Качество & репутация

Номер 5-6. Удар по мародерам?

«Когда в 1965 году я открывал первую школу EF, я не предполагал, что однажды EF станет мировым лидером в языковом образовании» — так говорил президент и основатель компании EF. И действительно, English First является в настоящее время самой крупной в мире частной образовательной компанией, специализирующейся на языковом обучении. Сегодня, спустя десять лет после открытия отделения English First в Москве, можно уверенно сказать, что высококвалифицированные преподаватели, уникальная методика обучения и индивидуальный подход к клиентам English First, что и в России компания обошла всех ближайших конкурентов. О том, как происходит обучение в школах English First, как производится подбор преподавательского состава, о применяющихся методиках Вы узнаете из интервью генерального директора English First в России Бернарда Ширера с заместителем главного редактора «ЭС» Ольгой Бардовой


Бернард Ширер
Качество & репутация

"Экономические стратегии", №5-6-2005, стр. 156-159

Когда в 1965 г. Бертил Хулт (основатель компании EF) открывал первую школу, он не предполагал, что однажды EF станет мировым лидером в языковом образовании. И действительно, English First является в настоящее время самой крупной в мире частной образовательной компанией, специализирующейся на языковом обучении.
Сегодня, спустя десять лет после открытия отделения English First в Москве, можно уверенно сказать, что наличие высококвалифицированных преподавателей, уникальной методики обучения и индивидуального подхода к клиентам позволили компании и в России обойти всех ближайших конкурентов. О том, как происходит обучение в школах English First, как производится подбор преподавательского состава, о применяющихся методиках Вы узнаете из интервью генерального директора ЕF English First в России, доктора филологических наук Бернарда Ширера с заместителем главного редактора "ЭС" Ольгой Бардовой.

Языковая школа EF English First — самая большая частная образовательная компания в мире — специализируется на обучении английскому языку.
Виды деятельности: курсы различных типов интенсивности, с учетом интересов клиентов в любом графике и режиме, уникальные авторские программы для детей и взрослых, деловой английский, подготовка к международным экзаменам, программы для корпоративных клиентов.
Контактные данные: тел. (095) 937 3883, www.englishfirst.com, www.ef.com

Очевидно, что компания English First – крупнейшая, не имеющая конкурентов в сфере частного обучения иностранным языкам. Как Вы сами оцениваете свою деятельность? Что Вы делаете такого, чего не могут сделать Ваши конкуренты?

Если я правильно понял, Вас интересует, чем мы отличаемся от наших конкурентов.

Не только. В чем преимущества Вашей компании? Какие компетенции делают ее конкурентной по сравнению с другими?

Это прежде всего методика обучения. Считается, что методика есть нечто общедоступное. Часто от преподавателей иностранных языков можно услышать: мы используем коммуникативную методику. В нашей школе тоже используется эта методика, применяются технологии, появившиеся на рынке за последние 10 лет, но у нас имеется и свой собственный подход к обучению, который отличается от всех остальных. За последние 12-13 месяцев мы разработали Efekta System, позволяющую выстроить учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Еще один плодотворный обучающий прием – Life Club. Мы организуем неформальные встречи, разные мероприятия, в процессе которых студенты получают возможность использовать язык вне класса. Например, в субботу слушатели вместе с преподавателями отправляются играть в боулинг. Это не урок, это просто общение, но в то же время великолепная возможность учиться. Мы настаиваем на том, чтобы наши студенты, даже если они очень занятые люди, находили время для таких встреч.

Сегодня в Москве множество курсов и школ иностранных языков. Как разобраться в этом многообразии? Как найти ту школу, которая не только выдаст сертификат, но и даст реальные знания? Посоветуйте обычному обывателю – на что обратить особое внимание при выборе школы?

Надо просто бесплатно посетить урок, попробовать. Это единственный способ узнать, подходит ли Вам та или иная школа. По крайней мере, мы предоставляем такую возможность. Затем следует узнать, сколько студентов из данной школы сдали в этом году международный экзамен и с какими результатами. Хорошо, когда школа публикует такую информацию. У нас, например, она доступна: есть доска объявлений, на которой вывешиваются поздравления студентам, успешно сдавшим экзамен. Хорошо бы также побеседовать с преподавателями и слушателями.

Каковы, на Ваш взгляд, основные критерии оценки школы? Что важнее всего?

Самое главное – преподаватели. Так всегда было и всегда будет. Когда на
ши студенты заканчивают очередной учебный курс, мы проводим анкетирование, чтобы узнать их мнение о преподавателях, о технологиях, использовавшихся в процессе обучения. Самый главный, решающий момент – качество преподавания и учебных материалов.

Кто преподает в Вашей школе, российские или зарубежные педагоги?

Как российские преподаватели, так и носители языка.

Как происходит отбор?

Для нас это принципиальный момент. Многие спрашивают: почему мало носителей языка – английских преподавателей? Мой ответ прост: я не смотрю в паспорт, я выбираю хороших сотрудников. Не важно, где родился человек. Важно, хорошо ли он владеет языком и есть ли у него способности к преподаванию. Отбор идет достаточно строгий. Сначала проводится собеседование с академическим директором, а для тех, кто успешно прошел его, второе собеседование – с директором школы. После этого мы требуем, чтобы кандидат провел пробный урок, который должен быть посвящен какой-то определенной теме.

Но ведь каждый преподаватель работает по своей методике.

Сначала – да. Мы хотим посмотреть, на что человек способен. Очень хороший преподаватель – это актер. Согласитесь, сложно каждый день много раз выходить на сцену с улыбкой и начинать все сначала. И не важно, что было на предыдущем занятии, какая была группа. Здесь нужен педагог с сильным характером. Поэтому если человек успешно прошел все этапы отбора, мы отправляем его на тренинг, чтобы он адаптировался к нашим требованиям, освоил методики и подходы к преподаванию.

За чей счет проходят эти тренинги?

За наш, конечно. Большинство из них проходит в начале августа. Несколько недель назад порядка 160 человек участвовали в трехдневном семинаре, осваивая тонкости преподавания в нашей школе.

Значит, у Вас нет проблем с преподавателями. Предложение превышает спрос?

Я бы сказал – нам есть, из кого выбирать. Трудно найти подходящего человека, который не только хорошо знает язык, но и умеет создать соответствующий психологический настрой в классе, открыт новым веяниям, готов экспериментировать.

Получается, что если придется выбирать между тем, кто хорошо знает язык, но не обладает перечисленными качествами, и тем, кто знает его хуже, но является харизматической личностью, Вы выберете второго?

Совершенно верно.

А каков уровень подготовки Ваших слушателей? Не приходится переучивать людей?

Разный уровень, но в основном хороший. Лексика, грамматика – это все внутри, чисто формальное знание языка. Все это теряется, когда приходится использовать язык на практике. Казалось бы, человек все выучил, но не может начать говорить. Это очень важный момент, его мы должны отработать вместе со студентами. На самом деле это вопрос культуры. Например, наши студенты из Италии не боятся говорить, но делают при этом очень много ошибок. В России наоборот – учащиеся лучше знают грамматику, но не могут расслабиться и заговорить, потому что боятся ошибиться.

Вы очень хорошо говорите по-русски. По какой методике Вы изучали русский язык?

Я приехал в Россию в 1996 г. и начал учить русский в группе, где были еще и другие иностранцы. Это хороший способ обучения, поскольку есть возможность общения. Но мне приходилось много работать, на учебу оставалось все меньше времени. В конце концов пришлось оставить группу и продолжать практиковаться в языке с моими российскими друзьями и знакомыми.

Когда Вы стали думать по-русски?

Свободно общаться в неформальной обстановке – в ресторане или дома с друзьями – я начал через год-полтора. Для того чтобы начать формальное общение, потребовалось больше времени. Прошло где-то четыре года, и я уже не боялся выступать перед публикой.

Ваша компания недавно стала работать по франчайзинговой системе. Как сейчас развивается это направление?

В России мы всего четыр
е года работаем по этой системе. За рубежом – в Юго-Восточной Азии, Южной Америке – она нами достаточно давно опробована, и мы хорошо знаем, как это делается. Если 10 лет назад, когда школы English First только появились в Вашей стране, у Вас не было условий для внедрения франчайзинга, то сегодня они созданы и есть спрос на эту систему. Ее использование позволило нам увеличить число школ. Еще до того, как мы начали этим заниматься, к нам обращались с вопросом, можно ли купить нашу торговую марку и открыть школу. Самый логичный ответ – это введение системы франчайзинга. Новые школы работают по нашей системе, по нашей методике, с использованием наших материалов, к преподавателям предъявляются такие же требования, как у нас. Единственная разница – правовая форма.

Предположим, я хочу открыть такую школу. Что для этого необходимо?

Прежде всего Вы должны пройти собеседование – ведь, в конце концов, нам предстоит вместе работать. Второе – знание рынка. Франчайзинг – это сотрудничество двух партнеров: один имеет продукт, второй знает рынок. При соединении этих двух частей получается мощный бизнес. Я должен быть уверен, что приобрету надежного партнера по бизнесу. Если две первые проблемы решены положительно, Вам вручается пакет документов, имеющих отношение к состоянию рынка преподавания иностранных языков в Вашем городе. Вы заполняете их, а я их изучаю. Самые важные вопросы – количество существующих школ, уровень конкуренции, численность населения.

Как в этом случае контролируется подбор персонала?

Заключая договор, мы ставим условие: назначения на должность академического директора и директора школы должны быть согласованы с нами. Может быть, у владельца нового филиала есть родственник, которого он хотел бы сделать директором. Это не входит в наши планы, потому что для нас главное – престиж торговой марки. Руководитель новой школы подбирает менеджера по маркетингу и бухгалтера, администрацию школы. Пять руководителей нового коллектива здесь, у нас, в течение трех-четырех дней проходят тренинг с нашими специалистами. Потом мы отправляем их на два-три дня в наши школы на практику. После этого еще раз смотрим, подходит человек или нет. Если не подходит, приходится все начинать сначала. Затем академический директор набирает преподавателей, а менеджер по продажам – консультантов. После того как штат укомплектован, наши представители отправляются на место и проводят тренинг для преподавателей и консультантов по обучению. Ежегодно мы проводим конференции для академических сотрудников и руководителей школ. В августе, до начала нового учебного года, организуется тренинг для преподавателей и сотрудников администрации.

Преподаватели школ имеют возможность пройти 6-месячный курс дистанционного обучения с руководителем программы, который находится в Англии. Каждый месяц он дает тему, на которую учащиеся должны написать статью или доклад. Через 6 месяцев руководитель программы приезжает в Россию, мы собираем всех ее участников в одном месте на две недели, и он назначает каждому определенную тему для урока. Теоретические знания, полученные за 6 месяцев обучения, преподаватели потом реализуют в классе. Кроме того, мы каждый год проводим аудит – направляем в школы специалистов, которые проводят там три дня, разговаривают со студентами. Кстати, беседы ведутся на английском языке. Таким образом в процессе собеседования проверяется качество преподавания.

Преподаватели приезжают сюда в командировку?

Это происходит с января по июнь. Как обучать профессионала без отрыва от работы? Как известно, есть современная технология, которая позволяет решить этот вопрос. Академический год у нас заканчивается в начале июня. Июль и август – это время отпусков, которое можно использовать для решения профессиональных проблем, чтобы к первому сентября приступить к работе с новыми идеями и новыми силами.

Какой процент преподавателей каждый год не проходит эти тесты?

Точной цифры я назвать не могу, но таких людей, к сожалению, 20-25%. Мы стремимся к тому, чтобы сократить их количество. Руководители школ на местах участвуют в разных конференциях в течение года, посещают семинары в Москве. Между главным офисом и преп
одавателями школ поддерживаются тесные контакты. Мы регулярно проводим тренинги и стараемся сделать так, чтобы они собирали максимальное количество участников.

Внедряется ли система франчайзинга в Москве?

Москву мы оставили для себя, а в Московской области – в Реутове, Химках, Одинцово – есть такие школы.

Где еще работают по этой системе?

В Ставрополе, Ростове-на-Дону, Твери, Альметьевске; мы также открыли школу Казахстане, в Алматы. Через некоторое время появится новая школа в Южно-Сахалинске.

Есть ли отличия в деятельности школ в регионах и в Москве?

Я имею в виду уровень преподавания, организацию работы и т.д.
Я бы не сказал. Единственная разница в качестве контактов между руководителями – здесь, в Москве, они непосредственные, и это облегчает обмен знаниями и новыми идеями.

Насколько сейчас велика емкость российского рынка обучения иностранным языкам?

Спрос превышает предложение.

Существует ли в школах English First лимит на прием слушателей?

Желательно, чтобы первый год было 300 студентов, на второй – 500-600, на третий – от 800 и выше. Конечно, все зависит от наличия аудиторий – есть школы, имеющие 5-6 аудиторий, а есть школы, где 17-20 аудиторий. Иногда из-за нехватки площадей нам приходится подыскивать новые помещения.

Каков состав слушателей? Это в основном люди до 30 лет?

Если брать нашу работу в целом, то где-то 40-45% составляют дети от 4 до 14 лет, 50% – взрослые люди и студенты вузов. Сегодня многие родители поняли, что инвестиции в образование, прежде всего в изучение иностранных языков, окупаются, и, если позволяет семейный бюджет, дают своим детям возможность изучать английский.

А по половому признаку?

Среди детей – 50 на 50. Среди взрослых женщин чуть больше, чем мужчин.

English First работает в России с 1995 г. Какие изменения произошли в составе слушателей за это время?

Люди стали богаче и раскованнее. Они легче поддаются обучению. Выросла потребность в изучении английского – среди слушателей появилось больше взрослых, хотя дети усваивают язык гораздо быстрее. Сегодня наши студенты чаще ездят за рубеж, контактируют с иностранцами, по крайней мере те из них, что живут здесь, в Москве.

Изучаете ли Вы своих конкурентов на российском рынке, их методики?

Конечно. Есть разные школы – те, которые давно работают, и совсем новые. К первой категории относятся, например, International House, BKC, Language Ling. Недавно на рынке появились "Мистер English" и Big Ben.

У Вас есть стратегический план развития компании?

Конечно. Мы только что открыли новые школы в Новосибирске, Нижнем Новгороде и Тюмени, официальное открытие состоится в начале октября. В следующем году наши школы откроются еще в девяти городах, а в 2007-2008 г. – еще в шести. Впереди большая работа.

Наш фирменный вопрос: расскажите любимый анекдот или притчу, которая отражает Ваше отношение к работе, к жизни.

Есть фраза, которая мне очень нравится: "Мы заняты одним делом и делаем его хорошо – мы учим людей английскому языку!" Практически все наши конкуренты предлагают обучение и другим языкам помимо английского. Меня часто спрашивают, почему мы не следуем их примеру. И в ответ родилась эта фраза. Главное – поддерживать репутацию на рынке: среди мировых компаний, занимающихся языковым обучением, мы единственные, кто специализируется на обучении английскому. Для нас самое важное – качество преподавания английского языка.

Следить за новостями ИНЭС: