Кочевая демократия — прообраз грядущей сетевой цивилизации самоуправляемых творцов
Конец индустриальной истории, пути Каина, немыслим без перехода к началу истории кочевой цивилизации как прообраза грядущей постцивилизации
Нурлан Амрекулов
Кочевая демократия – прообраз грядущей сетевой цивилизации самоуправляемых творцов
"Экономические стратегии – Центральная Азия", №4-2007, стр. 06-19
Амрекулов Нурлан Ауэзханович – директор общественного фонда «Инновационный информационный центр», президент общественного объединения «Защита и развитие потребителей», председатель Ассоциации поддержки уязвимых лиц «Новая жизнь». |
§ 1. Пути Авеля-кочевника и Каина
Развиваясь, голографическая Вселенная (или "Бог") выстраивает иерархию частей (подсистем), где высокочастотные части снимают и содержат низкочастотные как свой момент. Все части, как ответвления единого организма Вселенной, несут ее образ, светятся целым. Вселенское Целое как Голограмма движется и "колышется" лишь внутри себя, насквозь пронизывая все части, хотя они в лице человека могут мнить себя "суверенными" и независимыми "атомами". Так образуется ряд "матрешек", ступеней эволюции Вселенной, раз за разом все более приближающих ее к исходному прообразу-Первоначалу.
"Суперматрешка" – это сама Вселенная как замкнутое разумное целое. Она ежесекундно рождается из абсолютного вакуума, всепроникающего неопределенного первоначала, источника всех полей, частиц и их законов. Из него все рождается и в него же возвращается. Это "Бог" как единое поле (энергия-волна) и вселенский Ум (Разум-Дух). Бог-Голограмма везде и нигде в отдельности. Он генерирует и структурирует первоматерию, программирует ход ее эволюции, порождая элементарные частицы и макромир Солнечной системы и Земли. Они же питают растения, а растения – животных. Скот, экосистема Степи и весь Космос питали и обусловливали жизнь кочевого общества: его сезонные маршруты, размер пастбищ и аула и косвенно – родовую структуру социума. Вся кочевая цивилизация подчинялась законам природы и в итоге – Первотворцу-Тэнгри, "Вечно Синему Небу".
Кочевник был вершиной геобиоценозной пищевой цепи и самим естественным, подвижным образом жизни в ритме подвижной Вселенной снимал ее универсальные законы. И для животного мира, и для Бога пастух-Авель был любимчиком, родовым Человеком по преимуществу, универсалом в своем поведении. Отсюда его близость к Богу, укорененность в Нем сердцем. И не раз отправлял Он "верное ему племя", "бич божий" – Аттилу и Чингисхана – сметать застойные и прогнившие порядки, проводить Его волю.
Так что же это за "программа" и в чем смысл развития Вселенной?
Люди похожи на своего Творца, Отца всего сущего. Как родители от полноты любви зачинают и рождают дитя, так и Бог от полноты любви творит мир и питает все живое. Он дарует людям радость отдельного "эго"-существования, и сам же он гонит их обратно, но уже к продукту их творчества. Человек, подражая Отцу, сам становится отцом и равным ему партнером, творя вторую, очеловеченную, "природу", мир культуры.
От простейших и растений – к животному, от него – к человеку и общественному организму и, наконец, – к разумному сверхорганизму как аналогу Бога. В III тысячелетии люди должны повторить дело Отца-Бога и воссоздать живой разум Земли на социальном уровне. Ее биологический разум устроен так, что каждая клетка есть разумная "личность", работающая на благо высшей "сверхличности", то есть человека. Так и человек должен сконструировать эффективное общественное устройство (единый "сверхорганизм"), чтобы, помогая и усиливая друг друга, люди возвысились до уровня всемогущего Бога.
Если "раем" для животных является человеческий мир, а богами – люди, то для людей "раем", завершенным целым (идеалом) является божественный мир или "коммунизм" Маркса-Ленина. "Рай" – это этап всеобщей связности всего со всем, человека с каждым человеком и жизнью всей Земли, их полное единство и гармония. Мощь людей усилится на несколько порядков, ибо все, помогая всем, станут духовно единым существом, оставаясь суверенными личностями.
И "рай" неизбежен, ибо вся Вселенная развивается через оптимизацию связей, то есть объединение частей в усиливающее их целое. Так возникла живая материя, так же возникнет новый, сверхинтегрированный социум как сверхличность, равномощная Богу. Но в отличие от клеток и животных для людей такое целое возможно лишь как продукт их индивидуального и сознательного (технологического и т. д.) развития. История должна достичь фазы самообусловленности, свободы от природных ограничений, а личность – снять (идеализировать) социум, не уступая ему по мощи и богатству связей и отношений. Тогда изобилие избавит свободных индивидуумов от конкуренции за ресурсы и "вражды племен и народов". "Общность" перестанет стеснять людей и приумножит их силы, станет способом синергетического развития, не лишая их свободы и индивидуальности.
И капитализм уже беремен таким будущим. Люди творят всеобщую связность через мировой рынок и разделение труда, глобальную сеть коммуникаций (Интернет и т. д.) и т. п. Расы и народы смешиваются в котле единой универсальной культуры. Транснациональные компании (ТНК) снимают границы и объединяют миллионы акционеров из разных стран и народов. "Сотка" сняла компьютер, радио, видео и т. д. "Все в одном" и "все во всем" становятся законом современной жизни.
В то же время с ростом глобальной взаимозависимости, универсализации и мобильности людей усиливается их индивидуализация, расширяется свобода. Ныне три миллиардера могущественнее 600 млн бедных афроазиатов. Около четверти работников в США – самозанятые "фрилансеры" ("вольные казаки"). Они уже не зависят ни от какой Организации. Обслуживая разных клиентов и потребителей, в одном лице они соединяют работника и работодателя. Их много – млн (1 млн микропредпринимателей, 16,5 млн "вольных художников" и ,5 млн временных работников). Их больше, чем всех госслужащих и работников индустрии США. А в передовой Калифорнии вольные люди составляют уже две трети! (Пинк Д. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. – М.: ИД "Секрет фирмы", 005. – С. 56.)
Как самостоятельные вселенные они сами образуют тысячи связей по образцу "пчелиного роя". Для фрилансера "путь к успеху лежит через создание мощной сети, основанной на взаимном уважении и доверии, а также через развитие и укрепление этой сети в течение всей жизни. Прочность постоянных связей с сегодняшними и бывшими клиентами, коллегами, партнерами, наставниками, работодателями, работниками, друзьями и членами семьи – вот то, что может обеспечить ему социальную защищенность" (Пинк Д. – С. 16).
Так рождаются Новые люди: "…в основе успеха экономики свободных агентов лежит разумный эгоизм ("Я помогу тебе, потому что знаю, что в будущем ты поможешь мне") …она побуждает людей быть порядочными. Экономика свободных агентов держится на любви к ближнему" (Пинк Д. – С. 15 ).
Грядет эра универсалов-кочевников с единым глобальным сознанием. Они продукт новой "экономики идей" и вольного сетевого бизнеса эпохи Интернета. Новые цифровые технологии снижают затраты до нуля, они "снижают или ликвидируют барьеры для входа на рынок". Они делают капитал и ТНК "ненужными для капитализма". При "выборе между работой по найму и работой на себя более 0% американцев выбирают второе" (Пинк Д. – С. ). Девять из десяти фрилансеров выбрали риск независимости из-за возможности "устанавливать собственные приоритеты и ни от кого не зависеть". Ибо "…если человек встает утром и делает то, что хочет, значит, он добился успеха" (Пинк Д. – С. 9).
Так, "вольный казак" становится символом новой эры. Конец индустриальной истории, пути Каина, немыслим без перехода к началу истории кочевой цивилизации как прообраза грядущей постцивилизации. А переход, скачок к ней немыслим без потомков тюрков-кочевников. Ведь кочевники-тюрки всегда были глобалистами и миротворцами. Кочуя от Тихого океана до Дуная, они осваивали мир как единое хозяйственное целое. Сидя на лошадях, они и мир видели сверху, масштабно: как единую Землю-мать под единым Небом. Их отличали повышенное "чувство ответственности за весь мир" (Г. Лэмб), имперское умение прагматически объединять народы и вести их к "благой жизни". Они всегда ломали шоры и локальные государства-перегородки оседлых народов, мешавшие общению и развитию людей.
И покорив мир, Чингисхан из полусотни враждующих народов и царств создал идеал кочевников и даже XXI в. – единую экономическую зону, где взималось всего 10% налогов, все веры были равны, поощрялись ученые, врачи и учителя. В XIII в.(!) родилась единая Евразия – без нынешних госграниц, вражды конфессий и культур. Сметя мелкие деспотии, Чингисхан поднял историю на порядок, открыв весь мир для общения народов и культур, развития и просвещения угнетенных масс. Начался бурный обмен знаниям и ноу-хау между мастерами из Китая и Германии, Персии и Руси, строились города без защитных валов. Степь подготовила Возрождение Европы.
Чингисхан был успешен как никто из землян, потому что обобщил законы кочевого тюркского мира и свел их к единому для всех землян закону Неба. Спроецировав его на оседлый мир, вместе с тюрками (90% которых составили ныне казахские племена) подчинил его Небу. Впервые на Земле восторжествовал Закон вселенской гармонии и справедливости, одинаковый для всех: бедных и богатых, русов и китайцев, индусов и персов, мусульман и христиан, иудеев и буддистов. Такое чудо даже для нашего "просвещенного" века свершилось потому, что Чингисхан как кочевник первым нашел универсальную формулу гармоничной жизни землян. Ибо кочевники подчинялись стадам, Закону животного мира, а тот – Закону растительного мира и экосистемы, они же – единому Закону Неба-Универсума.
Вот почему все евразийцы уживались и развивались под сенью открытой универсальной Империи Небес с ее военно-политической защищенностью и стабильностью, межэтнической и конфессиональной толерантностью, щадящими налогами, гигантским пространством, открытым для мира, труда, всестороннего общения и сближения полусотни народов. Чингисхан стал первым глобалистом-интернационалистом Земли, основателем первой Империи низов, мирного общежития всех землян.
Поступаясь этническим "эго", синтезируя все лучшее, и Чингисхан, и Тимур, и Бабур объединяли и развивали сотни народов под сенью империй. Покорять мир Небу, строить Державу Неба – вот в чем была миссия и идеал всех великих тюрков-кочевников. Не насиловать, а мирно уживаться с Матерью-Землей и аскетично, самим походным образом жизни служить Небу-Отцу, восхищаясь его мудростью. Кочуя по Земле, созерцать ее красоты, жить в гармонии со всеми – в этом номады видели земное предназначение человека. Кочевник (говоря языком физики) – это носитель глобального (волнового) начала, он (и Восток в целом) всегда исходил из Неба, Дао и стоял за "мы", единство мира, империю.
Приземленные же потомки Каина – оседлые народы – пошли по иному, технологическому пути развития. Они всегда шли снизу, от земли, материального мира вещей. Они вставили между собой и природой орудия труда и техноцивилизацию, при помощи которых и покорили мир. Сами же они выключились из вселенского потока личной эволюции, усиленно развивая лишь свой ум, волю и труд. И чем сильнее они становились, тем более отдалялись от природы и себя как ее частицы. Потакая же "эго", нежась в комфорте и удовольствиях, они и вовсе застыли в духовном развитии. Так технический прогресс обернулся моральным регрессом.
Война с природой, утверждение себялюбивого "эго" с неизбежностью обернулись войной с себе подобными, угнетением слабых и отставших. Зенит оседлого техномира – индустриализм (капитализм) – порождает колониализм и пропасть экономического неравенства. Капитализм – это способ производства прибыли. Он (и весь Запад) – носитель атомарного (корпускулярного) начала, "эго". Это архетип материалиста-Тельца. Ради наживы он эксплуатирует, подчиняет и обезличивает людей, сталкивает их в мировых войнах за рынки сбыта и ресурсы. Он портит людей, делая их рабами вещей и денег, орудиями "эго". И они вымирают (СПИД, наркомания, однополые браки и т. д.). И если когда-то аскет-буржуа вытеснил ленивого феодала-рантье, ныне он сам стал лишним человеком, нанимающим топ-менеджеров. Сегодня Гений и Творец повсюду теснят Капитал, а мобильные творческие группы – монстры-Корпорации. На смену Централизации, Иерархии и Патернализму корпораций идет Самоорганизация и Сеть независимых, вольных личностей-творцов.
Мир Каина достиг зенита и клонится к закату. В погоне за прибылью он лихорадочно опустошает невозобновляемые запасы Земли, создал глобальные экологические проблемы (потепление, "озоновые дыры" и т. д.) и губит природу, рубит сук под собой. Он крайне расточителен и хорош лишь для развитой верхушки землян. Так, жители США (это всего 5% населения нашей планеты) потребляют 50% ресурсов Земли. Идя вслед за лидером капитализма, мы исчерпаем ее запасы за полгода! Ныне финансисты искусственно превратили средство обмена (деньги) в средство обогащения, Вампира, растущего вне материального производства, за счет обесценения товаров и труда. Печатая и выдавая необеспеченные деньги, кредиты и так далее, они через этот "пузырь" присваивают часть мирового ВВП! Так 90% денег паразитирует, вращаясь не в сфере производства (так нужного 5% нищего человечества!), а в сфере сверхприбыльных валютно-биржевых спекуляций. Рядом от голода и нищеты ежегодно умирают 0 млн землян, для спасения которых банкирам жалко поделиться 1% от банковских трансакций!
Так, перейдя от Труда к Обману биржевых технологий, а затем к Варварству силового решения энергетических и геополитических проблем, Капитализм как формация изживает себя. Генерируя неоколониализм и нищету, он питает терроризм, наркобизнес и т. д. Он сам стал проблемой, угрожая безопасности людей. Он уже – антицивилизация, генератор инфляции и войн (Ирак, Афганистан и т. д.). И даже – раковая опухоль на теле Земли, источник ее опустынивания. Нужен выход из тупика, переход от хаоса и конкуренции к гармонии и согласию.
Нужен подъем и консолидация всех землян вокруг нового всеобщего (глобального) Проекта. Он должен обуздать Вампира-Капитал и частную собственность – истоки раскола, ущербности и отупления людей. Задача XXI века – воссоздать гармонию человека с природой и обществом. Опираясь на великие достижения цивилизации Каина, надо вернуться на Путь Авеля-кочевника – к природоохранному и гармоничному способу сосуществования землян, то есть к "естественной" постцивилизации, следующей за индустриальной цивилизацией Каина. "Рай" для кучки олигархов и развитых стран-колонизаторов должен стать всеобщим раем.
А для этого необходимо настроиться на ритм Вселенной, сделать ее Закон (Путь) законом жизни людей. Иначе – новая деспотия. Ибо: "Если людьми не будет править Бог, то тогда ими должны править тираны" (У. Пенн).
§ 2. Неокочевники, или Как найти и выразить себя казакам
Суть государства
"Не чувствуя своих корней, древо жизни этноса превращается в сухой, голый столб, без коры и кроны, которая являет собой зеркальное отражение корневой системы".
О.О. Сулейменов
История, в том числе история нынешних посткочевников, – это вечная спираль, где прорыв вперед есть и возврат назад, на путь предков. Здесь наша Атлантида, великая кочевая цивилизация, третируемая Западом как "дикарская". Она веками формировала цивилизационный код поведения, национальный характер и дух кочевников. Их "я" формировалось в оппозиции к "не кочевникам", вырастая из родной географии, истории, хозяйства и культуры. И потому потеря ими Кочевья была катастрофой, крушением достоинства, гордого и самобытного "я". Вот почему Чингисхан завещал детям не садиться на землю, дабы не исчезнуть среди оседлых народов. Он требовал: "смотрите, чтобы ваш путь не слишком сильно отличался от пути предков". Потомки же не только отклонились. Они потеряли себя в XX в. Утратив родную кочевую цивилизацию и свой Путь, они стали пустыми подражателями, лишенными самобытного "я", тысячелетиями формировавшегося как дух вольных самоуправляемых кочевников. Ибо одежда, дома, машины тюрков-казахов, татар и т. д. – все это продукты чуждой им оседлой цивилизации. И только овладев всеми ее достоинствами и возродив собственное "я", дух вольных людей-казаков, они смогут обрести свое достоинство, свой путь и миссию в глобальном мире XXI в.
Итак, пришло время разобраться в самом духе, сути казахов, татар и прочих тюрков. Поищем корни. В завершенной (государственной) форме дух тюрков-номадов выразил Чингисхан, признанный "человеком второго тысячелетия".
Самоорганизация – тайное оружие покорителей мира
800 лет назад Чингисхан столкнулся почти с теми же задачами, что и мы. Тогда тюрки дробились на десятки племен и вырезали друг друга в междоусобицах. В Степи царили застой, анархия, разбой, подлость и предательство. Кочевье попало в тупик и вырождалось. И Чингисхан вместе с горсткой вольных людей "длинной воли" восстал против гниющего мира эгоистической Знати и, подняв низы, построил новый, лучший мир героев. Он спас тюрков от вырождения и повел к новой, достойной и обеспеченной жизни. Он покорил Небу и тюркам мир и переформатировал его на универсальных принципах, по которым жила Вселенная и ее дети-кочевники. И в этом – загадка успеха 90 тыс. тюрков, сумевших покорить огромный, вооруженный до зубов оседлый мир.
Ее первая разгадка в том, что непонятый оседлым миром кочевник Чингисхан был первым землянином, который не только стал партнером Богу (как Будда, Христос или Мухаммад), но и возвел Закон построения Вселенной в метод построения и управления созданной им империи.
В основу "державы Неба" был положен Бог, а методом строительства стал принцип Голограммы. Небу подчинились все и вся. Небо "ставило кагана" и определяло его главные поступки. Каган ставил "темников", они – "тысячников", те – "сотников", они же – "десятников", которые и управляли рядовыми воинами-скотоводами. Так, сверху вниз (единообразно) строилось царство божье по-тюркски, Держава Неба – справедливое правовое государство, где все от кагана до пастуха были равны перед "законом Неба". Оно и было "открытым обществом", где каждый мог присоединиться к вольной орде и выбиться в маршалы. А единый Закон для всех и равенство возможностей рождали Справедливость – мать всех добродетелей и источник единства, патриотизма и героизма любого народа.
Но Чингисхан недалеко ушел бы от Сталина или Мао, если бы ограничился этим. Он был приверженцем китайской философии даосизма, близкой тенгрианству. Даосы, как истинные либералы-демократы, учили: повелитель "не должен нарушать равновесия вещей, он должен полагаться на присущие всему внутренние силы и позволять им проявлять себя, его величие должно состоять в том, чтобы не проявлять себя, а позволять проявляться всему, он должен повелевать, не повелевая". Потому Чингисхан и покорил мир, что усмирил гордыню и подчинился Пути Вселенной, дав низам свободу и шанс самопроявления в рамках единой для всех перспективы и одинаковых правил "игры".
Он перенес центр тяжести на низы, их самоорганизацию и самореализацию. И по-тюркски создал гениально простой (десятеричный) строй самоуправления. Это прямая демократия масс, правление народа и для народа. Такое упрощение (универсализация) модели управления до единообразия (самоподобия Голограммы) и позволило ему вести войну сразу на двух континентах без всякого телефона и Интернета.
Как же ему удалось объединить враждующие племена в единый "народ войлочных стен", управлять "не повелевая"? Если мы раскроем и этот секрет и пойдем путем великих предков, то спасемся от китайского Дракона, возродимся как потомки кочевников. Казахи, уйгуры, узбеки, кыргызы вновь обретут свой каганский миропреобразующий дух.
Так же, как и все неказахи, дети Степи как вольницы всех народов, убежища революционеров-бунтарей от Достоевского и Михоэльса до Шевченко и Троцкого, пассионариев-переселенцев и вольных казаков, живших воинским самоуправлением. Будет найдена общенациональная идея и сняты межнациональные проблемы. Все 1 0 этносов объединятся как вольный и дружный народ-казак. Мы вновь, как век назад, обретем высокий смысл, теперь уже подлинный (научный) идеал и цель-мечту. И проложим путь всем землянам в уже наступающую эру Водолея – гуманиста и ученого-мудреца, генияреволюционера и коллективиста. Ибо кочевники, чудом сохранив родовое братство, как никто из землян успели проскочить феодализм, капитализм, социализм, опять дикий (глобальный) капитализм и уже в силах снять их все в новом синтезе. Это указанное еще К. Марксом в марксистской теории, основанной на гегелевской концепции отрицания отрицания, восстановление исходного естественного братства людей.
Конкретнее говоря, Восток, Золотоордынскую Русь (прообраз СССР) вытеснила западническая Петровская Россия, а ее – азиатски организованная коммунистическая империя. Ельцинская вестернизация России провалилась. Теперь, чтобы выжить в новом грозном мире, и тюркам, и русским придется возродиться и воссоединиться как наследникам великой евразийской империи Чингисхана. Лишь она обладала вселенским универсализмом и потому сумела синтезировать культуры и Востока, и Запада.
Восстановление ее границ возможно лишь на базе универсальной цивилизации, объединяющей культуры полуарийцев-тюрков, арийцев (нынешних персов, русских, индусов и т. д.), а также близких тюркам и Небу-Дао китайцев. Это и предсказывал Л. Гумилев, говоря о возрождении России лишь как евразийской державы. И это же – ответ Суши, Главного Острова Земли, на тотальное давление евроатлантистского Моря. Более того, это ответ всех угнетенных низов Земли (включая американский народ) на изощренный диктат имперского Интернационала тайных мироправителей.
В эпицентре же поднимающейся Державы Неба лежит "сердцевина" континента, любящее всех сердце Евразии. Лишь Казахстан окружен четырьмя мировыми цивилизациями! И потому под давлением их геокультурных плит обречен на подъем и их синтез, снятие всех времен-формаций в новой постцивилизации. Это рвущиеся к Богу-космосу Байконур и обитель бога Хан Тэнгри, страна вольных казаков-универсалов – потомков европейцев-скифов и азиатов-тюрков, шумеров, арийцев и зороастрийцев, тенгрианцев, мусульман, христиан и буддистов. Здесь – потомки Аттилы и Чингисхана, дважды поднимавших землян и ход мировой истории на новый уровень и изменявших ее вектор и генотип. Народ, переживший все – десятки кочевых империй, геноцид, колонизацию, коллективизацию, голодомор, истребление элиты и напалм сотен надземных Хиросим, – выстрадал право быть духовным учителем – консолидатором нового человечества. В XIX-XX веках мы были учениками, в XXI столетии будем учителями. Грядет третья тюркская очистительная гроза, которая вновь "потрясет мир", изменяя его до самого дна согласно воле "Вечно Синего Неба".
И тому порукой дружба народов Казахстана, добровольный отказ от ядерного оружия, усилия Н.А. Назарбаева по объединению постсоветских стран и мировых конфессий, стремление лидерствовать в ОБСЕ и самое главное – желание перевести страну на рельсы акционерно-рыночного, хозяйского управления.
Империя Чингисхана как мировая ТНК
Клеточкой новой цивилизации, из которой вырос новый единый народ, Чингисхан сделал десятку. В нее входили люди разных племен и вер. Они "должны были стать друг другу братьями. Вне зависимости от их происхождения и социального статуса, они обязаны были жить и сражаться вместе как родные братья… ни один из них не должен был оставлять "братьев" пленниками на поле боя. Как и в любой семье, где есть много братьев, старший "брат" брал на себя руководство арбаном (десяткой. – Н. А.), но его люди могли перевыбрать его, назначив другого предводителя. 10 таких отделений составляли взвод ("ягун") из ста человек, один из которых избирался предводителем. И точно так же, как отдельные семьи вместе составляли клан, 10 таких взводов составляли эскадрон (минган). 10 минганов составляли тумен – армию в 10 тыс. человек… Он позволял отцам, сыновьям, родным и двоюродным братьям оставаться вместе, но, помещая их в новые "семьи" (состав которых никто не мог изменить, и выход из них карался под страхом смерти), он сломил тысячелетнюю традицию родовых, клановых и племенных связей" (Уэзерфорд Д. Чингисхан и рождение нового мира. – М.: АСТ, 2005. – С. 132 -133 , 400- 402 ).
Десятеричная организация армии Чингисхана сделала ее очень гибкой и мобильной. Каждый тумен был устроен так же, как и отряд самого хана. Вместо иерархии военных подразделений Чингисхан организовал своих людей концентрическими кругами (то есть "матрешками". – Н. А.) (Уэзерфорд Д. – С. 187 ).
Чингисхан пошел еще дальше. Единицу (десятку) он использовал не только в армии, но как структуру, заново формирующую все общество в целом. Сначала он уничтожил феодальную систему привилегий и возродил древний принцип охоты. Отныне добыча раздавалась не по чину или знатности, а по справедливости, реальному вкладу каждого. Отныне все зависело только от самой личности, ее таланта, инициативы и отваги. Это стимулировало тюрков совершать подвиги, стремиться к карьерному росту и обогащению.
Далее, руководствуясь духом Голограммы, диалектик Чингисхан соединил войну и бизнес. Все члены воинского братства стали одновременно членами своеобразной бизнес-корпорации, которая скрепила всех как равноправных "акционеров" и быстро подняла их благосостояние на два(!) порядка.
"Расширение и улучшение торговых путей… произошло благодаря глубоко укоренившейся системе долей "хуби" (аналог акций. – Н. А.), которую укрепил… еще Чингисхан. Каждая вдова и сирота, каждый воин-монгол получали право на определенную часть всех товаров, захваченных на войне, и точно так же каждый член Золотой Семьи имел право на долю богатства каждой провинции империи. Вместо жалования… монгольские руководители просто получали свою долю в товарах империи, часть которых они перепродавали на рынке, чтобы выручить за них деньги или услуги" (Уэзерфорд Д. – С. 00- 0 ). Вот почему Хубилай (основатель династии Юань) из Китая был вынужден обмениваться товарами с Хулагу, правившим Ираном. Так перекрестное владение "акциями" друг друга объединяло части бескрайней империи как семейную транснациональную корпорацию. Экономическими методами Чингисхан надолго уберег свое детище от развала (его потомки правили еще в XX в. – Ираном, Бухарой и т. д.).
А тюрки "…сформировали ядро новой универсальной культуры и мировой системы. Эта новая глобальная культура продолжала расти и после упадка империи монголов. Она прошла длительное развитие в последующие века и легла в основу современной мировой системы, которая отмечена характерно монгольским интересом к свободной торговле, открытому обществу, общедоступным знаниям, светской политике, веротерпимости, международному праву и дипломатической неприкосновенности" (Уэзерфорд Д. – С. 400- 402). "…Благодаря тому, что монголы принесли мир и процветание стольким землям и царствам, западные ученые позже называли XIV столетие Pax Mongolica или Pax Tatarica… Монголы все еще стремились к достижению своей великой цели – объединению всех людей под Вечно Синим Небом" (Уэзерфорд Д. – С. 400- 402 ).
Все повторяется, новое – это хорошо забытое старое. В эпоху глобализации и жесткой конкуренции зон-цивилизаций мы выживем и поднимемся, лишь идя своим путем, по следам великих предков-мировладык. Для малого народа, живущего "под боком" у Китая, спасение только в одном – в мощных (синергетичных), по-братски спаянных отношениях самоорганизации и самоуправления. Как и во времена Чингисхана, лишь они компенсируют нашу малочисленность и отсталость, станут рычагом мощного исторического взлета. Так, малые, но вольные Афины выстояли под мощным натиском персидской деспотии и, благодаря свободе покорив вершины мировой культуры, легли в основу Рима и современной Европы. Их взлет также начался после того, как Клисфен расселил вечно враждующие роды по новым административным единицам и сделал их равноправными гражданами, которые правили сами собой.
От корпорации олигархов к народной корпорации граждан
Капитализм породил публичную акционерную компанию как модель самого эффективного (совместного) хозяйствования людей. И когда в XX в. национальные государства стали чинить крупному бизнесу препоны, он обошел их, став транснациональным бизнесом в форме независимых от них ТНК. А для этого пришлось в ходе двух мировых войн сломить закрытость государств, в том числе Британской империи, чтобы через новую систему либерального международного права ТНК, прежде всего американские, захватили мир, экономику национальных государств.
Ныне сотни ТНК имеют филиалы в разным странах и штат по миллиону человек. Они контролируют 5% мирового ВВП, имеют денег в 5-6 раз больше, чем все государства мира. Ныне они и слой финансистов правят миром как негласная закрытая суперкорпорация, оттеснив государства и политиков. Теперь, чтобы выжить, государство должно оптимизироваться и дать ТНК адекватный ответ. Так, разбитые японцы взяли реванш, сплотившись в единую "нацию-корпорацию", партнерство госуправленцев, бизнесменов и рабочих в общем деле обеспечения японского лидерства. Казахстан также беремен новой моделью. Он де факто стал транснациональным государством-ЗАО, которым управляют извне ТНК и банки США, Китая, России, ЕС, "Миталл стил" и им подобные. Поэтому его адекватный ответ должен учитывать и снимать всю глобальную миросистему.
Но не все могут стать бизнесменами. Свои права массы передают местному национальному государству. В XX веке они передали ему слишком много полномочий под лозунгами диктатуры рабочего класса или арийской нации. И их страны стали казармой-ГУЛАГом.
Поэтому с крушением государственного социализма на просторах СНГ пошли на другую крайность. Либералы свели государство на нет, сдав экономику чиновникам и придворным бизнесменам. Так появилась власть кланов (Алиевых, Акаевых и т. д.) и придворных олигархов, создавших "государства в государстве". Они и ныне хозяйничают как новые транснациональные феодалы-миллиардеры, урезающие социальные завоевания и права трудящихся масс. И если, например, ТНК Nоkia закроет завод, то помешать ему государство финнов не в силах. Почему? Потому что рынок и деньги признают над собой только власть денег. А нынешнее государство – это политический (нерыночный) институт. Это самая абсолютная из монополий, вотчина бюрократов-профессионалов. Оно по феодальному опирается на силу и живет за счет дани (налогов). А главное – в отличие от всех чиновники как класс живут вне конкуренции. Вот почему, живя в рыночной среде, они портят и рынок своим монополизмом, и государство своей продажностью. В самом деле, аким, например, не может разбогатеть как бизнесмен, хотя от его действий зависит успех тысяч фирм. Поэтому он обогащается нелегально и разлагает государство и себя коррупцией, кумовством и т. д.
Тупик нынешней политической демократии в том, что граждане не могут конвертировать выхолощенные "права человека" в весомые активы типа акций или денег как реальной основы равенства, прав и свобод человека. Ведь государство и бизнес (экономика) официально не пересекаются. В жизни же они сращиваются тесно, особенно наверху, где (в США, Европе и т. д.) правят старые банкирские и королевские кланы.
Но такое противоречие и обман не могут длиться вечно. Повсюду растет активность масс. Антиглобалисты, анархисты и прочие объединяются в новый Интернационал против диктатуры ТНК и финансовой элиты. В Южной Америке, уставшей от власти либералов-компрадоров, уже национализируется собственность, государство вновь давит либерально-рыночное начало. Но возврат к старому государственному социализму – это откат назад. Нужно снять и развить все плюсы капитализма и нейтрализовать его минусы. Тогда не будет отката назад и революций, продолжится прогресс.
Выход один – как всегда это Голограмма, трансформация государства в духе рыночной экономики. Строя рынок, госуправленцы и рядовые граждане также должны жить по законам рынка и хозрасчета. А для этого надо превратить государство в рыночный институт, подобие акционерной компании. Лишь тогда исчезнет маразм ситуации из басни Крылова ("Лебедь, Рак и Щука"), нестыковка интересов бизнеса, чиновников и народа. Именно в ней – корни застоя, неэффективности госуправления, казнокрадства, коррупции, угнетения бизнеса, бедности народа и т. д.
Когда все станут совладельцами единой госкорпорации и будут жить по единым правилам, тогда и можно будет согласовать их интересы и действия. Это отрицание отрицания диктатуры ТНК, подмявших под себя национальное Государство. Только такое – акционерное – государство масс сможет противостоять всесильным ТНК, губящим местную экосистему и культуру, доводящим до нищеты местное население, и быть локомотивом прогресса, равноправным партнером народу и бизнесу.
Итак, будущее всех землян в национализации государства, превращении равнодушных граждан-"винтиков" в ответственных за все хозяев страны-корпорации. Так они научатся управлять сами собой и нести ответственность за свой подъезд, квартал, город или аул. Тогда и отомрет государство-надзиратель, а демократия станет подлинной демократией.
Политическая демократия себя изжила в XXI веке. Народ опять оставили с носом: экономику отдали кучке банкиров и капиталистов, а государство – касте их марионеток, политиков-профессионалов. Нужна реальная, экономическая демократия граждан. Тогда они не только будут раз в четыре года избирать себе начальников, но и владеть основой, ключами их жизни и судьбы – экономикой и национальным богатством. Только имея в личной собственности "кусочек" страны, они станут ее ответственными гражданами-патриотами. И ради себя и своих детей будут самоотверженно трудиться, поднимать экономику, наводить порядок на местах, творить новые идеи и технологии и беречь леса и луга как актив, передаваемый по наследству детям и внукам.
Философия баланса (гармонии) должна пронизывать все. Иначе – очередная диктатура имеющих больше власти-собственности.
Граждане должны взять под контроль ровно половину доли национальных богатств страны и учредить местное (аульное, районное, городское, областное) и республиканское акционерные общества. Затем, передав им свои акции как часть коллективной собственности, по контракту нанимать управленцев, принимать их отчет по итогам квартала. И исходя из конечных результатов их труда, поощрять или увольнять их. Так поднимется с колен и расцветет самоуправляемое гражданское общество.
Государство же, представленное парламентом, сохранит за собой контроль над другой половиной доли богатств страны. Ведь одни области у нас богатые, другие – нищие. И без госсобственности нельзя обеспечить всем сносные условия жизни, социальные гарантии, инвестиции в дороги, образование, науку и новые наукоемкие технологии. Баланс собственности (50:50) и обеспечит паритет "власть – народ", "государство – гражданское общество". Они будут вынуждены договариваться без диктата той или иной стороны. Впервые будут править государством не политики-временщики, а интеллектуалы (практики и ученые) – члены Сената на основе системной концепции, стратегии и программ развития страны, опираясь на геоэкономику, геостратегию, логистику, экономическую кибернетику, экологию и т. д. Они могут объединиться в команду в ходе реализации данного Проекта, рождающего новый народ и государство.
Под Сенатом – нижняя палата, мажилис. Он избирается мажоритарно и выражает интересы мест, этносов и различных социальных групп. Он оформляет стратегии сената в конкретные законы и контролирует правительство и бюджетные программы. Мажилис назначает премьер-министра, тот – кабинет министров и акимов областей, они же – районных, а те в свою очередь – поселковых акимов. Премьер-министр и акимы передают госпакеты под управление местным ТАО (дабы не заниматься бизнесом как не свойственным им делом) и расходуют бюджет согласно программам, утвержденным мажилисом.
Сам же премьер-министр, акимы, начальники милиции, образования, здравоохранения всех уровней окажутся под стооким контролем представителей народа – конечного потребителя всех госуслуг. Их будут оценивать согласно национальным стандартам образования, здравоохранения и т. д. Так появится низовая пятая ветвь власти – акционеры как ревизоры и потребители-покупатели услуг госменеджеров и хозменеджеров ТАО. Эти избираемые "народные представители" на уровне поселка, района, области и страны во главе с президентом принимают на своих уровнях раз в квартал отчеты от властей, начиная с аульного акима и заканчивая премьер-министром и стоящими за ним мажилисом и сенатом. Это и сделает их единой, ответственной перед народом командой, позволит избежать раскола законодательной и исполнительной власти, рождающего безответственность, неэффективность и словоблудие. А над всеми парит всенародный Курултай "народных представителей", утверждающий и меняющий Конституцию и главу (председателя) АО "Казахстан" и его заместителя – главу сената (см. государство-Весы США). За председателем останутся внешняя политика и силовые структуры (как во Франции).
Все единицы социума (человек, фирма, аул, район, область и страна) впервые в истории переводятся на "рельсы"-пути Неба, единый для всех вселенский закон Дао – самовыживания ("хозрасчета"). Закон "давать больше, чем потреблять" и движет эволюцией Вселенной. Именно так Бог и сотворил мир, даря больше, чем потребляя. Люди, их структуры и территории подчинятся вселенским (прорыночным) законам выживания, отсеивающим все нежизнеспособное и отсталое. Исчезнут застой и паразитизм целых социальных групп и областей под крышей государства-"благодетеля". Отсталая страна-воз станет ракетой!
Помог аким жителям области или района получить для их АО доход в 100 млн, получи честно заработанные 5-10%! Тогда отпадет нужда воровать, брать взятки и раздувать аппарат. Чиновник как топ-менеджер будет самоотверженно трудиться на благо народа и при этом спокойно спать. И даже бороться с бюрократизмом – сокращая лишние "рты", аким и его команда смогут повысить себе зарплату. Госменеджеры и наемные хозменеджеры ТАО, бизнесмены и жители-акционеры – все будут сообща планировать свое развитие и согласованно трудиться. Всеми будет управлять экономическая и экологическая целесообразность, Дао, хозрасчет личности, поселка и так далее вплоть до страны-корпорации.
Реформы начнутся с введения хозрасчета в одной области, затем – в стране, превращая ее в народное АО, а потом их продолжат страны СНГ. В результате они, не покушаясь на суверенитет друг друга, будут обмениваться перекрестными долями акций (сначала – соседние области-ТАО и дополняющие друг друга хозяйственные комплексы РК, РФ, стран ЦА и т. д.). Шаг за шагом возродится единая экономическая зона от Карпат до Тихого океана, от Памира до Северного полюса, затем – евразийская Держава Неба – противовес исполину-Китаю, и так будет продолжаться, пока не исчезнут государства и диктат этносов.
Такова в общих чертах конечная цель, идеал управления обществом силами самих граждан. Впервые в истории цели основных сил общества совпадут, и эти силы соединятся в один кулак, стрелу, обеспечивающую мощный рывок страны в XXI и XXII вв.
Управляемое самими жителями ТАО обеспечит массовую занятость, рентабельность и высшую продуктивность, задействовав не только силы их хозяйски заинтересованного труда, но и коллективного ума, синергию плановой совместной деятельности и творчества. Вся денежная масса будет вовлечена в производство (а не как сейчас, когда 90% денег паразитирует).
Поэтому новая цивилизация творческого созидания и воспроизводства человека быстро вытеснит нынешнюю абсурдную цивилизацию увеличения Вещей, фетиша Денег и голого "эго" индивида. Она победит загнивший капитализм своей экономической и экологической эффективностью. Ведь она универсальна, адекватна эволюционному развитию Вселенной, ее закону гомеостаза (баланса), где созидание превышает процессы разрушения. В ее основе лежит единый вселенский принцип устойчивого сбалансированного (гармоничного) развития: а) всеобщий баланс и превышение доли созданного над потребленным – и в отношениях "природа – общество", и в отношениях "человек – человек", и в отношении самого человека, отныне вынужденного созидать, а не паразитировать. Капитал не в силах обеспечить ни разумность развития, ни его динамику, ибо однобок, озабочен размножением лишь себя самого, то есть денег. Он все больше сужает поле открытой конкуренции и уничтожает природные условия производства; б) баланс всех участников воспроизводственного процесса, то есть партнерство "общество – природа", "личность – общество", "производитель – потребитель", "управляющий – управляемый" на базе универсального Закона Вселенной и со-развития всех как равноправных со-акционеров. Это лучше развития кучки в ущерб большинству. Здесь универсальный закон равновесия вселенского Целого проецируется на каждого человека и единицу социума, и все они действуют в согласии с законом Дао. Так голографически (объемно-стереоскопически) строилась вся цивилизация кочевников, которая в ходе адаптации воспроизвела модель космоса, его структуру и ритм.
Общество будет состоять из множества голографических точек (единиц), которые будут соблюдать закон оптимума как в своем самовоспроизводстве, так и в отношениях с себе подобными, творя Систему сбалансированных отношений Гармонии, соразмерности всего со всем и всех со всеми. Ибо общество не может не иметь регулятором закон равновесия (гомеостаза) с природой как макросистемой. Внутри же себя оно изначально (как только выделилось из животного царства) нацелено на удовлетворение потребностей всех своих членов. Капитализм узок, ориентирован на обогащение отдельного капиталиста. Он слеп, не считается ни с природой, ни с отсталым человечеством. Поэтому он как динозавр обречен и будет снят более широким, целостным и разумным строем постцивилизации.
И это неизбежно. Ведь природа-Целое все сильнее давит на социум, чтобы он соизмерял свои потребности с возможностями самосохранения (отсюда землетрясения, потопы и т. д.). Капитал же, как диктатор-эгоист, невменяем. Он бессилен ограничить себя и потребности покупателей-потребителей. Значит, появится новая сила-цивилизация, которая проведет это давление Целого, заставит части соизмерять свои потребности с потенциалом Целого. Иначе они просто вымрут, Земля в очередной раз очистится от детей-неудачников.
Это давление закона оптимума Целого будет проявляться в виде ограничения сверхпотребления людей и сведения его к здоровому минимуму, принуждения людей повышать продуктивность труда, чтобы они насыщали свои потребности с использованием минимума средств и времени. А это требует снятия отчуждения производительных сил от производителей, социализации собственности. Выпихнутое в окно, здоровое семя социализма (коммунитаризма) вновь стучится в дверь.
А чтобы субъект управления (государство) также был подчинен давлению природно-социального Целого, он должен:
1) зависеть от всех частей Целого (через экобаланс – от природы, а через баланс "собственность – власть", или "50:50", – от управляемых, то есть жителей территорий);
2) оцениваться и стимулироваться по тому же единому вселенскому закону Оптимума (то есть снижения расходов и увеличения доходов управляемых людей и соблюдения экобаланса).
Такой структуры (ТАО) нет у нынешних субъектов управления (на базе капитализма ближе всех к модели местного ТАО подошли американцы, государство которых вначале строилось лишь как сумма самоуправляемых штатов. Китай же близок своим целостно-дедуктивным планированием и управлением страны). Поэтому они неадекватны и вынуждены будут идти в XXI веке за посткочевниками, создателями ТАО – синтеза местного государства и ТНК. От первого она получит социальность (уравнительность) и экологичность, а от ТНК – бизнес, динамизм и адекватность транснациональной экономике.
Полной адекватности управления нельзя добиться без тотального введения балансных (на языке экономики – хозрасчетных) саморегулируемых отношений. Иначе говоря, вселенский закон Оптимума – выживания особей распространится на все общество как закон самовыживания всех единиц социума. Придется обнажиться вселенским энергиям и законам, всему индустриальному Социуму. Так, как был он обнажен у кочевников, ежеминутно питавшихся им в открытой Степи под куполом Неба и Шанырака юрты. Долгое время людям мешал это сделать капитализм, верхушка миропирамиды, которая управляла нашим мировоззрением, ценностями и идеалами. Теперь прорыв в ментальном освобождении человечества сделан! Империя Лжи и Силы идейно снята новой, империей Света и Добра, державой Неба!
Все части Целого подключатся к чингисхано-даосскому управлению как процессу согласования (гармонизации) сил социума, действующих спонтанно и на основе единого шаблона-цели. Иного пути просто нет (включая китайский госсоциализм, также хромающий экологически). Закон природно-космического Целого (Дао, Небо) станет законом жизни для каждого. Иначе онкологический рост одной части за счет других взорвет общество.
"Все во всем" – такова гениально простая формула вселенского закона Оптимума-Гармонии, ибо вся Вселенная универсальна. Она есть единая и равная для всех Голограмма-Бог. Бессознательное тело Бога (Природа), сознающий себя организм Бога (Социум, История как процесс его саморазвития) и человеческая частица Бога (Дух-я) должны совпасть и синхронизироваться. Чтобы выжить в эпоху глобализации, каждый должен быть в ответе за все и всех, то есть основать и управлять ТАО как голографической частью мира. Она, как здоровая клетка, начнет бурно размножаться и вытеснять нынешние больные клетки дряхлого мира. Лишь так он завоюет Свободу, подлинную Жизнь как процесс самоосуществления личности, ее талантов и святынь-идеалов. Такова парадигма XXI в., глобальная Этика, Философия и Религия нового, глобального и универсального человечества, нового Казачества Земли.
Эти предельные законы-балансы суть выражение единого закона Созидания, Творчества, по которому Богом (Разумом Вселенной) построен наш удивительный и прекрасный мир. Мир самодвижения и саморазвития всех творений природы через их конкуренцию и взаимодополнение, партнерство и солидарность. Мир доминирования процесса созидания (Добра) над хаосом и разрушением (Злом). Так природные законы развития найдут завершенную форму в законах развития общества-государства-ТАО, механизм согласованного развития, или коэволюции личности, общества и природы. Так все гармонизируется, когда внутри большой "матрешки" (Бога-Вселенной и его законов) окажется вся биосфера Земли и внутри биосферы – обобществившееся человечество.
"Естественное общество" посткочевников Земли сформируется как проекция законов Космоса, неподвижно-"вечной" Полярной звезды, вокруг которой как вокруг компаса тысячелетиями жили-кружили кочевники. Люди навсегда обретут гармонию с мирозданием, научившись жить адекватно своей сущности – творческой самореализации личности как равного Богу космического существа. Это и есть путь к Храму, возвращение к Богу в ходе слияния всех в едином "Братстве кольца", новом коммунализме единой сверхличности.
Выводимая из Бога-Неба цивилизация адекватна всем землянам, и особенно нам, степным казакам. Она возрождает космически глобальную философию (мироориентацию) кочевников-тюрков, этих сынов Неба и первых глобалистов-"космистов" Земли. Она объединяет власть и народ, которые ныне готовы столкнуться друг с другом.
Она отвечает интересам 99% казахстанцев и деловых кругов, которым нужна стабильность, чингисхановские налоги и законность, восстановление пространства "АлтынОрды – СССР", бурное развитие вместо нынешней конфронтации и застоя. Из всех существующих идеологий сегодня только она способна объединить все этносы и конфессии в рамках идущего от Неба общепланетарного патриотизма возрожденных кочевников-казаков, братства вольных людей Земли. Она отвечает интересам талантливых менеджеров-управленцев, страдающих от засилья клановой серости, ибо в новой системе каждый сможет брать лишь то, что он сам отдал обществу. Только профессионалы и таланты будут подниматься по лестнице успеха в рамках такого чингисхановского "правления лучших" и на порядок больше зарабатывать. В данной идеальной живой модели передовым и истинным (оптимальным) будет все, начиная с кадров и заканчивая системой управления, образования, науки и новыми технологиями. Перед каждым встанет дилемма, и придется ответить на вопрос: с кем они, с народом или против него, за или против его спокойствия, развития и процветания? За суверенитет и выживание Казахстана или за его окончательную колонизацию? После краткого обзора современного статус-кво и геоокружения Казахстана как его "судьбы" теперь уже никаких лазеек и темных углов двоемыслия не осталось. Момент истины настал – и для землян, и для нашей Власти и Оппозиции, и для молчавшего до сих пор Его Величества народа. Всем автор дает в руки цель, лук и стрелы.
Новая макрополитика в интересах масс – это всего лишь повторение пути (технологии) Бога – конструктора Вселенной и живых организмов, где каждая клетка универсальна, управляет (и сама управляется) Целым. Это всего лишь доведение законов Космоса до уровня планетарного социума. Это реализация целостного ("волнового") диалектического мышления на уровне Социума, экономика которого построена ныне на фундаменте частного ("корпускулярного") интереса, "эго" отдельного индивидуума. Так мы получим завершенную и устойчивую (корпускулярно-волновую) структуру, по матрице которой построена вся Вселенная.
Это – уравнивание (слияние) законов Космоса-Тэнгри и ЗемлиУмай через нового, возрожденного человека-Авеля. Если Каин преуспел в культурном творчестве, в отношениях с природой, то человек-Авель должен так же преуспеть в сфере отношений с себе подобными людьми. Так, чтобы новая культура продолжила законы Неба на Земле. Тогда к Космосу с Байконура прорвется не только технический гений россиян, но и социальный разум казаков. Целый народ обретет внутренние двигатели-силы – силы духовного единства и саморазвития, коллективного сплочения умов и талантов. "Все – во всем, один за всех – и все за одного" – так закон Божий станет законом новой жизни водолеев-казаков.