономические стратегии", 2001, №2, стр. 18-27.

Энниаграмма стратегического управления — графическая модель неустанного стремления организации привести свои цели в соответствие с перспективами, открывающимися в бизнес-среде, и собственными возможностями. Стратегическое управление основывается на творчестве, умении адаптироваться и постоянно учиться с целью достижения конкурентных преимуществ.

Эксперный совет проекта, ИНЭС продолжают мониторинг практики стратегического управления в России.

Шведская машиностроительная компания Stora была основана в 1288 году как предприятие по добыче меди. С тех пор организация пережила средние века, Реформацию, попытку шведского короля в XVI веке национализировать ее, Столетнюю войну, индустриальную революцию и в конце концов две мировые войны в XX веке. С другой стороны, сегодня в США и Западной Европе большинство фирм не доживает до 15 лет.

В России есть компании, возраст которых превышает 100 лет. "Красному Октябрю", например, уже более 150 лет, полувековую историю имеют также ГАЗ, "Энергомаш" и РКК "Энергия", многие составные части "ЛУКОЙЛа", РАО "ЕЭС России", "Интерроса", Сбербанка, "НПК", "ЮКОСа" и других мегаструктур. Будут ли эти компании фигурировать в заголовках газет в 2700 году?

Здесь не помогут ни промышленные активы, приватизированные в начале 1990-х, ни огромный капитал в тот или иной момент развития, ни близость к тому или иному конкретному властному лицу. Даже наличие великолепных технологий и раскрученных торговых марок в долгосрочной перспективе не будет означать ровным счетом ничего. Время уносит все – все статичное. Остается динамика – качество стратегического управления, основной критерий программы "Действующие лица", в рамках которой формируются рейтинги и номинации по пяти категориям: "Управленец", "Компания", "Экономист", "Государственный деятель", "Экономический прорыв" (подробно см.: "Экономические стратегии / Зима 2001". Позиции в рейтингах "Управленец" и "Компания", публикуемых в этом номере, зависят от стратегических решений, нацеленных на достижение долгосрочной конкурентоспособности путем эффективного управления организацией и формирования бизнес-среды.

В прошлом номере были названы в алфавитном порядке по 30 лидеров рейтингов "Управленец" и "Компания", отобранных Экспертным советом проекта "Действующие лица". Таков был стартовый состав рейтингов. В этом номере приводятся уже проранжированные по группам рейтинги "Управленец" и "Компания", а также ряд наблюдений о событиях в российском деловом мире в январе-феврале 2001 года. Некоторые "действующие лица", например, "Рособоронэкспорт", авиакомпания "Волга-Днепр", "РЕСО-Гарантия" предприняли ходы, которые положительно повлияли на их долгосрочную конкурентоспособность, и таким образом, набрали в рейтингах очки; а другие, как например, Каха Бендукидзе и "Альфа-Групп", ослабили свой потенциал относительно остальных участников рейтинга.

Рейтинги составляются исходя из неизбежно ограниченной и трудносопоставимой информации, вот почему ранжирование осуществляется по 5 группам из 10 "действующих лиц". Часто важные решения принимаются и реализуются в тишине, а их последствия наблюдатели замечают спустя определенное время, многие сюжеты складываются по крупицам, однако, все стратегически ценное вряд ли укроется в течение года от взгляда Экспертного совета проекта.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Определение четких целей развития организации является этапом управления, который оказывает колоссальное влияние на все другие узлы энниаграммы. Ошибки в определении целей развития могут обернуться банкротством для организации. С другой стороны, постановка четких и правильных целей, помогающих перейти от общей формулировки миссии к конкретным планам работы, является основой успеха любой организации.

Достаточно долгое время подавляющее большинство российских компаний развивалось весьма хаотично, прибегая к тактике примитивного сбережения либо захвата ресурсов. Теперь же на первый план выходит осмысленное и упреждающее определение целей тех или иных действий.

К одной из наиболее стратегически мыслящих российских структур относится Министерство РФ по атомной энергии. Минатом имеет просчитанные ориентиры развития на 50 лет вперед, и по итогам 2000 года отрасль перешла из стагнации в режим развития. В рассматриваемый период Минатом продолжал отстаивать концепции создания собственной генерирующей компании и "Росатомпрома". Эти проекты нацелены на консолидацию всех инвестиционных ресурсов внутри отрасли и направление их на приоритетные объекты, продление проектного ресурса атомных станций и строительство новых блоков, снижение издержек и повышение конкурентоспособности.

Другой структурой, которая предприняла значимые шаги в целеполагании стала страховая компания "РОСНО", создавшая свой пенсионный фонд. Это нестандартный ход. По оценкам Минтруда, пенсионные фонды собирают около 3 млрд рублей взносов. Примерно в такую же сумму страховщики оценивают свои сборы по программам пенсионного страхования. Это соотношение сейчас грозит резко измениться в пользу пенсионных фондов. Правительственный вариант главы 25 нового Налогового кодекса (НК) позволяет предприятиям включать в расходы на оплату труда отчисления в пенсионный фонд. Для страховых компаний такая льгота не предусмотрена. Действия "РОСНО" в случае принятия нового НК окажутся весьма дальновидными. Государственный пенсионный фонд, полемизируя со страховщиками о льготах, советовал им создать собственные пенсионные фонды, а не добиваться поблажек от Правительства и Думы. Пенсионный фонд "РОСНО" уже заключил договоры негосударственного пенсионного обеспечения со страховой компанией "РОСНО" и рядом ее дочерних компаний.

РЕСУРСЫ

Категория "Ресурсы" обозначает человеческие, физические и финансовые ресурсы, которыми располагает организация. Многие крупные российские структуры – "Сибал", "Интеррос", "НПК", "ОМЗ" и другие – сегодня активно приобретают как промышленные, так и человеческие ресурсы. Например, в свое время приход в "МДМ-Банк" Александра Мамута значительно усилил лоббистские возможности этой структуры. Также в перспективе для российских компаний важной задачей станет международная экспансия, поэтому приобретение иностранных предприятий будет играть важную роль в стратегиях российских корпораций. Признаки этого вектора наращивания ресурсного потенциала налицо в современном бизнес-ландшафте.
Так, российская страховая компания "РЕСО-Гарантия" (президент Сергей Саркисов) приобрела 33,6% акций белорусской страховой компании "Бролли". "Бролли" входит в десятку крупнейших и является наиболее активной компанией на рынке Беларуси. Она начнет перестраховывать риски в "РЕСО-Гарантия", а в настоящее время они перестраховываются в страховых компаниях General & Cologne Re и в "Ингосстрахе". Эта сделка готовилась полтора года, в течение которых "РЕСО-Гарантия" вела переговоры с акционерами, не желающими продавать акции, потому что компания рентабельна, хорошо управляется и имеет развитую сеть филиалов. Приобретение компании в Беларуси вписывается в стратегию экспансии "РЕСО-Гарантия" в страны СНГ. "Бролли" лидирует в республике по страхованию путешественников, автострахованию и является одной из девяти компаний, имеющих право заниматься обязательным страхованием автогражданской ответственности.
Возможно, экспансия в страны СНГ и Восточной Европы окажется прелюдией становления многих глобальных российских корпораций.

СЕТИ

В современной глобальной экономике все больше и больше компаний выбирают перед слияниями и поглощениями механизмы стратегических альянсов, а транснациональные альянсы представляют для российских компаний одну из возможностей выйти на международные рынки.

Знаковым событием периода стало одобрение советом директоров американского концерна General Motors (GM) плана создания совместного предприятия с российским АвтоВАЗ. По плану летом 2001 года в Тольятти должны начаться монтажные работы, а к сентябрю 2002 года сойдет с конвейера СП первая серийная Chevrolet-Niva. Предполагается, что завод ежегодно будет производить до 90 тысяч автомобилей, укомплектованных двигателями ВАЗ, Opel или Fiat. До 50% автомобилей планируется экспортировать в страны Европы и Латинской Америки. Общий объем инвестиций в проект определен в размере 330 млн долларов. По 100 млн долларов должны вложить GM и АвтоВАЗ: GM инвестирует "живые" деньги, а российская сторона сделает свой взнос землей, зданиями и интеллектуальной собственностью. Около 40 млн долларов в уставный капитал СП внесет ЕБРР и еще порядка 90 млн долларов привлечет в качестве долгосрочного кредита. Реализация совместного с GM проекта даст АвтоВАЗу доступ к новейшим технологиям автомобилестроения, на что у него никогда не хватило бы собственных средств. Наконец, серьезный импульс развития получает сектор производства комплектующих. У многих российских поставщиков появляется шанс войти в обойму предприятий-экспортеров на мировом рынке. Руководство АвтоВАЗа рассчитывает, что сотрудничество с GM не ограничится производством Chevrolet-Niva – американцев может заинтересовать новое семейство автомобилей "Калина". Будем надеяться, что об этом плане нам еще представится случай рассказать в разделе "Реализация стратегии".

Однако соединение ресурсов с точки зрения стратегического управления возможно не только на межфирменном, но и на организационном уровне. Глава холдинга "Интеррос" Владимир Потанин объявил о создании концерна "Силовые машины", который объединит крупнейших производителей энергомашиностроительного оборудования. Теперь "Интеррос" может стать основным поставщиком для российских энергетиков. В новый концерн вошли Ленинградский машиностроительный завод, предприятие "Электросила", Завод турбинных лопаток и Калужский турбинный завод. Общий оборот заводов в 2000 году составил 300 млн долларов. В 2001 году этот показатель может вырасти до 500 млн долларов. Все предприятия, объединенные в концерн "Силовые машины", узкоспециализированные, поэтому до последнего времени они в основном были субподрядчиками в крупных заказах, которые для энергетиков выполняли зарубежные концерны – Siemens, General Electric, Mitsubishi. Глобальная цель концерна – потеснить иностранных конкурентов, опередивших российские предприятия в технологии производства газовых турбин. "Интеррос" планирует вложить в производство газовых турбин более 100 млн долларов до 2002 года. Возможно, что партнером концерна станут "Пермские моторы", уже освоившие производство газотурбинных двигателей для ТЭКа и энергоустановок. А главным потребителем "Силовых машин" может оказаться РАО "ЕЭС России". Объединившись в концерн, заводы "Интерроса" смогут выполнять комплексные заказы, претендовать на заключение крупных договоров – на "проекты под ключ".

Соединение ресурсов несомненно станет одной из самых важных задач для российских бизнесменов в следующие несколько лет. Однако, как показывает опыт западного бизнеса, динамичная бизнес-среда будет постоянно требовать от бизнесменов добавления новых и отбрасывания старых ресурсов из цепочки создания дополнительной стоимости.

ФИНАНСЫ

Утечка капитала за рубеж и недостаточные финансовые ресурсы ставят перед российским бизнесом особо жесткие требования к поиску источников финансирования.
В рассматриваемый период проявили себя многие компании: "Объединенные машиностроительные заводы", "Северсталь", "Сибал" и ряд других; Сбербанк РФ активно работал над кредитованием реального сектора. Особо следует отметить "Газпром", который завершил работу над привлечением кредита для финансирования строительства сухопутной части газопровода "Голубой поток". Впервые после финансового кризиса в России в 1998 году ведущие европейские банки предоставили "Газпрому" среднесрочный заем в евровалюте, не имеющий страхового покрытия агентств экспортного кредитования. Компания также обнародовала свои планы долгосрочных инвестиций в развитие трубопроводной сети России в размере 20 млрд долларов. На сегодняшний день общая протяженность магистральных трубопроводов компании составляет 150 тысяч километров. Пропускная способность равна 600 млрд кубометров газа в год, к 2010 году ее предполагается увеличить до 670 млрд кубометров в год, для чего необходимо построить примерно 15 тысяч километров магистральных газопроводов.

Острой проблемой остается кредитование реального сектора. При этом серьезным тормозом является несовершенство банковского законодательства и нормативной базы. Характерно, что, например, "МДМ-Банк" имеет обоснованных, но неудовлетворенных заявок на кредиты от предприятий на сумму 1 млрд долларов.

БИЗНЕС-СРЕДА

В свое время значительная часть стратегического управления российскими компаниями сводилась к управлению бизнес-средой – к выстраиванию льготных взаимоотношений бизнеса с властью. Однако сегодня это отходит на второй план, да и формирование благоприятной рабочей среды фокусируется на других аспектах – работа с общественностью, инвесторами и с той же властью, но по вопросам общих для всех правил игры.

Знаковой в рассматриваемый период была активность РСПП, пережившего кадровое – членское обновление. Так, примечательным стало и подписание правительством Московской области соглашения с "Росавиакосмосом" о создании благоприятных условий для предприятий ракетно-космической отрасли. Соглашение предусматривает, в частности, расшивку дебиторской и кредиторской задолженности предприятий. Сейчас долги ракетно-космических предприятий составляют 1,2 млрд рублей. Государство со своей стороны должно им около 500 млн рублей. Глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев заметил, что государство не обеспечивает даже тот минимум, который позволит отрасли выжить, поэтому основным источником средств является международное сотрудничество. НПО "Энергомаш", например, выпускает двигатели для американских ракет. Госпредприятие им. Хруничева живет за счет коммерческих запусков – "Протоны" уже вывели на орбиту около двух десятков американских спутников. РКК "Энергия" на средства американских инвесторов делает блоки для Международной космической станции. Заключение соглашения с руководством Московской области, где сконцентрирована львиная доля российской космической индустрии, можно считать серьезным шагом по улучшению ее внешней среды.

В целом, взаимоотношения с властью и дальше будут важным аспектом стратегического управления многих российских компаний. Однако теперь это все больше и больше – открытый диалог по формированию общей благоприятной бизнес-среды.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ СТРАТЕГИИ

Категория "альтернативные варианты стратегии" подразумевает способность рассматривать максимально широкий спектр вариантов решений тех или иных задач и при необходимости переходить к абсолютно новым методам работы. Дальнейшее развитие российской экономики и возможное вступление России в ВТО потребует разработки и реализации альтернативных стратегий от многих и многих российских компаний.

Примером выбора альтернативной стратегии служит авиакомпания "Волга-Днепр", практически создавшая новый рынок перевозок сверхтяжелых и негабаритных грузов с помощью самолетов Ан-124. Она стала фигурировать на мировом рынке как российский авиаперевозчик только с прошлого года. Прежде свои зарубежные операции "Волга-Днепр" проводила в рамках российско-британского СП HeavyLift Volga-Dnepr, прекратившего свое существование 1 февраля 2001 года. Его участники делили полученную прибыль пополам. Но если "Волга-Днепр" свою часть доходов направляла на поддержание в рабочем состоянии парка самолетов и создание сети сервисных баз, то HeavyLift вкладывала деньги в собственное развитие, не касающееся перевозок на "Русланах". Поэтому "Волга-Днепр" решила действовать на рынке самостоятельно. Гендиректор компании "Волга-Днепр" Алексей Исайкин заявил, что английская фирма "как партнер" больше не отвечает требованиям компании "Волга-Днепр", а форма СП не позволяет привлечь серьезные инвестиции для дальнейшего расширения парка Ан-124, повысить юридическую и финансовую ответственность перед клиентами. В то же время в Лондоне британские грузовые авиакомпании Air Foyle и HeavyLift объявили о фактическом слиянии и создании единой компании с украинским грузовым перевозчиком Antonov Airlines для продажи коммерческих перевозок на самолетах Ан-124, которыми оперирует Antonov Airlines. Тем самым положено начало переделу сфер влияния на мировом рынке авиаперевозок негабаритных грузов. Впрочем, ситуация может обернуться полной монополизацией рынка, если "Волга-Днепр" сама войдет в этот альянс. Таким образом, Волга-Днепр достаточно решительно предпочла новый стратегический курс, повысив свой рейтинг в проекте "Действующие лица".

Это не единичный пример. Современная бизнес-среда как на глобальном, так и на российском уровне делает разработку и реализацию альтернативных стратегий постоянным атрибутом успешного бизнес-мира.

АДАПТАЦИЯ

Адаптация характеризует способность организации корректировать методы работы для дальнейшего движения вперед. Несмотря на кажущуюся простоту этой компетенции, необходимые шаги не всем и не всегда удается сделать.

Так, несколько топ-менеджеров, ушедших в прошлом году из холдинга "Альфа-Групп", осуществляют масштабный проект, разработанный в рамках "Альфы", – строят в Москве сеть гипермаркетов. Теперь принадлежащий "Альфе" торговый дом "Перекресток" вынужден конкурировать с людьми, знающими его изнутри. Новый конкурент – гипермаркеты компании "Гиперцентр", – уже оформляет землеотвод на несколько участков под строительство. В течение 3-4 лет "Гиперцентр" намерен построить в Москве пять гипермаркетов торговой площадью по 25 000 квадратных метров и общей стоимостью около 200 млн долларов. Концепция и идея создания сети гипермаркетов, а также компании "Гиперцентр" принадлежали "Перекрестку". Планировалось, что это будет компания, создающая гипермаркеты для торговой системы "Перекресток". И хотя Антон Мышаков, гендиректор "Гиперцентра" это отрицает, у некоторых наблюдателей сложилось впечатление, что "Гиперцентр" напрямую связан с "Альфа-Групп". Мышаков не скрывает, что проект "Гиперцентр" был задуман около двух лет назад в рамках "Альфа-Групп". "Но мы разошлись во взглядах с рядом менеджеров и решили делать магазины самостоятельно, – говорит глава "Гиперцентра". – Неважно, чья идея, главное – кто способен ее квалифицированно реализовать". Это понимают и в "Перекрестке". Подразделение "Альфы" все же намерено создать собственную сеть гипермаркетов.

"Альфа-Групп" является несомненным лидером среди российских крупных корпораций в венчурном финансировании. Но даже таким компаниям приходится сталкиваться с неспособностью создавать комфортные условия для роста нового бизнеса и самореализации талантливых сотрудников. Данный сюжет сказался на понижении рейтинга "Альфы", тем более, что это не единственный пример ухода из группы ведущих сотрудников. Наверное, адаптация корпоративных культур к созданию благоприятного творческого климата станет одним из самых важных аспектов развития крупных российских финансово-промышленных групп.

ВЫБОР СТРАТЕГИИ

Выбор стратегии – важный шаг в достижении обозначенных целей. Он является итогом соотношения перспектив, открывающихся в бизнес-среде, и собственных возможностей компании.

Два крупнейших участника российского рынка авиаперевозок – ОАО "Аэрофлот" и группа "Ист-Лайн" – выбрали путь строительства и управления московскими аэропортами для расширения доли на московском рынке. "Аэрофлот", правда, только начал строительство терминала "Шереметьево-3". "Ист-Лайн" же, едва закончив реконструкцию "Домодедово", запускает строительство терминала – "Домодедово-2". "Ист-Лайн" на реконструкцию затрачено около 300 млн долларов. Сейчас пропускная способность аэропорта доведена до 6 млн пассажиров в год; на оформление документов и багажа уходит всего 30 секунд – как это принято во всем мире. "Ист-Лайн" удалось увеличить пассажиропоток более чем в 3 раза. Помимо увеличения количества пассажиров собственно компании "Ист-Лайн", в "Домодедово" ожидается приток пассажиров и других авиаперевозчиков. С "Домодедово" ведут переговоры Lufthansa, Swissair, "Трансаэро". Предполагается, что через два года поток пассажиров через этот аэропорт достигнет предела комфортной пропускной способности. Тогда-то и должен начать работу второй пассажирский терминал "Домодедово-2". Но главная проблема – в необходимости изменения управления пассажирскими потоками. Кратчайший путь из Европы в Азию лежит через Москву, и основная задача "Аэрофлота" (очевидно, с помощью терминала "Шереметьево-3") сделать его более удобным. Строительство собственного терминала типа аэропортов Франкфурта и Амстердама является непременным условием вхождения "Аэрофлота" в авиационный союз с AirFrance, Delta, Air-Mexico и Korean Airlines. В 2003 году будут окончательно сформированы операционные базы глобального альянса авиакомпании. 9 февраля 2001 года произошла торжественная закладка первого камня нового аэровокзального комплекса, который должен быть построен через 32 месяца. Срок окупаемости "Шереметьево-3" составит 8-10 лет при условии увеличения пассажирских сборов и привлечения дополнительных источников доходов – таких, как авиационный паркинг и бизнес внутри терминала. Пропускная способность аэровокзала к 2010 году достигнет 9 млн человек в год. Авиакомпания "Ист-Лайн", кстати, тоже очень интересуется транзитными перевозками: генеральный директор компании Амиран Куртанидзе определил транссибирские перевозки как стратегическое направление деятельности.

Этот пример показывает, что выбор стратегии требует учета всех аспектов работы компании для достижения целей организации (повышения доли рынка авиаперевозок). Иногда приходится решать вопросы, не имеющие непосредственного отношения к работе компании (строительство и управление аэропортами).

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ

Реализация стратегии, как эффективное достижение обозначенных целей, является традиционно слабым звеном российских компаний. Если бизнес-планы научились худо-бедно писать, то гораздо хуже с их воплощением в жизнь. Можно вспомнить проекты создания различных крупных холдингов в ВПК, которые не реализовались по многочисленным причинам, проект реструктуризации РАО ЕЭС, в ходе которого руководство компании до сих пор не может преодолеть мощное сопротивление среды – от Правительства до миноритарных акционеров, что показывает изначальные дефекты самих планов. Это, кстати, особенно заметно на фоне упорного продвижения Минатомом своих стратегических замыслов по созданию собственной генерирующей компании и ввозу отработанного ядерного топлива, несмотря на отчаянное сопротивление части общественности и противодействие конкурентов.

Одна из наиболее агрессивных и экономически многообещающих историй в области реализации стратегии – экспансия группы "Сибирский алюминий" в автомобильной промышленности. "Сибал" стал полноправным хозяином Горьковского автозавода (ГАЗ). Теперь совет директоров автозавода, в котором большинство мест принадлежит "Сибалу", сможет принимать решения об эмиссии акций. "Сибал" фактически получил право увеличивать свой пакет акций ГАЗа когда захочет и насколько захочет. "Сибал" также добился принятия нового устава, явно ограничивающего права акционеров. Теперь, чтобы ознакомиться с квартальным отчетом ГАЗа, акционерам придется обращаться с запросом в ФКЦБ. Нижегородское управление МАПа прекратило расследование обстоятельств скупки "Сибирским алюминием" акций Горьковского автозавода. Сейчас все властные полномочия сосредоточены в руках нового гендиректора ГАЗа Виктора Беляева, представляющего "Сибирский алюминий", и правления завода. Как раз его состав был кардинально изменен: 12 из 15 членов нового правления ГАЗа раньше работали в "Русском алюминии" или "Сибале". Глава группы "Сибирский алюминий" Олег Дерипаска подписал с итальянской компанией FIAT протокол о намерениях по выпуску малолитражного автомобиля на СП "Нижегород-Моторс". Приход на ГАЗ группы "Сибирский алюминий" резко повысил симпатии к автозаводу со стороны банкиров. Несмотря на то, что на ГАЗе мертвым грузом висят старые долги, Сбербанк предоставил заводу заем в 170 млн долларов. ГАЗ также получил кредит от "МДМ-Банка" в размере 390 млн рублей. В последнее время банки выдавали аналогичные кредиты только нефтяным компаниям. "Сибал" как кредитополучатель гораздо более привлекателен, чем непосредственно сам завод. Кредиты в первую очередь будут направлены на развитие производства дизельных двигателей Steyr и новых автомобилей-внедорожников, а также на пополнение оборотных средств и модернизацию действующих производств. Проект Steyr может оказаться очень перспективным. Если ГАЗу удастся создать конкурентоспособный дизельный двигатель для легких грузовиков и легковых автомобилей, он станет монополистом в этом сегменте российского рынка. "Сибал" также продолжил экспансию в производстве автобусов. Гендиректор Ликинского автобусного завода утверждает, что ведет переговоры о продаже предприятия "Сибалу"; в прошлом году группа уже купила ПАЗ. Наблюдатели предполагают, что "Сибал" хочет монополизировать производство автобусов, предвидя в ближайшем будущем резкое увеличение спроса на них со стороны региональных властей. "Сибал" также договорился о покупке производственных мощностей Голицынского автобусного завода за 10 млн долларов. Более того, уже определены планы работы "Сибала" на предприятии: скорее всего, завод попытается возродить программу городских автобусов на основе шасси Mercedes. Но возможность ее реализации будет зависеть от того, удастся ли новым владельцам ГолАЗа договориться с правительством Москвы. Столичные чиновники готовы закупать голицынские автобусы для нужд города, но только на базе отечественных шасси, что существенно снизит стоимость автобусов.

Опыт "Сибала" является уникальным для России. Группа эффективно реализует свою стратегию во многом благодаря взвешенной политике в других узлах энниаграммы стратегического управления: целях, ресурсах (финансовых и управленческих), соединениях ресурсов (поставок внутри группы) и так далее.


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ

В категории "Экономический прорыв" основным критерием является факт выдающихся достижений в хозяйственной деятельности: нововведения, выход на новые рынки, коммерциализация НИОКР, развитие высокотехнологических производств, экспортные операции и тому подобное.

В этом номере представлены отмеченные экспертами пять компаний-номинантов проекта "Действующие лица: экономический прорыв". В "ЭС-Осень/Зима" (№6) будут названы финалисты из числа компаний, фигурировавших в этой категории в течение 2001 года.

"ЮКОС" подписал контракт на поставку нефтепродуктов в Японию. В рамках достигнутых договоренностей на японский рынок в текущем году будет поставляться ежемесячно 30 тысяч тонн дизельного топлива. Кроме того, "ЮКОС" ведет переговоры о поставках продукции на сингапурский рынок. В нынешнем году объемы экспорта нефтепродуктов НК "ЮКОС" планируются приблизительно на уровне 2000 года – 7 миллионов тонн. Частичная переориентация экспортных потоков "ЮКОСа" на восточное направление позволит освоить новые рынки сбыта.

Министерство обороны Индии и ФГУП "Рособоронэкспорт" 28 декабря 2000 года подписали контракт на лицензионное производство истребителей Су-30МКИ на заводе Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) в Насике. В течение ближайших 17 лет там должно быть собрано 140 боевых самолетов. Стоимость контракта оценивается более чем в 3 миллиарда долларов. Су-30МКИ создается на базе российского Су-30К (боевая двухместная версия Су-27), индекс "И" в названии означает "индийский". Контракт на создание и поставку в Индию 40 Су-30МКИ был подписан еще в 1996 году.

ОАО "Уральский автомобильный завод" подписало соглашение с китайской корпорацией Norkhinko об организации совместного сборочного производства автомобилей "Урал". В Китае планируется наладить производство автомобилей на основе агрегатов модели "Урал-6361" с использованием двигателя и кабины китайского производства. Автомобиль "Урал-6361-01" с колесной формулой 6х6 предназначен для эксплуатации на дорогах I-IV категории. В 2001 году "УралАЗ" ожидает крупных контрактов на поставку автомобильной техники в КНР.

В 2001 году Россия выделит украинской атомной энергетике кредиты на общую сумму 170 миллионов долларов. Благодаря этому, по расчетам министра РФ по атомной энергии Евгения Адамова, в течение 30 лет Россия сможет заработать 1,5 миллиарда долларов. Кроме того, и в федеральном бюджете РФ на 2001 год заложен кредит для Украины в 11 миллионов долларов. Эти деньги пойдут на достройку энергоблоков АЭС в Хмельницком и Ровно. Также Россия готова выделить Киеву товарный кредит на сумму до 160 миллионов долларов. 110 миллионов долларов будут стоить топливные сборки, на оставшуюся сумму российские предприятия поставят оборудование. Россия оказывает помощь в достройке станций с целью обеспечить себе гарантированный рынок сбыта ядерного топлива.

"Аэрофлот" приобрел контрольный пакет акций ирландской авиакомпании Virgin Express Ireland, имеющей сеть маршрутов в Европе. Virgin Express, небольшая авиакомпания, относящаяся к числу "дешевых" европейских перевозчиков, имеет низкие тарифы на коротких маршрутах и большой пассажирооборот. Таким образом, у "Аэрофлота" появляется возможность под чужим именем летать по европейским маршрутам, что ранее было невозможно, так как зарубежные рейсы "Аэрофлот" выполняет в рамках двусторонних межгосударственных договоренностей о воздушном сообщении на основе паритета. Европейское направление для компании – одно из приоритетных. Около 37% доходов она получает именно в Европе. "Аэрофлот" интересует, прежде всего, приобретение брэнда и сети маршрутов.

 


Действующие лица: рейтинги управленцев

Действующие лица: рейтинги компаний

Следить за новостями ИНЭС: