Ключ к эффективному росту
Рецензия на книгу «Инновационная экономика» под общей редакцией Дынкина – Ивановой.
Валентин КУДРОВ
Ключ к эффективному росту
"Экономические стратегии", 2002, №5, стр. 106-108.
Инновационная экономика./ Под общей редакцией А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. – М.: Наука. 2001. – 294 с. |
Одной из важнейших задач развития российской экономики является переход к инновационной модели развития. Опыт ведущих стран позволяет понять, как возникла и работает экономика нового, инновационного типа. Эволюция рыночного хозяйства Запада в ХХ веке привела к формированию механизмов саморазвития, в основе которых лежит интеграция научно-технических, экономических, финансовых и организационных факторов создания и тиражирования нововведений. В монографии под редакцией члена-корреспондента РАН А.А. Дынкина и доктора экономических наук Н.И. Ивановой группа экономистов Института мировой экономики и международных отношений, давно работающая в данной области, предлагает читателю панораму современных теоретических и эмпирических данных об инновационном процессе.
В книге отражается действие двух главных сил, определяющих формирование инновационной экономики.
В первом разделе предпринят анализ комплекса условий "производства нового знания и нововведений", общих для всех экономических агентов. Во втором – исследование крупнейших инновационных корпораций, важнейших рынков и отраслей. Рассмотрение проблем под таким углом зрения создает своеобразный стереоскопический эффект, то есть возможность увидеть новые, не заметные при традиционном одномерном подходе, особенности взаимодействия рыночной стихии и регулирующей (а порой и направляющей) роли государства в создании современных инноваций.
Книга написана на основе системного подхода к изучению процесса становления инновационной экономики в рамках комплекса бизнес-государство.
С одной стороны, авторы убедительно и в деталях показывают роль государства в формировании среды, благоприятствующей созданию инноваций, подчеркивают, что стимулы к инновациям, ресурсы и доходы от них определяются комплексом макроэкономических, финансовых, юридических и организационных условий. С другой стороны, на примере крупных компаний ряда ключевых наукоемких отраслей, где ведутся масштабные научные исследования, концентрируются финансовые ресурсы и реализуются нововведения, исследуют реальную инновационную практику последних лет.
Другой принципиально важной особенностью монографии является обогащение прикладного анализа новыми достижениями в области теории инновационного процесса. Речь идет о концепции статической и динамической конкуренции, линейных и нелинейных моделях создания и реализации нововведений, комплексном рассмотрении технологических и экономических факторов нововведений, институциональном контексте инновационной деятельности.
Выделим ряд наиболее важных положений и выводов исследования.
Прежде всего, это отказ от упрощенного понимания сущности инновационного процесса. Представление о линейной последовательности повторяющихся для каждого нововведения стадий (научные исследования – разработки – производство – сбыт) уже не соответствует фактическому положению дел и все реже используется в крупных компаниях в качестве стратегического подхода. Современные нелинейные (сопряженные и интегрированные) модели допускают определенную автономность перечисленных стадий. Так, например, существуют многочисленные инновации, появившиеся в результате осознания потребностей, спроса и наличия технологической возможности, без проведения специальных научных исследований. Другой пример – появление инновации, так сказать, в обратном порядке, когда процесс начинается не с фундаментального поиска нового продукта или технологического принципа, а с анализа накопленной прикладной научно-технической информации и использования вариантов уже готовых решений для удовлетворения возникшей потребности.
Это не означает принижения значимости поступления идей из науки, а лишь подчеркивает усложнение взаимосвязи: наука – производство – рынок в современном инновационном процессе. Важное отличие нелинейного подхода заключается в том, что конкретные события инновационного цикла перестают рассматриваться как жестко связанные между собой и встроенные в формальную организационную структуру компании. Идея, родившаяся в сфере производства или сбыта, становится столь же значимой, как и идея исследователей, и может быть доработана в научных лабораториях фирм на любом этапе жизненного цикла продукта. Такой подход учитывает высокие риски, непредсказуемость развития событий при рождении инновации, частоту возникновения новых проблем, решение которых может потребовать дополнительных усилий, вплоть до проведения фундаментальных исследований, на любом этапе упомянутого жизненного цикла.
Авторы книги подвергают сомнению и устоявшееся, но устаревшее представление о том, что наука в частном секторе, в отличие от университетов и государственных лабораторий, занята не столько исследованиями, сколько разработками, экспериментированием и производством, то есть доведением перспективных идей до рынка. И статистика, и практика показывают, что это не так. Большинство крупных компаний ведет фундаментальные, прикладные научные исследования и разработки. При всей условности подобного деления на стадии и еще большей условности статистических показателей, отражающих это деление, можно констатировать, что создание новых технологий требует от компаний инвестирования сравнительно большой доли средств в фундаментальные проекты, которые поначалу нацелены не только и не столько на извлечение непосредственной коммерческой выгоды, сколько на создание определенного уровня экспертизы, необходимой для оценки внешней научной информации, а также собственного потенциала, часть которого можно обменивать на внешнюю информацию. Кроме того, в ряде новейших областей, например в биотехнологии, коммерческое освоение фундаментальных научных открытий идет, что называется, с колес. А бурное развитие ряда технологий привело к появлению практических результатов, теоретическое осмысление которых явно запаздывает.
Конечно, основная часть фундаментальной науки по-прежнему сосредоточена в университетах, но научные центры корпораций зачастую не уступают им. Так, на долю ученых и инженеров из частного сектора США приходится около 15% открытых публикаций в физике и химии, более 20% – в технических дисциплинах. Если учесть работы, написанные совместно с учеными из университетов и государственных научных центров, эта доля увеличится.
Авторы рассматривают еще один важный аспект инновационного процесса, значение которого резко возросло в последнее десятилетие ХХ века и в перспективе станет важнейшим фактором. Это взаимосвязь инновационного процесса и состояния, динамики и гибкости реагирования финансовых рынков. Переход к инновационной стадии развития – процесс дорогостоящий. Либерализация и открытость финансовых рынков в развитых странах создали новые возможности для привлечения ресурсов в предпринимательские инновации. В этом принимали участие все три финансовых сегмента: фондовый рынок, венчурный капитал и банки. Драматическое падение курсов акций большинства инновационных фирм в 2001 году свидетельствует, по мнению авторов, об упорядочении фондовых рынков, отсеве чисто спекулятивных его сегментов. Долгосрочная тенденция заключается в том, что развитие акционерных форм предпринимательства и глобализация рынков капитала ориентируют корпоративную стратегию на увеличение рыночной капитализации.
Возрастание взаимосвязи между рынками капитала и нововведениями – проблема важная, в частности, и для России. Особое внимание уделено венчурному финансированию. От того, насколько успешно функционирует венчурный механизм, во многом зависит скорость коммерциализации новых научных идей и технологических разработок, а, следовательно, и конкурентоспособность национальной экономики. Указывается на четыре проблемы, сдерживающие развитие венчурного бизнеса в России: несовершенство законодательства, трудности с выходом капитала, недоверие потенциальных инвесторов – учредителей фондов, а также противоречия реципиентов и инвесторов в сфере управления компаниями. Ситуацию с развитием венчурного бизнеса в современной России можно сравнить с положением в Европе на рубеже 1970-х-1980-х годов: есть примеры успешных компаний и фондов, активная деятельность энтузиастов венчурного предпринимательства, конкретное осмысление и популяризация зарубежного опыта, но развитого бизнеса как такового нет.
Представленный в монографии анализ основных концепций и направлений экономической мысли в области инновационной экономики свидетельствует о ее теоретической и методологической глубине. В книге также много фактического и статистического материала, что делает ее привлекательной для ученых и специалистов из различных областей знания. Эта ее особенность отражена и в обращении к читателям трех известных российских академиков, представляющих различные научные сферы – Е.М. Примакова, М.П. Кирпичникова, В.Е. Фортова.
Тем не менее, хотелось бы пожелать авторам уделять больше внимания сопоставлению западного опыта с отечественной инновационной практикой. Сегодня нужно говорить о конкретных путях возрождения российской науки, о формировании инновационной модели в экономике России, залогом чего является продолжение реформы государственной машины в соответствии с рыночными условиями, о разработке промышленной политики в целях создания механизмов саморазвития, как это делается на Западе. Кроме того, такие наши "врожденные" недуги, как суровый климат и большие расстояния, могут быть с лихвой компенсированы ускоренным научно-техническим прогрессом.
В России работает 12% всех ученых планеты (IV место после США, Японии и Китая), однако проблема в том, что у нас традиционно слабо развито инновационное предпринимательство, производственно-технологическое воплощение НИОКР в принципиально новых продуктах. Большинство российских предприятий боится жесткой конкуренции на западных рынках, чурается научно-технического прогресса и инновационной активности. Они предпочитают держаться за отечественные рыночные ниши.
Ключ к ускорению научно-технического прогресса и повышению конкурентоспособности экономики нашей страны сегодня лежит в развитии свободного предпринимательства, рыночных механизмов, инфраструктуры инновационной деятельности. В свою очередь, научно-технический прогресс, инновационная экономика расширяют и углубляют рыночную среду, дают ей новое качество на базе инновационного процесса и стимулирования инвестиций в новейшие производства. И рецензируемая работа – полезный вклад в современную дискуссию о путях и перспективах развития экономики России, о возможностях ее интеграции в мировое хозяйство.