Использование методологии экономической динамики при прогнозировании и стратегическом планировании
Современная наука, констатируя факты корреляции солнечной активности с социальными, политическими и экономическими процессами на Земле, до сих пор не могла объяснить механизм этого влияния, вызывающего циклические явления
Юрий Гусаров
Использование методологии экономической динамики при прогнозировании и стратегическом планировании
"Экономические стратегии – Центральная Азия", №1-2007, стр.136-141
Гусаров Юрий Валерьевич – представитель ИНЭС/ЭС в г. Саратове, д.э.н., профессор. |
Методологическое обеспечение современной экономической науки, применяемое в стратегическом планировании, чрезвычайно широко. Однако в последнее время наиболее часто используется методология синергетики. Причем применение синергетического подхода подчас выглядит как дань моде – в свое время так же выглядело использование диалектики. В ряде случаев непонятно, каким образом соотносятся эти две ведущие методологические концепции. Не совсем ясно, например, отрицает или поглощает синергетика соответствующий методологический инструментарий диалектики. Если вкратце попытаться оценить современное состояние экономической динамики, то за последние десятилетия накопился достаточно мощный потенциал, позволяющий с надеждой всматриваться в будущее и ожидать в скором времени определенного прорыва и создания относительно целостной качественно новой экономической теории. Это позволит обновить инструментарий социально-экономического прогнозирования и стратегического планирования.
Представляется, что важное место, во многом определяющее направление исследований в экономической динамике, будут иметь проблемы, связанные с циклическим развитием социально-экономических систем на основе методологической базы, заложенной Н.Д. Кондратьевым и его последователями. Методологические и теоретические положения, разработанные Н.Д. Кондратьевым, позволили создать основу современной экономической динамики. Это отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи. Однако думается, что вклад Н.Д. Кондратьева в современную науку еще более основателен. Так, если, например, проанализировать основные положения диалектики и синергетики (табл. 1), то видно, что в становлении нового методологического инструментария при изучении развития социально-экономических систем на основе синергетики многое было сделано именно им. Достаточно только обратить внимание на то, что в синергетике большое место занимают подходы, связанные с неравновесностью, цикличностью развития, нелинейностью и необратимостью многих социально-экономических процессов.
Догадки о противоречивом циклическом развитии социума можно встретить в разные периоды времени у различных ученых. Например, они встречаются у Платона и Аристотеля в античные времена, у Никколо Макиавелли и Джамбаттисты Вико в эпоху Ренессанса. Но настоящий прорыв в теории циклов и экономической динамики произошел в конце XIX – начале XX вв. Достаточно вспомнить труды таких выдающихся ученых, как Джон Мейнард Кейнс, Карл Маркс, П.А. Сорокин, М.И. Туган-Барановский, Йозеф Шумпетер и многих других.
Интерес к этой проблематике не ослабевает и в настоящее время. Более того, циклический подход, другие современные методы исследования были применены к новым сферам человеческой деятельности, высветили проблемы развития глобальной социально-экономической системы и ее отдельных элементов на национальном, отраслевом, институциональном и региональном уровнях, а также на уровне основной хозяйственной единицы.
В начале третьего тысячелетия представляется важным не только переосмысление вклада выдающегося российского ученого Н.Д. Кондратьева в мировую науку, но и рассмотрение направлений использования его теории и методологии при решении проблем относительно стабильного развития социально-экономических систем при демпфировании циклических кризисных явлений. Под демпфированием циклических колебаний при этом понимается процесс их сглаживания или смягчения, включающий своевременное прогнозирование циклов, разумное самоограничение экономического роста в фазе подъема с последующим использованием сбереженных ресурсов в фазах депрессии и спада.
Из всех подобных направлений представляются особо важными следующие.
- Изучение равновесного и неравновесного состояний социально-экономической системы, их взаимопереходов и выделение условий применения этих подходов в реальной жизни, а также рассмотрение этих процессов с позиций квазиподхода.
- Классификация циклических колебаний и построение типологии цикличности.
- Учет благоприятных и неблагоприятных факторов развития социально-экономической системы в управленческой деятельности. Адаптация управления к условиям неравновесности.
- Выявление граничных условий развития национальных и региональных социально-экономических систем при их адаптации к кризисным явлениям. "Диагностика" и "настройка" систем органами управления.
- Совершенствование структур управления разных уровней с целью обеспечения современной траектории развития с учетом состояния научно-технического прогресса и требований экономической безопасности.
- Антициклическое (с использованием демпфирующих стабилизаторов), антикризисное управление в условиях неравновесности. Разработка конкретных антикризисных программ на разных уровнях управления.
- Технологическое и информационное обеспечение антикризисного управления.
О том, что некоторые закономерности и методологические подходы, исследованные и предложенные Н.Д. Кондратьевым в качестве экономического инструментария, могут давать неожиданно хороший результат при их использовании в различных отраслях науки, свидетельствуют следующие обстоятельства.
В 1997 г. автором был получен патент на изобретение: "Способ соединения проводов из материалов с различными физико-механиче-скими свойствами" (№ 2072286, зарегистрирован в государственном реестре изобретений 27 января 1997 г.). При технической проработке идеи этого изобретения и теоретическое обоснование результата, заключающегося в получении исключительно качественных спаев тонких проводов (это очень важно, например, для сварки проводников термопар с диаметром меньше диаметра человеческого волоса, используемых в приборостроении, в аэрокосмической и других отраслях промышленности), была использована общеметодологическая идея Н.Д. Кондратьева. Эта идея состоит в том, что в любом процессе следует выделять постоянную составляющую, или тренд, а также колебательную, или волну. Автор обратил внимание, что при сварке тонких проводников ранее в основном использовался постоянный или переменный ток, иногда – импульсный режим. Качество сварки при этом было недостаточно хорошим, а трудоемкость получения надежного спая двух разнородных металлов высокой. В результате одновременного совмещения волны (переменный ток) и постоянной составляющей (постоянный ток), а также выравнивания сопротивления проводов, практически с первого раза был получен качественный спай тонких проводников, что значительно снизило трудоемкость и привело к серьезной экономии дефицитных материалов. Таким образом, методология Н.Д. Кондратьева помогла реализовать и объяснить технологический процесс вне социально-экономической сферы. Представляется, что его методология имеет универсальный характер и может успешно применяться не только в экономической динамике, но и в смежных областях, а также в других отраслях знаний.
Наличие инвариантов в закономерностях экономических, технических и естественных наук подтверждает следующий пример. Идея демпфирования экономических циклов родилась у автора данной работы в результате использования ранее полученных результатов в составе коллектива ученых СГУ по демпфированию или сглаживанию тепловых температурных импульсов в "p-n" переходах германиевых и кремниевых полупроводниковых элементов. Суть сглаживания температурных импульсов состояла в помещении рядом с местом концентрации максимальных тепловых потоков, наблюдаемом в импульсном режиме, металлических пластинок, выполненных из металлов с высоким уровнем теплоемкости. При приходе очередного импульса эти пластинки принимали большую часть теплового потока на себя, а в промежутке между импульсами отдавали тепло в окружающую среду. Тем самым при неизменном количестве тепла сглаживались слишком высокие температурные пики, а значит, предотвращался перегрев наиболее чувствительной зоны кристаллов миниатюрных полупроводниковых устройств.
В настоящее время формируются основы качественно новой методологии научного познания мира. Так, например, российские ученые Б.Н. Пойзнер и Д.Л. Ситникова отмечают: "…роль системного интегратора "двух культур", то есть естествознания и социогуманитарных наук, отводится нелинейной динамике. Возможно, что именно ей удастся стать катализатором "синтеза синтезирующих наук", определяющего контуры полидисциплинарного знания". Этот прогноз, скорее всего, окажется правильным, и в основание новой методологии лягут теоретические взгляды выдающегося российского ученого Н.Д. Кондратьева.
Глубочайший смысл имеет идея Кондратьева об одновременном движении противоречивых составляющих, с одной стороны, выражающих статику в социально-экономических явлениях, с другой – динамику их развития. Это позволяет поставить имя Кондратьева в один ряд с такими учеными, как Альберт Эйнштейн. Значение теории Кондратьева для объяснения многообразия явлений жизни очень велико. Она позволяет рассматривать многие стороны окружающей действительности через призму циклического и волнового подхода. Эта методология может служить и служит универсальным ключом ко многим еще не открытым закономерностям социальной и экономической реальности. Л.Н. Гумилев успешно применял ее в исторической науке, доказывая существование процессов волнового характера в вековом калейдоскопе этносов, в расцвете и упадке культур, а также самих государственных и национальных образований.
В социологии и философии аналогичную методологию использовал известный российский и американский ученый П.А. Сорокин. И если ее применение Сорокиным в сфере научно-технического прогресса является рутинным – на циклический характер распределения во времени открытий, изобретений и других инноваций обращали внимание многие ученые, – то изучение им проявлений аналогичных закономерностей в других сферах бытия носит эвристический характер. Изучая кризисные явления в этике, исследуя изменения правовых норм в разные периоды развития человечества как интегрированной социогенной системы, ученый сумел выделить волнообразный, циклический характер их развития. "Следующие сводные таблицы, – пишет Сорокин, – представляющие соотношения сторонников абсолютной (идеациональной и частично идеалистической систем) и относительной чувственной этики, счастья (гедонизма, утилитаризма, эвдемонизма), среди других ведущих этических течений дают нам более точное представление об этих изменениях… В Средние века, как видим, чувственная этика практически отсутствовала, однако, появившись в ясно очерченной форме лишь в XV в., она добилась быстрого роста в XVI в. и, сохраняя с минимальными отклонениями высокий уровень, достигла пика в период Ренессанса и Реформации, а также в нынешнем столетии. Следующая диаграмма демонстрирует эти изменения: кривая движения чувственной этики ясно показывает периоды подъема и падения с 500 г. до н.э. по 1920 г… Сходная картина представлена в следующих цифрах, которые показывают соотношение сторонников абсолютных и релятивистских (этических, интеллектуальных и эстетических) ценностей среди выдающихся мыслителей в каждый отдельный исторический отрезок времени" (2).
В этой же работе Сорокин показывает наличие кризисных явлений и их чередование в науке, философии, религии и искусстве (3).
На использование разных мер воздействия управленческого аппарата на экономику на разных фазах циклов и проявление циклических действий в политической сфере обратил внимание известный американский экономист Пол Хейне. "Неожиданное изменение темпов роста совокупного спроса, – писал Хейне, – действует в первую очередь на производство и занятость, а потом уже на издержки и цены. Поэтому политика, стимулирующая экономический рост, дает вначале плюсы, а потом минусы, а политика ограничивающая рост, – наоборот. Естественно, что политики, ожидающие близких выборов, выбирают стимулирующую, а не ограничивающую политику. В результате политика постепенно сводится к формуле "вперед – стоп – вперед" с инфляционной направленностью" (4).
Американский ученый Артур М. Шлезингер-младший рассматривает всю историю США через призму циклических процессов. Выделяя экономические, политические, психологические и социальные циклы как относительно независимые явления, он дает следующее обобщенное определение: "Давайте тогда определим цикл как непрерывное перемещение точки приложения усилий нации между целями общества и интересами частных лиц. Но определение – это еще не объяснение. Почему цикл протекает именно таким образом? Что вызывает эти периодические перемены, эти приливы и отливы в сфере национальных приоритетов?
Если это подлинный цикл, то объяснение следует искать прежде всего в его внутренней природе. Каждая новая фаза должна вырастать из состояния предыдущей и присущих ей противоречий, в них находя и подготавливая условия для очередного поворота. Другими словами, истинный цикл является самовоспроизводящимся. Его не могут определять внешние явления, если только процесс не сопряжен с катастрофой" (5).
Как видим, циклические и волновые формы движения являются основой экономических, социальных, политических процессов. Они же превалируют в биологии, медицине, кибернетике, астрономии, в других технических и естественных науках. В этом проявляется универсальность данного подхода при любом мало-мальски серьезном изучении какого-либо предмета или явления.
Универсальность некоторых методологических подходов в различных сферах знания может подтолкнуть исследователей к мысли о возможном наличии еще не познанных законов и закономерностей, одинаково характерных (и имеющих сходные формы проявления) для существенно различающихся сторон человеческого бытия, включая такие, на первый взгляд, противоположные формы, как "живая" и "неживая" материя. В этом направлении учеными делаются только первые шаги, но отдельные работы блестяще доказывают наличие подобных аналогий. Весьма интересна работа Г.А. Осипова, который, сравнивая классическую политэкономическую схему процесса общественного производства с электрической схемой, основывающейся на применении известных в физике законов Кирхгофа, доказал, что последняя может выступать моделью-аналогом процесса воспроизводства (6).
Современная наука, констатируя факты корреляции солнечной активности с социальными, политическими и экономическими процессами на Земле, до сих пор не могла объяснить механизм этого влияния, вызывающего циклические явления. В настоящее время появилась относительно целостная теория, увязывающая воздействие электромагнитных возмущений, вызываемых повышением солнечной активности, на биополя мозга человека. Так как эти колебания и колебания полей в биологических системах имеют одинаковую частоту, наблюдается явление резонанса, что, в свою очередь, может приводить к изменению активности людей (как положительному – стимулирование инновационных потоков, так и отрицательному – агрессивность и неуравновешенность). Автор данной теории А.И. Михайлов пишет: "Показано, что частоты пульсаций индуцированного электрического поля (5?10-3-5 Гц) являются резонансными по отношению к характерным частотам биологических систем, в частности электрической активности мозга… График изменений солнечной активности начиная с 3000 г. до н.э. (бронзовый век), определенных по процентному содержанию углерода – 14 в корнях годичных колец реликтовой сосны… представляет собой огибающую, содержащую пики многих циклов, и отражает вековые изменения солнечной активности. Привязка к историческим ориентирам показывает, что наблюдается заметная корреляция хода солнечной активности с возникновением, расцветом и угасанием древних цивилизаций. По данным историков, такой цикл составляет 1200-1500 лет, что хорошо согласуется с пиками, наблюдаемыми на графике…
Экспериментально установлено, что при воздействии на человека слабого (порядка 1 В / М) электрического поля частотой 2-3 Гц время реакции у большинства испытуемых увеличивается примерно в 4 раза. Очевидно, подобные результаты могут послужить разумной основой для объяснения корреляции между индексами солнечной (геомагнитной) активности и статистикой транспортных происшествий и производственного травматизма. Другая сторона явления – возникновение эвристических идей, проявление нестандартного мышления. Так, на годы вблизи максимумов солнечной активности приходится ряд выдающихся научных открытий. Например, 1869 г. – открытие периодической системы элементов, 1905 г. – создание специальной теории относительности, 1926-1927 гг. – "героический период квантовой механики". Проявлением неадекватной реакции отдельных людей и целых социальных организмов на изменение внешних условий является возникновение экстремальных, взрывоопасных ситуаций в социальной жизни, через которые в полном соответствии с законами диалектики проходит любое общество. Конечно, солнечная активность не может быть прямой причиной социальных взрывов, однако не исключено определенное ускорение развития и срыв неустойчивости в глобальных социальных процессах вблизи максимумов циклов солнечной активности… Обе мировые войны нашего столетия (1914 г., 1939 г.) и мировой экономический кризис ("Великая депрессия" 1929 г.) начались в годы вблизи максимума 11-летнего цикла… Революции 1642 г. в Англии, 1848 г. во Франции, 1905 г. и 1917 г. в России также приходятся на годы пиков активности Солнца… 1956 г. – начало нашей "оттепели" и события в Венгрии, 1968 г. – Чехословакия, 1979 г. – начало афганской авантюры, "Солидарность" в Польше, 1989 г. – "бархатная революция" в Восточной Европе, 1990 г. – Иран, 1991 г. – развал Югославии и Советского Союза" (7).
Представляется, что в данных исследованиях роль физических факторов, которые выступают в виде неких скрытых экзогенных причин циклов, несколько преувеличена, однако, возможно, электромагнитные колебания определенной фазы и амплитуды могут влиять на людей, являясь своеобразными усилителями биологических процессов, и опосредованно – на их производственные отношения. И все же основная причина циклов должна иметь эндогенную природу, определяться внутренними связями и отношениями экономической системы. Кроме того, исходя из условия неравновесности экономических систем, наличия в них как положительных, так и отрицательных обратных связей, в них должны существовать циклические "осцилляторы", способствующие их саморазвитию. Представляется, что подобным требованиям соответствуют процессы научно-технического прогресса, развивающегося на основе разрешения противоречий. Думается поэтому, что наиболее верно отражают сущность развития экономических систем те авторы и научные школы, которые работают в этом направлении, преодолевая шаг за шагом отдельные неясности и противоречивые концепции.
Таблица 1. Сравнение основных положений диалектики и синергетики при исследовании развития социально-экономических систем
Окончание следует.
Примечания
1. Пойзнер Б.Н., Ситникова Д.Л. Большая бифуркация: рождение математического моделирования // Прикладная нелинейная динамика. Известия вузов. 2000. Т. 8. № 5, с. 92.
2. Сорокин П. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992, с. 492-493.
3. Там же, с. 425-488.
4. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1992, с. 692.
5. Шлезингер-младший А.М. Циклы американской истории. М., 1992, с. 46-47.
6. Осипов Г.А. Экономика с точки зрения электротехники // Энергия: экономика, техника, экология. 1990. № 3, с. 32-37.
7. Михайлов А.И. Геокосмические факторы и эволюционно-динамические принципы социально-экономического развития общества и цивилизации // Идеи Н.Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. Материалы ко II Международной Кондратьевской конференции (С.-Петербург, 15-
17 марта 1995 г.). М., 1995, с. 450-453.