Искусство мысли в китайской традиции
Данная публикация является вводной к новому циклу статей, где мы постараемся показать различные области применения традиционного китайского искусства мыслить. Для того чтобы детально разобраться в данном вопросе, нам нужно решить ряд задач. В первую очередь следует определить ключевые понятия, описывающие рассматриваемую область. Потом мы постараемся установить связи между этими понятиями, чтобы показать, как они применяются на практике, и, наконец, приведем примеры применения разобранных понятий и схем…
На Западе основные каналы восприятия, которые подтверждают истинность воспринимаемого объекта — это зрение и осязание. Не увижу — не поверю. А когда увидел, желаю потрогать, то есть подтвердить истинность своего восприятия. Что касается Востока, то там основной канал восприятия — слух, то есть способность слышать позволяет подтвердить истинность реальности. Информация, полученная через слух, подтверждается обонянием, которое связано со способностью тонко дышать. Из этого делаю вывод, что взгляд, направленный вовне, и взгляд, направленный внутрь, подкрепляются, соответственно, осязанием и обонянием…
Бронислав Виногродский
Искусство мысли в китайской традиции
"Экономические стратегии", №1-2006, стр. 84-91
Виногродский Бронислав Брониславович — президент фонда «Экология социальной культуры». |
Данная публикация является вводной к новому циклу статей, где мы постараемся показать различные области применения традиционного китайского искусства мыслить. Для того чтобы детально разобраться в данном вопросе, нам нужно решить ряд задач. В первую очередь следует определить ключевые понятия, описывающие рассматриваемую область. Потом мы постараемся установить связи между этими понятиями, чтобы показать, как они применяются на практике, и, наконец, приведем примеры применения разобранных понятий и схем. В предыдущих статьях рубрики мы работали со схемами, иллюстрирующими стратагемное мышление, не просто давая примеры применения этого приема, но стараясь показать читателю, что отдельные элементы стратагемного мышления встречаются в обыденной жизни, хотя и не выделяются в специальную конструкцию.
Предположим, что категории, которые используются в китайском подходе, являются эффективными инструментами для решения задач, стоящих перед носителем искусства мыслить. Попробуем описать эти категории именно в таком ключе. Хочу подчеркнуть, что нас интересует в первую очередь практический подход. Данная работа призвана ответить на вопрос: применимы ли китайские мыслительные техники для решения задач, возникающих в деятельности современного человека, живущего в условиях большой и сложной социальной системы? Второй вопрос: какие адаптационные коды нужно применить, чтобы чужеродные приемы оперирования мыслительными схемами органично прижились на нашем культурном поле, обогатив и дополнив его пространство?
Полагаю, что на первый вопрос следует отвечать утвердительно, и потому постараюсь обосновать эффективность и применимость китайских мыслительных техник. Для того чтобы достичь намеченных целей, обозначу круг понятий для двух культур (восточной, представленной китайской, и западной, представленной российской), которые необходимо определить, увязать и сопоставить. Назову ряд ключевых понятий, попадающих в поле нашего видения: деятельность, действие, разум, рассудок, сознание, мысль, ум, намерение, воля, понятие, образ, уподобление, определение, ценность, цель, стратегия, прогноз, диагноз, чувство, ощущение, время, пространство, материя. Думаю, что для начала достаточно. Основные различия между условно западным и условно восточным типами мышления сводятся к нескольким очень важным нюансам.
Различия восприятия на Западе и на Востоке
Поговорим о механизмах работы сознания в свете отличий критериев истинности восприятия. На Западе (условном) основные каналы восприятия, которые подтверждают истинность воспринимаемого объекта, – это зрение и осязание. Не увижу – не поверю. А когда увидел, желаю потрогать, то есть подтвердить истинность своего восприятия. Что касается Востока, то там основной канал восприятия – слух, то есть способность слышать позволяет подтвердить истинность реальности. Информация, полученная через слух, подтверждается обонянием, которое связано со способностью тонко дышать. Из этого делаю вывод, что взгляд, направленный вовне, и взгляд, направленный внутрь, подкрепляются, соответственно, осязанием и обонянием.
Первым шагом восприятия является взгляд, и взгляд движется извне внутрь. Чем дальше ты продвигаешься внутрь, тем ближе подходишь к истинной сути происходящего. Взгляд улавливает визуальный образ, подкрепляемый представлением о качестве тактильного ощущения, которое должно сочетаться с тем или иным предметом, попавшим в поле восприятия. Следующий шаг – это обращение слуха внутрь. Он обязательно сопровождается изменением конфигурации дыхания, что выражается в изменении внутриполостного давления. Это происходит за счет сужения каналов прохождения воздуха: сужаются ноздри, повышается внутренняя концентрация воздуха.
Первая часть цикла восприятия характерна для западного мышления. Используя восточную терминологию, можно сказать, что первый уровень является янским, то есть активным, а второй иньским. Это соответствует логике так называемых Последующих Небес (1), логике обыденной жизни, которая строится на фундаменте внешнего материального восприятия. Говоря о логике здравого смысла, мы обычно имеем в виду именно такой подход, в котором гипертрофировано внешнее восприятие.
В восточной традиции все действия направлены на то, чтобы развить вторую, иньскую часть цикла. Следовательно, решение задач в процессе жизнедеятельности также связано с направлением внимания не вовне, а внутрь, с вслушиванием в ощутимую ткань невидимого бытия. То есть восточное восприятие – это восприятие "из-за такта". Хотя сначала всегда происходит внешнее действие, осязательно-зрительное, которое притягивает внимание и, следовательно, включает мышление. То есть импульс восприятия, попадающий в поле твоего сознания, обязательно включает всю тактовую частоту сознания. При этом истинность отражения явления во многом зависит не от истинности первого шага, то есть не острота зрения является главным условием правильного понимания происходящего в этом мире. Более важным условием является точное прохождение всего механизма. Под механизмом я понимаю шестичленную конструкцию, в которой выделяются уровни внешнего восприятия, внутреннего ощущения, образного отражения, понятийного определения, концептуального осмысления, ситуативного описания. Если описать шесть уровней проще, то это будет внешнее восприятие, внутреннее ощущение, образ, понятие, смысл, видение. Эти шесть уровневых единиц соответствуют шести уровням существования личности как индивидуального, семейного, родового, народного, государственного и общечеловеческого образования.
Шестой уровень представляет собой философские и мировоззренческие системы, ведущие индивидуальность-личность за пределы социального поля в космическое переживание вечности этого мира вне пространства и времени. Пятый уровень представляет собой общечеловеческие и религиозные идеологии, существующие на уровне мировых религий. Четвертый уровень – это национальные идеологии, направляющие народы в их движении по траектории исторического развития во времени. Третий уровень позволяет отстраивать систему личности как родового образования. Второй уровень дает возможность правильной коммуникации базовых блоков образования семьи на уровне соощущения мужского и женского начал. Первый уровень является основой для построения рамок личного существования в пространственном мире материальных объектов.
Такова вкратце система описания структуры сознания, основанная на постулатах, изложенных в "Книге Перемен". Эта система строится на базе шестичленных кодов, воплощенных в знаках ГУА вышеупомянутого текста. Она соотносится с генетическим кодом, отраженным в системе 64 бинарных триплетов, тесно связанных с системой знаков ГУА "Книги Перемен". Кроме того, внутри каждой из шестиуровневых систем существуют свои связи, в частности, резонансными отношениями между собой связаны первый и четвертый, второй и пятый, третий и шестой уровни.
Шестичленная структура "Книги Перемен"
Рассмотрим шестичленную схему "Книги Перемен" в немного другом аспекте – обращение к этой схеме является основой традиции китайского мыслительного пространства. Каждый знак "Книги Перемен" – это компас для путешествия в теле языка по траекториям смутных предчувствий в поля сокровенных смыслов, являющих свою структуру, структуру кодов, позволяющих расшифровывать тексты мира, видимые в событиях, действиях, объектах восприятия. Это путешествие имеет свои законы, познание которых может дать новые уровни осознанности пребывания в этом теле.
Очень специфический язык "Книги Перемен" не всегда свободно интерпретируется при наложении на обыденные события, составляющие плоть нашего переживания самости времени, пропущенной через личностную вовлеченность. Каждый знак имеет структуру, и структура эта – плоть границы между внутренним и внешним, где и живет в моем восприятии явленный мир. Возможно описание любого события в рамках структуры восприятия с точки зрения непреложного набора движений, составляющих волну времени, которая действует в данный момент и порождает систему мнений, называемую событием. Изменения систем мнений во времени согласуются с изменением параметров волновых процессов, проходящих через пространство сознания с неизбежностью вселенской закономерности, и обязательно сопровождаются перераспределением центров, образующих точки притяжения ценностей. Ценности притягиваются к определенным единицам полуосознанных ощущений, с которыми обыденное сознание не способно вступить в прямой контакт. Потому в системе "я-мир" в качестве адапторных связок автоматически образуются мифоконцепции, укутывающие ценностнообразующие центры; их насчитывается девять в сознании каждой единицы восприятия-внимания. Эти девять центров распределяются в определенном порядке, пропуская через себя волну. Каждый из центров в потоке восприятия также превращается в девятичленную структуру, которая соотносится с остальными центрами так же, как ее отдельные единицы соотносятся друг с другом.
В данной работе мы обратимся к шестичленной структуре, представляющей собой инструмент построения и отображения мнимых пространств, называемых в человеческом просторечии делами, событиями или ситуациями. Предположим, что процесс сканирования любого события направлен изнутри наружу, что в проекции внешнего восприятия линейного описания мира это событие может быть представлено как переход с уровня на уровень по шести линиям снизу вверх. То есть центральная точка моей структуры представлена в проекции нижней линией, а периферическая позиция потока сознания-мира, практически недоступная моему восприятию в непосредственном контакте, показана шестой чертой на плоскостном и линейном изображении.
В традиции китайского подхода к переменам существует определение принадлежности уровней по соответствиям социальной иерархии – от простолюдина до правителя государства и ушедшего от мира мудреца. Оно неразрывно связано с контекстом системы ценностей, непреложно правящей в китайском психосоциуме на протяжении нескольких тысяч лет. Мы предлагаем подход с точки зрения контекста психологической структуры деятельности.
Принятие решения в восточной традиции
Процесс принятия решения в структуре шестичленных конструкций разбивается на следующие этапы:
- Первый. Сенсорика, или получение информации из внешнего мира, что заставляет тебя увидеть проблему и задуматься о происходящем, то есть начать оценивать перспективы развития ситуации с учетом твоего вмешательства или невмешательства в процесс.
- Второй. Аналитика: классификация полученной информации по имеющимся у тебя в распоряжении классификационным схемам, существующим в культурном поле твоей среды.
- Третий. Диагностика, или понимание структуры патологии, лежащей в основе данной проблемы, притянувшей твое внимание, вызвавшей беспокойство и требующей вмешательства тем или иным образом. Как я говорил выше, в рамках западного подхода к миру вмешательство рассматривается как воздействие тем или иным способом на внешние объекты, лежащие в основе структуры дела. В восточной парадигме важную роль играет осмысление и спокойное пропускание потока времени через пространство осознания, ожидание не только решения, но и подходящего момента для воплощения этого решения.
- Четвертый. Здесь делается прогноз, который вытекает непосредственно из диагноза, а диагноз ставится посредством обобщений и отсечений всего вторичного, так что в процессе составления прогноза рассматриваются лишь те узлы или очаги проблемы, которые являются жизненно важными для дальнейшего развития ситуации. В отличие от западного подхода прогноз делается с применением особых ментальных техник, в основе которых лежит все та же "Книга Перемен" и существующие в этой традиции ментальные схемы.
- Пятый. Это выработка стратегии, то есть в первую очередь идеологического стержня поведения, посредством правильной оценки своих сил, мобилизации всех ресурсов; на эту структуру накладывается поток времени, в котором гипотетически развивается ситуация. Так как стратегия является долгосрочным состоянием понятийных связей в структуре личности индивида, а не набором запланированных реакций на изменения среды, она не диктует поведенческих стереотипов, а позволяет правильно войти в систему изменений реальности, с тем чтобы производить ее плавный мониторинг в требуемом направлении.
- Шестой. Конкретная методология вхождения в систему, связанная с выработкой тактических приемов, которые направлены на реализацию стратегии, выработанной на предыдущем этапе. Если стратегия отсутствует, то эффективность любых методов несоизмеримо понижается, так как в отрыве от стратегии тактика не дает результатов.
Сообщение дыхания с божественным называется Духом, а прекращение дыхания-ци определяется как бесы. Томление-застой дыхания-ци определяется как твари. Разнородность и смешанность дыхания-ци определяется как птицы и звери. Несдержанность дыхания-ци определяется как растрата семеницзин. Мутная часть искаженного дыхания-ци — это глупость и подозрительность. Твердость несчастливого и пустого дыхания-ци — это высокая строгость.
Мягкость здорового и крепкого дыхания-ци — это доброта и любовь, это щедрость и искренность. Через них благородный человек проводит правильное дыхание-ци, а маленький человек действует через искаженное дыхание-ци.
Суть всего совершенствования заключается в способности действовать почтительностью и любовью на пути-дао и в качестве-дэ. Суть всего зла заключается в том, что, отворачиваясь от пути-дао и противопоставляясь качеству-дэ,
творят разбой и злодеяние в непослушании и перечении. Если человек проявляет силу на пути добра-совершенствования, то и Небо дарует ему благополучие. В этом можно видеть естественность добра. Если человек проявляет силу на пути зла, тогда и Небо ниспосылает беды. На основании этого можно видеть естественность совершения зла.
Если придерживаешься пути-дао и силы-дэ, то следует укреплять механизм сохранения и погибели. Отсутствие вовлеченности управляет делами, руководит в делах. Безмятежен, как будто отсутствуют люди. Таким образом приходишь к состоянию, в котором через отсутствие вовлеченности достигаешь определенности на стадии начала проявления опасности или безопасности. Понимаешь закон удаления и приближения. Так сможешь сохранить целостность организма, избавиться от опасностей, уйти от неприятностей.
Еще один классификационный ряд, необходимый для правильного решения существующих проблем, выводится из структуры знака "Книги Перемен" на основании конструкции "мотив-цель".
- Начальный уровень: Побуждения, мотивации.
- Второй уровень: Поведенческие стереотипы, проводящие побуждения в процессе коммуникации с миром.
- Третий уровень: Стратегические связки замыслов, сопряженные с побуждениями, которые толкают человека к достижению целей, привидевшихся ему на шестом уровне.
- Четвертый уровень: Система ценностей, понятийные структуры. Определим ее как идеологию.
- Пятый уровень: Матрица видения, формирующая типы первичных реакций на поток предвидения на шестом уровне.
- Верхний уровень: Предвидения, приходящие из внешнего мира предполагаемого будущего.
В качестве рабочей версии можно допустить, что центральную точку переживания ситуации я воспринимаю как некие ритмические толчки, к которым "я" периодически возвращается центром ощущения. Конфигурация и траектория этих толчков, условно называемых побуждениями или мотивациями, такова, что существующие способности разрешения аппарата восприятия не позволяют непосредственно ощущать их воздействия и контролировать направление распространения. Потому мотивации требуют словесного формулирования (функцию словесного формулирования мы рассмотрим в другой работе). Через выражение словами существует ограниченная возможность локального управления траекторией импульсов побуждений в направлении цели, соотносимой с ценностнообразующим центром, который определяет конфигурацию осознания данной волны времени. Побуждение – это сам толчок, изначально связанный с локальной целью в потоке предвидения, идущем извне и выражаемом шестым уровнем процесса самоосознания. Вся сложность лабиринта сознания вытекает из невозможности непосредственно воздействовать ни на одну из составляющих структуры; только посредством перемещения с уровня на уровень через описание своей причастности к категориям можно оказывать влияние на траекторию движения от точки побуждения-целеполагания до момента реализации.
Первый уровень – побуждение, которое требует правильного обоснования причин стремления к цели. Само стремление не является произвольно выбираемой категорией. Множество стремлений составляют суть прохождения жизни. То есть они действуют постоянно. И в точке осознания наличия стремления действует категория, называемая побуждением.
Второму уровню структуры соответствует поведение как набор элементарных реакций и движений, осознаваемых в качестве действий, направляющих стремления к достижению цели. Дело в том, что при трехчленном делении структуры знака по два уровня на одну из трех концепций, составляющих основу описания ощутимого мира, первые два уровня соответствуют субстанции телесных ощущений и выражаются в предощущениях и явленных движениях тела. Предощущения формулируются как мотивационный аспект, а выраженные в движениях тела составляют поведенческие стереотипы. Они соединяются в поведенческие комплексы по принципам подобия и соотносятся в своих траекториях с центрами потери равновесия тела, выражающими потерю центра равновесия мысли в процессе движения в структуре пространства сознания от одной цели к другой. Таким образом, поведение, которое выражается вторым уровнем, являет собой механику отдельных движений энергии времени через сочленения тела. Эти движения постепенно накапливаются, переходя с уровня мелких колебаний на уровень крупных проявленных перемещений точек равновесия в пространстве. Будучи описано языком социальных ценностей, в котором роль ценностнообразующих ядер играют материальные и духовные категории, являющиеся объектами притяжения личности в идеальном пространстве, поведение становится набором символических жестов. Эти жесты читаются, подобно тексту книги, и сообщают как субъекту совершения действий, так и объекту, воспринимающему эти перемещения, информацию в категориях обретения и потери центров равновесия ценностных систем, регулирующих циркуляцию энергии в коммуникационном поле.
Третий и четвертый уровни знака соответствуют аспекту дыхания в системе описания тела ощутимого мира. Третий уровень соотносится с выдохом, и это стратегические конструкции, которые являются материалом для построения идеологических систем, с помощью которых происходит целевая энергетизация разнородных векторов стремлений, разрозненных индивидуальных полей человеческого сознания. Стратегия сообщается с поведенческими стереотипами на выдохе в теле и подразумевает перенос классификационных рядов поведенческих стереотипов на уровень моделей построения макросоциальных конструкций, в которых происходит оперирование социальными ценностями. В технике языкового описания также происходит соотнесение стратагем с ценностными схемами материального и духовного свойства. И если стратегии ориентированы на перемещение в социально-материальном пространстве, то идеологические конструкции направляют тебя в среду социально-духовного качества. Эта среда является более тонкой.
Так что четвертый уровень идеологических систем является высшим для непосредственно воспринимаемых психофизическим индивидом реалий движения в социуме от одних ценностных масс к другим. Идеология позволяет манипулировать силами, с помощью которых ты переходишь с одного уровня ценностей на другой, более высокий и, следовательно, подразумевающий более широкую систему видения, обладающую большей глубиной и вместимостью.
Пятый уровень, соответствующий восприятию, представляет собой выдох сознания во вдох тела и соотносится с понятием видения как структуры внимания-восприятия, обладающей определенной вместимостью. Эта вместимость описывается параметрами длины волн времени и координатами пространственных систем, которые являются вторичными по отношению к параметрам длины волны. Видение соответствует пространственному восприятию. На уровне социальных иерархий в пятой позиции находится правитель, который является точкой координации всех потоков социального мира. Он сообщает его с миром духовности, проще говоря – Небом.
Шестой уровень – это уровень внутренней визуализации, направленной в глубину потока, приходящего-уходящего времени. Там рождаются и проявляются всевозможные образы потенциального развития любых событий в ощутимой Вселенной пространства сознания, и оттуда индивид черпает мотивации для непосредственных толчков поведенческих стереотипов в стратегических связках идеологических перемещений в полях видения в пространстве временной визуализации.
Даосский трактат Вэнь Цзы, который также носит название "Тун Сюань Цзин", или "Канон о постижении тайны", начинается так: "Наличие предмета завершает изначальную неопределенность или неразделенность". Речь идет о поле видения, в котором постоянно формируются образы предметов. В результате появления предмета в поле видения начинается процесс, который отражает в целом вселенские закономерности бытования сознания. Эти процессы отражаются в системах мифологического описания мира, если речь идет о поддержании равновесия в пространстве видения целого этноса. В данном случае мы рассматриваем текст с точки зрения психофизики восприятия отдельного индивида, и потому термин "хунь", который подразумевает состояние неоформленности чистого поля видения, может в других контекстах читаться как "первородный хаос". Интересно отметить, что этот термин имеет значение "старший брат", то есть предшествующий мне-проявленному.
Прежде рождаются Небо и Земля. Небо и Земля определяют границы восприятия и создают базовый фрейм, натяжение экрана, на котором предмет имеет возможность проявиться, став доступным моему сознанию. Небо и Земля – это тоже категории сознания. Если мы рассматриваем в качестве источника действия предмет, а не сознание, тогда предмет рождается прежде Неба и Земли. То есть в качестве высшего и первого предмета рассматривается Путь, который представляет собой целостное обозначение динамической структуры пространства сознания.
Есть только образ, отсутствует форма. Тончайшие импульсы, темные в восприятии. В безмятежной безмолвности, пресные, неокрашенные. Это описание состояния фазы формирования единицы осознавания.
Иероглиф Ван (правитель) замечателен по своей внешней форме, потому что наглядно демонстрирует, как соединение трех уровней — Неба, Земли и Человека — пробивается центральной вертикалью работы, превращая его в функцию правителя, и в первую очередь это правитель своего мира.
Иероглиф Юань обозначает элементарную единицу ценности в структуре сознания и потому может переводиться как «денежная единица», «единица времени» и «изначальное намерение» одновременно.
Коммуникационное поле планеты, или ноосфера
Теперь предположим наличие общего пространства коммуникации, которое условно назовем социальным полем планеты, или коммуникационным полем, оно же семантическое, синтаксическое, телепатическое (какое угодно другое) пространство коммуникации. Термин "ноосфера", предложенный В.И. Вернадским, тоже вполне подходит для наших целей. То есть мы предполагаем наличие ощутимого интерактивного пространства, где протекают процессы, общие для всех мыслительных пространств. Оно и есть поле социальных процессов. Это не более чем произвольное предположение, которое позволяет построить некоторые модели, помогающие адекватно описать разные процессы коммуникации, связанные с переходами в контекстах с уровня на уровень. Способность правильно толковать контексты, подключаясь к метапространству этого гипотетического поля общности, и знание законов соединения контекстов в контекстуальные группы, а следовательно, и понимание трансконтекстуальной реальности дает возможность спокойно перемещаться по динамическим контурам пространства сознания и предсказывать результаты действий и событий, которые предположительно имеют место в этом самом пространстве сознания.
Давайте предположим еще, что существует реальность, позволяющая точно соотносить конструкции ощущений и технологии их толкования в "разных типах пространства сознания". Кавычки нужны для того, чтобы ввести антитезу предположения о существовании разных типов пространств сознания, ибо мы абсолютно уверены, что параметры пространства сознания, возможно совпадающие с объемами и размерами одного отдельно взятого тела, полностью повторяются во всех отдельно взятых телах. Предположим, что техники, предлагаемые в традиционных китайских подходах к прогнозированию, тем или иным способом связаны с закономерностями, имеющими отношение к общему полю планетарной человеческой коммуникации. Опишем конкретные аспекты этих подходов, в частности в области прогнозирования судьбы национальной государственности, стараясь акцентировать внимание на проблемах прогнозирования в целом в связи с нашим интересом к нахождению точных принципов описания социального пространства.
Еще раз подчеркнем, что мы исходим из произвольного предположения о социальном пространстве как особом типе поля, структуре, с которой отдельный носитель динамического потока пространства сознания входит в контакт через систему символических представлений, организованных в иерархические категориальные ряды. Через движение по отдельным связкам, образующим эти ряды, индивид способен перемещаться по контурам временных волн в ту или иную сторону. Таким образом он, анализируя информацию, полученную благодаря ощущениям через систему кодов, описывающих одновременно объекты в отражении и аспекты существования временной волны, получает возможность отслеживать траекторию перемещения (а следовательно, и качественного изменения) этих объектов во времени.
Если ты можешь выстроить достаточно ясную структуру сознания-ощущения, то есть в пространстве сознания поле и фокус внимания-восприятия позволяют улавливать и классифицировать возникающие во времени ощущения, относя их к той или иной категории предметов-явлений внешней и внутренней среды, то через определенные техники можешь в известной степени воздействовать на протекающие через тебя процессы без прямого вмешательства и грубых ударов по нежному телу судьбы.
Таковой в самых общих чертах является трансляция модели шестиуровневых форм пространства сознания. Эти уровни в других работах мы также именуем динамическими контурами личности. Кроме шестичленной модели существуют также модели девятичленные, но к подробному описанию этих матриц мы обратимся в следующей работе.
Примечание
1. Схема расположения знаков ГУА Последующих Небес представляет собой порядок их распределения по круговому циклу и отражает движение мысли в материальной реальности, существуя как альтернатива схеме Прежних Небес, отражающих идеальные траектории движения мысли.
Определение основных понятий
- сознание
В традиции сознание определяется иероглифом, обозначающим сердце, и представляет собой условно структурированное пространство, которое очерчивается упорядоченной траекторией ощущений, осознаваемых индивидом как мыслительные процессы.
- мысль
Циклическое движение ощущения в пространстве сознания по образным траекториям от одного объекта сознания до другого. Может улавливаться с помощью слов, а может оставаться в виде памяти траектории движения-ощущения.
- смысл
Обобщение минимального количества связей, создающих циклический рисунок орнаментального свойства, позволяющий кодировать блоки информации с помощью понятийных схем.
- стратегия
Позиция, создаваемая личностью как руководящая схема для структурирования последовательности действий, вытекающая из прогноза в процессе решения задачи по оптимизации движения к поставленной цели.
- прогноз
Выраженные в словесной форме предполагаемые тенденции изменений в системе, описывающий качественный, количественный и структурный факторы перемен в определенных единицах времени.
- метафора
Движение мысли, проводящее связь между двумя объектами сознания через уподобление разнородных признаков, закодированных как ощущения в образах по шести уровням чувственного восприятия.
- решение
Сформулированное действие, позволяющее произвести выбор между альтернативными направлениями движения мыследействия в пространстве сознания и подходящее для реализации в данной конкретной обстановке. Каждое решение ведет к оптимизации процесса деятельности на пути решения задач при достижении намеченных целей.
- намерение
Начало движения мысли в пространстве сознания, таящее в себе образный зародыш цели, что позволяет найти и наметить наиболее приемлемую траекторию ее достижения в лабиринтах смысловых путей в пространстве сознания.
- цикл
Траектория ощущения в пространстве сознания, отражающая единицу времени, воспроизводящую траекторию движения небесных тел по орбитам, и отраженная в природных процессах внешнего мира.
- ум
Общее наименование способности человека производить мыслительные действия в пространстве сознания с той или иной степенью эффективности.
- разум
Качество мира, отражающееся в пространстве сознания личности как способность видеть законы мира не только во внешнем или внутреннем проявлении, но и во всем, что может проявиться в пространстве восприятия.
- рассудок
Способность ума производить суждения, позволяющие обобщать понятийно-образные ряды и создавать схемы, применяемые в пространстве сознательной деятельности.
- индивид
Локализованное представление о самой себе отдельной единицы динамического потока пространства сознания (в границах собственного тела ощущений).