Как сегодня «пилят» российский лес
Статья посвящена основной проблеме лесопромышленного комплекса России — вывозу из страны леса по откровенно заниженным ценам.
Марат Мусин
Как сегодня "пилят" российский лес
"Экономические стратегии", №07-2006, стр. 94-101
Кутузов Михаил Александрович — директор Института регионального развития (Воронеж). |
Пришло время подвести итоги тринадцати лет реформирования отечественного лесопромышленного комплекса. Необходимо трезво оценить последствия проведенной в 1990-х гг. приватизации лесной отрасли России, признать допущенные тогда серьезные ошибки и затем грамотно скорректировать экономическую политику государства в данной области. Для оценки сложившейся ситуации рассмотрим сегодняшнюю структуру экспорта леса и продукции его переработки.
Анализ российского экспорта данного вида сырья и продукции за последний год (с 1 июля 2005 г. по 30 июня 2006 г.) выявил следующее. Всего за 12 календарных месяцев в различные страны было поставлено лесной продукции на 131 млрд руб. Из них 97,6 млрд руб. приходится на древесину – спиленный на корню лес-кругляк и деловую древесину, вывозимую за рубеж по цене явно ниже себестоимости под видом так называемых "экспортных дров" или "продольно-распиленного кругляка" (с учетом пересортицы, перегруза и откровенной контрабанды). Необходимо отдавать себе отчет в том, что в данном случае речь идет о ценах, не имеющим ничего общего с реальной рыночной ценой делового леса. Очевидно, что таможня не должна допускать вывоз из страны древесины по откровенно заниженным ценам. В расчетах налоговой нагрузки в оценках внешнеэкономической деятельности необходимо перейти к натуральным измерителям объема и качества вывозимого леса с последующим их сопоставлением со средневзвешенными рыночными ценами на древесину конкретных стран-импортеров. Только одна эта простейшая мера позволит государству существенно пополнить казну.
Еще 20,9 млрд руб. экспорта приходится на бумагу и картон, причем с последующим их импортом на 20,3 млрд руб. всего лишь с одним дополнительным циклом переработки, но уже совсем по другим ценам – по ценам в 3 раза выше! В натуральном измерении 1,5 млрд экспорта против 0,5 млрд импорта их простейшего передела.
Кроме того, 12,4 млрд руб. в год приходится на экспорт бумажной массы, опять же по ценам, нередко в полтора раза ниже рыночных (биржевых). Например, при мировой биржевой цене на целлюлозу в 2001 г. в 456 долл. за 1 т средневзвешенная на объем поставки цена ведущих предприятий отрасли (экспортная) составляла всего 293 долл. за 1 т, в 2002 г. – 436 долл. и 305 долл. соответственно. Список можно продолжить. Даже с учетом корректировки расчетных мировых цен на условия поставки (полная стоимость доставки продукции в порты Европы мировых перевозчиков, например компании Helios, составляла в среднем не более 20 долл. за 1 т) и законодательно установленной нормы коммерческой скидки в размере до 20% объем минимально наносимого ущерба остается очень серьезным (более 25%). В целом, с учетом объема российского экспорта, речь идет о хищении миллиардов долларов, в силу чего ведущие предприятия отрасли срочно перепродаются иностранцам. Тем не менее ситуация с целлюлозой все же на порядок лучше, чем с вывозом древесины. Поскольку реальные проблемы целлюлозной промышленности были достаточно подробно и полно освещены в ходе так называемых "лесных" войн, в данной статье мы не будем на них больше останавливаться.
Свыше 48,7% экспорта целлюлозы приходится на Китай. При этом безусловными лидерами по экспорту целлюлозы (78%) являются Иркутская (59,31%) и Архангельская области (28,76%) в лице головных предприятий известного отраслевого лидера. Для сравнения приведем показатели экспорта целлюлозы из других регионов: Калининградская область – 3,52%, Республика Карелия – 2,60%, Ленинградская область – 2,28%, Республика Мари Эл – 1,17%, Санкт-Петербург – 0,50%, Приморский край – 0,45%, Москва – 0,40%, Ростовская область – 0,38% и т.д.
"Лесная" стратегия Китая и российская действительность
Заметим, что государственная стратегия и политика Китая в лесной отрасли в отличие от политики России не может не вызывать профессионального уважения. Обратите внимание, Китай импортирует 29,6% российской экспортной древесины, 48,7% нашей целлюлозы и всего… 5,6% готовой бумаги и картона (формула 30:50:5 для потребителя-Китая, когда на каждый рубль импорта готовой продукции в Китай приходится импорт целлюлозы на 10 руб. и кругляка на 6 руб. Поставщик же – Россия – сегодня фактически живет по формуле сырьевой колонии: 75:9:16). Следует признать, что российские леса в Сибири и на Дальнем Востоке де-факто стали китайскими делянками. Сегодня они обеспечивают дополнительные рабочие места, только не в России, а в континентальном Китае. Российский же лес определяет конкурентоспособность китайских бумагоделательных фабрик и прочих предприятий по переработке древесины.
Серьезные экономические интересы Китая в Сибири и на Дальнем Востоке не могут не порождать столь же серьезных проблем у российской власти на уровне государственного управления этими территориями. Очевидно, что Китай всей своей мощью будет защищать завоеванные в российских лесах экономические позиции и реально занятые географические рубежи. Китай попытается не только сохранить, но и приумножить свое влияние. В связи с этим особую остроту приобретает проблема нелегальной иммиграции из Китая, экспансия китайского криминала в приграничных регионах Российской Федерации, коррупция и уход "под китайцев" отдельных сибирских губернаторов или их заместителей. Убийство кандидата в мэры Дальнегорска Приморского края Д.В. Фотьянова в конце октября 2006 г. местные жители связывают с лесной мафией, полностью ориентированной на интересы партнеров из Китая. В связи с серьезностью проблемы мы начинаем публикацию рейтинга криминального экономического партнерства с регионами под условным названием "Скажи, кто твой друг…" (cм. табл. 1).
Пример Китая диктует необходимость кардинального пересмотра стратегии государства в лесной отрасли. На повестке дня непопулярный, но весьма актуальный вопрос о ее национализации, о восстановлении суверенитета государства на лесные ресурсы и установлении контроля государства за их эффективным использованием. Фактический уход государства из леса и приход на его место дюжины свежеиспеченных "лесных братьев" – миллиардеров не дал отрасли никакого позитивного эффекта. В итоге на чаше весов оказались явно несоизмеримые вещи.
Заявленные при приватизации цели социально-экономического развития не были достигнуты, как не были выполнены обязательства, которые взяли на себя новые собственники в приватизационных соглашениях. Модернизация отечественной лесной промышленности так и не была проведена, хотя прошло уже 13 лет! Новые собственники не могут похвастаться успехами ни в развитии инфраструктуры отрасли, ни в повышении благосостояния и процветания ее работников, ни в углублении степени переработки древесины, ни в выводе отечественной лесной и целлюлозно-бумажной промышленности на уровень ведущих мировых лидеров.
Вместо промышленной модернизации отрасли мы получили ее фактический разгром с передачей основных активов иностранным компаниям, сокращение рабочих мест и упадок леспромхозов. При этом были нарушены основополагающие принципы права и социальной справедливости, поскольку, по заключению авторитетных специалистов (см. работы группы юристов А.В. Пилюгина), с юридической точки зрения российская приватизация носила откровенно неправовой характер. Приватизированные за символические цены предприятия почему-то не дают обществу требуемой по закону отдачи.
Похвастаться управляющие могут разве что извлечением сверхприбылей в собственных корыстных интересах да борьбой за обладание последним в ходе многочисленных корпоративных конфликтов и нашумевших "лесных" войн. Характерно, что все без исключения стороны этих конфликтов активно использовали ресурс прокуратуры по фактам всеобщей экономической преступности в отрасли, по общепринятой практике трансфертного ценообразования и незаконного вывоза капитала. По сути, все свелось к банальному криминальному выводу за рубеж лесной природной ренты, ранее принадлежавшей государству, и перепродаже созданных другими активов – построенных нашими отцами и дедами комбинатов и предприятий. Замечу, что самим создателям данных активов – ведущих предприятий отрасли – ничего не досталось, если не считать нищенской пенсии (так называемый ресурс "доживания") или мизерной зарплаты в леспромхозах, нередко находящейся на грани физического выживания (своеобразный ресурс "выживания"). Попытки спекулировать на техническом прогрессе и приписывать себе его заслуги мы всерьез воспринимать не будем.
13 лет "реформ" отчетливо выявили несостоятельность идеи приватизации "по Чубайсу". Долгожданные "эффективные" собственники и управленцы на деле оказались безответственными и алчными временщиками, дискредитировавшими себя в глазах общества стремлением любой ценой присвоить созданные другими активы и вывести "в тень" прибыль контролируемых ими предприятий. Откровенно недоплачивающие государству (обществу) и работникам, управляющие и собственники наконец-то должны понять, что вокруг произошли кардинальные изменения и в начале XXI в. наш высокотехнологичный мир стал прозрачным. Сегодня невозможно скрыть капитал, размер которого, образно говоря, больше "чемодана Корейко". Современные технологии экономического анализа по принципу связанности сторон позволяют сравнительно легко обнаруживать факты хищения крупных средств и блокировать капитал "темного" происхождения как за рубежом, так и внутри России. Очевидно, что дело ЮКОСа лишь первое в этом печальном ряду.
Наглядным показателем масштаба недоплаты наемным работникам (а может, и государству?) стал факт удвоения за последний год капитала российских миллиардеров из списка Forbes, что явно выделяет их среди всех прочих. Впрочем, кто-то может подумать, что в отличие от своих менее удачливых иностранных коллег наши миллиардеры отмечены печатью особой гениальности. Ответ: нет, не отмечены.
Наивно думать, что недоплачивающий работникам начальник способен преодолеть соблазн скрыть свои доходы от государства: ведь для человека без совести и прочие законы не писаны, какой уж там Налоговый кодекс! Вступая в прямой конфликт с законом и государством, директора компаний уводят образовавшиеся "излишки" двумя способами. Экспортеры через механизм трансфертного ценообразования загоняют основные средства в заграничные оффшоры. Все прочие выводят похищенные средства в теневой сектор экономики через отмывочные фирмы. Образовавшийся криминальный капитал порождает и питает коррупцию, другие виды преступлений.
Ситуацию усугубляет отсутствие каких-либо перспектив у наемных работников и невозможность содержать семьи. Это приводит к снижению потребительского спроса, к массовым разводам и распаду главной ячейки общества. В условиях очевидного беспредела, бесконтрольности и вседозволенности быстро разрушаются этическая и культурная среда, втаптываются в грязь любые ценности. Следом перестает работать институт права. Преступность всех видов выплескивается на улицы, как это недавно и случилось в Кондопоге – всероссийском центре производства и экспорта газетной бумаги. В стране, отдельном регионе или населенном пункте резко ухудшается деловой климат. Для потенциальных инвестиций возникают неприемлемо высокие риски. Круг замыкается.
Порочная ставка на вывоз древесины
Остановимся несколько подробнее на основной статье экспорта лесной продукции – на вывозе древесины, свыше 50% экспорта которой приходится на три страны: Китай (29,6%) и Япония (10,2%) на Востоке, Финляндия (11,5%) на Западе.
Восток. На Востоке около 42% необработанной российской древесины получают деревообрабатывающие предприятия трех стран: Китая, Японии и немножко Кореи (2,2%). Поставку и заготовку древесины для них обеспечивают Иркутская область (12,87%), Хабаровский край (11,18%), Красноярский край (6,24%), Приморский край (5,31%), Читинская область (3,21%), Республика Бурятия (2%), Алтайский край (1,98%). Имея в виду вышесказанное, социально-экономическую, политическую и демографическую обстановку в данных регионах необходимо анализировать с учетом реального веса китайского фактора.
Запад. Экспорт леса в Финляндию и другие страны Запада реально осуществляют: Санкт-Петербург (8,15%) и Ленинградская область (3,95%), Архангельская область (4,53%), Республика Карелия (4,3%), Новгородская область (3,54%), Вологодская область (3,35%), Москва (2,76%), Республика Коми (2,57%) и Костромская область (1,92%). Промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком занимает Свердловская область (1,89%).
На Западе, так же как и на Востоке, в борьбу за контроль над лесными делянками нередко вступает организованная преступность, в том числе и этническая. Нежелание строить дороги и вкладывать прибыли в отраслевую инфраструктуру приводит к обострению конкуренции и перетоку криминальных капиталов в смежные сегменты рынка. Сентябрьские трагические события в карельской Кондопоге показывают, к чему может привести бесконтрольная вырубка леса и его вывоз в соседние страны.
Как разорвать порочный круг?
Разберем эту проблему на поучительном примере Карелии, когда неожиданно для всех взрывается образцово-показательный островок мира, спокойствия и благополучия (центр внешнеэкономической деятельности региона).
ОАО "Кондопога" является градообразующим предприятием и одновременно главным экспортным предприятием Карелии (27% экспортных поступлений республики приходится на экспорт газетной бумаги комбината и еще 1,7% на его сопутствующую продукцию).
В этом небольшом городке в ходе акции демонстративного устрашения со стороны чеченской этнической организованной преступной группировки произошли жестокие убийства. В ответ на полное бездействие власти возмущенное население вышло на улицы, и ситуация вышла из-под контроля. Возникает вопрос: почему милиция прикрывала убийц своих же земляков, а руководство внутренних дел Республики Карелии сразу бросилось ловить и разгонять не убийц, а… лиц, "спровоцировавших драку", и местных участников беспорядков? Сегодня для наведения элементарного порядка федеральному центру потребуются большие финансовые средства и взвешенные решения.
Поскольку в деле явно проявилась организованная преступность и сильно коррумпированная власть, для начала необходимо оценить подпитывающий их ресурс теневого и криминального капитала. В первую очередь внимание криминала привлекает огромный бизнес, связанный с "пилением" леса в прямом и переносном смысле и последующим его экспортом по демпинговым ценам. И это вовсе не 35,5% республиканского бизнеса. Ясно, что реальная цена карельской древесины не соответствует формально указываемой в таможенных декларациях экспортной цене. Речь идет о существенно больших суммах. Только добрый таможенник может поверить в то, что этот лес можно купить в Финляндии по ценам отгрузки "экспортных дров". Достаточно сравнить средневзвешенную рыночную цену на деловую древесину в Финляндии со смехотворной ценой российских экспортеров, а затем поискать в подконтрольных им финских фирмах разницу, которая во много раз превысит разрешенные налоговым кодексом 20%.
Именно на экспорте кругляка, как известно, достигается максимальная теневая маржа, в силу чего и не развивается в стране переработка древесины, производство клееного бруса и многое другое. Вот первый источник происхождения криминального капитала. Когда же делянки леса начинают сокращаться, начинается грубая силовая экспансия этого капитала в другие привлекательные сектора экономики республики, а ОАО "Кондопога" – первый номер в этом списке.
По экспертным оценкам, только за последние пять-шесть лет примерно из трех десятков тысяч партнеров Карелии свыше трети оказались причастными к совершению преступлений в сфере экономики. В частности, получив из Карелии за эти годы около 35 млрд руб., 10 тыс. компаний и организаций обналичили свыше 156,6 млрд руб. (с учетом банков – 170 млрд руб.) сокрытых доходов. К сожалению, не стали исключением из этого правила и карельские предприятия лесной отрасли.
В частности, руководители ОАО "Кондопога" и ОАО "Сегежский ЦБК" с учетом бесплатно проведенного нами внешнего корпоративного аудита вполне могли бы оказать материальную помощь детским домам Карелии и перевести на их счета не менее 46 972 169 руб. и 32 859 628 руб. соответственно. В случае материальных затруднений готовы помочь им найти скрытые источники финансирования. Это к вопросу о необходимости проведения качественного финансового аудита и анализа используемых схем налоговой оптимизации на предприятиях лесной отрасли.