Как обеспечить подъем производства и благосостояния народа

Номер 5. Стратегов осенью считают...

Обеспечение устойчивого роста ВВП – задача жизненно важная для России. Её кардинальное решение целесообразно увязать с использованием некоторых основополагающих факторов повышения эффективности производства и создания социально направленной рыночной системы хозяйствования. В статье намечены основные направления и реальные пути достижения этой цели.   

Александр Бачурин
Как обеспечить подъем производства и благосостояния народа
"Экономические стратегии", 2000, №5, стр. 67-74

После продолжительного экономического кризиса во второй половине 1999 года началось некоторое оживление в производстве ВВП, являющегося основополагающим источником увеличения инвестиций и роста доходов населения. В 2000 году в ряде отраслей и регионов страны появились реальные предпосылки для дальнейшего преодоления кризисных ситуаций и роста ВВП, что создает благоприятные возможности для стабилизации экономики и принятия неотложных мер по улучшению финансового положения страны.
Позитивные сдвиги в экономике надо не только закрепить, но и развивать дальше на более широкой основе путем интенсивного использования важнейших факторов роста ВВП и совершенствования рыночной системы хозяйствования. Нельзя не учитывать, что Россия продолжает остро нуждаться в увеличении доходов консолидированного бюджета для того, чтобы решить в ближайшие годы острейшие проблемы повышения уровня жизни людей, научно-технического перевооружения производства и обеспечения военной безопасности страны. Эти задачи взаимосвязаны, и с ними нельзя справиться лишь путем снижения налогов, как считают некоторые. Налоги надо более эффективно использовать для стимулирования роста ВВП. Кардинальное решение этой проблемы целесообразно увязать с использованием следующих основополагающих факторов: роста ВВП и создания социально направленной рыночной системы хозяйствования.

Научно-технологическое перевооружение производства.

Этот фактор имеет решающее значение для повышения эффективности производства и роста ВВП высокоразвитых в экономическом отношении государств. Для увеличения выпуска конкурентоспособной продукции они заменяют устаревшие средства производства в среднем каждые 7 лет. У нас пока что лишь в отдельных отраслях добиваются реконструкции производства и замены устаревшего оборудования. Решить эту задачу Россия сможет, если разработает и осуществит научно обоснованную стратегию экономического и социального развития страны, предусмотрев в ней поэтапное осуществление указанной проблемы. Для этого необходимо увеличение инвестиций и реализация целостной системы научно-технических и организационных мер по радикальному улучшению структуры и методов управления предприятиями. Это обусловлено тем, что ранее построенные промышленные предприятия (преимущественно крупные и обособленно действующие) потребовали, как это было в прошлом, огромных инвестиций, что ныне нереально. Да и структура самих предприятий должна быть пересмотрена.

В сложившихся условиях обновление производственных основных фондов неизбежно потребует выбора приоритетов и создания, путем реструктуризации, принципиально новой структуры предприятий, способных при меньших масштабах инвестиций достигнуть большего экономического и социального эффекта. Решить эту сложную проблему, как показывает мировой опыт, возможно лишь на основе создания корпоративных хозяйственных систем, органически соединяющих науку с производством, а также путем многократного увеличения численности малых предприятий, успешно работающих по заказам корпораций.

Однако в течение ближайших лет значительно увеличить объем средств, вкладываемых во все отрасли народного хозяйства, будет практически невозможно, даже в том случае, если заметно возрастут инвестиции стран дальнего зарубежья. Поэтому представляется необходимой определенная поэтапность в решении этой важнейшей проблемы.
На первом этапе следовало бы увеличить инвестиции, обеспечивающие рост производства в наукоемких отраслях, а также на предприятиях, обеспечивающих выпуск конкурентной продукции для увеличения эффективного экспорта и укрепления безопасности страны. Такой подход позволил бы, на наш взгляд, одновременно с ускорением роста ВВП и доходов государственного и местных бюджетов, во-первых, гораздо лучше решать социальные задачи, а во-вторых – улучшить структуру экспорта. На этой основе можно будет преодолеть инфляцию и впредь обеспечивать устойчивый курс рубля. В итоге создавались бы реальные предпосылки для интеграции экономик стран Содружества и увеличения взаимного обмена товарами.

Медленно растет численность малых предприятий, которые могли бы сыграть важную роль в подъеме машиностроения, авиационной, легкой, металлургической, пищевой промышленности, а также агропромышленного комплекса.

С небывалой остротой вновь возникла ПРОБЛЕМА: ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ, как лучше организовать работу, чтобы в возможно короткие сроки достичь устойчивого роста. Очевидно, что она не решится сама собой или разрозненными усилиями отдельных предприятий. Необходима научно обоснованная государственная стратегия, определяющая очередность и конкретные направления по увеличению инвестиций, обеспечивающих качественное перевооружение производства, с выделением для этого требующихся материально-технических и финансовых ресурсов.

В решении этих сложнейших проблем есть определенные сдвиги. Мы имеем в виду создание бюджета развития и Банка развития. Однако следует учитывать, что в ближайшие годы бюджет развития еще не может быть значительно увеличен. На наш взгляд, требуется неотложная разработка государственной стратегии качественного перевооружения производства и обеспечения его эффективного роста с использованием внутренних и зарубежных источников финансирования.

Для того чтобы начавшийся в ряде отраслей подъем производства получил в ближайшие годы более широкий размах во всех регионах страны, потребуется более полно и эффективно использовать целостную систему факторов и условий роста производства в промышленности и агропромышленном комплексе, а именно:

o довести численность малых предприятий за 4-5 лет не менее чем до 5 миллионов. Не облагать их в течение двух первых лет налогами, а в последующие два года – снижать размеры налогов в 2 раза;

  • снизить суммы налогов, взимаемых с предприятий, инвестирующих в техническое перевооружение производства и внедрение новейших технологий пропорционально росту затрат на эти цели;
  • обеспечить предоставление банковских кредитов сельскохозяйственным кооперативам, фермерам, а также крестьянским хозяйствам на приобретение удобрений и новой техники под залог земли;
  • провести в ближайшее время переоценку основных производственных фондов на предприятиях промышленности и агропромышленного комплекса с тем, чтобы с учетом уточненной стоимости проводить более эффективное акционирование предприятий с обязательным участием трудовых коллективов и государства в росте акционерного капитала и распоряжении им;
  • широко использовать лизинговую форму продажи новейшего оборудования и машин, требующихся для подъема производства и увеличения его эффективности;
  • активно создавать в промышленности корпоративные производственно-торговые и финансовые объединения, соединяющие науку с производством и ориентирующие его на решение стратегических экономических и социальных задач. Представляется целесообразным возложить руководство по их созданию на Министерство экономики и торговли.

Повышение качества труда и его производительности.

В условиях становления цивилизованного социально направленного рынка предстоит решить две важнейшие задачи в области труда. Во-первых, резко сократить безработицу и обеспечить занятость людей с учетом их способностей и профессиональной квалификации. Россия, на мой взгляд, сможет занять прочное место среди экономически развитых государств при условии создания реальных предпосылок для достижения более высокого уровня производительности труда и его качества на основе научно-технического перевооружения производства, его организационной и структурной перестройки. Для решения этих фундаментальных проблем надо повысить на бесплатной основе уровень образования всех работников, в том числе предпринимателей и руководителей высшего звена. Пока что эти важнейшие проблемы не решаются, и реальный сектор экономики продолжает переживать экономический кризис, обусловивший ухудшение условий жизни многих миллионов людей. Начавшееся оживление промышленности надо подкрепить системой организационных и экономических мер, способствующих устойчивому росту конкурентоспособности российской продукции на международных рынках.

В рыночных условиях рабочая сила выступает, как известно, в качестве товара. Но это все же товар особого рода, покупатель которого заинтересован в оптимальном его использовании, а продавец – в справедливой оплате своего труда и ее росте по мере повышения квалификации и производительности. В России, в первую очередь, предстоит улучшить организацию труда, а также систему его оплаты. На этой основе начнет эффективно работать и система экономического стимулирования производительности труда, а также повышения его качества. Для решения подобных задач развитые страны создают крупные корпоративные хозяйственные системы в сочетании с научно-технологическими подразделениями, развитой системой маркетинга и кредитно-банковским обслуживанием. Больших результатов в решении этих проблем, как известно, достигли США, Германия, Япония, Швеция и ряд других высокоразвитых в экономическом отношении стран, опыт которых заслуживает тщательного изучения. Повышение производительности труда в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях в предстоящие годы послужит решающим фактором обеспечения высокого и стабильного роста ВВП на душу населения. На этой основе можно будет создать условия для насыщения внутреннего рынка разнообразными товарами и услугами, обеспечить устойчивое денежное обращение и сбалансировать возрастающие доходы и расходы бюджета.

Рост экономического могущества США, Германии, Японии и других высокоразвитых государств начинался не только с увеличения количества товаропроизводителей, но, не в меньшей степени, с улучшения их работы по созданию конкурентоспособной продукции. На этой основе формировался и возрастал ссудный капитал банков, который, в свою очередь, содействовал подъему производства, развитию внутренних и международных рынков. На протяжении XX столетия происходило сращивание промышленного, торгового и финансового капитала, что предопределило новые возможности для увеличения инвестиций и подъема экономики.

Вся многолетняя история становления и развития рыночной экономики и накопления материального богатства в ныне развитых странах убедительно доказывает правоту научных выводов У. Петти, А. Смита, Д. Риккардо и их последователей о том, что рост национального богатства обеспечивался не только на основе расширения сферы применения труда, но и путем повышения его производительности. В то же время, пока большинству стран с рыночной системой хозяйствования в силу внутренних и международных противоречий, невысокого уровня научно-технического прогресса не удалось создать высокоразвитое конкурентоспособное производство. Многие развивающиеся страны, как правило, нуждаются в кредитах или в других видах помощи, получаемых от высокоразвитых государств. Россия пока что получает немалые кредиты от МВФ и ряда зарубежных банков. Но это временная и вынужденная мера. В конечном итоге в этом слабость государства, а отнюдь не признак его роста и укрепления экономического могущества.

Недостаточно опытные реформаторы возлагали слишком большие надежды на стихийный рыночный механизм саморегулирования производства и роста производительности труда, ослабив действие всех факторов роста производства и национального дохода. В результате объем производства отечественных товаров резко сократился, несмотря на приватизацию собственности и расширение самостоятельности трудовых коллективов. В то же время происходило перемещение денег из производственных отраслей в торговлю и коммерческие банки, которые не справились с оказанием кредитной помощи предприятиям. Им было выгодно зарабатывать доллары на понижении курса рубля. Экономически развитые государства стремятся повысить эффективность экспорта и его увеличение за счет роста производства конкурентоспособной продукции. В России и других странах СНГ многие предприниматели, а также руководители коммерческих банков наращивают свои денежные капиталы, не считаясь с тем, что увеличение экспорта сырья, в том числе нефти, может привести к немалым трудностям в развитии отечественного производства. Запасы нефти не воспроизводимы, и ее добыча будет в конечном итоге сокращаться, причем это произойдет довольно скоро.

Они не заинтересованы в стабилизации и устойчивом росте производства, поскольку откачивают деньги из производящих отраслей. Их вполне устраивает так называемая экономика "кривых зеркал", в которой богатство финансовых магнатов растет в основном за счет несправедливого перераспределения средств бедных в пользу чрезмерно богатых. Но такая позиция не имеет ничего общего ни с идеями теоретиков демократически организованного рынка, ни с практикой высокоразвитых государств Запада, которые за последние десятилетия стали прикладывать немало усилий к тому, чтобы полнее подчинить товарное производство интересам потребителей и соблюдению принципа социальной справедливости. В ряде стран, в том числе в Японии и США, развивается не только индивидуальное, но и коллективное предпринимательство. В то же время усиливается воздействие государства на улучшение организации денежного обращения и кредитно-банковской деятельности.

В США, как известно, в той или иной степени ограничиваются спекулятивные махинации субъектов рынка, в том числе банков и иных финансовых компаний. Тем самым постепенно закладывается фундамент для усиления социальной направленности рынка, способствующей повышению качества жизни людей. Там, где к власти приходят демократы, как, например, в Японии, в Швеции, Норвегии и других странах, прогрессивные начинания реализуются успешнее – повышаются реальные доходы населения при сохранении стабильных цен.

Словом, современной цивилизации требуется корректировка основополагающих принципов развития так называемого чистого капитализма. С изменением подхода к регулированию экономического роста и решению социальных проблем, повышается занятость людей и их уровень жизни. На этой основе возрастает интерес к труду и росту его производительности. Соответственно усиливается социальная направленность рыночной системы хозяйствования. По мере дальнейшего сращивания промышленного, банковского и торгового капитала, создания крупных межотраслевых и транснациональных корпораций возрастает возможность выделения финансовых средств на ускорение НТП и освоение новейших технологий, а также на улучшение условий труда работающих, вовлечение все большего их числа в управление производством. Благодаря этому, взамен узкой специализации усиливается диверсификация производства, а также ускоряется процесс координации крупных, средних и малых предприятий, что требует повышения профессиональной квалификации всех работников. Все эти и другие изменения в экономике современного капитализма до сих пор мало учитывались в практике проведения реформ в России да и в других странах СНГ, что и послужило основной причиной сокращения ВВП, несмотря на огромные природные богатства, мощный производственный потенциал, сравнительно высокий уровень образованности и культуры народов бывшего СССР. Более того, реформаторы экономики постсоветского пространства взяли на вооружение недостатки рыночных систем, которые пытаются преодолеть правительства многих государств. Известные в США профессора, авторы коллективного труда "Экономика", справедливо отмечают, что и командная экономика, и экономика свободного рынка представляют собой нереалистичные, крайние случаи. В смешанной экономике и государство, и частный сектор (предприятия и потребители) играют важную роль в ответах на вопросы: "что?", "как?", "для кого?" (1).

Усиление роли науки в повышении эффективности производства и социальной направленности рынка.

Новейшие тенденции в развитии рыночных систем стран Запада показывают, что без повышения роли науки и ускорения НТП практически невозможно обеспечить устойчивый подъем экономики. России, как и другим странам СНГ, необходимо не только увеличить рост производства, но и решить социальные проблемы.

Для того чтобы добиться успеха требуется научно-техническая политика, предусматривающая системный подход к использованию всех факторов интенсификации и повышения эффективности производства в условиях многоукладной экономики. Эта ключевая задача до сих пор решалась неудовлетворительно. По-другому и не может быть без проведения взаимовыгодных экономических и научно-технических преобразований во всех странах СНГ. Руководящим деятелям стран Содружества и их народам пора понять, что в отсутствие экономического сотрудничества всем странам будет гораздо труднее создать конкурентоспособное производство на основе новейших достижений науки и техники.
Рост производства конкурентоспособной продукции будет играть в XXI веке основополагающую роль не только в устойчивом подъеме экономики и создании эффективной структуры экспорта, но и в значительном увеличении государственных доходов всех стран СНГ. Вот почему следовало бы оптимизировать режим разработки стратегической программы ускорения НТП и внедрения в производство новейших технологий и принять её на высшем государственном уровне. Это поможет преодолеть сложившееся отставание и поднять эффективность экспорта на рынках дальнего зарубежья, что будет способствовать решению стратегических задач по развитию экономики стран Содружества.
Словом, на смену в основном базарно-стихийного рынка с процветающей теневой и коррумпированной экономикой в условиях укрепления экономического союза неизбежно придет цивилизованный рынок с отлаженной системой государственного регулирования и экономического стимулирования роста производства и изменения его структуры на высокой качественной основе.

В последние годы, как справедливо отмечалось рядом экономистов, усилилась технологическая и инновационная отсталость России и других государств СНГ от высокоразвитых стран Запада. Учитывая это, а также продолжающийся финансовый кризис, было бы преждевременно полагать, что в России, как в Украине, Белоруссии или Казахстане, уже создана рыночная система, отвечающая интересам народа. Надо признать, что пока она не в состоянии обеспечить рациональное распределение и эффективное использование всех ресурсов в народном хозяйстве и, прежде всего – новой техники. Все страны содружества нуждаются в лучшей организации производства и в проведении эффективных экономических и научно-технических связей с высокоразвитыми государствами. Для этого требуется кардинальное улучшение структуры производства, развитие науки и ускорение НТП, создание прогрессивных хозяйственных систем. Словом, нужна более действенная, направленная на долгосрочную перспективу социально-экономическая и научно-техническая стратегия. Пока что в большинстве стран ее нет, и в этом главный недостаток в работе правительств и других государственных ведомств стран Содружества, призванных работать на перспективу. Действует неустойчивый рынок потребительских товаров. Многие потребительские товары закупаются в странах Запада. Рынок этих товаров, как и устаревших в большей части машин, оборудования и других средств производства не может обеспечить необходимого роста доходов для сбалансирования государственного бюджета.

Чтобы увеличить удельный вес наукоемких конкурентоспособных видов продукции в общем объеме промышленной продукции всех стран Содружества надо значительно повысить уровень не только прикладной, но и фундаментальной науки. Однако сегодня в России фундаментальная наука, как справедливо отметил председатель Российского фонда фундаментальных исследований академик В.Е. Фортов, оказалась на грани между гибелью и выживанием (2). Весьма актуальной становится задача, поставленная Президентом – оказание реальной государственной помощи Академии наук.

Для выхода на передовые позиции в XXI веке странам СНГ важно не только увеличить расходы на науку, но и кардинально усовершенствовать всю систему финансирования с тем, чтобы стимулировать ускорение разработки и внедрения в практику новейших научных открытий. Необходимо также укрепить сотрудничество всех стран СНГ в области научно-технического прогресса. Этому может и должен способствовать общий равновыгодный рынок и непосредственное сотрудничество всех научных и технических кадров стран Содружества.

Для того чтобы наверстать упущенное и двинуться вперед в развитии науки, требуется, на наш взгляд, принятие ряда организационных и финансово-экономических мер, способствующих сохранению и развитию научного потенциала всех стран СНГ. Так, для ускорения НТП и применения новейших технологий большое значение будет иметь соблюдение следующих немаловажных требований: стимулирования научно-технической и инновационной деятельности путем дифференциации оплаты труда и предоставления ряда льгот; улучшения структуры научных организаций, отвечающих требованиям межотраслевой координации производства высококачественной продукции; развития межгосударственного научно-технического сотрудничества; четкого разделения прав и обязанностей всех органов государственной власти в области формирования и осуществления прогрессивной научно-технической политики. Кроме того, в России, например, есть и такие проблемы, решать которые целесообразно на основе совместного ведения центра и субъектов РФ. К их числу относятся: формирование экономического механизма реализации научно-технической политики; организация научно-технического прогнозирования; размещение объектов научно-технического потенциала и создание необходимой инфраструктуры; образование совместных фондов научного, научно-технического и технологического развития, а также ряд других проблем.

Особое значение в области развития науки и улучшения организации научно-технической деятельности государств СНГ на ближайшие годы имеют, по нашему мнению, следующие меры:

  • разработка единой научно-технической политики и ее практическое воплощение в создании системы взаимоувязанных программ, реализация которых даст возможность ориентировать фундаментальные и прикладные науки на решение первоочередных проблем ускорения НТП и внедрения в производство новейших технологий, а также создание единого информационного пространства в целях эффективного управления социально-экономическим развитием каждой страны и ее связей с научными подразделениями других государств;
  • разработка и практическая реализация системы организационных и экономических мер, способствующих более тесному соединению фундаментальной и прикладной науки с производством, с решением задач обеспечения устойчивого роста ВВП, ускорения НТП в важнейших отраслях производства, имеющих приоритетное значение в обеспечении интенсивного роста экономики и увеличении выпуска конкурентоспособной продукции;
  • разработка и уточнение через каждые пять лет комплексной программы ускорения НТП в народном хозяйстве на предстоящую перспективу с определением важнейших задач фундаментальной и прикладной науки;
  • органическое соединение фундаментальной и прикладной науки с производством на основе создания системы корпоративных, в том числе транснациональных и межотраслевых хозяйственных связей, а также значительного увеличения числа малых предприятий по созданию конкурентоспособной продукции.

Проведение активной социальной политики, что обусловлено рядом причин.

  • Во-первых, созданием социально направленного рынка и необходимостью обеспечения в этих целях устойчивого роста экономики путем ускорения научно-технического прогресса, улучшения методов хозяйствования и использования имеющегося в странах СНГ огромного производственного, ресурсного и научно-технического потенциала. Решать эту сложнейшую задачу, имеющую стратегическое значение для подъема экономики и повышения уровня жизни народа могут только высокообразованные и достаточно подготовленные кадры. С учетом этого нужно и дальше повышать уровень среднего и высшего образования, улучшать профессиональную подготовку рабочих, создавая условия для повышения их квалификации и пополнения знаний, столь необходимых современному производству.
  • Во-вторых, надо радикально улучшить систему воспитания и образования детей; обеспечить всестороннюю их подготовку к новым условиям жизни.
  • В-третьих, государство должно улучшить материальное положение и финансовое обеспечение многодетных семей, детей, оставшихся без родителей, учащейся молодежи с тем, чтобы ускорить создание подлинно демократического гражданского общества.
  • В-четвертых, для оптимального использования прогрессивных сторон рыночной системы хозяйствования требуется крупномасштабная подготовка хорошо обученных, инициативных и высокопрофессиональных предпринимателей и управленцев, способных решать задачи роста производства и повышения его эффективности на основе использования новейших технологий, а также улучшения условий труда и жизни работников предприятий.

Словом, стратегическая цель новой социальной политики состоит в том, чтобы значительно поднять роль труда, его качества и производительности в обеспечении .устойчивого экономического роста – это с одной стороны, а с другой – усилить социальную ориентацию всех звеньев экономики. Решить эту сложную обоюдозначимую проблему может только высокообразованный и культурный народ, живущий в экономически развитом социальном государстве.

Улучшение организации агропромышленного комплекса.

За годы так называемых радикальных реформ в силу допущенных ошибок не удалось создать реальных предпосылок для ускорения подъема агропромышленного комплекса. Более того, трудности в развитии сельского хозяйства продолжали возрастать. Происходило сокращение посевных площадей, не создавались организационные и экономические условия для повышения плодородия земли, роста урожайности и подъема животноводства. Нарушился обязательный принцип взаимовыгодного обмена промышленных товаров на сельскохозяйственную продукцию. Фермеры, получившие землю, до сих пор не могут ее эффективно использовать, не имея достаточного количества техники, а обмен их продукции на машины, удобрения и другие промышленные изделия происходит на неэквивалентной основе.

За истекшие годы государство фактически не создало условий для цивилизованного рынка, стимулирующего увеличение производства всех видов сельскохозяйственной продукции. Плохо учитывается опыт высокоразвитых государств по использованию новейших технологий и достижений в организации производства. В итоге социально-экономическая эффективность агропромышленного комплекса нуждается в значительном повышении.

Как пишет Майкл Трейси, одним из факторов, способствующих тому, что страны Запада увеличили производство продуктов питания, была государственная ценовая политика в области сельского хозяйства (3). В США ни один посредник не может купить продукцию фермера по цене ниже установленной государством. Наряду с этим, государство определяет оптимальный объем используемой земельной площади с тем, чтобы не допустить перепроизводства сельскохозяйственной продукции. Оно берет на себя затраты по организации научно-технических консультаций и строительству дорог. Фермеры могут получать кредиты по многим каналам, в том числе в банках общего назначения, а во многих странах – у кредитных кооперативов, являющихся составной частью общенациональной банковской системы. Кроме того, развитая система кооперации оказывает фермерам реальную помощь в сбыте их продукции.

В России фермеры, кооперативы и другие владельцы земли до сих пор не извлекли полезных уроков из опыта стран Запада по организации и управлению сельскохозяйственным производством. Не решается с должной эффективностью и проблема собственности на землю и ее использования в интересах крестьянства и общества в целом.
Осуществляемый с 1992 года переход к рыночной системе хозяйствования пока не получил на селе должного развития. До сих пор продолжаются малополезные дискуссии по проблемам собственности на землю и возможности ее продажи. Между тем закон должен был бы прежде всего четко определить порядок предоставления крестьянам собственности на землю на бесплатных условиях, с тем, чтобы не допустить спекуляций и завышения цен лицами, не имеющими прямого отношения к производству сельскохозяйственной продукции (4).

Важнейшее значение для подъема сельского хозяйства, на мой взгляд, может иметь создание предприятий, обеспечивающих интенсивное развитие производства на основе рационального сочетания возможностей фермерских хозяйств, вновь созданных сельскохозяйственных кооперативов. Наряду с этим должна быть создана система машинно-технологических станций, а также малых промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и увеличению продажи промышленных товаров. Это целесообразно как для более полного обеспечения занятости, так и для повышения уровня благосостояния крестьянства.

Существующие тенденции свидетельствуют о том, что по ряду причин сельскохозяйственные предприятия не справляются со своими основными задачами и нуждаются в кардинальной перестройке как с точки зрения формы собственности и методов хозяйственной деятельности, так и в смысле системы организации труда и его стимулирования. Порядок управления ими должен быть кардинально перестроен на основе принципов подлинной демократии и усиления материальной заинтересованности в повышении эффективности производства. Фермеры и кооперативы должны овладеть маркетингом и осуществить систему мер по улучшению качества продукции. В то же время их производственную и торговую деятельность следует органически увязать с работой машинно-технологических станций и производственно-хозяйственных комплексов, производящих и реализующих по устойчивым ценам современную сельскохозяйственную технику, а также удобрения. Для этого целесообразно улучшить структуру предприятий агропромышленного комплекса и на деле обеспечивать в его рамках более тесное и эффективное сочетание малого (крестьянского), среднего и крупного производства как это имеет место в ряде высокоразвитых стран.

Таковы главные направления устойчивого подъема ВВП и доходов населения. На основе успехов, достигнутых в значительном увеличении ВВП и повышении уровня реальных доходов населения, представится возможность для решения таких проблем, как совершенствование системы начисления и выплаты пенсий, обеспечение более продуктивной и полной занятости людей, более последовательное применение свободных цен, сохранение бесплатного среднего и высшего образования и государственной системы здравоохранения, кардинальное улучшение условий жизни в деревне, а также принятия других мер, призванных усилить социальную направленность цивилизованной рыночной системы хозяйствования.

Литература
1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Г. Экономика. – 1993. – С.12.
2. Независимая газета. – 24 сентября. – 1996. – C. 3.
3. Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. Санкт-Петербург. – 1995. – С. 406.
4. См.: Выбор пути. Дискуссия на полях земельного кодекса в России. – М. – 1998. – С. 9.

Следить за новостями ИНЭС: